2 класс. окружающий мир. какой бывает транспорт

САМОЛЕТ.

Наблюдая за птицами, парящими в небе, человеку всегда хотелось научиться летать. Первые попытки подняться в воздух люди делали много веков назад. Они пытались подражать птицам, мастерили крылья из перьев и воска. Смельчаки забирались на высокие башни и спрыгивали вниз. К сожалению, все эти попытки заканчивались неудачно. Человек не мог махать крыльями как птица, значит, нужно было искать другие возможности полета – создавать летательные аппараты.
В 1799 году Джордж Кэли предложил модель самолета, у которого были неподвижные крылья. Началась работа по созданию подобного летательного аппарата. Первый успешный полет пассажирского самолета прошел в 1853 году, а первый управляемый полет летательного аппарата с двигателем был совершен братьями Райт в 1903 году.
Название – самолет – говорит само за себя. Это такой аппарат, который может взлетать в воздух, лететь в нужном направлении и успешно садиться на твердую поверхность (землю, палубу корабля) либо на воду. Двигатели самолета бывают реактивными и винтовыми. На большие грузовые самолеты устанавливают несколько двигателей, а на легких самолетах обходятся одним.

Для разгона и посадки у самолета есть колеса – шасси, которые он убирает сразу после взлета, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Самолеты летают с большой скоростью. Обычная рабочая – крейсерская – скорость самолетов 800–900 км/ч на высоте 8–10 тысяч метров. Самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрия» был построен в России. Размах крыльев его составляет почти 90 метров. Грузоподъемность Ан-225 – 450 тонн. Максимальная взлетная масса 640 тонн. Уникальный самолет может за один раз перевезти до 50 легковых автомобилей. Самым быстрым является беспилотный самолет Х-43А. Он установил рекорд скорости – 11230 км/ч, тем самым превысив скорость звука в 9,6 раза.ЗАГАДКИ.
Железная птица в небе кружится,
По сигналу пилота на землю садится.
(Самолет).

Летит как стрела,
Жужжит как пчела.
(Самолет).

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет).

С чего всё начиналось

Затем люди научились высаживать культурные растения и собирать урожай. Грузы становились всё тяжелее, нести их нужно было всё дальше. Тогда на помощь пришли сильные животные, приручённые человеком — ослы, лошади, на некоторых континентах — слоны и верблюды.

Шло время, домашние животные не всегда могли справиться с дальними расстояниями. Наконец настал момент для водного транспорта. Появились первые плоты, парусные лодки и небольшие кораблики, которые передвигались при помощи вёсел и попутного ветра. Но людям было интересно придумывать новые способы передвижения — тогда изобретатели построили первый воздушный шар.

Когда придумали двигатель, появился проект первого паровоза, работавшего на дровах и угле. Они могли независимо от природных явлений транспортировать людей и грузы на дальние расстояния там, где были проложены рельсы. Но железная дорога проходила не везде, поэтому человек решил снять машину с рельсов и поставить на колёса. Так в самом конце XIX века появился первый в мире автомобиль. С той поры он постоянно совершенствовался и стал самым популярным средством передвижения.

https://youtube.com/watch?v=RYYs-pXuHs0

2. История развития транспорта

С чего же все на­ча­лось? Из­на­чаль­но че­ло­век ходил по земле са­мо­сто­я­тель­но и на себе пе­ре­но­сил раз­лич­ные грузы. Они были раз­но­го раз­ме­ра и веса, по­это­му ино­гда че­ло­ве­ку было тя­же­ло. А неко­то­рые грузы он во­об­ще не мог пе­ре­дви­нуть. Тогда на по­мощь че­ло­ве­ку при­шли до­маш­ние жи­вот­ные – осли­ки, ло­ша­ди, а в неко­то­рых стра­нах – слоны, стали пе­ре­во­зить грузы, и у че­ло­ве­ка по­яви­лась воз­мож­ность пе­ре­дви­гать­ся на более даль­ние рас­сто­я­ния.

Рис. 5. Ло­шадь (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Ослик (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Слон (Ис­точ­ник)

Через неко­то­рое время че­ло­век изоб­рел лодку и парус. Тогда че­ло­век на­учил­ся пе­ре­дви­гать­ся по воде, и по­мо­гал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже на­ча­ли стро­ить ко­раб­ли и хо­дить по рекам, морям и даже оке­а­нам и от­кры­вать новые земли.

Рис. 8. Ко­рабль (Ис­точ­ник)

По­треб­но­сти че­ло­ве­ка росли, грузы ста­но­ви­лись боль­ше и тя­же­лее, и пе­ре­ме­щать их нужно было на более даль­ние рас­сто­я­ния. Жи­вот­ные уже не могли по­мочь че­ло­ве­ку. То­гда-то и при­ш­лось изоб­ре­сти транс­порт­ные сред­ства. Пер­вое, что изоб­рел че­ло­век – это воз­душ­ный шар. Он мог пе­ре­ме­стить до­ста­точ­но боль­шой груз и на даль­ние рас­сто­я­ния, но, к со­жа­ле­нию, был не очень удо­бен, по­то­му что шар летел толь­ко в том на­прав­ле­нии, куда его гнал ветер.

Рис. 9. Воз­душ­ный шар (Ис­точ­ник)

Затем, спу­стя неко­то­рое время, че­ло­век изоб­рел дви­га­тель – серд­це любой ма­ши­ны. Пер­вые дви­га­те­ли были па­ро­вые, то есть ра­бо­та­ли на углях и на дро­вах. Тем не менее, такой дви­га­тель поз­во­лил че­ло­ве­ку при­ду­мать па­ро­воз и успеш­но ис­поль­зо­вать это сред­ство пе­ре­дви­же­ния на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни.

Рис. 10. Па­ро­воз (Ис­точ­ник)

Па­ро­воз был очень удо­бен, по­то­му что мог пе­ре­во­зить людей и грузы на боль­шие рас­сто­я­ния. И все же у па­ро­во­за тоже были свои недо­стат­ки – он мог пе­ре­дви­гать­ся толь­ко по рель­сам, для этого их пред­ва­ри­тель­но нужно было про­ло­жить, а это не все­гда пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Ре­ше­ние было оче­вид­ным – убрать рель­сы и оста­вить толь­ко ко­ле­са. Так по­явил­ся пер­вый ав­то­мо­биль.

Рис. 11. Па­ро­вой ав­то­мо­биль (Ис­точ­ник)

Электротранспорт

Трамвай.

Постепенно ритм городской жизни ускорился, и низкие обороты паровых машин и, особенно, конок стали многим не нравиться. Строились заводы и фабрики, расширялись границы города , и людям приходилось переезжать из одного района в другой. Теперь рабочие селились не только вблизи заводов, но иногда и далеко от них, в «доходных» домах. А транспорта не хватало. Поэтому владельцы предприятий были заинтересованы в его развитии. Ни трамвай, ни паровоз не могли удовлетворить потребности горожан. Более того, возможности использования паровой тяги в городе были ограничены, и содержать гужевой автомобиль становилось все труднее. Были созданы объективные и экономические предпосылки для перехода к качественно новому типу коммуникаций. Они стали электротранспортом, получившим название «трамвай». К этому времени электрический трамвай уже работал во многих городах мира.

Первые попытки использования электрической тяги на транспорте относятся еще к XIX веку и впервые были открыты в Берлине благодаря научным разработкам многих русских и немецких инженеров:

Ф. А. Пироцкий, К. Сименс, В. Сименс, В. Н. Чиколев, В. А. Лачинов, трамвай быстро распространился по всему миру. За 10 лет, прошедших с 1881 года, когда по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом прошел первый электропоезд, трамвайное движение было открыто в 14 штатах и 274 городах. В тогдашней России трамвай впервые был запущен в городе Киеве по инициативе инженера А. Е. Струве в 1892 году. Рождением трамвая в Нижнем Новгороде в 1896 году мы обязаны деятельности Подобедова и Гартмана, фирмы братьев Сименса и Гальске. По предложению русских предпринимателей в 1898 году бельгийцы построили трамвай в Курске, Орле и Витебске.

Можно сказать, что это городская наземная электрическая железная дорога. Тяговые двигатели обычно питаются постоянным током через подвесную контактную сеть (обратные провода-рельсы).

Первые успешные опыты Ф. А. Пироцкого по электрическому приводу городского конного вагона были сделаны в Петербурге в 1880 году. Однако правление Общества конных железных дорог Санкт-Петербурга воспрепятствовало продолжению испытаний. И только через 27 лет, в 1907 году, в городе появился новый вид транспорта, состоящий из автомобиля и оснащенный электродвигателем. Первый трамвай в Петербурге шел по линии от Александровского сада по Конногвардейскому бульвару, затем по Кронштадтской пристани. По сравнению с каретой, запряженной лошадьми, карета была очень красивой и удобной. Кондуктор и водитель были одеты в хорошую форму. Зрители изначально относились к трамваю , как к развлечению. Но постепенно он стал основным видом пассажирского транспорта, заменив извозчиков, гужевые вагоны и паровозы . В 1912 году протяженность путей электрического трамвая Петербурга составляла уже 112 верст, при этом пути трамвая были сокращены до 68 верст, а паровоза — до 10 верст.

Постепенно трамваи совершенствовались и менялись, становясь мощнее и быстрее. В 1917 году на линию было поставлено более 710 трамвайных вагонов, которые перевозили до 500 тысяч пассажиров в сутки.

Успешная эксплуатация электрического трамвая показала преимущества электрической тяги . При той же массе, что и паровоз, трамвай имел большую (примерно в три раза) мощность, чем паровоз, и скорость движения также была в три раза больше, что увеличивало пропускную способность дороги и ускоряло перевозку пассажиров и грузов.

Такси

Такси. Это слово знакомо каждому человеку, живущему в городе, большом и не очень. Сколько раз нам придется вспоминать об этом поистине бесценном транспорте. Опаздываем ли мы на работу или важную встречу, спешим ли в аэропорт или на поезд, мы не можем сесть за руль ни по какой причине-нас всегда спасает такси.

История такси начинается тогда, когда еще не было машин, но были кучера и извозчики. Еще в восемнадцатом веке один очень предприимчивый француз организовал постоялый двор, запряженный лошадьми, рядом с церковью Святого Фиакра, покровителя садовников. Поэтому первые вагоны получили такие своеобразные названия – «Фиакры». Они стали первыми в мире общественными вагонами . Мы не берем в расчет карету, так как это была привилегия исключительно для дворян и дворян. Автомобильный клуб Франции еще в 1896 году заявил, что столица мира должна иметь фиакры с двигателями-без лошадей. В то время ими двигали исключительно эстетические соображения. Валы были сняты, рычаги управления и рулевое колесо установлены рядом с сиденьем водителя, а сзади установлен бензиновый двигатель . Как ни странно, поначалу эта идея не имела успеха, потому что они не знали, по какой ставке оплачивать работу водителя. Счетчик, изобретенный в 1905 году, решил все проблемы. Он получил название таксометра и позже породил новый вид транспорта-такси или маршрутные такси. Устройство такси отличалось от обычных автомобилей : водитель сидел отдельно от пассажиров – в открытой передней части, а сами пассажиры сидели в закрытой, «каретной» части. Это было сделано для того, чтобы не мешать пассажирам, а также для более удобного обзора улицы водителем и общения с пешеходами и сотрудниками полиции. Изменился и внешний вид водителя: на нем было длинное непромокаемое пальто и фуражка военного образца.

В России история такси началась сто лет назад. В Москве один из немногих автовладельцев тогда разместил на крыше своего автомобиля рекламный плакат с надписью » Водитель. Налог по соглашению”, который ознаменовал новый этап в развитии отечественной транспортной отрасли. В период с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось много таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно, пока такси не было признано революционерами «чрезмерной роскошью». После этого в течение 8 лет никто не занимался автоперевозками . В 1925 году было принято решение вновь начать использовать этот вид транспорта для нужд населения.

Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксопарк страны не превышал нескольких сотен машин. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году появились «эмки», и такси стало по-настоящему массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году, в Москве в общей сложности работало более 2 тысяч такси , за 10 лет это число выросло более чем вдвое, а к началу 60-х годов по столице уже ездили 4,5 тысячи автомобилей с шашечками. Кстати, шашки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят, появился в 1946 году.

После приватизации в России государственная монополия на предоставление услуг такси была утрачена, и появилось много частных такси . Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок на такси улучшилась — появились организации, предоставляющие такие услуги населению по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем сервиса.

Такси за границей, пожалуй, даже более популярный вид транспорта, чем в России. Хотя можно сказать, что в последнее время все больше российских граждан пользуются услугами этого вида транспорта . Поскольку такси-неотъемлемая часть жизни большого города, иногда это даже фирменный стиль самого города.

Ближе к современности.

История велосипеда выходит на новый уровень. В 1878 году появляется первый складной велосипед. В 90х годах изобретена рама из алюминия, а в 1895 году лигерад — велосипед на котором можно ездить лежа. Причем только в 1914 году фирмой «Пежо» началось массовое производство лигерадов.

Начало 20 века характеризуется первыми механизмами переключения скоростей. Для переключения скорости необходимо было снять, а затем перевернуть заднее колесо. Планетарный механизм переключения изобретен в 1903 году. А переключатель скоростей, известный нам в том виде, который используется сейчас, появился лишь в 1950 году, благодаря известному итальянскому велогонщику Туллио Кампаньоло.

Велосипеды продолжали совершенствоваться на протяжении всего 20 века. В 1974 году — производство велосипедов из титана, через год уже из углепластика, а в 1983 году был изобретен первый велокомпьютер. В начале 90х годов получило свое распространение систама индексного переключения скоростей.

На этом, ни в коем случае, история велосипеда не заканчивается, просто я считаю нужным закончить рассказ, поскольку и так уже слишком далеко ушел от тематики сайта.

ДИЛИЖАНСЫ ДЛЯ БЕДНЫХ

Изначально всем паровозам Царскосельской железной дороги присваивались названия. Например, «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Проворный», «Орел» и «Лев» — такие «имена» были у первых шести вагонов. Позже их стали обозначать номерами, а затем буквенной серией и номером.

Первые пассажирские вагоны не имели отопления и света и назывались экипажами. Ничего общего с вагонами в нашем привычном понимании у них не было: скорее, они напоминали повозки. Всех их условно поделили на четыре типа, каждый из которых имел определенное название. Вагонами первого класса — с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек — считались «берлины». «Дилижансы» (закрытые повозки) немного уступали им в комфортабельности, в них умещалось больше десяти человек. «Шарабаны» осуществляли перевозки пассажиров третьего класса, внутри них были установлены деревянные лавки. Они имели крышу и стенки до половины высоты кузова. Наименее удобными считались «вагоны» (четвертый класс). В отличие от «шарабанов» у них не было крыши и рессор.

Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года. Избавиться от лошадей получилось не сразу: поначалу, после открытия дороги, паровая тяга использовалась только по воскресениям, полностью перейти на паровой двигатель смогли лишь к апрелю 1838 года.

Фото: Галина Киселева, РИА Новости

Интересно, что первый рейс по маршруту Петербург-Царское Село совершил сам профессор Франц фон Герстнер, и этой поездкой он увековечил память о себе лучше любых прижизненных постаментов. Открытие железной дороги стало торжественным событием, на которое прибыл Николай I в сопровождении других высокопоставленных лиц. Путь протяженностью 27 километров инженер-изобретатель преодолел за 35 минут. Максимальная скорость, которую мог набирать паровоз, составляла 64 км в час — по тем временам это казалось фантастическим достижением. Для сравнения: паровой автомобиль, изобретенный в начале XIX века в Англии, мог разгоняться лишь до 10 км в час.

Land Rover Discovery Sport

Звучит гордо. А как он едет?

Обратная поездка потребовала чуть меньше времени — 27 минут. Поезд был встречен в Царском селе восторженными криками и радостными возгласами. Люди кричали «ура!» и громко аплодировали. И будто бы не поезду были адресованы эти счастливые эмоции, а новой эре промышленного развития, в которой они оказались благодаря талантливому инженеру из Австрии.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

Ход урока

2. Сообщение темы и цели урока.

— Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Еду в нём на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колёса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит –
Днём и ночью он не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт. (Корабль.)

— По каким признакам вы разгадали загадки?
— Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим как влияет транспорт на окружающую среду.

3. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.
— Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)
— Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)
— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

2. Работа с текстом.

Виды транспорта.

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

  • Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.
  • Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.
  • Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.
  • Подземный – к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом.

— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?
— На какие еще группы можно разбить транспорт по его предназначению?

  • пассажирский,
  • грузовой,
  • специальный

— Скажите, по какому номеру можно вызвать специальные службы?(01,02,03,04)

  • общественный
  • личный

— Трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу.
А представьте себе, что может случиться, если исчезнут машины скорой помощи, пожарные и другие специальные машины?
Всегда ли автомобили приносят пользу?
— Как автомобили вредят природе?
— Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?
— Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?
— Какую помощь можете предложить вы?
— Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду.
— Эти люди очень умные. А вы хотели бы быть такими изобретателями?
— Значит, надо хорошо учиться уже сейчас.

Закрепление изученного материала.

— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

  1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
  2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
  3. Корабль является наземным транспортом. (–)
  4. К подземному транспорту относится метро. (+).
  5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
  6. Транспорт приносит только вред человеку. (–)
  7. Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
  8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
  9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
  10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

— Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2 ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».
Работа по ТПО с.34-35

Итог урока.

— Что такое транспорт?
— На какие виды мы разделили весь транспорт?
— Как человек использует транспорт в своей жизни?
— Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?
— Каким должен быть транспорт, чтобы он не загрязнял воздух?
Д.З.
Учебник с 83-89, ТПО с.36-37
Придумать «экологически чистую» машину, зарисовать ее.

Средства передвижения, использующие мускульную силу животных и человека.

Карета

Статья опубликована 21.06.2014 16:28
Последняя правка произведена 21.06.2014 16:44

Карета — (от лат. carrus — повозка) — закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример — дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

ТРОЛЛЕЙБУС.

Я троллейбус, транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, —
Мне без света хода нет.
М. Манакова.

Слово «троллейбус» происходит от двух английских слов: «троллей» – тележка и «бас» – колесный вид транспорта, перевозящий людей. Какое отношение к троллейбусу имеет тележка? Оказывается, первая троллейбусная линия состояла из двух электрических параллельных проводов, подвешенных на высоте, по которым катила небольшая тележка-токосъемник. От нее тянулись провода к транспортной тележке-карете, на которой был установлен электрический двигатель. Такая конструкция была разработана инженером Сименсом в 1882 году.
В троллейбусе-тележке размещались всего несколько человек. Провода располагались достаточно близко друг от друга и при сильном ветре нередко соприкасались, что приводило к коротким замыканиям. Длина первой экспериментальной троллейбусной линии была 540 метров. Позднее, в 1909 году, конструкцию усовершенствовал инженер Шиманн, токоприемник приобрел вид штанги с роликом на конце и в таком виде дошел до наших дней.

Троллейбусные линии есть во многих городах мира. Тысячи пассажиров ежедневно пользуются троллейбусом. Выглядит троллейбус как обычный автобус, но с «усами» на крыше. Это и есть токоприемные штанги. В отличие от автобуса троллейбус работает тише, не выделяет отравляющих выхлопных газов. Троллейбус маневреннее трамвая, ездит почти бесшумно, не грохочет. Скорость движения троллейбуса около 60–70 км/ч, что оптимально для больших городов. Если у троллейбуса на линии происходит поломка, нужно снять штанги с питающей линии, чтобы следующий за ним на маршруте троллейбус проехал дальше. Остановки троллейбуса обычно совмещены с автобусными. Ремонтируют и хранят троллейбусы в троллейбусных парках. Маршруты троллейбусов всегда замкнутые и имеют в конечных пунктах разворотные кольца. Иногда на маршруте устраивают пункты контроля технического состояния, диспетчерские пункты.

* * *

В детский сад мы опоздали —
Все троллейбус виноват.
Встал, за ним машины встали —
Ни вперед и ни назад.
Он без тока оказался,
Я не знаю почему.
Для движенья не хватало.
Электричества ему.
В. Мирясова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector