Четвертичный период, или антропоген (2,6 млн лет назад

Содержание:

В Фанерозойский эон Это геологическая шкала времени, расположенная после протерозоя, который относится к докембрию. Это, пожалуй, самый интересный геологический этап с наибольшим количеством окаменелостей. Есть много специалистов по палеонтологии, которые посвятили себя раскрытию тайн, которые хранит этот эон.

В течение этого эона произошли события, которые считаются вехами в изучении истории планеты Земля. К ним относятся: образование и фрагментация суперконтинента Пангея, происхождение и вымирание динозавров, расцвет большого разнообразия форм жизни (включая человека), два массовых процесса вымирания и ледниковые периоды.

Важность этого эона заключается в том, что планета стала местом, способным приветствовать и способствовать развитию жизни в той степени, в которой она приобрела характеристики, которые все еще сохраняет сегодня

Первое оледенение Земли (750–635 млн лет назад)

Стоило появиться на Земле первым фотосинтезирующим организмам, как концентрация кислорода в атмосфере стала возрастать, а углекислого газа, наоборот, снижаться. Это предопределило дальнейшие изменения климата. Последующее уменьшение количества углекислого газа было также вызвано распадом первого суперконтинента Родинии: выходящие при этом наружу горные породы вступали в химические реакции со свободным углекислым газом воздуха и связывали его в химических соединениях.

Затем вступила в силу уже известная нам закономерность: чем меньше в воздухе углекислого газа, тем слабее парниковый эффект, а значит, тем холоднее климат. Остывание Земли вызвало появление гигантских ледников, которые, подобно зеркалам, отражали в космос падающие на планету лучи и тем самым способствовали еще большему похолоданию. Средняя температура на нашей планете снизилась до –40 °С, это значит, что в конце протерозоя на экваторе было так же холодно, как в нынешней Антарктиде. Около полюсов установилось –80 °С.

Страшные морозы сковали планету. Вода при таком холоде практически не испарялась, поэтому туч над Землей почти не бывало. Все обломки Родинии и Мировой океан 750–635 млн лет назад покрылись коркой льда, достигавшей 2 км. Сегодня об этом можно судить по следам древнейших ледников и их отложениям в самых разных, в том числе и тропических, районах Земли. Такие следы обнаружили в Центральной Африке, Австралии, на Урале, в горах Тянь-Шаня, в Беларуси, Норвегии, Гренландии и в Скалистых Горах Северной Америки.

Возраст некоторых названных выше геологических свидетельств оледенения определен достаточно точно — 716,5 млн лет назад. Он совпадает с предполагаемым временем распада Родинии.

Вся планета оказалась в ледяном плену, это вызвало массовую гибель живых существ. Тщательное изучение хронологической последовательности событий ставит науку еще перед одной загадкой: оказывается, сплошное вымирание случилось на 16 млн лет раньше, чем моря и суша покрылись льдами.

Существующее сегодня объяснение гласит, что причиной этому послужило слишком бурное размножение водорослей и недостаточное количество травоядных морских существ. Ничем не регулируемый рост водорослей привел к тому, что зеленый слой создал плотный покров на водах, который препятствовал доступу кислорода в их толщу. Из-за этого погибали аэробные жители океана и поэтому атмосфера больше уже не насыщалась углекислым газом. Если все было действительно так, то вывод парадоксален: жизнь на Земле уничтожила сама себя, попутно вызвав резкое изменение климата всей планеты. Даже если это предположение верно, оно не отменяет теорию связывания углекислого газа обнажающимися горными породами Родинии, которая раскалывалась на части, — так что на водоросли и в этом случае ложится только часть вины.

Такой пейзаж, возможно, был на Земле времен распада Родинии

В конце протерозоя Земля пережила самое катастрофическое оледенение за всю свою историю.

Что же в конце концов спасло планету из ледяного плена? Покрытая толстой коркой льдов поверхность океана и суши не могла поглощать углекислый газ из воздуха, ни используя его в процессе фотосинтеза водорослей, ни связывая в химических реакциях. Тут и сыграли свою роль вулканы, которые продолжали собственную в буквальном смысле кипучую деятельность, даже когда планета была скована льдами. Миллионы холодных лет они не прекращали обогащать атмосферу углекислым газом и метаном.

Чтобы растопить льды на планете, которая тогда напоминала современную Антарктиду, могло потребоваться в 350 раз больше свободного углекислого газа в атмосфере, чем его содержит вдыхаемый нами воздух, — около 13% против нынешних 0,035%. Парниковый эффект, создаваемый таким огромным количеством углекислого газа, и привел, очевидно, к постепенному потеплению. Льды неуклонно таяли.

Парниковый эффект сделал свое дело по геологическим меркам очень быстро — средняя температура на планете увеличилась на 65–70 °С, достигнув 25–30 °С.

Ледяная катастрофа должна была убить на Земле все живое, но предполагается, что некоторые микроорганизмы уцелели. Возможно, в океане Мировия оставались небольшие полыньи, где открытая вода соприкасалась с атмосферой и солнечным светом. Другие микробы могли выжить в зонах наземных или подводных вулканов. Понесенные биосферой потери были огромны, однако жизнь не исчезла с лица нашей планеты полностью — стоило льдам отступить, как начался новый бурный всплеск ее развития.

Климат

Во время фанерозойского эона климат Земли варьировался между условиями, которые поддерживали глобальное континентальное оледенение, и довольно тропическими, не имеющими постоянных ледяных шапок даже на полюсах. Разница в глобальных средних температурах между полностью ледниковыми периодами и безледниковыми оценивается примерно в 10º C, хотя гораздо большие изменения наблюдались на высоких широтах, и меньшие на низких широтах.

Эволюция поглощающих СО2 (и вырабатывающих кислород) фотосинтезирующих организмов в докембрии привело к созданию такой атмосферы, как сегодня, хотя на протяжении большей части фанерозоя она имела уровень СО2 намного выше, чем сегодня. Точно так же средняя температура Земли часто была выше, чем в настоящее время.

География

Во время фанерозоя, материки дрейфовали, и в конечном итоге собрались в единый сверхконтинент, известный как Пангея, а затем разделились на нынешние части света.

Некоторые ученые полагают, что фанерозойский эон начался вскоре после распада гипотетического суперконтинента в конце глобального ледникового периода. В течение ранней палеозойской эры существовало значительное количество относительно небольших континентов. К концу палеозоя континенты собрались вместе в суперконтинент Пангея, в который входила большая часть земной суши.

Мезозойская эпоха характеризовалась драматическим делением Пангеи: на северный континент Лавразию и южный континент Гондвану. К концу эпохи, континенты практически приобрели их нынешнюю форму. Лавразия стала Северной Америкой и Евразией, а Гондвана разделилась на Южную Америку, Африку, Австралию, Антарктиду и Индийский субконтинент.

Кайнозойская эра является геологическим временным интервалом, в течение которого континенты заняли их нынешние позиции. Австралия и Новая Гвинея откололись от Гондваны. Антарктида расположилась над Южным полюсом. Атлантический океан увеличился, а немного позднее Южная Америка присоединилась к Северной Америке.

Неоген

На начальном этапе неогена
климат все еще оставался сравнительно теплым, но медленная тенденция к похолоданию все же сохранилась. Ледовые нагромождения северных морей стали таять все медленнее, пока не начал свое формирование и верхний северный щит. Климат в связи с похолоданием начал приобретать все более ярко выраженный континентальный окрас. Именно в этот период кайнозойской эры материки стали наиболее похожи на современные. Южная Америка соединилась с Северной, и как раз на данную пору климатическая зональность обрела схожие с современными признаками. К концу неогена в плиоцене на земной шар обрушилась вторая волна резкого похолодания.

Несмотря на то, что неоген по сравнению с палеогеном был в два раза короче, именно он отметился взрывной эволюцией среди млекопитающих. Повсеместно доминировали именно плацентарные разновидности. Основная масса млекопитающих разделилась на анхитериевых, предков лошадеподобных и гиппарионовых, также лошадеподобных и трехпалых, но давших начало гиенам, львам и прочим современным хищникам. Разнообразны в ту пору кайнозойской эры были всевозможные грызуны, стали появляться первые отчетливо выраженные страусоподобные. В связи с похолоданием и тем, что климат начал приобретать все более континентальный окрас, ширились участки древних степей, саванн и редколесий, где в больших количествах паслись предки современных бизоньих, жирафоподобных, оленеподобных, свиней и прочих млекопитающих, на которых вели беспрестанную охоту древние кайнозойские хищники. Именно в конце неогена в лесах начали появляться первые предки человекоподобных приматов.

Не смотря на зимы полярных широт, в экваториальном поясе земли все еще буйствовала тропическая растительность. Наибольшим разнообразием выделялись широколиственные древесные растения. Состоящие из них, как правило, вечнозеленые леса перемежались и граничили с саванными и кустарниками прочих редколесий, впоследствии именно они дали разнообразие современной среднеземноморской флоре, а именно оливе, платанам, грецким орехам, самшиту, южной сосне и кедровым.

Разнообразны были и северные леса. Вечнозеленых растений тут уже не было, но в большинстве разрослись и прижились каштановые, секвойные и прочие хвойно-широколиственные и листопадные. Позднее в связи со вторым резким похолоданием на севере образовались обширные области тундры и лесостепей. Тундры заполонили все зоны с нынешним умеренным климатом, а места, где еще недавно буйно произрастали тропические леса, превратились в пустыни и полупустыни.

Причины оледенений

Теперь мы ищем причины общего похолодания планеты с эоцена в самой геологии, причем незначительные климатические колебания, кроме того, легко объясняются периодическими изменениями эксцентриситета орбиты Земли или циклами активности Солнца.

Исследования причин цикла оледенения остаются сегодня одной из фундаментальных областей палеоклиматологии . Это тесно связано с именами Джеймса Кролла и Милютина Миланковича , оба из которых основывались на гипотезе француза Жозефа-Альфонса Адемара , согласно которой изменения в геометрии орбиты Земли будут ответственны за периодические оледенения.

Вариации орбиты Земли

Вариации орбиты Земли являются следствием эволюции распределения гравитационных взаимодействий в системе Солнце-Земля-Луна . Они изменяют эллиптическую форму орбиты Земли ( эксцентриситет ) вокруг Солнца за период примерно 100000 лет, а также колебания собственной оси вращения Земли (наклон эклиптики ) за период примерно 100000 лет. 40 000 лет, в то время как ось равноденствий возвращается в то же положение на эллиптической траектории примерно каждые 25 780 лет ( прецессия ). Эти «  циклы Миланковича  » вызывают периодические изменения в распределении солнечного потока на поверхности Земли.

Вдохновленный идеями немецкого метеоролога Владимира П. Кеппена , Милютин Миланкович сформулировал в 1941 году ( Der Kanon der Erdbestrahlung und seine Anwendung auf das Eiszeitproblem ) гипотезу, согласно которой оледенение происходит всякий раз, когда солнечная радиация, полученная в высоких широтах северного полушария минимум. По словам Кеппена, на самом деле прохлада лета имеет большее значение, чем холод зимы при формировании ледников. Поэтому Миланкович искал причину оледенений в регионах с самым холодным летом, а именно в высоких широтах Северного полушария.

Для некоторых вариации параметров земной орбиты (циклы Миланковича) могли быть спусковым фактором, способствующим этому явлению, но их действие, безусловно, было усилено различными факторами. Таким образом, тектонические процессы и их влияние на морские течения были выдвинуты как одна из причин начала замерзания Антарктиды и Северного полушария. Кроме того, содержание CO 2 в атмосфере, которое связано с тепловыми колебаниями земного шара, могло сыграть активную роль, о чем свидетельствуют различные исследования, проведенные на ледяных кернах возрастом 800000 лет, взятых из Антарктиды и США, Гренландия. Таким образом, падение концентрации парниковых газов в атмосфере, таких как углекислый газ (а также метан и закись азота ), объясняет примерно треть падения температуры, которое привело к оледенению, и даже половину, согласно недавнему исследованию. изучение. Другие процессы положительной обратной связи , такие как усиление альбедо ледяными шапками или исчезновение растительного покрова, а также изменчивость атмосферной влажности поддерживали это явление. Так называемые «стадиальные» (кратковременное похолодание в межледниковье) и «межстадиальные» вариации объясняются взаимодействием с термохалинной циркуляцией .

Солнечные циклы

Во время последнего ледникового периода было два десятка климатических колебаний, во время которых температура в Северной Атлантике поднялась до 12  ° C всего за десять лет. Эти «  события Дансгаарда-Ошгера  », кажется, происходят каждые 1470 лет, периодичность, которую мы пытаемся объяснить сочетанием двух солнечных циклов  : 87-летнего и 210-летнего, поскольку 1470 — это первое общее кратное. . Во время нынешнего межледниковья эти события Дансгаарда-Ошгера все еще не повторялись, потому что небольших изменений солнечной активности было недостаточно, чтобы существенно изменить стабильность атлантических морских течений с 10 000 лет.

Кайнозойская эра краткая характеристика

КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРАТЕМА (ЭРА), кайнозой (от греч. kainos — новый и zoe — жизнь * а. Cainozoic, Cenozoic, Kainozoic era; н. Kanozoikum, kanonisches Arathem; ф. erateme cenozoique; и. eratema cenozoiсо), — самая верхняя (молодая) эратема (группа) общей стратиграфической шкалы слоев земной коры и соответствующая ей новейшая эра геологической истории Земли.

Началась 67 млн. лет назад, продолжается поныне. Название предложено английским геологом Дж. Филлипсом в 1861. Подразделяется на палеогеновую, неогеновую и четвертичную (антропогеновую) системы (периоды). Первые две до 1960 объединялись в третичную систему (период).

Общая характеристика. К началу кайнозоя существовали Тихоокеанский и Средиземноморский геосинклинальные пояса, в пределах которых в палеогене и почти в течение всего неогена шло накопление мощных толщ геосинклинальных осадков.

Складывается современное распределение материков и океанов. Завершается протекавшее в течение мезозойской эры распадение ранее единого южного материкового массива Гондвана. К началу кайнозоя в Северном полушарии Земли выделялись два крупных платформенных материка — Евроазиатский и Североамериканский, разделённые ещё не до конца оформившейся северной впадиной Атлантического океана.

Евразия и Африка к середине кайнозойской эры образовали материковый массив Старого Света, спаянный горными сооружениями Средиземноморского геосинклинального пояса. В палеогене на месте последнего располагался существовавший с мезозоя обширный морской бассейн Тетис, протягивавшийся от Гибралтара до Гималаев и Индонезии.

В середине палеогена море проникло из Тетиса и на соседние платформы, залив обширные площади в пределах современной Западной Европы, юга Европейской части CCCP, в Западной Сибири, Средней Азии, Северной Африке и Аравии. Начиная с позднего палеогена эти территории постепенно освободились от моря.

В Средиземноморском поясе в результате альпийского тектогенеза к концу неогена образовалась система молодых складчатых гор, включающая Атлас, Андалусские горы, Пиренеи, Альпы, Апеннины, Динарские горы, Стара-Планину, Карпаты, Кавказ, Гиндукуш, Памир, Гималаи, горы Малой Азии, Ирана, Бирмы и Индонезии.

Тетис начал постепенно распадаться на части, длительная эволюция которых привела к образованию системы впадин Средиземного, Чёрного и Каспийского морей. Тихоокеанский геосинклинальный пояс в палеогене (как и в неогене) состоял из нескольких геосинклинальных областей, протягивавшихся на тысячи километров по периферии ложа Тихого океана.

Крупнейшие геосинклинали: Восточно-Азиатская, Новогвинейско-Новозеландская (с востока опоясывает Австралию), Андийская и Калифорнийская. Мощность терригенных (глины, пески, диатомиты) и вулканогенных (андезито-базальты, редко-кислые эффузивы и их туфы) толщ в них достигает 14 км. В области развития мезозоид (Верхояно-Чукотская и Кордильерская складчатые области), высокоподнятых в палеогене, господствовала денудация. Осадки накапливались лишь в грабеноподобных впадинах (угленосные толщи небольшой мощности).

С середины миоцена Верхояно-Чукотская область испытала эпиплатформенный орогенез с размахом движений (Верхоянский, Черский и другие хребты) 3-4 км.

Площадь Берингова моря осушилась, соединив между собой Азию и Северную Америку.

В Северной Америке поднятия временами сопровождались массовыми излияниями лав. Блоковые движения захватили здесь и окраину прилежащей древней Североамериканской (Канадской) платформы, создав параллельную Кордильерам цепь глыбовых Скалистых гор.

Разногласия

Неоген традиционно заканчивался в конце плиоценовой эпохи, как раз перед старым определением начала Четвертичный Период; это деление показывают многие временные шкалы.

Однако было движение среди геологов (особенно морские геологи), чтобы также включить текущее геологическое время (четвертичный период) в неоген, в то время как другие (особенно земные геологи) настаивают на том, чтобы четвертичный период был отдельным периодом с совершенно разными записями. Несколько сбивающая с толку терминология и разногласия среди геологов относительно того, где проводить какие иерархические границы, объясняются сравнительно тонкой делимостью единиц времени по мере приближения времени к настоящему, а также геологической сохранностью, которая приводит к сохранению самых молодых осадочных геологических летописей в течение гораздо большего области и отражать гораздо больше окружающей среды, чем более старые геологические записи. Разделив Кайнозойский Эра на три (возможно, два) периода (Палеоген, Неоген, Четвертичный) вместо семи эпох, периоды более сопоставимы с продолжительностью периодов в мезозойской и палеозойской эрах.

В Международная комиссия по стратиграфии (ICS) однажды предложила, чтобы четвертичный период считался подэрой (sub-erathem) неогена с датой начала 2,58 млн лет назад, а именно началом периода Геласский ярус. В предложении ICS 2004 г. неоген должен был состоять из Миоцен и Плиоцен эпох. В Международный союз четвертичных исследований (INQUA) возражает против того, чтобы неоген и плиоцен заканчивались на 2,58 млн лет назад, чтобы геласский период был перенесен в плейстоцен, а четвертичный период был признан третьим периодом кайнозоя, сославшись на ключевые изменения климата Земли, океанов и биоты, которые произошли. 2,58 млн лет и его соответствие Магнитостратиграфическая граница Гаусса-Матуямы. В 2006 году ICS и INQUA достигли компромисса, в результате которого четвертичный период стал субэрой, разделив кайнозой на старый классический третичный период и четвертичный период, и этот компромисс был отвергнут. Международный союз геологических наук потому что он разделил неоген и плиоцен на две части.

После официальных обсуждений на Международном геологическом конгрессе 2008 г. в Осло, Норвегия, В мае 2009 года ICS решила сделать четвертичный период самым молодым периодом кайнозойской эры с его основанием в 2,58 млн лет назад, включая геласийский возраст, который ранее считался частью неогенового периода и плиоценовой эпохи. Таким образом, неогеновый период заканчивается, ограничивая последующий четвертичный период на отметке 2,58 млн лет назад.

Полезные ископаемые

Ученые разделили на несколько групп полезные ископаемые, которые оставил нам четвертичный период. Отложения последних тысячелетий относятся к разнообразным россыпям, нерудным и горючим материалам, рудам осадочного происхождения. Известны прибрежно-морские и аллювиальные месторождения. Самые важные полезные ископаемые четвертичного периода: золото, алмазы, платина, касситерит, ильменит, рутил, циркон.

Кроме того, большим значением отличаются железные руды озерного и озерно-болотного происхождения. К этой же группе можно отнести марганцевые и меднованадиевые залежи. Подобные скопления распространены в Мировом океане.

Мезозойская эра[править]

На этот раздел есть перенаправления: , ,  ().

Мезозой (греч. средняя жизнь): 251 — 65,5 млн лет назад. Известна как эра динозавров.

• Триасовый период, или триас: 251—200 млн лет назад. Земля пережила глобальное вымирание. Разнообразие позвоночных сильно падает. Особо успешная группа животных — проворные текодонты, прямые предки динозавров. Их ноги располагаются непосредственно под телом, а не разнесены по бокам, что позволяет добиться высокой скорости и ловкости, особенно двуногим видам. Появляются лягушки, крокодилы, черепахи, настоящие млекопитающие (мегазастродон) и первые летающие позвоночные — птерозавры.
  • Юрский период, или юра: 200—146 млн лет назад. На суше господствуют динозавры, в воздухе — птерозавры, а в воде — морские ящеры. Появляются все популярные классы динозавров — зауроподы, рапторы, тираннозавры, цератопсы и другие, однако самые популярные их виды (например, тираннозавр рекс, трицератопс) появятся только в меле. Юрские млекопитающие маленького размера и напоминают грызунов и насекомоядных — единственная ниша, которая осталась им после рептилий.
  • Меловой период, или мел: 146 — 65,5 млн лет назад. Многие виды динозавров достигают предельных размеров, которые с тех пор ещё не повторились среди наземных животных. Появляются цветущие растения и социальные насекомые. Появляются змеи, настоящие птицы (бапторнис, гесперорнис, иберомезорнис), плацентарные млекопитающие (заламбдалест, крузафонция, альфадон), вынашивающие детей в сумках. Среди всё ещё маленьких млекопитающих выделились предки большинства современных типов, например копытных, насекомоядных, хищных, приматов…

Вымирание на рубеже мела и палеогенаправить

Граница мела и палеогена в скальных отложениях.

Мезозой и следующую эру, кайнозой, отделяет самое известное, но не самое массовое вымирание в истории Земли. Погибла вся макрофауна, включая морскую, и многие другие животные. Найдены многочисленные свидетельства катастрофических событий того времени, хотя их последовательность и детали ещё неизвестны доподлинно.

Основным из них обычно считается падение колоссального метеорита диаметром 11 километров (больше Эвереста) в район Юкатана. Кратер диаметром 180 км был обнаружен в 1970 году и с тех изучен во всех отношениях. Столкновение с Землёй такой массы, движущейся со скоростью много километров в секунду, эквивалентно взрыву сотен миллионов водородных бомб. Жизнь в радиусе полутора тысяч километров должна была быть полностью уничтожена, а в радиусе семи с половиной тысяч — погибнуть вся макрофауна. Весь мир сотрясали землетрясения магнитуды 13, омывали несколько волн цунами высотой в сотни метров, а затем из атмосферы осыпалась материя астероида, испарившаяся при ударе и заново кристаллизовавшаяся.

Границей между мелом и палеогеном датируются и другие катастрофические события. В разных регионах земли найдено ещё два меньших кратера (24 и 20 км в диаметре) и, возможно, один более массивный (450—600 км, однако природа этого углубления ещё плохо изучена). Образование Декканских трапов, вызванное непрекращающимся исторжением магмы, также относится к периоду 65,5 млн лет назад. Подобные события в истории Земли уже были, и результатом является не только вымирание в районе явления, но и экологическая катастрофа из-за выброса газов. Вымирание на границе палеозоя и мезозоя, самое большое в истории Земли, скорее всего было вызвано Сибирскими трапами. Помимо этого, в конце мела сильно сократилась площадь мелководья, где многообразие морской жизни, как правило, больше всего. Это могло стать основной причиной вымирания морских видов. Изменение океанских течений также влечёт за собой изменение климата по всей Земле.

Не все группы животных пострадали от вымирания на границе мела и палеогена. Например, известно только два вида лягушек, следы которых пропадают в этот период, а шесть из семи известных родов саламандр того времени даже не изменились в результате событий. Из динозавров выжили только новонёбные птицы (к ним относятся все современные виды), в то время как пернатые рапторы вымерли вместе со всеми. Ни один исключительный хищник или травоядное не выжило после катастрофы. Судя по всему, выжили животные, способные прятаться в грунте или рыть норы, питающиеся неживой органикой (например, падалью) и по возможности редко. Из крупных животных вымирание пережили холоднокровные крокодилы и живородящие акулы, способные процветать на больших глубинах.

Климат

Животный мир неогена

Млекопитающие

Глобальные климатические тенденции, в сочетании с распространением различных трав, сделали неогеновый период золотым веком открытых прерий и саванн.

Эти обширные пастбища стимулировали эволюцию парнокопытных и непарнокопытных животных, включая доисторических лошадей и верблюдов (которые произошли в Северной Америке), а также оленей, свиней и носорогов. Во время более позднего неогена взаимосвязи между Евразией, Африкой и Северной, и Южной Америкой создали почву для запутанной сети видов, что привело к почти полному исчезновению южноамериканской и австралийской ​​мегафауны.

С точки зрения человека наиболее важным этапом неогенового периода была продолжающаяся эволюция обезьян и гоминид. В миоценовую эпоху огромное количество видов гоминидов обитало в Африке и Евразии; в течение последующего плиоцена большинство этих гоминид (в том числе прямых предков современных людей) были сгруппированы в Африке. Именно после неогенового периода, в эпоху плейстоцена, появились первые человеческие существа (род Homo) на планете.

Птицы

Некоторые из летающих и нелетающих видов птиц неогена были поистине огромными (например, аргентависы и остеодонторнисы превышали 20 кг). Конец неогена означал исчезновение большинства нелетающих хищных птиц из Южной Америки и Австралии. Эволюция птиц продолжалась быстрыми темпами, причем большинство современных видов хорошо представлены в конце неогена.

Рептилии

На протяжении большей части неогенового периода доминировали гигантские крокодилы, размеры которых не соответствовали с размерам их меловых предков.

Этот период в 20 млн лет также стал свидетелем продолжающейся эволюции доисторических змей и (особенно) доисторических черепах, последняя группа которых начала достигать действительно впечатляющих размеров к началу плейстоценовой эпохи.

Морская фауна

Хотя доисторические киты начали развиваться в предыдущий палеогеновый период, они не стали исключительно морскими существами до неогена, что также свидетельствовало о продолжающейся эволюции первых ластоногих (семейство млекопитающих, включая тюленей и моржей), а также доисторических дельфинов, с которыми киты тесно связаны. Доисторические акулы сохранили свой статус на вершине морской пищевой цепи; например, мегалодон уже появился в конце палеогена и продолжил свое доминирование на протяжении всего неогена.

Архейский эон

Древний отрезок времени от 4 до 2,5 млрд л. н. по праву может называться периодом детства Земли. Несмотря на отсутствие привычной для человека атмосферы, в горных породах того времени обнаруживаются следы простейших жизненных форм. Это были анаэробные бактерии, способные легко обходиться без кислорода.

Архейский геологический эон включает в себя 4 эры:

1. Эоархей — 4−3,6 млрд л. н. Поверхность планеты затвердела ещё не полностью, она подвержена частой бомбардировке астероидами и метеоритами. Древняя атмосфера была бескислородная. Она состояла из углекислого газа и небольшого количества азота. Появляется гидросфера, но воды пока очень мало, никакого намёка на мировой океан. При исследовании отложений того периода были обнаружены следы первых бактериальных сообществ.
  2. Палеоархей — 3,6−3,2 млрд л. н. Происходит дальнейшее формирование сверхконтинента Ваальбары. Бактериальные формы жизни распространяются, выделяя в атмосферу всё больше кислорода. В центре Земли полностью сформировалось тяжёлое металлическое ядро, а магнитное поле значительно усилилось.
  3. Мезоархей — 3,2−2,8 млрд л. н. Земля почти полностью покрыта океаном, над которым возвышаются маленькие вулканические острова. Из них постепенно формируются крупные континенты. Начинается тектоническое движение литосферных плит, повышается вулканическая активность.
  4. Неоархей — 2,8−2,5 млрд л. н. Благодаря тектонической активности увеличивается процентное соотношение суши. Появляются бактерии, использующие фотосинтез. Кислорода становится всё больше.