Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. какая бывает промышленность. школа россии

Введение

Задания составлены по одной из тем дисциплины «Обществознание» – « Природа человека, врожденные и приобретенные качества » и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.

Задания разделены на группы: тестовые, задания на сочетания и соотношения, творческие задания ( в том числе по конкретным текстам разных авторов).

Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.

При выполнении задания:

внимательно прочтите вопрос;

ответьте на данный вопрос;

впишите ответы в соответствующие графы и свободные места для письменного ответа.

Содержание

Слайд 1

Рафагутдиновой Еленой Анатольевной

Слайд 2

2

Какая бывает промышленность?

Слайд 3
Проверь себя

3

1. Что такое животноводство?

А. Это выращивание культурных растений.

Б. Это выращивание домашних животных.

В. Это добыча полезных ископаемых.

Слайд 4

4

2. Для чего люди занимаются животноводством?

А. Ради собственного удовольствия.

Б. Для получения продуктов питания и материалов для промышленности.

В. Для получения строительных материалов.

Слайд 5

5

3. Каких домашних млекопитающих разводят люди?

А. Тигров, леопардов и львов.

Б. Волков, зайцев и лисиц.

В. Коров, коз, овец и кроликов.

Слайд 6

6

4. Каких домашних птиц разводят люди?

А. Чаек, ласточек, стрижей.

Б. Кур, уток, гусей, индюков.

В. Дроздов, дятлов, синиц.

Слайд 7

7

5. Каких рыб разводят люди?

А. Карпов, форель.

Б. Акул.

В. Морских окуней.

Слайд 8

8

6. Каких насекомых разводит человек?

А. Стрекоз и кузнечиков.

Б. Пчёл.

В. Колорадских жуков.

Слайд 9

9

7. Где содержат сельскохозяйственных животных?

А. В теплицах и парниках.

Б. В домах и квартирах.

В. На фермах, в прудах и на пасеках.

Слайд 10

10

1. Б
2. Б
3. В
4. Б
5. А
6. Б
7. В
У тебя такие же ответы?

Поставь себе «5»!

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Задача добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых (нефти, природного газа, каменного угля и других).

Слайд 13

13

Задача этой отрасли промышленности: производить электрическую энергию, без которой

погас бы свет и не работали бы электроприборы.

Слайд 14

14

ГЭС

ГЭС строят на реках

Электричество вырабатывается здесь за счёт потока воды, падающей с плотины.

Слайд 15

15

ТЭС

На ТЭС электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива (природного газа, мазута, угля).

Слайд 16

16

АЭС

Атомные электростанции работают на атомном, или ядерном топливе.

Слайд 17

17

Задача металлургической промышленности: обеспечить экономику металлами (сталь, алюминий, медь, цинк, никель и другие).

Слайд 18

18

Задача этой отрасли промышленности: производить разнообразные машины и механизмы

(станки, пылесосы, велосипеды, суда, автомобили, самолёты и другие).

Слайд 19

19

Задача химической промышленности: производить множество веществ, которые используются в хозяйстве (стиральный порошок, пластмасса, резина, удобрения, краски, лаки и другое).

Слайд 20

20

Задача лёгкой промышленности: производить для людей ткани, одежду, обувь.

Слайд 21

21

Задача пищевой промышленности: обеспечить людей продуктами питания (хлеб, сметана, творог, колбаса, сахар, конфеты, макароны, крупы и другое)

Слайд 22

22

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Добывающая промышленность
Электроэнергетика
Металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность
Лёгкая промышленность
Пищевая промышленность

Слайд 23

23

Добывающая промышленность
Металлургия
Электроэнергетика
Машиностроение

Слайд 24

24

Химическая промышленность
Электроэнергетика
Пищевая промышленность
Лёгкая промышленность

Слайд 25
Подведём итог урока

25

Какие отрасли промышленности ты знаешь?
Чем занимаются добывающая промышленность и электроэнергетика?
Что производят металлургия и машиностроение?
Чем обеспечивает людей химическая промышленность?
Что производят лёгкая и пищевая промышленность?

Слайд 26

26

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Индустриальное общество

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.

Задание 3.

Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов — Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество — это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — регулирующие половые отношении, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов».

Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития.

Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».

Социальная сфера

В данную подсистему человеческого общества входят все связи и отношения, возникающие между людьми в рамках их общественной и личной жизни, а также отношения между людьми и их социальными группами. Данная сфера решает следующие задачи:

  • обеспечение всем людям нормальных условий для жизни и работы;
  • обеспечение всем людям доступа к образованию и медицинскому обслуживанию;
  • защита базовых прав каждого человека.

Деятельность социальной сферы направлена на создание здоровой социальной обстановки, в которой каждый человек сможет в полной мере удовлетворять свои социальные потребности. Поскольку в современном мире социальная жизнь общества регулируется государством, достижение высокого уровня благосостояния людей полностью зависит от государственной социальной политики.

Социальная сфера

Такая сфера представляет собой взаимоотношения, которые устанавливаются в ходе всей жизни человека как необходимость для существования в социуме. Социология и философия определяют ее как сферу, объединяющую ряд общностей и связи между ними. Если рассматривать социальную сферу таким образом, то каждый человек включен в нее. Человек со временем оказывается вписанным в разные общности, например, субъект — женщина, учительница, мать, горожанка и т.п. Политика и экономика называют таким термином совокупность отраслей и организаций, работающих, чтобы повысить уровень жизни народа, например, соцобеспечение. В этом смысле социальная сфера — не отдельная часть общественной жизни, а промежуточная часть между политикой и экономикой, которая существует, чтобы доходы государства были перераспределены в пользу бедных. Если рассматривать социальную сферу в таком разрезе, то к ней относятся лишь некоторые группы людей (инвалиды, безработные, малообеспеченные и т.п.).
Рис. 2. Социальная сфера

ОБЩЕСТВО

Классная работа. 03.09.2012 года.

Страна – это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

Государство – это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

Нация – это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

Брачно – семейные отношения – это личные отношения, связанные с воспроизводством человека и воспитания человека.

Производственное отношение – это отношение складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Социальные отношения – это отношения между различными социальными группами ( например, между боготыми и бедными людьми).

Международные отношения – это отношения между представителями разных наций.

Политические отношения – это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

Общественные отношения – это система связей, с помощью которых обществом и борьбы за власть.

Браки заключаются между представителями объебинения ;

Не является частью крупной системы.

Пополняетя за счет детей представителей этого объединения.

1)браки заключаются между представителями данного объединения.

2) Пополняетя за счет детей представителей этого объединения.

Обладает собственной системой управления имеет свою территорию.

Популяция муравьев и пчел называют:

социальными или общественными животными;

Имеет свое название и даже свою историю.

Разновидностями общественных отношений являются:

обладает собственной системой управления.

Существует дальше средней продолжительности жизни индивида.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Как связаны сферы общества?

Все четыре СО существуют неразрывно и связаны очень тесно. Тип экономических отношений может оказать влияние на социальную сферу, а она, в свою очередь, во многом определяет политические взгляды и духовные ценности. Определенное место в социальной иерархии может лишить человека чего-либо или дать ему преимущество в получении образования, материальных ценностей и других привилегий

Неразвитая экономика ставит под большой удар социально незащищенных людей, что в результате может привести к политическому кризису.В разные исторические периоды человечество пыталось выдвинуть вперед и уделить основное внимание какой-либо одной из них. Например, в Средние века главной была религиозность, а в эпоху Просвещения больше внимания уделялось нравственности

Марксизм на первый план выдвинул экономику. Этот процесс очень динамичен и изменчив, что делает его весьма интересным, а изучение — довольно сложным.

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Отличительные черты промышленности

Можно условно считать, что вся экономическая деятельность человека сводится либо к оказанию услуг другим людям, либо к производству каких-либо товаров. Например, учителя, врачи, водители ничего не производят, они оказывают услуги другим людям – учат их, лечат и перевозят. Промышленность же занимается именно производством товаров

Однако важно отличать ее от другого «производящего» сектора экономики – сельского хозяйства. Чем же они отличаются?

В рамках сельского хозяйства человек взаимодействует с живой природой: ухаживает за деревьями, доит коров, собирает куриный яйца и т. д. В рамках же промышленности по большей части происходит взаимодействие с неживой природой: обрабатываются металлы и камни, используется энергия рек и т. п.

Завод

Почти вся промышленная деятельность осуществляется на предприятиях, фабриках и заводах. Руководят промышленной деятельностью в основном инженеры. Также промышленность отличает активное использование автоматизированного труда и сложного оборудования – печей, станков, роботов, микроскопов. Обычно промышленные предприятия располагаются в городе или вблизи него, в то время как сельским хозяйством занимаются жители сел и деревень.

Сферы жизни общества: что это такое?

Сферы жизни общества – это достаточно независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности. Если рассматривать общество как систему, то сферы жизни являются его подсистемами. Термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» являются равнозначными и могут использоваться для обозначения одного и того же понятия.

Существует 4 основных сферы:

  • Социальная. Это сфера связей и отношений, возникающих в любом обществе естественным образом.
  • Экономическая. Это система материальных взаимоотношений на разных уровнях.
  • Политическая. Данная подсистема решает задачи управления государством и обеспечения безопасности.
  • Духовная. Сюда входят духовные, моральные, нравственные, идеологические, религиозные и прочие нематериальные отношения между людьми.

У каждой из перечисленных сфер есть три обязательных атрибута:

  • социальные институты, определяющие и регулирующие отношения между людьми в рамках данной подсистемы;
  • деятельность, в связи с которой возникают отношения (например, в духовной сфере это создание духовных ценностей);
  • связи и отношения, возникающие в рамках данной сферы.

Эти атрибуты есть у каждой из сфер жизни общества. К примеру, в духовной сфере институты – это просветительские организации, церкви, СМИ и прочее, деятельность – это создание или распространение духовных ценностей, а отношения – это соответствующие связи и взаимодействия между людьми.

Далее разберем каждую из сфер подробнее, узнаем, какие задачи решаются в рамках каждой из сфер.

Сферы жизни общества

Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.

Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):

  • социальная (личность, этнос, нация, класс);
  • экономическая (отношения и силы производственного характера, удовлетворение потребностей материального характера и т. п.);
  • политическая (партии, движения, власть);
  • духовная (формы общественного сознания).

Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).

Отрасли промышленности

Количество промышленных отраслей огромно, перечислим лишь основные из них.

Часть отраслей добывающей промышленности занимается добычей ресурсов, которые могут быть в дальнейшем использованы как источники энергии. Это нефтяная, угольная, газовая, урановая промышленность.

Добыча нефти

Другая часть отраслей занимается добычей металлов. Черная металлургия – это в основном добыча железа, а также таких металлов, как ванадий, хром, марганец, вольфрам. Черная металлургия изготавливает 90% всех металлов. Все материалы, которые называют сталями либо чугунами, по большей части состоят из железа и производятся именно черной металлургией. Цветная металлургия добывает так называемые цветные металлы. К ним относят алюминий, титан, свинец, цинк, олово.

Также есть отрасли, занимающейся добычей неметаллов. Например, это алмазная промышленность, а также добыча строительных материалов (гранита, песка, гранита).

Добыча песка

Энергетику можно разбить на несколько отраслей по способу добычи электричества. Оно может быть получено на тепловых, атомных, ветровых, солнечных электростанциях, а также на гидроэлектростанциях.

Наиболее разнообразна обрабатывающая промышленность. Ее значительную часть составляет машиностроение, которое, как не сложно догадаться, занимается производством самых разных машин.

Ракетно-космическая промышленность

В состав машиностроения входят:

  • автомобилестроение;
  • самолетостроение;
  • судостроение;
  • приборостроение;
  • ракетно-космическая отрасль;
  • оборонная промышленность (то есть производство вооружений);
  • робототехника.

Деревообрабатывающая промышленность работает с деревом и производит мебель. Изготовлением бумаги и картона занимается целлюлозно-бумажная промышленность. Многие продукты питания (йогурты, шоколадки, соки) производятся пищевой промышленностью. Одежда изготавливается предприятиями легкой промышленности.

Ветроэнергетика

Отрасли промышленности тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, для строительства гидроэлектростанции надо закупить не только строительные материалы, но и сложные турбины, которые изготавливает машиностроение. В свою очередь машиностроители приобретают у металлургов металл для производства турбин. Металлургам же необходима электроэнергия и некоторые химикаты.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

  • Социология. Изучает общество, его характеристики, связи, возникающие в нем и прочие области. Социологи заняты исследованиями всей совокупности общественных процессов, а также групп людей, наций, народностей и т. д.
  • История. Наука изучает периоды становления общества, его развития. История – одна из древнейших общественных наук.
  • Культурология. Изучает, что понятно, культуру, многообразие форм ее проявления. Задача – создание культурной картины мира.
  • Антропология. Изучает происхождение и развитие людей.
  • Археология. Наука изучает историю общества, руководствуясь находками (остатками), полученными в процессе раскопок на местах древних поселений, могильников и т. п. Результатом деятельности археологов становится воссоздание картины миры в разрезе различных исторических эпох.
  • Этнография. Исследует особенности расселения, быта, нравов различных народов мира.
  • Демография. Изучает численность, состав населения и различные показатели социологического характера.
  • Экономика. Касается хозяйства, общественных отношений в условной сфере «производство-распределение-потребление».
  • Политология. Область знаний о политике, о закономерностях развития политической жизни общества.
  • Правоведение. Посвящено изучению правовой системы общества; объект исследований – право с точки зрения регулирующего общественных отношений инструмента.
  • Психология. Исследует внутренние духовные процессы людей, мотивы поведения, межличностные отношения и т. п.
  • Философия. Исследует бытие и смысл жизни людей, создает картину мира, формирует мировоззрение.
  • Педагогика. Касается принципов, методов воспитания и обучения, передачи опыта от поколения к поколению.
  • Теология. Объединяет совокупность дисциплин, исследующих и объясняющих основы учений о религиях, догмах.
  • Обществознание. Совокупность дисциплин, исследующих различные аспекты жизни общества, процессы, протекающие в нем. Обществознание частично объединяет отдельные области знаний философии, социологии, политологии и т. д.

Социальные институты

Каждая СО создает свои социальные институты. Так называют группу, отношения в которой выстроены по ряду правил. Чтобы поддерживать свою жизнь, людям пришлось производить, распределять, менять и использовать пищу, одежду, жилье. Некоторые блага можно получить, используя окружающую среду и разные средства, которые нужно создать специально для этого

Блага, которые имеют жизненно важное значение, люди создают с помощью таких социальных институтов, как предприятия, магазины.
Духовное производство очень важно. Именно оно отличает нас от животных и помогает обществу прогрессировать

Из основных институтов этой сферы можно выделить институт науки, морали, церковь, творческие союзы, СМИ. В политической сфере главный и большой институт — это государство. Оно, в свою очередь, включает массу институтов поменьше — президента, парламент, суд.
Рис. 4. Духовная сфера общества

Политическая сфера

В задачи данной подсистемы входит управление государством и обеспечение безопасности его гражданам. Политическая сфера должна обеспечивать условия для нормального протекания процессов, относящихся к остальным сферам.

Политическая сфера включает в себя следующие элементы:

  • политические нормы (обычаи и традиции, правовые и моральные нормы, на основании которых формируются принципы, действующие в политической сфере);
  • политические институты (гражданство, президентство);
  • политические организации (партии, общественные движения);
  • политические коммуникации (связи и отношения между различными субъектами политической системы);
  • политическая идеология (совокупность идей и принципов, определяющих основные тенденции в политике).

Основными субъектами политической сферы являются политические организации, которые формируются вокруг определенных идей. Процессы, происходящие внутри этих организаций и политически активных социальных групп приводят к тому, что культурные нормы, обычаи и традиции формируют систему взглядов, от которых зависит политическая сфера жизни.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Институты, регулирующие сферы жизни общества

Социальный (общественный) институт – это форма организации взаимоотношений людей, сформировавшаяся исторически или созданная целенаправленно. Классическим примером института является семья – форма отношений между близкими людьми, которая практически во всём мире устроена одинаково.

Каждая из сфер имеет свои социальные институты, призванные управлять протекающими в ней процессами и регулировать отношения внутри неё. Рассмотрим основные институты каждой из подсистем современного общества.

  1. Институты социальной сферы. Важнейшим институтом данной подсистемы является семья. Большинство людей растут и воспитываются в семьях, и их дальнейшая жизнь во многом зависит от того, как прошло воспитание. Существенную роль в жизни общества играют такие институты социальной сферы как образовательные заведения, медицинские учреждения и спортивные организации.
  2. Институты экономической сферы. Основными институтами данной подсистемы являются производственные и торговые предприятия, банки и биржи. Эти институты отвечают за производство и распределение материальных благ, а также за управление денежными средствами.
  3. Институты духовной сферы. В эту группу входят духовно-просветительские учреждения, различные творческие объединения, средства массовой информации, религиозные и другие организации.
  4. Институты политической сферы. Главным политическим институтом является государство. Ему подчинены институты президентства, парламентаризма, исполнительной власти, государственной службы и судопроизводства.

Задание 2.

Установите соответствие между понятием и определением.

1.Общество – 1.совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов .

2.Страна — 2. это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

3.Государство —3. это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

4.Нация — 4. это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

5.Брачно-семейные отношения — 5. это отношения в процессе производства и распределения материальных благ.

6.Производственные отношения — 6. это отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

7.Социальные отношения — 7. это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

8.Межнациональные отношения — 8.это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

9.Политические отношения — 9. это отношения между представителями разных наций.

10.Общественные отношения — 10. это личные отношения, связанные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

11.Общежитие – 11.обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.

12.Природа — 12. это весь животный и растительный мир Земли.

13.Биосфера — 13.это совокупность естественных условий существования человечества.

14.Матриархат — 14. главенство мужчины в первобытной семье.

15.Патриархат — 15. главенство женщины в первобытной семье.

16.Присваивающая экономика — 16. производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

17.Производящая экономика —17. присвоение продуктов природы в готовом виде.

Что такое общество?

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

  • государственной или географической принадлежности определенной группы людей (пример – российское общество);
  • объединения людей по интересам, профессиональным признакам (пример – общество медицинских работников);
  • определенного этапа развития цивилизации (пример – постиндустриальное общество);
  • социального окружения (пример – дурное общество);
  • человечества в целом (общество людей).

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Духовная сфера

Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:

  • искусство (музыка, кино, литература, живопись и прочие сферы, ориентированные на эстетическую, а не практическую ценность);
  • религия (мировоззрение, базирующееся на вере в определенные сверхъестественные силы);
  • мораль (система общепринятых норм поведения и представлений о добре и зле);
  • наука (изучение закономерностей существования мира);
  • образование (процесс воспитания и обеспечения людей необходимыми знаниями).

Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.

Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.

Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.

Различные подходы к пониманию общества

В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:

Аристотель

Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.

Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо

Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.

Георг Гегель

Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».

Огюст Конт

Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.

Карл Маркс

Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.

Структура общества

  • институты;
  • слои;
  • общности;
  • группы.

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

  • прямого общения членов общества, какой-либо группы для решения общих задач (характерно при условии проживания различных групп людей бок о бок);
  • социального взаимодействия, приводящего к изменению какого-либо члена под влиянием другого (в процессе формируются новые типы отношений; пример – создание новой семьи, в процессе существования которой муж перенимает привычки жены).

Выводы

Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: