Геологические периоды земли

Содержание:

В Докембрийская эпоха это один из периодов, на которые делится геологическая шкала времени. Обычно это считается первым этапом в истории Земли. Он начался, когда была образована планета, около 4,6 миллиарда лет назад, и продолжался до 570 миллионов лет назад, что делает его самым длинным этапом в истории.

Однако следует отметить, что некоторые ученые сокращают его продолжительность. Некоторые авторы называют азойским периодом от образования планеты до 3,8 миллиарда лет назад, когда, согласно этому течению, начался докембрий.

Докембрий делится на три различных эона (подразделения), которые служат для разграничения различных геологических событий и событий развития планеты.

В течение долгого времени новообразованная планета Земля страдала от условий окружающей среды, делавших невозможным любую жизнь. Почти все газы в ранней атмосфере были ядовитыми, а вулканическая активность была постоянной.

Со временем планета постепенно стабилизировалась. Появились первые бактерии, выделяющие кислород в атмосферу. Также сформировалась земная плита, и жизнь, изначально очень простая, начала процветать.

Пришествие хищника

Все животные, о которых мы до сих пор говорили, были в самом наиширочайшем смысле «травоядными». Они питались или фотосинтезирующими организмами, или на худой конец чьими-то мертвыми остатками. При этом собственная биомасса «травоядных» представляла собой ценный (и до какого-то момента совершенно невостребованный) ресурс для животных, питающихся другими животными, то есть для хищников. Поначалу никаких хищников просто не существовало. Но при наличии таких атрибутов активной жизни, как нервная система, мускулатура и ротовой аппарат, их появление было всего лишь вопросом времени. Первые крупные хищники, уже совершенно определенно специализированные на питании другими многоклеточными животными, появляются примерно 520 миллионов лет назад; это динокариды — хорошо плавающие существа, родственные членистоногим (Gondwana Research, 2014, 25, 896–909, doi, 10.1016/j.gr.2013.06.001). Самый известный представитель динокарид — аномалокарис, стройное сегментированное создание длиной около метра со сложными фасеточными глазами и мощными членистыми околоротовыми конечностями, явно служившими для захвата подвижной добычи. В самом начале кембрия подобных хищников нет. «Скелетная революция», несомненно, в какой-то степени стала ответом на их появление; изменение химического состава морской воды только облегчило ее. А появление скелетов, в свою очередь, запустило освоение новых экологических ниш. Стивен Стэнли совершенно правильно писал, что для объяснения кембрийского взрыва вполне хватает чисто биологических причин; факторы, действующие на биосферу извне, могли повлиять на скорость того или иного процесса, но все главные события можно объяснить и без них. Вспышка разнообразия многоклеточных животных была естественным результатом серии автокаталитических процессов, запущенных появлением первых «травоядных» (вроде кимбереллы) и происходивших на уровне сообществ, иначе говоря, экосистем. Вне экологии объяснить кембрийский взрыв действительно невозможно.

С появлением хищников процесс образования новых жизненных форм стал понемногу тормозиться. Репертуар экологических ниш сложился, почти все они уже были распределены и заняты. Разумеется, расширение сообществ продолжалось и дальше — просто медленнее. Например, только после окончания кембрийского периода появились лопатоногие моллюски, занявшие довольно-таки экзотическую нишу роющих хищников (Advances in Marine Biology, 2002, 42, 137–236). Но такого размаха, как на рубеже эдиакария и кембрия, крупномасштабная эволюция животных больше никогда не достигала.

С точки зрения событийной истории началом кембрийского взрыва можно считать появление первых эффективных водорослеедов (кимберелла), а концом — появление первых эффективных хищников (аномалокарис). Кимберелла появилась 555 миллионов лет назад, аномалокарис — 520 миллионов лет назад, интервал между ними — 35 миллионов лет. Не так уж и быстро.

геология

Геология докембрия претерпела большие изменения. Короче говоря, планета все еще находилась в фазе формирования, поэтому изменения были непрерывными.

Вулканическая активность была почти постоянной, что привело к тому, что большое количество углекислого газа и водяного пара достигло прото-атмосферы. В свою очередь, это привело к понижению температуры и затвердеванию пород.

Континентальная кора образовалась из верхней мантии Земли. Это было медленное появление, поскольку прошло время, которое колеблется между 3800 и 2800 миллионами лет. В это время сформировались базальты и андезиты.

Эксперты предполагают, что эта ранняя континентальная кора содержала большое количество силикатов алюминия. Области, где уже была кора, называются щитами, и они являются источником нынешних континентов. Однако в докембрии земля была более теплой и прерывистой, чем сегодня.

Горные породы

Возраст самых старых пород, обнаруженных геологами на планете, составляет от 4,1 до 4,2 миллиарда лет назад. Это небольшие остатки циркона, минерала.

Однако, чтобы измерить возраст Земли, они посмотрели на несколько метеоритов. Согласно исследованиям, они образовались в то же время, что и планета, и позволили нам установить дату примерно в 4,6 миллиарда лет.

С другой стороны, наиболее частыми типами пород в докембрии были магматические и метаморфические породы. Африка и Гренландия, где обнаружены древнейшие земные породы, позволили более глубоко изучить геологию того времени.

Международная геохронологическая шкала (2017)

Конечно, геологам нужна единая геохронологическая система координат независимо от того, в какой части света изучаются горные породы. Эпохи делят по характерным отложениям, образованным в определённое время. И именно для их детализации (стратификации) нужна геохронология с геологическими  индикаторами-пластами, характерными для данного региона и условий образования горных осадочных пород. Но в одно и то же время в разных частях света были свои условия осадконакопления. И хронологически в одних частях света образовались четко выраженные геологические комплексы, а в других — отложения не образовывались вовсе.

Эта ситуация привела к тому, что у геологов разных стран и континентов свои геохронологические шкалы, различающиеся на уровне ярусов.

Более мелкое геохронологическое деление — горизонт и лона — в каждом регионе свое. Иногда горизонты различаются в одной стране в зависимости от того, в каких отложениях он выделяется.

Например, найденные у станицы Хапры отложения речных песков, уникальны. Они образуют хапровский горизонт, распространённый только на побережье Азовского моря и сформировавшийся в конце неогенового периода.

Эталонный разрез стратиграфического горизонта называется стратотипом. При этом нигде кроме данной территории он не выделяется.

Определяемая по уникальному и обособленному комплексу живых организмов, встречающихся в отложениях одного возраста, выделяется «лона». Она соответствует определенной экосистеме, сложившейся на данной территории. В лонах выделяются свиты, уже как породы определенных литологических особенностей. Свита должна иметь четкие определяющие признаки, устойчивые на всей площади своего развития.

Свиту характеризует весь комплекс свойств: набор ископаемых организмов, цвет, твердость, плотность, трещиноватость и другие физические свойства (проводимость, радиоактивность, намагничиваемость, химический состав и пр.).

Привести к единой шкале породы различных горизонтов невозможно. Чтобы понять, какое событие отражено в каменной летописи земли раньше, а какое позже, пользуются геохронологическими таблицами соответствия, которые постоянно разрабатываются и модифицируются.

Предыдущая

ПалеонтологияМеловой период Мезозойской эры: описание, продолжительность, фото
Следующая
ПалеонтологияСколько зубов у динозавров и какие они были?

Фанерозойский период

Для лучшего усвоения информации все эры и периоды земли стоит перенести в таблицу. Анерозой делится на три этапа, границами между которыми являются глобальные события в эволюции живых организмов. Стоит перечислить эти эры по порядку в хронологической последовательности:

• палеозой;
  • мезозой;
  • кайнозой.

Эпоха палеозоя

Палеозойская эпоха является самой древней в фанерозое. Она стартовал 541 млн лет назад, а завершилась 485 млн лет назад. Ученые в палеозое выделяют несколько периодов в соответствии с хронологией:

• кембрий;
  • ордовик;
  • силур;
  • девон;
  • каменноугольный;
  • пермь.

В зоне экватора располагались меньшие по размерам континенты — Балтика, Сибирия и Лаврентия. Там же находились и некоторые микроконтиненты. В период среднего карбона произошло массовое столкновение материков, что привело к появлению нового суперконтинента — Пангеи. Случилось это в пятом периоде палеозоя.

В ранний кембрий на планете преобладал теплый климат. Разница температур между полюсами и экватором была незначительной. В составе атмосферы было большое количество азота и лишь 0,3% CO 2. При этом содержание кислорода постоянно возрастает. В результате в атмосфере планеты господствуют именно эти три газа.

На протяжении всего палеозоя возрастает количество растительной биомассы, что приводит к активному потреблению углекислого газа и выделению кислорода. Во времена кембрия жизнь была сосредоточена в морях. Морская флора была представлена большим количеством видов водорослей, появившихся еще в протерозой.

Водную фауну представляли иглокожие, моллюски, а также различные прикрепленные животные, например, губки. В нижнем ордовике в глубинах морей появились первые позвоночные. Ученым известны рыбообразные животные, лишенные челюстей — остакодермы. Древнейшие представители рыб появились во времена девона и имели хорошо развитый панцирь. Однако в конце этого периода их полностью вытесняют челюстноротые.

Также в морях обитали и лучеперые рыбы, но их группа была малочисленной. В конце девона и начале карбона в пресных водоемах активно развиваются кистеперые и двоякодышащие. В условиях недостатка кислорода у них начинает развиваться дополнительный дыхательный орган — легкие. Благодаря ему эти представители фауны получили возможность использовать кислород, содержащийся в атмосфере. В середине ордовика жизнь выходит на сушу.

Пора мезозоя

Мезозойская эра стала второй в фанерозое и началась 252 млн лет назад. При этом ее продолжительность составляет порядка 166 миллионов лет. Период характеризуется более мягкими тектоническими изменениями. В нем выделяется три эпохи:

• триас;
  • юрский;
  • меловой.

Во времена мезозоя наблюдались 3 сменявших друг друга цикла похолодания-потепления. Теплые периоды характеризуются равномерным климатом, а также большим разнообразием флоры и фауны. Мезозой был наиболее теплым во всем фанерозое. На всем его протяжении даже в приполярных регионах отсутствовал постоянный ледяной покров. При этом в первой половине эры климат на планете был преимущественно сухим, а во второй сменился влажным.

Среди животных в мезозое широко были представлены рептилии, занимавшие господствующее положение, а также насекомые. В юрском периоде появились и летающие ящеры, быстро завоевавшие воздушную стихию. Меловой период характеризуется дальнейшим развитием рептилий. Отдельные виды достигли поистине громадных размеров.

Одновременно развиваются цветковая флора и насекомые-опылители. Конец мелового периода характеризуется сильным похолоданием, что приводит к вымиранию динозавров. Это стало толчком для активного развития млекопитающих и птиц.

Палеоген и неоген

Эти периоды составляют кайнозойскую эру. Ее отсчет начинается с момента вымирания животных в меловом периоде. Кайнозой продолжается по настоящее время. Эра состоит из нескольких периодов:

• палеоценовый;
  • эоценовый;
  • олигоценовый;
  • миоценовый;
  • плиоценовый;
  • четвертичный.

Кайнозойская эра характеризуется наличием большого количества морской, наземной и воздушной фауны. Млекопитающие после длительной эволюции занимают господствующее положение. В начале неогена появились первые предки человека.

С помощью таблицы эр будет проще воспринимать информацию. Для получения хорошей оценки по географии учащимся предстоит перечислить названия всех основных временных отрезков развития планеты, рассказать об основных изменениях в биологии Земли и указать, в какое время появились первые предки человека.

Подразделения

Появилась терминология, охватывающая первые годы существования Земли, поскольку радиометрическое датирование позволило присвоить абсолютные даты определенным образованиям и особенностям. Докембрий делится на три эона: хадейский (4600–4000 млн лет назад), архейский (4000–2500 млн лет) и протерозойский (2500–541 млн лет). См. » Расписание докембрия» .

• Протерозой : этот эон относится к периоду от нижней границы кембрия , 541 млн лет назад, до 2500 млн лет назад. Первоначально он был синонимом «докембрия» и, следовательно, включал все, что было до границы с кембрием. Протерозойский эон делится на три эпохи: неопротерозойскую , мезопротерозойскую и палеопротерозойскую .
    • Неопротерозой : самая молодая геологическая эра протерозойского эона, от нижней границы кембрийского периода (541 млн лет назад) до 1000 млн лет назад. Неопротерозой соответствует породам Z докембрия более древней стратиграфии Северной Америки.
      • Эдиакаран : самый молодой геологический период неопротерозойской эры. «Геологическая шкала времени 2012 года» датирует его от 541 до 635 млн лет назад. В этот период появилась эдиакарская фауна .
      • Криогенный период : средний период неопротерозоя : 635-720 млн лет.
      • Тониан : самый ранний период неопротерозойской эры: 720–1000 млн лет.
    • Мезопротерозой : средняя эра протерозойского эона, 1000-1600 млн лет. Соответствует породам «Докембрия Y» более ранней стратиграфии Северной Америки.
    • Палеопротерозой : древнейшая эра протерозоя, 1600-2500 млн лет. Соответствует породам «Докембрия X» более ранней стратиграфии Северной Америки.
  • Архейский эон: 2500-4000 млн лет.
  • Хадейский эон : 4000–4600 млн лет. Первоначально этот термин предназначался для обозначения времени до того, как были отложены какие-либо сохранившиеся породы, хотя некоторые кристаллы циркона, датируемые примерно 4400 млн лет назад, демонстрируют существование коры в Хадейском эоне. Другие записи времен Хадея получены от Луны и метеоритов .

Было предложено разделить докембрий на эоны и эпохи, отражающие этапы планетарной эволюции, а не на нынешнюю схему, основанную на числовых возрастах. Такая система могла бы полагаться на события в стратиграфической записи и быть разграничена GSSP . Докембрий можно разделить на пять «естественных» эонов, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. Аккреция и дифференциация: период формирования планет до гигантского ударного события, связанного с формированием Луны .
  2. Хадей: преобладали интенсивные бомбардировки с примерно 4,51 млрд лет назад (возможно, включая период холодной ранней Земли ) до конца периода поздних тяжелых бомбардировок .
  3. Архей: период, определяемый первыми образованиями земной коры ( зеленокаменный пояс Исуа ) до образования полосчатых железных образований из-за увеличения содержания кислорода в атмосфере.
  4. Переход: период непрерывного образования железных полос до появления первых континентальных красных пластов .
  5. Протерозой: период современной тектоники плит до появления первых животных .

Земля была планетой-океаном

Когда 4,5 миллиарда лет назад ряд мощных столкновений между пылью и космическими породами положил начало рождению нашей планеты, совсем еще юная Земля представляла собой пузырящуюся, расплавленную сферу магмы глубиной в тысячи километров. Постепенно охлаждаясь по мере вращения, через несколько миллионов лет после своего рождения, остывающая магма сформировала первые минеральные кристаллы в земной коре. Спустя 4 миллиарда лет именно их удалось обнаружить ученым из Северо-Западной Австралии, которые решили проанализировать породу,найденную в глубине самого маленького континента планеты. В ходе проведенного исследования выяснилось, что кристаллы представляли собой остатки древнего океанического дна, свидетельствующего о том, что когда-то очень давно на Земле не существовало суши в том понимании, к которому мы все привыкли.

Согласно представленной учеными теории, континенты появились гораздо позже: в тот момент, когда тектоника плит толкнула огромные скалистые массы суши вверх, чтобы пробить морскую поверхность. Между тем, первая вода Земли, возможно, была принесена сюда богатыми льдом кометами из-за пределов нашей Солнечной системы. Альтернативная версия же утверждает, что влага могла прибыть в виде пыли из облака частиц, которое породило Солнце и вращающиеся вокруг него объекты.

Кометная бомбардировка могла положить начало жизни на Земле

Когда Земля была горячим океаном магмы, водяной пар и газы выходили с поверхности раскаленного шара в его атмосферу. «Затем из земной газовой оболочки пошел сильный дождь, вызванный резким похолоданием», — подтвердил ведущий автор исследования Бенджамин Джонсон, доцент кафедры геологических и атмосферных наук в Университете штата Айова.

В своем новом исследовании Джонсон и его коллега Босуэлл Уинг, доцент геологических наук в Университете Колорадо, обратились к уникальной находке, сделанной ими в австралийской глубинке. Обнаруженный ими кусок материала представляет собой скалистую структуру, застилавшую океаническое дно 3,2 миллиарда лет назад. В куске породы сохранились изотопы кислорода, способные помочь исследователям расшифровать изменения в температурах древнего океана планеты, а также в ее глобальном климате.

Могла ли возникнуть жизнь на планете-океане?

Проанализировав более 100 образцов осадочных пород, ученые обнаружили, что около 3,2 миллиарда лет назад океаны содержали больше кислорода-18, чем кислорода-16, который в настоящее время является наиболее распространенным в океане. Таким образом, выщелачивая кислород-18 из океанов, материковые массы суши свидетельствуют о том, что в древности континентов попросту не существовало. В этом случае, могла ли возникнуть какая-либо жизнь в условиях, столь отличных от современных?

Бенджамин Джонсон и его коллега склонны придерживаться мнения, что жизнь на Земле могла появиться лишь в двух местах: в гидротермальных источниках и прудах на суше. И те, и другие способны предоставить постепенно эволюционирующим живым существам достаточно органических веществ для роста и развития. Как бы то ни было, если теория ученых подтвердится, нахождение жизни на уже обнаруженных человеком планетах-океанах, таких как GJ 1214b или Kepler-22b, будет возможным лишь в том случае, если вышеупомянутые экзопланеты пойдут путем, который в свое время прошла наша голубая планета. В противном случае, вода может оказаться пусть и важным, но всего лишь ингредиентом для возникновения жизни на органической основе, который без участия дополнительных факторов не сможет обеспечить комфортную среду для зарождения первых микроорганизмов.

Принципы стратиграфии

Наука, изучающая время и условия формирования пород, образующих осадочную толщу в их взаимосвязях, называется стратиграфия (в переводе с лат. — «описывающая слои»). Она помогает установить общие закономерности строения осадочной толщи в их временной последовательности, определить возраст геологического события и у неё свои строгие законы.

Базовые геологические принципы:

1. Принцип актуализма — отложения и породы, образовывающиеся сегодня, образовывались и в древности.
  2. Организм не может даже частично вернуться к состоянию, уже случившемуся в ряду его предков.
  3. Принцип неполноты летописи — осадки не образовываются постоянно, большую часть времени образование осадков не происходит.
  4. Горная порода, находящаяся несогласно (под другими углами залегания) в однородной толще, моложе вмещающей ее породы. Например, если осадочная порода разорвана магматической, извержение лавы происходило после образования осадочной толщи.

Стратиграфические принципы:

• При ненарушенном залегании, каждый нижележащий слой древнее, чем перекрывающий его.
  • Органические останки, залегающие в пластах породы, являются возрастным индикатором.

Резюмируя эти принципы можно сказать, что ни одна характеристика горной породы не является однозначным индикатором времени ее образования.

Возраст горной породы определяют по совокупности признаков, характеризующих данный тип отложений. Формируется набор характеристик отложений, рассказывающих об этих геологических событиях, происходивших на Земле в определенном временном интервале и в определенной точке планеты. Ключевые вехи геологической истории в зависимости от их значимости разносятся в события разного уровня.

Данные вехи и формируют Геохронологическую шкалу, разделенную на главные события геологической истории планетарного масштаба.

Кембрий, кембрийский период палеозоя

Первый период
палеозойской эры

— кембрий (начало примерно 580 млн лет назад, длительность — 80 млн
лет).

Характеризуется появлением животных,
имеющих скелетные элементы.

На грани
протерозоя
и
палеозоя
происходил очередной период интенсивного горообразования,
перераспределялись площади суши и моря. Множество остатков ископаемых в
результате этого было уничтожено. В течение последующих горообразовательных
периодов ископаемые остатки уже не подвергались столь значительному
уничтожению. Вот почему начиная с первого периода палеозоя — кембрия —
палеонтологическая летопись достаточно полна и относительно непрерывна.
Климат кембрия был умеренным, материки низменными. На суше по- прежнему
жили лишь бактерии и синезеленые.

Наиболее разнообразно и богато жизнь была представлена в кембрийских
морях, площадь которых значительно превышала площадь современных морей.
Почти вся Европа была морским дном. В морях господствовали зеленые и бурые
водоросли, прикрепленные ко дну; в толщах вод плавали диатомовые,
золотистые, эвгленовые водоросли. Трудно представить, но в начале
палеозойской эры все моря были без рыб! Уже в кембрии моря стали колыбелью
почти всех основных типов животных, кроме хордовых.

В начале кембрия происходят серьезные изменения
химизма океана. Увеличивается смыв
солей из суши, возрастает концентрация кальция и магния в море. В
результате морские животные получили возможность усваивать в больших
количествах минеральные соли. А это, в свою очередь, открыло перед ними
широкие пути построения жесткого скелета. Чаще всего скелет строится из
карбоната и фосфата кальция, хитина и кремнезема.

Скелетные беспозвоночные определяют облик кембрийской морской фауны.
Наиболее широкого распространения достигли древнейшие членистоногие —
трилобиты, внешне сходные с современными ракообразными — мокрицами. Тело
трилобитов было заключено в хитиновый панцирь, расчлененный на 40-50
сегментов. Число сегментов тела у современных ракообразных значительно
меньше. Некоторые трилобиты были размером с горошину, другие — больше
полуметра в длину. Они плавали и ползали в мелководных заливах, питаясь
растениями и остатками животных. Характерен для кембрия своеобразный тип
многоклеточных животных — археоциат, который вымер к концу периода.
Археоциаты имели прочный известковый скелет и прикреплялись ко дну, их
скопления сходны с современными коралловыми рифами. В это время жили
разнообразные губки, кораллы, моллюски, плеченогие, сидячие иглокожие
(морские лилии). Позднее появились морские ежи (
табл. 10
).

После кембрия эволюция беспозвоночных пошла по пути специализации и
усовершенствования основных типов. Во всех типах обогатился систематический
состав.

Учёные-докембристы[править | править код]

В течение длительного времени единственным в мире специализированным научным учреждением по изучению докембрия был созданный в Ленинграде в 1967 году на базе Лаборатории геологии и геохронологии докембрия АН СССР Институт геологии и геохронологии докембрия (ИГГД). Основателями института, чьи исследования легли в основу изучения докембрия, были А. А. Полканов, Э. К. Герлинг, С. В. Обручев, Н. А. Елисеев, В. А. Николаев, Н. Г. Судовиков, К. О. Кратц, Д. А. Тимофеев.

Также ведущая роль в выделении и разработке стратиграфии рифея и венда принадлежит советским учёным-академикам Н. С. Шатскому, Б. С. Соколову и другим.

Докембрийские суперконтиненты

Карта суперконтинента Кенорленд 2,5 миллиарда лет назад

Карта Кенорланда, распавшаяся 2,3 миллиарда лет назад

Суперконтинент Колумбия около 1,6 миллиарда лет назад

Предлагаемая реконструкция Родинии 750 миллионов лет назад

Позиции суши в конце докембрия

Движение плит Земли с течением времени вызвало формирование и распад континентов, включая случайное формирование суперконтинента, содержащего большую часть или всю сушу. Самым ранним известным суперконтинентом был Ваальбара . Он образовался из протоконтинентов и был суперконтинентом 3,636 миллиарда лет назад. Ваалбара распалась c. 2.845-2.803 Ga назад. Суперконтинент Кенорланд образовался ок. 2,72 млрд лет назад, а затем через 2,45–2,1 млрд лет распалась на кратоны протоконтинента, называемые Лаврентия , Балтика , кратон Йилгарн и Калахари . Суперконтинент Колумбия , или Нуна, образовался 2,1–1,8 миллиарда лет назад и распался примерно 1,3–1,2 миллиарда лет назад. Считается, что суперконтинент Родиния сформировался около 1300–900 млн лет назад, олицетворял большую часть или все континенты Земли и распался на восемь континентов около 750–600 миллионов лет назад.

Условия окружающей среды

Вулканы играли очень важную роль в начале докембрия. Выброшенный ими водяной пар вместе с углекислым газом сформировал основу прото-атмосферы. Чего еще не было, так это кислорода.

Когда температура на планете упала ниже 100 ° C, около 3,8 миллиарда лет назад, первые породы затвердели. Точно так же есть свидетельства появления первого океана, в котором скопились соли.

В конце концов, охлаждение привело к стабилизации земной коры, которая стала толще и жестче. То же самое произошло с атмосферой, в которой исчезли аммиак, метан или сероводород. На их месте появились азот и кислород.

Около 2,5 миллиардов лет назад климат также стабилизировался, что позволило появиться некоторым образцам жизни. Только 1800 миллионов лет назад цианобактерии смогли производить достаточно кислорода, чтобы их эффекты стали заметны.

С другой стороны, в докембрии были разные климатические периоды, от пустыни до некоторых ледниковых периодов.

Отметки геохронологической шкалы

Геохронологическая шкала делится по уровням на следующие элементы:

Акротема — самое крупное стратиграфическое подразделение.

• Криптозой — эпоха скрытой жизни, когда обитавшие организмы исчезали практически без следа (делится на архей и протерозой).
  • Фанерозой — эпоха открытой жизни, когда появились остатки и следы жизнедеятельности живых существ, по которым производится более дробное геохронологическое деление.

Следующий уровень — эры . Фанерозой составляют:

• древняя (палеозой);
  • эра средней жизни (мезозой);
  • новая эра (кайнозой).

Следующий уровень временного деления — периоды:

• кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский — палеозойские периоды;
  • триасовый, юрский, меловой — периоды мезозоя;
  • палеогеновый, неогеновый, четвертичный — периоды кайнозоя.

Названия периодов происходят чаще всего от географических названий тех местностей, где впервые определили ключевые характеристики данных отложений. Все стратиграфические подразделения этого уровня имеют общепринятые цветовые и буквенные обозначения на геологических картах и схемах наименования, узнаваемые на геологических картах всего мира.

Следующий уровень разделения геологического времени — отделы. Названия отделов даны по их положению в системе: нижний, средний, верхний или только нижний и верхний. Эпохи, соответственно, называют ранняя, средняя, поздняя. Отдел — часть системы, соответствующая отложениям, образовавшимся в течение одной эпохи. Отделы отличаются встречающимися растениями и живыми организмами на уровне родов или групп в данных отложениях.

Отделы делятся на ярусы — отложения, образовавшиеся в течение одного геологического века (несколько миллионов лет). В разных частях света свои ярусы.

Видео об истории развития Земли относительно геохронологической таблицы.