ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ
Понятия «природа»
и «географическая среда» принципиально
сходные. Однако первое из них более
широкое. Географическая среда возникла
в результате длительной эволюции географической
оболочки под влиянием антропогенного
воздействия, создания так называемой
«вторичной природы», т. е. городов,
заводов, полей, каналов, транспортных
магистралей и др.
Географической
средой называется та часть земной
природы, с которой человеческое общество
непосредственно взаимодействует в своей
жизни и производственной деятельности
на данном этапе исторического развития.
Географическая
среда — необходимое условие жизни
и деятельности общества. Она служит
средой его обитания, важнейшим источником ресурсов,
оказывает большое влияние на духовный
мир людей, на их здоровье и настроение.
Тем не менее, при
оценке роли географической среды в
жизни общества нередко допускались
и допускаются ошибки двух видов:
преувеличение этой роли и, напротив,
недооценка ее.
Преувеличение
роли географической среды называется
географическим детерминизмом или,
по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом.
В наиболее чистом виде он проявлялся
в XVIII-XIX вв., но и в первой половине
XX в. влияние его сказывалось на
географических школах Франции, Германии,
России, США. В наши дни географический
фатализм обычно встречается в более завуалированных
формах.
Недооценку же
роли географической среды Н. Н. Баранский
назвал географическим нигилизмом. Пожалуй,
такая недооценка была особенно характерна для Советского
Союза.
Влияние общества на природу
Положительное:
- защита окружающей природной среды от разрушений, загрязнений, истощений и т.п.;
- сбережение животного и растительного мира (например, посредством «Красной книги»);
- предоставление экологической безопасности от угроз, которые возникают от антропогенной человеческой деятельности и стихийных природных бедствий;
- разработка энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
Отрицательное:
- загрязнение Земли и атмосферы отходами промышленности;
- истощение недр;
- использование атомной энергии, наземные и подземные испытания ядерного оружия, взрывы;
- вырубка лесов и истребление растительного и животного мира.
В целом, общественное влияние на природу представляет собой единство созидания и разрушения.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Таблица 1
Взаимодействие общества и природы | Примеры |
Влияние природы на общество |
Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий. Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек. Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они и цена добытых металлов станет дороже. Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления. |
Влияние общества на природу |
Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири. Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы. Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках. В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущиена планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти — 1,3 миллиарда гектаров. 29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера. |
Отношение природы и общества в древнегреческой культуре
Вся древнегреческая мифология была проникнута восхищением мира и рисовала прекраснейшие его картины. Исстари сложилось и распространилось по всему свету сказание о птице Феникс, воплотившей в себе представление о вечном обновлении природы, воскрешающей из пепла и олицетворяющей непреходящую молодость природы, её вечную красоту. Мифы о богах в греческой мифологии, олицетворявших времена года, цветение и плодородие природы, энергию земли, солнца, воды, соседствовали в ней с многочисленными преданиями о совершенной физической красоте богов, прообразом которых был сам человек. Это представление о красоте греки воплощали в своей скульптуре, ставшей на все времена совершенным образцом и эталоном в мировом искусстве.
В эстетическом восприятии природы древним грекам виделся глубокий смысл и радость жизни. Философ Анаксагор на вопрос, для чего он родился, ответил: «…для созерцания солнца, луны и неба».
Аристотель называл признаки красоты в природе:
- правильность соединения всех частей содержания;
- симметрию;
- ритм;
- согласие противоположных начал (теплого и холодного в цветах, высокого и низкого в звуках и т.д.);
- целесообразность организации вещи, то есть полную подчинённость построения предмета его сущности.
Безобразное в природе, как и в творениях человеческих, есть, по представлению Аристотеля, нарушение такой целесообразности.
Гераклит рассматривал природу как арену столкновений различных естественных сил, безбрежное поле борьбы противоположностей. В единстве противоположностей он увидел красоту. Всеобщим законом красоты являлась гармония, под которой он понимал:
- единство различий, предела и беспредельного;
- согласие разногласного;
- схождение расходящегося;
- связанность всего со всем.
Так, по Гераклиту, образуется гармония, основа всей жизни и искусства древних греков.
Пифагор тоже видел мир как гармонию и разрабатывал её учение. Он называл вселенную Космосом, имея в виду «лад», «гармонию», «красоту». Без внутренней связи всех вещей, без движения противоречий и примирения противоположностей, без вездесущего ритма, то есть без гармонии, мир не мог бы существовать, считали пифагорейцы.
Мир глазами географа
Любишь ли ты путешествия
(воображаемые или реальные)? Если да, то почему? Напиши.
Я очень люблю путешествовать. Это
интересно. Путешествуя, мы узнаем много нового. Знакомимся с достопримечательностями,
узнаем историю, учимся общаться. Любое путешествие — это чудесное
приключение.
С помощью учебника сформулируй и
запиши определение.
География — это одна из наук о Земле
Выполните задания для работы в парах.
1) Узнайте географические карты
по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите
их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После
проверки наклейте фрагменты.
2) Подпишите условные знаки географических
карт.
Попросите других ребят проверить
вашу работу.
Выполни задание учебника (Окружающий
мир 4 класс, с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15—16.
Вид |
Название географического объекта |
Основные сведения о географическом объекте |
Самая длинная река | Амазонка | Она находится в Южной Америке, является крупнейшей не только по длине, но и по размерам бассейна, а также по полноводности. До начала XX века многие были убеждены в том, что Нил является лидером. Однако после обнаружения начальной точки Амазонки на юге Перу (ранее считалось, что источник располагается на севере страны), бразильскими учеными было установлено, что общая протяженность Нила меньше на 100-150 м. Окончательный результат был объявлен 2015 году, он подтвердил точность предварительных выводов. А если учитывать еще все разветвления притоков Амазонки, то ее протяженность будет достигать около 7000 км. Она по праву назовется самой полноводной и длинной рекой. |
Самое глубокое озеро |
Байкал | Это самое глубокое озеро России, Евразии и всего мира, достигающее в глубину 1642 метра. Расположенный на юге Восточной Сибири водоем является крупнейшим природным резервуаром пресной воды – он хранит в себе 20% от общего запаса поверхностной пресной воды планеты. |
Самая высокая гора | Джомолунгма (Гималаи), известна также под названием Эверест |
Джомолунгма в тибетском языке означает «повелительница ветров». Высота этой величайшей горной вершины мира равняется 8848 метров. Джомолунгма находится в Китае, а именно в Тибете, на границе с Непалом. |
Самый высокий водопад | Анхель | Водопад — великан. Он находится глубоко в тропических лесах Венесуэлы. Высота водопада Анхель — 973 метра. |
Тема сообщения:
Самое солёное мореПлан сообщения:
1) Вступление
2) Основная информация
3) Дополнительная информация
4) Концовка
Важная информация для сообщения:
Самым соленым морем в мировом океане является Мертвое море.
Площадь Мертвого моря 1050 кв. м, глубина 356 метров. В него впадает
единственная река Иордан, но питание происходит также за счет многочисленных
минеральных источников. Выхода море не имеет, является бессточным,
потому более правильно называть его озером. Поверхность Мертвого
моря находится на 400 метров ниже уровня Мирового океана (самая
низкая точка Земного шара). В течение многих лет под жаркими лучами
солнца вода Мертвого моря испарялась, а минералы накапливались,
увеличивая соленость моря. По составу солей Мертвое море резко отличается
от всех других морей планеты. Соленость Мертвого моря в 8 раз превышает
соленость Атлантического океана. Высокая соленость воды Мертвого
моря объясняет ее большую плотность и создает эффект выталкивания
при погружении в воду.
Источник (источники) информации:
интернет
Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии
Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:
Статистический – он основан на получении статистических материалов, использовании различных справочников со статистическими данными, обработке и анализе всех полученных материалов.
Экономико-математический – выражает количественные соотношения и закономерности размещения форм и хозяйств, расселение и жизнедеятельность людей.
Картографический – с его помощью на карты наносятся различные объекты, что позволяет отследить их связь и расположение.
Системный метод – географический объект рассматривается как сложная динамическая система, где отслеживается ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.
Исторический – важно знать географию прошлого, чтобы понимать современную географию населения и хозяйства. Это дает возможность спрогнозировать возможные изменения на определенной территории.
Метод полевых исследований и наблюдений – это один из самых важных методов во всех географических науках
Во время поездок специалисты могут наглядно заниматься изучением особенностей хозяйственного использования земель, видеть системы расселения, условия жизни людей, изучать главные типы хозяйств.
Методы дистанционных наблюдений (аэрофотосъемка из космоса) – в последнее время используются все шире. Они дают новую информацию с более масштабных территорий и позволяют изучать хозяйственное освоение местности, границы экономических районов, состояние окружающей среды и т.д.
Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:
- экологическое – представляет собой правильное использование ограниченных ресурсов, а также применение экологичных, энерго-, природо- и материалосберегающих технологий, переработку и утилизацию отходов, производство экологически чистой продукции;
- экономическое – стабильность в развитии гарантирует целостность как биологических, так и физических природных систем;
- социальное – направлено на понимание проблем социального характера.
С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:
- Определение законов формирования политического устройства мира.
- Изучение состава, распределения и изменения роста мирового населения.
- Определение расположения природных ресурсов на Земном шаре, возможность их использования в хозяйственной деятельности.
- Изучение влияния научно-технического прогресса на развитие мирового хозяйства.
- Определение места и значения некоторых государств в развитии мирового хозяйства.
Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.
Возникновение и развитие географического детерминизма.
Географический
детерминизм – это географическое
и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость
между обществом и географической средой.
Термином “географический детерминизм”
иногда обозначают концепции, придающие
географическим факторам решающую роль.
Однако география охватывает не все аспекты
взаимодействия человека с природой.
На протяжении
более чем двух тысяч лет географический
детерминизм был единственным материалистическим
учением во взглядах на общество. Социальная
функция географического детерминизма
как социального учения претерпевает
в это время ряд изменений.
Он мог оправдывать существующие
политические порядки, он мог становиться
знаменем революционной буржуазии, оправданием
империалистических захватов в конце
XIX – начале XX века. В настоящее время интеграционные
процессы, идущие в истории и географии,
ставят на очередь необходимость философского
осмысления нового понимания, взаимосвязей
природы и человеческого общества
Несостоятельность
концепции “покорения природы” заставляет
обратить внимание не только на трагические
последствия столкновения с природой
созданных человеком производительных
сил, но и на общество, зависимость которого
от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому
наследию, общим для которого является
трактовка взаимоотношений природы и
общества, получившая название “географический
детерминизм”
Распространено во многих регионах
Южной Азии террасирование склонов уменьшает
эрозию почв и создает удобные для земледелия
участки
Географический детерминизм
Идеи географического детерминизма развивались французским социологом и экономистом А. Тюрго, английским историком Г. Боклем, российскими учёными и публицистами, многими другими мыслителями прошлого века. Так, И. Л. Мечников доказывал, что развитие общества определяется физико-географическим средой и прежде всего – гидросферой. Он также выступал против попыток отдельных учёных дать научное обоснование расизма, и против социологов, которые распространяли биологические законы на общество. Критерий социального прогресса И. Л. Мечников видел в росте солидарности людей и свободы общества.
Такие концепции формировали материалистическое мировоззрение, выступали против мистификации истории. С возникновением материалистических учений об обществе, актуальность концепций географического детерминизма теряет свою остроту.
История становления как науки
Введение в географию:
Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.
Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.
География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена.
Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты.
История понятия «география» началась еще до н. э.
Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.
На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.
Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.
В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств.
Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).
Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий.
Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.
Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.
В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).
На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.
Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей
Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
В процессе развития общества характер взаимоотношений человека и окружающей среды претерпел множество изменений под влиянием биологической и социальной эволюции человечества.
- Первый этап взаимоотношений человека и природы длился 3 миллиона лет. Эта фаза — каменный век и первобытнообщинный строй. В этих отношениях решающую роль играет природный фактор, ведь человек во всем полностью зависит от природы. Люди занимались собирательством, охотой и рыбалкой. Активного воздействия на флору и фауну не было.
- Второй этап начался с землепользования, то есть в VIII-VII вв. Результатом развития животноводства стало вытеснение диких животных из экологических ниш домашними животными. При этом активно развивается сельское хозяйство. Посевные площади характеризуются высокой продуктивностью, поэтому плотность населения вокруг таких земель стала увеличиваться. Наблюдается уменьшение площади лесов. Древесина стала использоваться как топливо и строительный материал, а земля — в сельскохозяйственных целях.
- Третий этап охватывает период с XVI по XIX века. В это время продолжалось становление и развитие капитализма. Активно осваивались полезные ископаемые, развивалась горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, в связи с чем произошло перераспределение химических элементов. Из-за развития промышленности и отсутствия защиты окружающей среды быстро увеличивалось загрязнение атмосферы, воды и почвы, наблюдалась деградация растительного покрова. В первую очередь это характерно для горнодобывающих регионов Великобритании, Центральной Европы, Южного Урала и США.
- Четвертый этап — империализм и социальные революции. Воздействие человека на природную среду варьируется от регионального до глобального. Наблюдаются физическое, химическое и биологическое загрязнение природных компонентов и коренные изменения ландшафта, меняется интенсивность геологических процессов. Мировая промышленность обрабатывает больше горных пород в год, чем естественные геологические процессы на планете.
- Пятая фаза, современная — это период научно-гуманитарной революции. Человек должен рационально использовать природные ресурсы в процессе удовлетворения жизненных потребностей, защищая и воспроизводя ресурсы планеты.
По мере развития общества уровень антропогенного воздействия постоянно увеличивается. Реальные сдвиги в процессе нейтрализации этого влияния пока не важны, несмотря на то, что по этому поводу ведутся разные работы ученых разных направлений. В связи с этим возникает необходимость в более четком теоретическом обосновании, определении методологии изучения окружающей среды для оптимизации взаимодействия общества с природой.
Ноосфера
Целесообразно различать два понятия ноосферы:
- в одном случае понятие ноосферы рассматривается как сфера возникновения и существования ума, что действительно возникает из биосферы;
- во втором случае термин ноосфера характеризует возникновение такой сферы взаимодействия общества и природы, в которой доминирующая роль принадлежит уму, деятельности человека; ум, труд, деятельность человека превращаются в крупнейший геологический фактор.
Ноосфера включает географическую среду, геосферу, биосферу и человеческую деятельность, человеческий разум во всех формах его проявления: здания, дороги, телесвязь, производство, обмен товаров, транспорт, электростанции и т.п. Благодаря этому поддерживается равновесие самой природы. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменение уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы и почв канцерогенными веществами, радиоактивным облучением и т.п. Человек, а точнее человечество, сегодня уже так влияет на биосферу своей деятельностью, что сама собой без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны человечества (государств, организаций, коллективов, движений, партий) равновесие в этой сфере не сможет поддерживаться.
Масштаб
Масштаб – это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности (рис. 16).
Рис. 16. Физическая карта России (Источник)
источник лекции — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-geografa?seconds=0&chapter_id=1826
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=XBkETzea0VE
источник презентации — http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/mir-glazami-geografa-globus-i-geograficheskaja-karta0.html
Обсудим!
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.