Ресурсы в экономической науке — концепция и классификация

2.6. Закон возрастающих вмененных (альтернативных) издержек

Вмененные (альтернативные) издержки — издержки, от которых следует отказаться, чтобы получить другой продукт.

Вводится новое понятие — вмененные (альтернативные) издержки. Ресурсы редки. Поэтому приходится делать выбор между альтернативным их применением. Количество продуктов, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками производства этого продукта. В нашем случае количество Y (роботов), от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу X (пиццы), и есть вмененные издержки. Экономисты открыли закон возрастающих вмененных издержек. Что же он означает?

Согласно закону возрастающих вмененных издержек производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.

В графическом изображении этот закон находит отражение в форме кривой производственных возможностей. Здесь имеет смысл снова подчеркнуть, что в любой данный момент экономика полной занятости ресурсов и полного объема производства вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или общепринятого решения проблемы экономии. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями (не говоря уже о ресурсах, различающихся между собой и количественно, и качественно), используют разные институты для решения реальной проблемы относительно редкости ресурсов. Например, такие страны, как Россия, Соединенные Штаты, Англия, пытаются добиться эффективности использования своих ресурсов каждая по-своему в рамках признанных там целей, идеологий, уровней технологии, обеспеченности ресурсами и культурных ценностей. Лучший способ решения дилеммы «неограниченные потребности — редкие ресурсы» в одной экономической системе может оказаться непригодным в другой системе.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.

Поделиться
Добавить в закладки

Добавить комментарии

1) Вспомни, что такое экономика. Какие отрасли экономики ты знаешь? Как они связаны между собой?

Во втором классе по окружающему миру мы проходили, что экономика — это отношения, которые возникают между людьми при производстве, продаже и использовании товарах и услуг.

Существуют много отраслей экономики — промышленность, торговля, строительство, транспорт, сфера услуг, связь, лесное хозяйство, и другие виды деятельности.

Все отрасли связаны между собой, так как развитие одной зависит от функционирования другой сферы экономики.

Например: сельское хозяйство связано с грузовым транспортом, потому что нужно перевозить урожай, животных, сеять, пахать и так далее.

Металлургическая отрасль связана со сферой услуг, потому что парикмахеру, для того чтобы постричь человека, нужны ножницы.

Ножницы, в свою очередь, сделаны из металла.

Ответы к стр. 38 — 41

1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?

Сельское хозяйство даёт нам мясо, хлеб, молоко; промышленность даёт нам одежду, мебель, обувь; такая отрасль экономики, как строительство, возводит различные постройки; транспорт доставляет продукты и товары; торговля помогает нам приобрести все продукты и вещи.

2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Электростанции преобразуют различные виды энергий в электрическую. Наиболее распространенными типами электростанций являются:— гидроэлектростанции;— тепловые;
— атомные.

3. Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.

Водохранилище искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

4. Какие продукты питания человек получает от природы, а какие ему даёт экономика?

Многое даёт нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми. Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство. А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги.

5. Какие правила экологической безопасности связаны с продуктами питания?

Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Ресурсы как система

Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи:

  • оценка имеющихся ресурсов, а также планирование будущей потребности в них;
  • изучение ситуации на рынке труда;
  • отбор кадров по психологическим и профессиональным характеристикам;
  • принятие мер по повышению эффективности деятельности персонала;
  • изучение уровня жизни работников и действия, направленные на его улучшение;
  • разработка нового или же совершенствование существующего механизма мотивации и стимулирования сотрудников к эффективному труду;
  • поощрение инициативы, а также стимулирование к новаторскому труду.

Управление материальными ресурсами предприятия

Правильное управление материальными ресурсами является залогом успеха предприятия. Без материальной составляющей не было бы остальных процессов, на которых держится фирма. Чтобы труд приносил немалую прибыль, организации нужно создать точную и беспроигрышную структуру движения материальных средств.

Большая часть материальных ресурсов — это главные материалы, из которых изготавливают конечную продукцию. Если брать, к примеру, автомобиль, то это — металл, резина, ткань, кожа, стекло и прочее.

Что касается материалов-помощников, то это те, которые необходимы для обработки, обслуживания готовой продукции, придания ей эстетичности. В основном это смазочные материалы, также всевозможные красители, крепеж и прочее. Сюда можно также отнести упаковку.

Все современные промышленные предприятия имеют вычислительную технику, которая позволяет моделировать материальные потоки, разрабатывать улучшенные схемы управления материальными ресурсами. То, насколько рациональна и продумана организация снабжения сырьем, определяет уровень и рост производительности. Это влияет на формирование цен, снижение себестоимости каждой единицы товара и, как следствие — повышение прибыльности фирмы.

Поставка важных материальных ресурсов считается первым звеном всего производственного процесса. От организации поставки, своевременности привоза сырья в нужном количестве зависит постоянство выпуска продукции, а также то, насколько она будет качественной, долговечной и рентабельной. Для того, чтобы деятельность фирмы была эффективной, необходимо постоянное снабжение производства необходимыми ресурсами в соответствии с заданиями, прописанными в плане. Процесс нужно осуществлять с минимальными потерями финансов при хранении материалов на складе и перевозке транспортными средствами.

Труд человека

Как бы много ресурсов нам не давала природа, для их использования всё равно надо потрудиться. Человеческий труд – это основа процветания человека, ведь именно с помощью труда мы:

Важно понимать, что для экономики важны все профессии. Пользу обществу приносит и врач, и дворник, и политик, и предприниматель, и артист, и даже футболист! Весь труд условно делят на две категории:. Эти два вида труда тесно связаны друг с другом

Например, чтобы построить дом, необходимо спроектировать его, то есть выбрать место строительства, начертить конструкцию дома, рассчитать его прочность и устойчивость. Это примеры интеллектуального труда. Однако кто-то после проектирования дома должен непосредственно класть друг к другу кирпичи, забивать гвозди, прокладывать проводку, устанавливать сантехнику, красить стены. Это уже физический труд

Эти два вида труда тесно связаны друг с другом. Например, чтобы построить дом, необходимо спроектировать его, то есть выбрать место строительства, начертить конструкцию дома, рассчитать его прочность и устойчивость. Это примеры интеллектуального труда. Однако кто-то после проектирования дома должен непосредственно класть друг к другу кирпичи, забивать гвозди, прокладывать проводку, устанавливать сантехнику, красить стены. Это уже физический труд.

Человек за свой труд получает доход. Хотя все профессии важны, оплата труда двух людей может быть различной. Обычно интеллектуальный труд высокообразованных людей ценится выше

Важно не только то, как много трудится человек, но и то, насколько качественно человек выполняет свою работу. Например, футболист мирового класса может зарабатывать в сотни раз больше игрока среднего класса, хотя играют они почти одинаковое количество матчей

Развитие ресурсов

Человеческий потенциал имеет тенденцию к постоянному нарастанию. Это связано с тем, что со временем предприятие или организация начинают требовать все большей отдачи от своих сотрудников. Именно поэтому развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых вопросов руководства фирмы.

Одним из самых сложных периодов для любого работника является его адаптация на предприятии. Мало того что новички обязаны ознакомиться со всеми организационными моментами, они также должны занять определенное место в коллективе и пройти через серьезное психологическое давление. Огромное значение также имеет введение человека в новую должность, а именно — знакомство с должностными обязанностями.

Огромное значение в протекании этих процессов играет политика руководства предприятия по данным вопросам. Важна также и доброжелательная атмосфера, требуется и методическое обеспечение. Так, например, крупные фирмы имеют такую практику, как проведение лекций и семинаров для новых кадров, а также внедрение обучающих программ.

Рекомендации по эксплуатации человеческих ресурсов

Для того чтобы использование человеческих ресурсов на предприятии было эффективным, менеджеры должны руководствоваться рядом рекомендаций в своей деятельности:

  • лучшей мотивацией для сотрудников станет наглядная демонстрация карьерного роста высшего руководства (персонал должен ставить перед собой конкретные цели и осознавать реальность их достижения);
  • одним из важнейших аспектов является оплата труда (даже в самые трудные и кризисные периоды работники должны получать оговоренную сумму, осознавать свою ценность для организации);
  • сотрудники должны досконально знать исчерпывающую информацию о своем предприятии, а также механизм получения прибыли (знания работников не должны ограничиваться узким кругом их обязанностей);
  • в общении с каждым из сотрудников стоит руководствоваться уважением, ведь каждый из них имеет возможность уйти в другую организацию.

Роль человеческих ресурсов должна четко осознаваться на всех уровнях. Это один из самых важных элементов функционирования не только отдельно взятого предприятия, но также и государства в целом. Человек — это наивысшая ценность, а наибольший интерес в экономическом плане представляют его способности и интеллект.

Управление ресурсами

Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели:

  • непрерывный анализ ситуации с кадрами с целью своевременного обеспечения ими организации;
  • создание для сотрудников максимально комфортных условий, в которых они смогут эффективно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал.

Для того чтобы управление человеческими ресурсами в организации было эффективным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  • цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы;
  • анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным;
  • персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами;
  • каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации;
  • трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.

Другие полезные ископаемые

Важно отметить и другие запасы различного сырья в нашей стране. Россия богата не только нефтью и газом, но также и торфом, сланцами, железными рудами

Торф в России добывается во многих регионах, как в европейской части, так и в азиатской. Самые крупные месторождения этого материала находятся на Северном Урале и в Западной Сибири.

Источники сланца также активно разрабатываются. В основном они расположены на территории европейской части страны. Наиболее крупный из них находится в районе Санкт-Петербурга. Помимо него, в России существует еще 3 крупных сланцевых бассейна.

Еще одно природное богатство нашей страны – это железная руда. На территории России имеется множество источников, по большей части они залегают глубоко. Крупные месторождения расположены в европейской части, самое известное из них носит название Курской магнитной аномалии.

Обсудим!

1. Какова роль в экономике профессий ваших родителей, близких, знакомых?

Мой папа — строитель.

Он строит дома, в которых будут жить люди.

Его труд очень важен для экономики.

Ведь потребность в жилье одна из основных для всякого человека.

Моя мама медицинская сестра и её труд очень важен для экономики.

Ведь она помогает людям оставаться здоровыми, а значит принимать участие в любом экономическом процессе.

2. Как связаны между собой труд шахтёра, сталевара и парикмахера?

Шахтёр добывает уголь.

Он занят в добывающей промышленности.

Уголь, добытый шахтёром, используется, в том числе в металлургической промышленности.

Его применяют для получения стали.

Это уже работа сталевара.

А из стали делают самые разные полезные вещи.

И в том числе ножницы, которыми работает парикмахер.

И парикмахер стрижёт этими ножницами и шахтёров, и сталеваров.

Значит эти профессии связаны между собой через продукты своего труда.

3. Как труд учёного помогает экономике?

Учёный открывает новые законы, закономерности и придумывает, как их использовать для пользы общества.

Новые открытия делают нашу жизнь более комфортной.

Открытия учёных позволяют получать более совершённые приборы и машины, использовать новые процессы, производить больше различных товаров и услуг.

Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

Раскройте значение богатств природы для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных.

Подготовьте сообщение классу.

Сообщение «Значение природных богатств для экономики» для 3 класса

Любые богатства природы используются для производства товаров, а значит необходимы экономике.

Например, воздух. Это не только то, чем мы дышим, но и среда, которая может использоваться в различных приборах и механизмах.

Воздух может двигать машины и перемещать почту. Движение воздуха — это ветер, а он используется, чтобы получить дешёвую электроэнергию.

Вода также очень важна. Она сама способна быть теплоносителем и доставлять в дома тепло, а может использоваться для получения электроэнергии. Мало того, вода сама может быть топливом, причём безопасным и экологически чистым.

Полезные ископаемые — основа промышленности. Из них получают металлы, топливо, энергию.

Почва используется в сельском хозяйстве.

Растения дают нам пищу и строительные материалы, бумагу.

Животные также используются в пищу.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Природные богатства и труд людей — основа экономики

1. Производство товаров и услуг невозможно ЧУ без использования природных богатств. Раскройте значение природных богатств для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных. Подготовьте сообщение классу.

Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. А движение воздуха — ветер — во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. Для этого строят специальные сооружения — ветряные установки.

Исчезнет вдруг вода — и остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские, не говоря уже о том, что станет ненужным весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются в хозяйстве. Каждое полезное ископаемое используется по-разному, в зависимости от его свойств.

Без земли (почвы) было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания. Недаром землю называют кормилицей.

Большое значение для экономики имеют растения и животные. Вот только два примера.

Древесина, заготовленная в лесу, идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Рыба, выловленная в море, служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всём мире.

К великому сожалению, многие природные богатства люди используют хищнически, не думая ни о судьбе самой природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может.

Богатства природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

2. Природные богатства сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами

Нужно ещё что-то очень и очень важное. Это труд людей

Раскройте роль труда людей в экономике по плану: для чего нужен труд людей, какие профессии необходимы в экономике, от чего зависит успех труда людей.

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный, например труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.

Успех труда людей во многом зависит от их образования. Современной экономике требуется всё больше образованных людей, например умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки.

Успех труда зависит и от здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет редко. Хорошо, если человек с детских лет начинает заботиться о своём здоровье.

Обсудим

  1. Какова роль в экономике профессий ваших родителей, близких, знакомых?
  2. Как связаны между собой труд шахтёра, сталевара и парикмахера?
  3. Как труд учёного помогает экономике?

Проверь себя

  1. Почему природные богатства и труд мы называем основой экономики?
  2. Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?
  3. От чего зависит успех труда людей в экономике?
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: природные богатства, труд.
  2. Выберите у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь) и попробуйте изучить и коротко описать «рождение» этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились. Узнать это можно из дополнительной литературы, Интернета.

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научимся различать важнейшие полезные ископаемые.

Вспомни урок «Заглянем в кладовые Земли» во 2 классе. С какими горными породами и минералами мы познакомились? Как люди используют богатства земных кладовых?

Обсудим!

С помощью сельского хозяйства реализуются потребности человек в еде, продуктах питания.

С помощью промышленности – в комфорте, обуви, бытовых приборах, прочих товарах.

Строительство удовлетворяет потребности в жилье.

С помощью транспорта — потребности в общении, перемещении, удовлетворении любопытства.

Торговля — потребности человека в готовых товарах.

2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Кроме солнца, теплом и светом нас обеспечивает Энергетика.

Это отрасль экономики, которая занимается получением электроэнергии, тепла.

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

  1. Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

    Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

  2. Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

    Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

  3. Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

    Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

  4. Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

    Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Закон возрастающих вмененных (альтернативных) издержек

Вмененные (альтернативные) издержки — издержки, от которых следует отказаться, чтобы получить другой продукт.

Вводится новое понятие — вмененные (альтернативные) издержки.

Ресурсы редки. Поэтому приходится делать выбор между альтернативным их применением. Количество продуктов, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками производства этого продукта. В нашем случае количество Y (роботов), от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу X (пиццы), и есть вмененные издержки.

Экономисты открыли закон возрастающих вмененных издержек.

Что же он означает?

Согласно закону возрастающих вмененных издержек производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.

В графическом изображении этот закон находит отражение в форме кривой производственных возможностей. Здесь имеет смысл снова подчеркнуть, что в любой данный момент экономика полной занятости ресурсов и полного объема производства вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или общепринятого решения проблемы экономии. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями (не говоря уже о ресурсах, различающихся между собой и количественно, и качественно), используют разные институты для решения реальной проблемы относительно редкости ресурсов. Например, такие страны, как Россия, Соединенные Штаты, Англия, пытаются добиться эффективности использования своих ресурсов каждая по-своему в рамках признанных там целей, идеологий, уровней технологии, обеспеченности ресурсами и культурных ценностей. Лучший способ решения дилеммы «неограниченные потребности — редкие ресурсы» в одной экономической системе может оказаться непригодным в другой системе.

показать содержание

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: