Физическая география это определение

Гидросфера – водная оболочка Земли

Гидросфера – водная оболочка, включающая всю воду на нашей планете. К ней относится вода, которая находится на поверхности планеты, под землей и в воздухе. Гидросфера планеты может быть жидкостью, паром или льдом.

На Земле жидкая вода существует на поверхности в виде океанов, озер и рек. Под землей она встречается в колодцах и водоносных горизонтах, а также как грунтовые воды. Водяной пар наиболее заметен в виде облаков и тумана.

Замерзшая часть гидросферы Земли состоит из льда: ледников, ледяных вершин и айсбергов, и имеет свое название – криосфера.

Вода проходит через гидросферу благодаря циклическому перемещению. Она накапливается в облаках, затем падает на Землю в виде дождя или снега. Эта вода собирается в реках, озерах и океанах. Затем она испаряется в атмосферу, чтобы снова начать цикл. Этот процесс называется гидрологическим циклом.

По оценкам ученых, на нашей планете есть более 1386 млн. км³ воды.

Журналы и литература

Журналы по физической географии и наукам о Земле сообщают и документируют результаты исследований, проводимых в университетах и ​​различных других исследовательских учреждениях. Большинство журналов охватывают определенную область и публикуют исследования в этой области, однако, в отличие от географов-людей, физико-географы имеют тенденцию публиковаться в междисциплинарных журналах, а не преимущественно в журналах по географии; исследование обычно оформляется в виде научной статьи . Кроме того, учебники, книги и журналы по географии сообщают об исследованиях непрофессионалам, хотя они, как правило, сосредоточены на экологических проблемах или культурных дилеммах. Примеры журналов, публикующих статьи физико-географов:

• Процессы земной поверхности и формы рельефа
  • Журнал биогеографии
  • Письма о геофизических исследованиях
  • Журнал гидрометеорологии
  • Природа

Краткое описание

Верхняя граница расположена на расстоянии в 55 км от земной поверхности. Целостность компонентов географической оболочки определяется постоянным взаимодействием воды, воздуха, минеральных веществ и живых организмов. Также наблюдается круговорот, разные элементы переходят из одного слоя в другой и обратно, что нередко сопровождается изменением агрегатного состояния.

Некоторые слои взаимодействуют с остальными не только в совокупности, но и в частности. Например, биосфера и атмосфера создают фотосинтез. В процессе этого наблюдается следующая схема:

• Воздух вступает в химические реакции с другими газами во внешней среде.
  • Газы регулируются в атмосфере, распространяются по всей поверхности, поэтому продукты жизнедеятельности человека вредят не отдельному населенному пункту, а всей планете.
  • Под действием ультрафиолета растения способны поглощать углекислый газ, перерабатывать его и выпускать кислород, без которого живые существа не могут существовать.
  • Накопление солнечной радиации днем, чтобы прогревать Землю, и удержание энергии ночью, чтобы не остужать ее.

Тесно связана биосфера и гидросфера. Множество живых организмов обитает в воде. Сухопутные животные, равно как человек, погибнут без влаги. Через атмосферу по воздуху в мировой океан доставляются важные микроэлементы, например, кальций. Если его в водоемах будет недостаточно, формирование панцирей и раковин нарушается. Следствием станет полное вымирание целых классов животных.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера – это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых на месте земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы находится вблизи земной поверхности, где она наиболее плотная. Воздух Земли на 79 % состоит из азота и чуть менее 21 % – из кислорода, а также аргона, двуокиси углерода и других газов. Водяной пар и пыль также являются частью атмосферы Земли. Другие планеты и Луна обладают очень разными атмосферами, а некоторые вообще не имеют таковой. В космосе нет атмосферы.

Атмосфера настолько распространена, что она почти незаметна, но ее вес равен слою воды глубиной более 10 метров, которая покрывает всю нашу планету. Нижние 30 километров атмосферы содержат около 98 % всей ее массы.

Ученые утверждают, что многие из газов в нашей атмосфере были выброшены в воздух ранними вулканами. В то время вокруг Земли было мало или вообще не было свободного кислорода. Свободный кислород состоит из молекул кислорода, не связанных с другим элементом, таким как углерод (с образованием углекислого газа) или водород (с образованием воды).

Свободный кислород, возможно, был выделен в атмосферу примитивными организмами, вероятно бактериями, во время фотосинтеза. Позднее более сложные формы растительной жизни добавили больше кислорода в атмосферу. Кислороду в сегодняшней атмосфере, вероятно, потребовалось миллионы лет чтобы накопиться.

Атмосфера Земли имеет слоистую структуру. От поверхности планеты к небу идут следующие слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Другой слой, называемый ионосферой, простирается от мезосферы до экзосферы. Вне экзосферы находится космос. Границы между атмосферными слоями четко не определены и изменяются в зависимости от широты и времени года.

История

Александр фон Гумбольдт

Основателем нового научного направления считается А. Гумбольдт (1769—1859), путешествия и научные работы которого заложили основы биогеографии.

М. А. Мензбир разделял историю биогеографии на четыре периода:

1. Cлепая вера в истину библейских догм о возникновении мира
  2. Господство теории катастроф
  3. Отказ от теории катастроф
  4. Победа дарвинизма.

Американский учёный Л. Стюарт, в 1957 году разделил историю биогеографии на три периода:

1. Создание систематики Карлом Линнеем и поиск «центра творения» живых существ
  2. Создание эволюционного учения Чарльза Дарвина
  3. Открытие законов генетики.

А. Г. Воронов расширил периодизацию развития науки, выделив шесть периодов:

1. период отрывистых ведомостей;
  2. период накопления флористических и фаунистических ведомостей;
  3. создание обобщённых ботанико- и зоогеографических работ;
  4. период стремительного роста исследований;
  5. период развития учения про растительные группирования;
  6. развитие единой биогеографии.
  • В. Б. Сочава рассматривал биогеографию как науку, изучающую общие закономерности географии жизни, то есть как надстройку над ботанической географией и зоологической географией.
  • А. П. Кузякин разработал новое научное направление в зоогеографии — Ландшафтная зоогеография.

География населения

Эта дисциплина состоит из всестороннего изучения географии человека, отвечающего за изучение различных аспектов человеческих популяций, таких как их состав, распределение, рост и миграционные перемещения, с упором на динамичный человеческий феномен.

География населения зародилась в 1950-х годах и находилась под влиянием демографических проблем послевоенного периода того времени, хотя эту отрасль часто путают с демографией, на самом деле это не одно и то же.

Обе дисциплины имеют общие методы и содержание, но география населения изучает пространственные структуры демографических явлений и их изменение во времени, а демография статистически изучает указанную структуру.

Законы и свойства

В пределах защитного слоя действуют свои правила и закономерности, дающие ему основные характеристики. Основной закон представлен внутрикомпонентным перемещением или взаимопроникновением между веществами. В первом случае элементы передвигаются в вертикальном и горизонтальном направлении, они не мешают друг другу и не вступают в противоречие. При этом следует учитывать, что скорость перемещения структур в разных пластах отличается.

Большое значение имеет ритмичность, которая заключается в годовой или суточной повторяемости стандартных явлений в природе. И, наконец, единство всех компонентов географической оболочки, что объясняется их неразрывной взаимосвязью.

Что изучает физическая география?

Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.

К объектам физической географии относят:

• климат земного шара;
  • особенности внутренних вод;
  • ландшафты и рельеф, геологическое строение;
  • животный и растительный мир;
  • природные зоны, включая почвы;
  • экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.

Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).

Биосфера – живая оболочка Земли

Биосфера состоит из частей Земли, где существует жизнь. Она простирается от самых глубоких корневых систем деревьев, до глубоководных океанических желобов, от пышных тропических лесов до высоких горных вершин.

Поскольку жизнь существует на суше, в воздухе и в воде, биосфера перекрывает все эти сферы. Хотя биосфера имеет высоту около 20 километров, почти вся жизнь сосредоточена примерно от 500 м ниже поверхности океана до 6 км над уровнем моря.

Биосфера существует около 3,5 миллиардов лет. Самые ранние жизненные формы биосферы, называемые прокариотами, выживали без кислорода. Древние прокариоты включали одноклеточные организмы, такие как бактерии и археи.

Сельская география

Это специальность, отвечающая за анализ конформации сельских пространств, а также деятельности и условий жизни, которые происходят в этой среде. В частности, в отношении сельскохозяйственного, животноводческого и коммерческого использования.

Сельская география основана на изучении преобразований, которые происходят в сельскохозяйственных или аграрных пространствах в зависимости от экономики страны, распределения собственности, технических производственных проблем, экологических проблем, миграций, перемещений людей. население и культура.

Сегодня сельская география находится в стадии обновления, потому что теперь города, как правило, проникают в сельские районы, либо для строительства жилых домов, для культурных мероприятий и т. Д.

Несмотря на это, для этой отрасли по-прежнему характерно изучение территорий с низкой плотностью населения, которые, как правило, находятся далеко от мегаполиса.

Что такое география: определение и значение термина

География – древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов – моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Вступление

На ранних этапах развития географии преобладали открытия, связанные с нахождением новых географических объектов. С развитием географии как науки все большее значение приобретают открытия, приводящие к выявлению эмпирических и теоретических закономерностей, углублению познания сущности географических явлений и их взаимосвязей.

Речь идет о двух группах географических открытий — территориальных и теоретических. Первая её группа (территориальные открытия) характеризуется как «географические открытия в их традиционной трактовке, то есть открытия, связанные с созданием карты земного шара (включая и океанографические открытия).

Уровни территориальных и акваториальных открытий, обусловленные историческими этапами в процессе познания поверхности земного шара:

1. Первоначальный этап территориальных открытий, связанный с появлением зачатков науки, зачатков карты — этап открытий локального (местного) уровня, когда географический кругозор открывателей, как правило, еще очень узок — ограничен обычно локальными рамками обитания отдельных племен. Вместе с тем и на этом этапе были совершены выдающиеся открытия. Например, первооткрытие Полинезии принадлежит к числу самых замечательных событий, относящихся к открытиям локального уровня.
  2. Этап открытий регионального уровня — новая ступень территориальных открытий, связанная преимущественно с географическими знаниями разных народов древнего мира и средневековья о тех или иных регионах и странах мира. На этом этапе обширные территории Америки (Мексика, Центральная Америка, Андское нагорье) были открыты инками, ацтеками, майя; состоялись открытия викингов в Северной Америке.
  3. Этап территориальных открытий мирового (глобального) уровня, обусловленный новой ступенью в истории человечества, связанный с зарождением и развитием капиталистического производства, созданием мирового рынка, значительным расширением географического кругозора народов различных континентов и стран. Все открытия этого уровня находят освещение на мировой географической карте, включающей оба полушария Земли.

Н. Г. Фрадкиным (1972) была предпринята попытка выявления уровней открытий физико-географических закономерностей, то есть теоретических географических открытий. Он выделил:

• открытия элементарно-хорологического уровня, к которым, в частности, относятся некоторые открытия XV—XVII вв., касающиеся природной зональности (установление последовательных изменений растительности с высотой и т. п.), пространственных соотношений отдельных природных элементов и простейших причинных зависимостей, вызывающих эти соотношения;
  • открытия компонентно-исторического уровня, примером чего является новый уровень открытий зональных закономерностей, отчетливо выраженный в трудах А. Гумбольдта, для которого наиболее важным представлялось «отыскание законов природы, исследование порядка, необходимо связывающего все явления, все изменения, происходящие во вселенной» . В этом отношении характерно название одной из работ Гумбольдта — «О закономерностях, наблюдаемых в распространении растений»;
  • открытия комплексно-динамического уровня (конец XIX—XX вв.), переход к которым связан с выявлением новых зональных закономерностей. Важным рубежом в этом процессе стали открытия В. В. Докучаева, установление им целостности к неразрывности географической среды.

Анализируя характер теоретических открытий в социально-экономической географии, Ю. Г. Саушкин выделяет следующие пути (области исследования), ведущие к экономико-географическим открытиям:

1. социально-экономические карты как первичное открытие;
  2. открытия, связанные с генерализацией карт и картометрическим анализом;
  3. составление карт различных социально-экономических (экономико-географических) полей с нанесенными на них статистическими поверхностями методом изолиний, что позволяет выявить современный социально-экономический «рельеф» и его исторические изменения.;
  4. исследования территориальной организации экономико-географических «каркасов»;
  5. открытие социально-экономических территориальных систем;
  6. открытие экономико-географических структур

Живые организмы в природе

Жизнь делает Землю уникальной. Протекающие процессы состоят из 3 главных стадий, к каким относятся: создание при помощи фотосинтеза органического вещества первичной продукции, переход первичной во вторичную продукцию, разрушение первичной и вторичной биологической продукции под воздействием бактерий и грибов. Эти процессы являются основными, без них невозможна жизнь.

К примеру, оказывают влияние на увеличение кислорода в воздухе и снижение углекислого газа. Под их воздействием изменилась структура Мирового океана, а литосфера характеризуется образованием пород, имеющих органическое происхождение. Формирование нефтяных и угольных месторождений, большое количество известняка также произошло в результате деятельности живых организмов.

История развития географии

Термин «география» был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло — венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и природные чудеса. Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

• Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Географическая оболочка – это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

• Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю – на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты – это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Территориальные комплексы и их разнообразие

По своей структуре географическая оболочка разнородна и разделяется на природные комплексы, представляющие собой участки поверхности планеты.

Любой такой комплекс складывается из определенных частей связанных между собой. Составляющими элементами будут горные породы, воздух, вода, организмы, почвенный покров. Все компоненты взаимодействуют между собой и создают природно-территориальные комплексы.

Среди компонентов природно-территориального комплекса постоянно осуществляется обмен веществ и энергии. С этим мы знакомились в предыдущем уроке, при изучении биологического круговорота.

Преобразование только одного компонента повлечет изменение всех других. Например, на берегу речки был убран лес, и она стала мелеть. Почему? Весной под деревьями снег сохранялся дольше, его таяние было постепенным. Происходило равномерное впитывание влаги в почву. Летом эта влага была источником питания речки. Лес срубили, и снеговой покров стаивал очень быстро. В жаркую погоду водоем испытывал недостаток влаги. Соответственно, воды в речке становилось все меньше. Вот так преобразование одной составляющей способствовало изменению свойств других компонентов природно-территориального комплекса.

Вырубка леса на берегу реки

Можно встретить природные комплексы с различной площадью. Значительным территориальным комплексом будет географическая оболочка. Также можно выделить материки и океаны. Небольшими природными комплексами считаются холм, болото, луг. Познакомимся с классификацией природных комплексов на схеме.

Особо следует отметить среди комплексов – это природные зоны. Сформировались благодаря существующей в географической оболочки закономерности – зональности. Способствовало этому неодинаковое распределение солнечного излучения среди участков Земли.

Все представленные зоны закономерно распределены по территории Земли по закону широтной зональности. Смена природных зон мира происходит в широтном направлении, начиная экватором и заканчивая полюсами. Хорошо прослеживается данная закономерность при изучении карты природных зон.

Территория России огромная по площади, поэтому здесь расположилось девять природных зон. Познакомиться с ними можно на карте.

Расположение природных зон на территории России также подчиняется широтной зональности.

Смена природных зон характерна не только для равнинных территорий, но и для горных. В данном случае речь идет о высотной зональности или поясности. По закону высотной зональности смена природных комплексов происходит с подъемом в горы от их подножия до вершин.

Определена высотная зональность изменением условий при подъеме. Вы уже знаете, что с высотой температура уменьшается, а количество осадков увеличивается. Соответственно, изменяется видовой состав растений и животных.

Высотная и широтная зональность обладают схожими чертами. Перемена поясов в горной местности совершается в той же очередности, как и на равнине при перемещении от экватора к полюсам. Для горной местности характерна стремительная перемена зон.Отличительным признаком считается наличие пояса альпийских лугов, не характерного на равнинных участках.

Альпийские луга

Число зон определяется высотой местности и ее расположением. Близость экватора напрямую сказывается на количестве природных зон. Горные местности, удаленные от экватора, имеют небольшое число таких зон.

Возьмем,к примеру, горные страны Гималаи и Альпы, которые во многом различаются. Нижняя зона будет совпадать с той, в которой расположена горная местность. Подножие Гималаев находится в экваториальных лесах, поэтому высотная зональность с них и начинается. Набор зон в Гималаях больше, определяется это местоположением рядом с экватором. Альпы характеризуются небольшим числом зон, у подножия находятся жестколистные леса.

Соответственно, широтная зональность и высотная поясность считаются отличительными признаками географической оболочки.