Для чего нужна экономика и зачем ее изучать?

Структура экономики

Экономика является той областью деятельности, которая составляет основополагающую ступень любого государства. Ее структура очень сложная и состоит из многочисленных элементов. Рассмотрим упрощенную версию этой структуры.Данная область деятельности представляет собой четырехгранную пирамиду:

  1. Первая грань — это производство. Оно напрямую зависит от формы производства, то есть продукция будет выпускаться в соответствии с имеющимися ресурсами и оборудованием. Например, машиностроение не может заниматься сельским хозяйством, потому что не имеет навыков и ресурсов для этого.
  2. Вторая грань — это потребление. Оно зависит от людей и различных организаций. Для того чтобы получить прибыль с созданного товара, необходимо его реализовать. Именно так образуется потребительское направление — товар продается тем, кто в нем нуждается.
  3. Третья грань — это распределение. Оно состоит из органов власти, которые распределяют отдельные отрасли экономики, строят из этих отраслей индивидуальные структурные схемы и руководят ими.
  4. Четвертая грань — это обмен. Он характеризуется как рынок, то есть то место, где можно как продавать продукцию, так и приобретать ее. Экономический рынок характеризуется своей масштабностью и широким ассортиментом товаров и услуг.

Также экономика включает в себя два сектора:

  1. Сектор производства вещественного типа.
  2. Сектор непроизводственной сферы деятельности и общественной инфраструктуры.

Если экономика сочетает в себе сразу два направления, тогда она называется двухсекторной и создает круговорот валовой внутренней продукции (ВВП). Особенности показаны на рис.3 ниже.
Рис. 3. Круговорот ВВПНа модели выше отчетливо видно, что все начинается с рынка ресурсов, который и запускает поток. Из этих ресурсов определенное количество уходит на развитие предпринимательского сектора, от которого выходят совершенно новые товары и услуги. Далее поток ВВП движется на рынок, где предоставляются товары и услуги. Именно здесь происходит так называемый товарный оборот, от которого фирмы и предприятия получают свою прибыль. После этого направление движения с рынка продолжается к сельскому хозяйству, которое приобретает все необходимое для развития и впоследствии вырабатывает опять-таки экономические ресурсы, которые вновь пополняют рынок ресурсов.Стоит также отметить, что потоки с наименованием “доходы-расходы” и “продукты-ресурсы” движутся в абсолютно различных направлениях, хотя существовать друг без друга вообще не могут.В свою очередь круговорот, связанный с ВВП, расходами и доходами, а также с финансовым рынком, имеет свою уникальную модель. Выглядит она следующим образом (рис.4):На схеме прекрасно видно, что экономика не может обходиться без инвестиционных средств и платежей различного рода.
Однако, несмотря на совершенно различные факторы, экономика является единым целым, которое сочетает не только ресурсы, но и отношения:

  • Публичные отношения. Рассматриваются в этническом хозяйстве страны, в зависимости от значений, которые учитываются при их формировании.
  • Системные отношения. Подразумевают под собой взаимодействие между однородными сферами экономики и их секторами.

Актуальность изучения экономики

Экономика существует в современном мире. Она продолжает накапливать знания, формировать новые взгляды на уже сложившиеся формы отношений. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Это вносит изменения не только в производство, но и в привычный образ жизни общества. Научные исследования и инновации стали неотъемлемой частью экономического развития, так как они помогают формировать конкурентные преимущества для хозяйствующих субъектов. Стремление к достижению более выгодного экономического положения стимулирует постоянный поиск инновационных решений в области менеджмента.

Экономическая жизнь меняется очень быстро. Развитые страны в настоящее время движутся в направлении создания рынка услуг, который генерирует большую часть дохода страны. Там, где когда-то богатство приобреталось благодаря войне, торговле, добыче полезных ископаемых и сельскому хозяйству, сегодня информация и интеллектуальные навыки людей стали самым ценным и дорогим товаром. Теперь предприниматели понимают, что основные инвестиции должны быть сделаны в человеческий капитал, а не в основной капитал.

В мировых процессах глобализации происходит интеграция в мировую экономику и кооперация производств. Возникают проблемы экологического характера и ограниченности природных ресурсов. То есть экономика сталкивается не только с традиционными текущими проблемами, но и с принципиально новыми проблемами, которые необходимо изучать и искать оптимальные решения.

Цикличность экономического развития доказала необходимость вмешательства государства или международных организаций в естественный ход развития экономики. Изучение экономики, поиск новых инструментов исследования, использование высоких технологий обработки данных открывают перед учеными совершенно новые возможности для изучения текущих событий, а также для прогнозирования будущих экономических показателей. Накопленный экономический опыт помогает прогнозировать дальнейшее развитие событий, а также внедрять в повседневную жизнь проверенные методы ведения бизнеса.

1) Вспомни, что такое экономика. Какие отрасли экономики ты знаешь? Как они связаны между собой?

Во втором классе по окружающему миру мы проходили, что экономика — это отношения, которые возникают между людьми при производстве, продаже и использовании товарах и услуг.

Существуют много отраслей экономики — промышленность, торговля, строительство, транспорт, сфера услуг, связь, лесное хозяйство, и другие виды деятельности.

Все отрасли связаны между собой, так как развитие одной зависит от функционирования другой сферы экономики.

Например: сельское хозяйство связано с грузовым транспортом, потому что нужно перевозить урожай, животных, сеять, пахать и так далее.

Металлургическая отрасль связана со сферой услуг, потому что парикмахеру, для того чтобы постричь человека, нужны ножницы.

Ножницы, в свою очередь, сделаны из металла.

Типы экономических систем

Пока мы говорили в основном в общих чертах. Мы изучили, как в целом функционируют экономики. Однако существуют все виды различных экономических систем, которые могут принять местная и национальная экономика. Более того, на протяжении всей истории мы видели, как возникали, процветали и приходили в упадок различные типы систем.

Ниже мы кратко рассмотрим некоторые из основных типов экономических систем, которые использовались и используются сегодня:

Феодализм

Этот тип экономической системы использовался в средние века. По сути, король или правитель «владели» всеми землями в определенной области. Затем этот правитель раздавал землю некоторым дворянам, которые сражались за них. Обычные люди обрабатывали дворянские земли, платя налоги с помощью продуктов и услуг (таких как еда и сельское хозяйство) в обмен на защиту.

Капитализм

Большинство экономик мира сегодня следуют капиталистической системе. Одной из ключевых характеристик капиталистической экономики является то, что частные предприятия (в отличие от государственных) контролируют собственность и производство в соответствии со своими интересами. При капитализме спрос и предложение означают, что рыночные цены могут быть установлены таким образом, чтобы служить интересам общества в целом.

Еще одна отличительная черта капиталистической экономики – мотивация получать прибыль. Примерами капиталистической экономики являются США, Великобритания и Австралия.

Социализм

В то время как при капитализме частные компании владеют средствами производства, при социализме все принадлежит государству или обществу. Вместо того, чтобы работать ради личной выгоды, каждый работает ради богатства, которое распределяется между людьми.

Вместо того, чтобы устанавливать цены и производство товаров спросом и предложением, в социалистической экономике продукты и услуги производятся на основе потребительной стоимости – потребностей общества. Примерами социалистической экономики являются Северная Корея и Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Коммунизм

Как и в случае с социализмом, коммунистическая экономика нацелена на то, чтобы средства производства принадлежали сообществу. Он направлен на создание бесклассового общества, в котором каждый вносит свой вклад в соответствии со своими способностями и потребностями. Однако это часто происходит за счет личных свобод.

Примерами коммунистических стран сегодня являются Китай, Куба и Вьетнам.

Часть 1

1. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и разви­тия его личности, называется

1) потребностью
2) регулятором
3) ценностью
4) деятельностью

2. К материальным потребностям не относится потребность в

1) пище
2) жилище
3) общественном признании
4) одежде

3. Общее количество товара, которое потребители желают, го­товы и имеют возможность приобрести по определённой цене, называется

1) спросом
2) предложением
3) капиталом
4) рынком

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика — наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Б. Экономика в буквальном переводе с древнегреческого означает «искусство управления хозяйством».

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. В ХХ веке возник новый фактор производства

1) нанотехнологии
2) приватизация
3) космические технологии
4) информация

6. Количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги, называется

1) спросом
2) предложением
3) ценой
4) прибылью

7. К экономическим благам относят

1) воздух
2) мебель
3) солнечный свет
4) морскую воду

8. К средствам производства относят

1) продукты питания
2) транспорт
3) жилое помещение
4) одежду

9. Макроэкономика изучает

1) экономику семьи
2) экономику фирмы
3) экономику рынков, товаров и услуг
4) общеэкономические процессы

10. Верны ли следующие суждения о потребностях?

А. Потребности — это желания потребителей приобрести или использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.
Б. Материальные потребности общества безграничны и неутолимы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

История экономики

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные страты и государство, а позже — рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.

В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.

В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающим общественным строем стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.

В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная экономика. В остальных странах развивалась рыночная экономика. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.

Типы экономики

Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.

Традиционный тип экономики

Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой некоторые страны действуют до сих пор. В основном это страны мира, в которых преобладает сельское хозяйство. При этом типе системы экономика государства тратит больше, чем получает.

Командный тип экономики

Командную экономическую систему еще называют централизованной или командно-плановой. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Она действует так: у государства есть план экономического развития, согласно которому производства выпускают товары и услуги. Этот план диктует, что производить, в каких объемах и за какую цену продавать. Так, например, было в СССР.

Рыночный тип экономики

Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.

В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует ни одного вида рыночной экономики в чистом виде.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, чаще всего — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственного регулирования, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.

Экономика как хозяйство
Экономика как хозяйство
— это система хозяйствования, которая обеспечивает общество различными благами, включает в себя отрасли материального производства (промышленность, транспорт) и нематериальной сферы (культура, образование).

Что такое экономика?

Прежде чем мы рассмотрим, как работает экономика, давайте сначала рассмотрим этот термин более подробно. Как и следовало ожидать, это довольно сложная концепция с множеством различных элементов. Поскольку это вводная статья, мы постараемся упростить ее.

Во-первых, давайте исследуем различные уровни сложности, когда дело доходит до экономики:

Местная экономика

Когда мы думаем о местной экономике, мы имеем в виду взаимосвязанные рынки и сети внутри определенного сообщества. Местное правительство, организации, предприятия и люди – все вносят свой вклад в эту экономику.

Местные предприятия могут покупать сырье у продавцов, которые находятся поблизости. Эти продавцы могут получать субсидии или налоговые льготы от местных советов или правительств. Люди в этом районе платят налоги, работают на предприятия и покупают товары и услуги.

Конечно, исторически такие местные хозяйства были довольно обычным явлением. Так как мы открыто исследуем глобализацию, до начала XIX века потребление и производство обычно происходили в одном и том же месте. Еда выращивалась в местном масштабе, и, например, ее покупали жители окрестностей.

Однако по мере того, как страны, а в конечном итоге и весь мир становились более доступными и взаимосвязанными, экономические сети расширялись и становились все более сложными. Конечно, местная экономика все еще существует; она просто является частью чего-то большего.

Национальная экономика

Когда мы говорим о национальной экономике, такой как экономика России, мы имеем в виду систему распределения ограниченных ресурсов. Экономика основана на том факте, что ресурсы, такие как рабочие, земля и сырье, ограничены. Однако спрос безграничен.

Хотя этот принцип распределения ограниченных ресурсов лежит в основе любой экономики, национальные правительства часто имеют радикально разные подходы к формированию и производству национальной экономики. Вот почему, например, экономика США сильно отличается от экономики Китая.

К тому времени, когда мы смогли производить продукцию и перемещать ресурсы через границы, эти национальные экономики снова стали частью гораздо более широкой сети взаимосвязанных стран.

Мировая экономика

Мировая экономика (также известная как глобальная экономика) относится к экономике всех людей в мире. Это определение включает в себя различные экономические системы и виды деятельности, которые происходят внутри стран и между странами.

Этот широкий диапазон охватывает обмен капиталом (деньгами и активами), а также потребление и производство товаров. Благодаря глобализации международная торговля, финансы и инвестиции – все это способствует развитию мировой экономики.

Часть 2

1. В приведённом списке указаны разнообразные явления, которые являются предметом изучения экономической науки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера явлений, которые изучаются макро­экономикой, а во вторую колонку — порядковые номера явлений, которые изучаются микроэкономикой.

1) безработица
2) экономический рост
3) фирма
4) потребность в творчестве

Макроэкономика Микроэкономика
       

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключени­ем одного, характеризуют понятие экономика.

Наука, мораль, ресурсы, потребности, производство.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное понятие.

Блага, используемые для производства других экономиче­ских благ, называются _______________.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает эко­номическая сфера, то есть всё то, что связано с __________(А), распределением, обменом и потреблением созданных тру дом человека благ. Отношения по поводу ма­териальных благ объективно связывают между собой всех людей, то есть делают их __________(Б)

Поэтому важно разобраться с тем, что же подразумевается под понятием «экономика», какова её роль на различных этапах разви­тия человеческого общества. Указанный термин имеет не­сколько значений

Во-первых, экономикой называется совокупность общественных __________(В) в сфере производства, обмена и распределения продукции. Во- вторых, так называется __________(Г) конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства (экономика труда и пр.). Наконец, данным понятием определяется __________(Д), изучающая экономические процессы и явления, поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных __________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск

Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

Список терминов:

1) потребление
2) общество
3) отношение
4) наука
5) хозяйство
6) ресурс
7) производство

Запишите под каждой бук­вой номер выбранного вами слова.

Потребности человека

У каждого человека есть потребности. Для нормальной жизни нам необходимы вода, еда, чистый воздух, жилище. Однако есть и другие, не столь важные потребности, причем у разных людей они различны. Один человек мечтает о личном автомобиле, второй хочет путешествовать по всему миру, третий любит ходить в театр, а четвертый играет в компьютерные игры.

К сожалению, полностью удовлетворить все потребности всех людей невозможно. Это связано с психологией человека. Предположим, что Иван – нищий. Тогда он будет мечтать только о нормальной еде. Но вдруг Иван устроился на хорошую работу, и о еде он больше не беспокоится. Однако тут же у него появится новые потребности – он захочет одеваться в модные вещи, приобрести квартиру, ходить в кино. Предположим далее, что дела у Ивана стали идти так хорошо, что он оказался владельцем крупного бизнеса. И снова его потребности возрастают – теперь он хочет иметь личный самолет, яхту, дворец, а также собственный футбольный клуб.

Итак, все свои потребности человек удовлетворить не может. Поэтому он должен делать выбор, что он будет приобретать, а от чего он откажется. Экономика – это та наука, которая как раз позволяет человеку принять правильный выбор. Она помогает рационально составлять свой личный бюджет.

Обсудим!

1. Какова роль в экономике профессий ваших родителей, близких, знакомых?

Мой папа — строитель.

Он строит дома, в которых будут жить люди.

Его труд очень важен для экономики.

Ведь потребность в жилье одна из основных для всякого человека.

Моя мама медицинская сестра и её труд очень важен для экономики.

Ведь она помогает людям оставаться здоровыми, а значит принимать участие в любом экономическом процессе.

2. Как связаны между собой труд шахтёра, сталевара и парикмахера?

Шахтёр добывает уголь.

Он занят в добывающей промышленности.

Уголь, добытый шахтёром, используется, в том числе в металлургической промышленности.

Его применяют для получения стали.

Это уже работа сталевара.

А из стали делают самые разные полезные вещи.

И в том числе ножницы, которыми работает парикмахер.

И парикмахер стрижёт этими ножницами и шахтёров, и сталеваров.

Значит эти профессии связаны между собой через продукты своего труда.

3. Как труд учёного помогает экономике?

Учёный открывает новые законы, закономерности и придумывает, как их использовать для пользы общества.

Новые открытия делают нашу жизнь более комфортной.

Открытия учёных позволяют получать более совершённые приборы и машины, использовать новые процессы, производить больше различных товаров и услуг.

Экономика как наука

Экономика — это научная дисциплина, изучающая экономическую деятельность общества для удовлетворения его потребностей.

Взаимоотношения между субъектами развиваются в процессе производства товаров, их последующего распределения, продажи и конечного потребления. Экономические знания берут свое начало в древние времена, когда философы и богословы пытались пролить свет на закономерности взаимодействия людей, связанные с экономикой. Сегодня экономика является одной из базовых дисциплин с научной базой. Теоретическая наука имеет два направления:

  • Макроэкономика, изучающая крупные экономические системы, поведение агрегированных субъектов.
  • Микроэкономика, изучающая экономические системы, созданные одним субъектом, а также процессы и явления, возникающие в процессе производства.

На основе фундаментальных наук и других социальных дисциплин возникают прикладные области, которые используются для решения конкретных практических задач.

Экономическая теория выполняет когнитивную функцию и способствует накоплению теоретических и практических знаний. С ее помощью решаются вопросы экономической политики, экономического поведения предприятий и домохозяйств. Экономическая наука позволяет анализировать данные и делать на их основе прогнозы. Экономика может служить идеологической основой, как это было в Советском Союзе. В то время модель экономики была выбрана в максимально возможной степени в соответствии с целями измененной власти.

Экономика тесно связана с повседневной жизнью людей и общества в целом. Анализируется и описывается работа рынков, отдельных секторов национальной экономики, движение финансов и промышленных товаров, развитие услуг, становление предпринимательства. С их помощью прикладные дисциплины, такие как менеджмент, маркетинг, финансовый учет и т.д. развивают и накапливают теоретические знания.

Основные понятия экономики

Производство — процесс изготовления материального блага с помощью факторов производства, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.

Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.

Потребление — это конечный этап цикла товара или услуги, их использование для удовлетворения нужд и потребностей человека.

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.

Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:

  1. Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.

  2. Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.

Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства. Капитал бывает двух видов:

  1. Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
  2. Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.

Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Проверь себя

1. Что такое потребности людей?

Всё, что требуется людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача экономики. Для этого производятся различные товары и услуги.

2. Какие потребности есть у каждого человека?

Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов. Потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что даёт нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер).

3. Раскрой роль экономики в нашей жизни.

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей. Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше. А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

4. Что такое товары и услуги?

Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее — всё это услуги.

← Предыдущая Следующая →

Обсудим!

С помощью сельского хозяйства реализуются потребности человек в еде, продуктах питания.

С помощью промышленности – в комфорте, обуви, бытовых приборах, прочих товарах.

Строительство удовлетворяет потребности в жилье.

С помощью транспорта — потребности в общении, перемещении, удовлетворении любопытства.

Торговля — потребности человека в готовых товарах.

2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Кроме солнца, теплом и светом нас обеспечивает Энергетика.

Это отрасль экономики, которая занимается получением электроэнергии, тепла.

Место экономики в современном мире

Экономика и жизнь общества неразрывно связаны. Сам термин «экономика» означает правила ведения домашнего хозяйства. В практической жизни экономика позволяет решать следующие задачи:

  • Обеспечение общества необходимыми товарами.
  • Эффективное распределение факторов производства.
  • Оптимальное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей человечества.

Для создания товаров экономические агенты используют факторы производства, которые трансформируются в готовые товары и услуги. Проблема в том, что все факторы производства конечны, а потребности общества продолжают расти. Экономика ищет рациональные способы сохранения богатства природы и поощрения человеческой жизни. Она решает проблему, что и для кого производить и в каком количестве.

Экономика — основа современного общества. Он обобщает, систематизирует и объясняет многие процессы. Его научная составляющая широко используется для принятия обоснованных научных решений в экономической политике, которая осуществляется на государственном и международном уровнях. Применение научного мышления в практической деятельности предприятий и домохозяйств также позволяет оптимизировать их существование, формировать условия для роста и развития, достигать определенных экономических результатов.

Общество всегда стремится улучшить свое положение, комфорт, условия жизни. С экономической точки зрения это становится возможным, когда достигается полная занятость, экономическая эффективность, экономические свободы, справедливое распределение доходов, благосостояние населения. Страны стремятся поддерживать торговый баланс и конкурентные преимущества, обеспечивая основу для экономического роста и развития общества. В глобальном аспекте — положительная динамика экономической жизни экономик приводит к общему улучшению качества жизни населения всего мира.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:

Функции смешанной экономики — концепция, особенности и типология
Государственное кредитование малого бизнеса — особенности, важность и требования
Признаки экономической системы — характеристики и виды
Функции командной экономики — история и разбор функций
Факторы экономической интернационализации — причины, суть и разбор факторов
Динамика и формы инфляции в российской экономике — сущность, причины и факторы
Материнский капитал — концепция и использование
Проблематика антикризисного управления — проблемы, концепция, суть и функции

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Чему учит экономика

Изучая этот раздел, мы будем учиться:

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы.

Для чего нужна экономика

Узнаем, что такое потребности человека, товары и услуги. Научимся раскрывать роль экономики в нашей жизни.

Вспомни, что такое экономика. Какие отрасли экономики ты знаешь? Как они связаны между собой?

Ты уже знаешь, что требуется для жизни растениям и животным. А что необходимо человеку? Сравни свой ответ с текстом учебника.

Как и другим живым существам, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. А что ещё? Одежда и обувь, жильё, транспорт, книги…

Для счастливой и радостной жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя — в природе, в своём доме и в городе

А ещё нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту

Всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями. У каждого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Откуда же берётся всё то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой — всё это мы получаем непосредственно от природы. Любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту — это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.

А откуда берутся хлеб и сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? Это даёт нам экономика. Главная задача экономики — удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят различные товары и услуги.

Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее — всё это услуги.

Обсудим

  1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
  2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
  3. Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.
  4. Какие продукты питания человек получает от природы, а какие ему даёт экономика?

Проверь себя

  1. Что такое потребности людей?
  2. Какие потребности есть у каждого человека?
  3. Раскрой роль экономики в нашей жизни.
  4. Что такое товары и услуги?
Всё, что требуется людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача экономики. Для этого производятся различные товары и услуги.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: потребности, товары, услуги.
  2. Вместе со взрослыми составьте список товаров, которые ваша семья приобрела в течение дня, и услуг, которыми вы воспользовались.

На следующем уроке

Узнаем, что составляет основу экономики. Будем учиться раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.

Вспомни, как природные материалы превращаются в вещи. Приведи примеры 2—3 производственных цепочек. Какое место в них занимают природные богатства и труд людей?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: