§ 61. основные этапы развития животного мира на земле. современный животный мир

Лев

Большая кошка. Гордая и величественная. Физическая форма у Льва всегда отличная, самцы всегда крупные и сильные.  Львы круглосуточно готовы к подвигам. Они рвутся в бой для того, чтобы вечно быть на вершине. Они не умеют проигрывать, львы – вечные победители. Это животное – прирожденный лидер и руководитель.  Лев знает, что он силен, и поэтому не понимает смысл слов «проигрыш», «усталость», «уступки», «компромисс». Львы не делают ничего просто ради прихоти или утехи, они живут ради «утоления голода», не обижая никого ради обычного самоудовлетворения.  Львы любят роскошь и богатство. Они привыкли получать эстетическое удовольствие от всего, что их окружает. Цари всегда благосклонны к своим рабам. А лев – всегда был и будет царем.

Львами чаще всего являются: Львы (простите за тавтологию), Скорпионы, Козероги.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества,
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания,
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений, в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ,
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Признаки живых организмов

В составе живых существ — клетки

Все живые существа содержат одну или иного клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением.

Клетки настолько маленькие, что увидеть их  можно лишь при помощи микроскопа. Из клеток состоят абсолютно все органы живого существа. Твоя кожа, волосы, ногти, кости, нервы и мышцы состоят из клеток

Клетки можно сравнить с кирпичами. Внимательно присмотрись к кирпичной кладке. Если ты находишься далеко от здания, то перед тобой будет ровная поверхность, но подойдя ближе, ты увидишь, что стена выложена из огромного количества кирпичей, причем лежат они в определенном порядке. Такое же упорядоченное строение характерно и для живого организма.

Движение

Все живые существа шевелятся или движутся. Это действительно так.

Попробуй проанализировать свои действия за последние полчаса. Возможно, ты только что проснулся, умылся, позавтракал и собираешься на улицу?

Активное движение свойственно и животным. А что происходит с растениями? Они тоже двигаются. Конечно, не так быстро, как животные, но, тем не менее, движение большинства из них заметно. Многие растения направляют свои цветки к солнцу, открывают и закрывают соцветия, а некоторые хищные даже умудряются ловить насекомых!

Спустя несколько секунд лепестки захлопнутся – и муха окажется в ловушке

Получение энергии

Все живые существа получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своих жизненных функций, роста и размножения.

Рост и развитие

Все живые организмы растут и развиваются. Жизнь каждого из них начинается по-разному но, пройдя определенные этапы развития, у большинства видов малыш в конце концов превращается во взрослое существо.

Жизненный цикл лягушки

Так, например, лягушка должна пройти стадию головастика, бабочка начинается с гусеницы, а процесс развития детенышей кенгуру просто уникален! Малыши рождаются на стадии эмбриона и сами заползают в сумку матери, где продолжают свое развитие. Растения тоже проходят определенные жизненные циклы.

Реакция на раздражители

Одна из важных отличительных черт живых организмов заключается в том, что они реагируют на изменения окружающей среды и внешние раздражители.

Например, если ты дотронешься до любого животного (кошки, собаки, хомячка и т.д.), то оно обязательно каким-то образом отреагирует на твое прикосновение (убежит, свернется в клубок, повернет к тебе голову). А если ты коснешься любого неживого предмета, то вряд ли тебе стоит ожидать какой-либо ответной реакции. В лучшем случае ты просто сдвинешь предмет с места, если он не очень тяжелый.

Размножение

Очень важной характеристикой живых существ является способность размножаться, т.е. оставлять после себя потомство

Этот процесс называется репродукцией.

Кошачья семья

Твои родители создали тебя, у кошек появляются котята, у собак — щенята. Так происходит со всеми представителями живого мира. Более того, посредством репродукции живые организмы передают свои качества новым поколениям.

Смерть

Все организмы не вечны, они умирают. Это одна из уникальных особенностей живых существ. Все живое когда-нибудь умрет. Период времени, в течение которого организмы функционируют и размножаются, называется продолжительностью жизни, и у всех она разная.

Жизнь некоторых организмов ограничивается всего лишь днями или даже часами.

Например, существуют бактерии и насекомые, которым достаточно нескольких часов, чтобы появиться на свет, повзрослеть, оставить потомство и умереть. Средняя продолжительность жизни человека составляет 65—70 лет.

А среди представителей растительного мира есть и настоящие долгожители, среди которых секвойи и баобабы. Возраст этих растений может достигать 5000 лет!

Секвойя

Кто умнее – сравнительный анализ

Споры ученых, какое животное самое умное, не прекращаются многие годы. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью сравнительных таблиц.

Собака или крыса

Критерии оценки интеллекта собаки крысы
1. Мышление Понимают отдельные слова человека и команды Не понимает человека, но могут выстраивать логическую цепочку действий
2. Способность обучаться Хорошо обучаются нет
3. Коммуникативность Общаются с человеком и другими собаками Выстраивают иерархию в своем сообществе
4. Самоидентификация Узнает собаку в зеркале, но не идентифицирует с собой нет
5. Память хорошая хорошая
6. Интуиция Чувствует настроение хозяина. Предчувствует катастрофы Определяют землетрясение за два дня. Заблаговременно покидают корабли
7. Знание географии Может убегать на несколько километров от дома и находить обратную дорогу Не изучено

Вывод: основываясь на параметрах таблицы, в номинации «интеллект животных» побеждает собака, хотя если брать другие способности, вопрос останется открытым.

Собака или обезьяна

Критерии оценки интеллекта собака обезьяна
Мышление Понимают отдельные слова человека и команды Присутствует логическое мышление
Способность обучаться Хорошо обучаются Легко обучаются
Коммуникативность Общаются в своей среде и с людьми Общаются в своей среде и с людьми
Самоидентификация Узнает собаку в зеркале, но не идентифицирует с собой Узнают себя в зеркале некоторые виды
Память Запоминает и различает более 250 предметов Запоминает и понимает до 500 слов и геометрических фигур.
Использование орудий

труда

нет Используют орудия труда
Знание географии Находит дорогу до дома В пределах среды обитания

Вывод: В данной таблице счет 1:0 в пользу обезьяны

Дельфин или обезьяна

Критерии оценки интеллекта дельфины обезьяны
Мышление Понимают последовательности в искусственном языке. Понимает команды и жесты. Высокий уровень логического мышления
Способность обучаться Любят обучаться Легко обучаются
Коммуникативность Общение внутри вида с помощью особых звуков Имеют свой язык общения друг с другом
Самоидентификация Узнают себя в зеркале Узнают себя некоторые виды
Память Хорошая Отличная
Использование орудий труда Нет Могут создавать временные орудия труда
Знание географии Да В рамках среды обитания

Вывод: определяя, кто умнее обезьяна или дельфин, исходя из таблицы, чаша весов склоняется в пользу обитательницы джунглей.

Лошадь

Статное, красивое и жизнелюбивое животное

Лошадь всегда знает, что в моде, на каком «поле» самая вкусная трава, как обратить на себя внимание в большой толпе, и кто действительно нужен ей в ее жизни. Идеальное сочетание ума и красоты

Лошадь редко признает свои ошибки, раскаивается в грехах. Она будет винить обстоятельства и окружающих людей, но никогда не признает своей неправоты. Лошади находятся в постоянном движении, им нужна динамика и скорость. Партнер – это обязательное условие их счастливой жизни. Лошадь любит жить, имея  запасной план на черный день.

Лошадьми чаще всего являются: Близнецы, Рыбы, Весы.

Марина Познякова

Волк

Волк – это хищник, который постоянно идет к своей цели. Он заботиться о своей семье, не думая о чувствах и мнении «чужих». Волк жесток в случае защиты своего. Он не будет искать пути сближения с посторонними людьми, ведь все чужое – всегда угроза. Волк всегда скрытен и редко кому открывает свое сердце. Этот хищник приходит только тогда, когда хочет или считает нужным наградить кого-то своим присутствием. Его бесполезно звать. Он не эмоционален, поэтому иногда сложно выдержать его «болезненную» сдержанность и «безэмоциональность». Если вдруг Вы попали в список врагов Волка, то тогда Вам просто остается наслаждаться каждым моментом жизни, как последним, ведь Волки обиды не прощают.

Волками чаще всего являются: Козероги, Овны, Стрельцы, Водолеи, Раки.

Коала — одно из самых тупых животных

Глядя на коал, нельзя не умилиться. Чего только стоят их кругленькие мохнатые ушки, делающие их похожими на Чебурашку! Но Чебурашка у Успенского был вполне умненьким, хоть и странным на вид зверьком. А коалы настолько же симпатичны, насколько и тупы. И это не голословное обвинение.

Всё дело в том, что у коал наблюдается одно из самых маленьких соотношений мозга к телу. Чем меньше пропорция, тем глупее животное. Но коалы глупенькие не только по этой причине. У коал гладкий мозг! Вот совсем-совсем гладкий, редко там можно встретить пару извилин. И в таком примитивном мозге у нейронов маленькая площадь соприкосновения, следовательно, больше пары мыслей о том, как бы поесть и не свалиться с эвкалипта, коала в своей крошечной черепушке удержать не может.

Мозг коалы настолько мал, что около половины объёма полости черепа занято спинномозговой жидкостью. Мозг там бултыхается, как изюминка в стакане, что защищает его от повреждений, если коала упадёт с ветки. Видимо, эволюция решила дать глупому животному встроенный шлем, чтоб оно не разбилось насмерть. А падают коалы довольно часто из-за своей феноменальной неуклюжести. Вы же помните, что у них гладкий мозг? Вот поэтому и координация движений хромает. Хромают у коал и отношения с пищей.

Коалы весьма привередливы в еде. Если бы они могли говорить, то их коронной фразой точно бы стала «Это не хочу, это я не буду!», так выводящая из себя всех мам. Коалы питаются только листьями эвкалипта, причём одного определённого вида. Стоит ли говорить, что эти глупые животные погибают от голода, если вдруг оказываются вдали от родного дерева? Более того, если перед коалой выложить листики того самого эвкалипта, она не распознает их как еду и не притронется к ним. Так и умрёт от голода, сидя в паре сантиметров от еды. Избирательность в еде коал — вообще штука странная. Листья эвкалипта очень ядовиты, а эти животные съедают в день по килограмму этой «вкусняшки», не имеющей практически никакой питательной ценности. Возможно поэтому у коал и гладкий мозг. Откуда ж взяться силам на развитие интеллекта, если в организм не поступают питательные вещества? Да и как им туда поступать, если коалы быстро теряют зубы и не могут жевать?

Если бы в джунглях были стоматологи, то коалы стали бы их постоянными клиентами. Едва детёныш коалы переходит с материнского молока на «питательный» эвкалипт, как у него начинается кариес. Тут пригодился бы Айболит, но, к сожалению, его не существует. Когда у беспомощного животного разрушаются все зубы (а их в пасти немного), то оно умирает от голода. Правда, до этого самое глупое животное на планете обычно успевает обзавестись потомством. Обычно происходит это случайно и в результате изнасилования самцом самки. А ещё коалы настолько глупы, что если в их лесу начнётся пожар, они не будут убегать, а останутся на своём родном эвкалиптовом дереве и погибнут. Не отличается особым интеллектом и ещё одно симпатичное животное с маленьким мозгом — ленивец.

Живая и неживая природа

Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:

Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов:

  • воздух – чтобы дышать,
  • вода – это основа жизни человека,
  • солнце – чтобы получать необходимый витамин D,
  • почва – чтобы взращивать продукты питания.

Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны, и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д

Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:

  1. Воздух нужен каждой особи.
  2. Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
  3. Животные удобряют почву.
  4. Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.

Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:

Классификация

Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.

Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).

Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.

Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.

Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты. На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место

Он разделял всех на:

Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

  • класс,
  • отряд,
  • род,
  • вид.

Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификация природного мира включает в себя:

  • надцарство или домен,
  • царство,
  • подцарство,
  • надтип или надотдел,
  • тип или отдел,
  • подтип или подотдел,
  • надкласс,
  • класс,
  • подкласс,
  • инфракласс,
  • надотряд или надпорядок.

Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру, которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.

Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.

Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.

В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.

Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.

Разница между живой и неживой природой, урок

Живая и неживая части природы, ее объекты

Появление эукариотов

Основные этапы формирования многоклеточных организмов начались гораздо позже — около 1,5 млрд лет назад. Предпосылками для этого стало появление одноклеточных, способных на фотосинтез и симбиогенез.

Бурная вулканическая деятельность и высокая температура на древней Земле позволяли синтезировать органические вещества в больших количествах. Но со временем земля остывала, количество синтезированных веществ падало, а с появлением бактерий-анаэробов, питающихся ими, могло бы полностью истощиться. В результате могло произойти окончание истории развития жизни, если бы в результате конкуренции за получение органических веществ не появились фотосинтезирующие бактерии.

Они выработали способность самим производить для себя пищу, т. е. синтезировать органику из неорганики за счет энергии солнечного света. У самых первых таких бактерий фотосинтез проходил без выделения кислорода (аноксигенный тип), а водород они брали из сероводорода. При дальнейшем эволюционировании появились цианобактерии (сине-зеленые водоросли), использующие водород из воды и выделяющие кислород.

Распространение цианобактерий позволило сформироваться озоновому слою, защищающему планету от губительных ультрафиолетовых лучей и стало предпосылкой перемещения жизни из воды на сушу. Дальнейшее эволюционное развитие привело к появлению первых бактерий-аэробов, использующих кислород для дыхания. Для жизни им требовалось гораздо меньше органических веществ, что повышало конкурентноспособность таких организмов в борьбе за выживание.

Бактериям-анаэробам пришлось приспосабливаться к новым условиям, так они не умели ни фотосинтезировать, ни дышать кислородом. В результате появились хищные амебы, захватывающие своими ложноножками другие бактерии. Не все захваченные организмы погибали, некоторые продолжали жить в цитоплазме амебы-захватчицы. Этот процесс получил отображение в симбиогенезе.

Многоклеточные организмы обязаны своим появлением именно этой стадии эволюционирования. Если кратко, симбиогенез или эндосимбиоз происходит по схеме: одна клетка проникает за мембрану другой, но ее поглощения не происходит. Она приживается внутри другой клетки и продолжает функционировать. Последовательность может повторяться — получившееся образование захватывает новые организмы, причем как одиночные, так и со своим симбионтом. Исследования И. И. Мечникова подтверждают эту гипотезу. В 1880 году, изучая пищеварение иглокожих и кишечнополостных, он пришел к выводу, что внутриклеточное пищеварение является более древним.

Возникшее в результате симбиогенеза сообщество организмов обладало всеми свойствами его составляющих:

  • Способность к фотосинтезу.
  • Экономное и эффективное использование органических веществ благодаря кислородному виду дыхания.
  • Способность к быстрому перемещению и захвату других бактерий.

Со временем фотосинтезирующие симбионты превратились в хлоропласты, аэробные бактерии — в митохондрии. Связи между ними и главной клеткой укрепились и стали устойчивыми. Для управления таким сложным образованием и сохранения генетической системы клетки-носителя возникло ядро — новая клеточная органелла со специальными функциями. Организмы, клетки которых не имеют ядра называются прокариотами, а организмы, состоящие из клеток с ядром — эукариотами.

Лиса

Лисичка всегда добра к окружающим снаружи, но очень коварна внутри. Представители этого вида животных встречаются на всех континентах, во всех странах, в каждом городе. Окрас у нее всегда яркий, внешний вид притягательный и роскошный. Ради собственной выгоды лисичка может лукавить, шантажировать, «прикарманить» и забрать, но все эта она делает красиво, ненавязчиво и без всяких следов своего «преступления». Лисой быть значит всех в себя влюбить. Она – настоящая женщина по своей природе: красива, хитра и иногда смертельно опасна.

Лисами чаще всего являются: Близнецы, Скорпионы, Рыбы, Весы.

Эволюция пробионтов

Пробионты были анаэробными гетеротрофными прокариотами. Пищу и энергию для жизнедеятельности они получали из органических веществ абиогенного происхождения за счет анаэробного расщепления (брожения, или ферментации). Истощение запасов органических веществ усилило конкуренцию и ускорило эволюцию пробионтов.

В результате произошла дифференциация пробионтов. Одна их часть (примитивные предки современных бактерий), оставаясь анаэробными гетеротрофами, претерпела прогрессивное усложнение. Другие пробионты, содержащие определенные пигменты, приобрели возможность образовывать органические вещества путем фотосинтеза (сначала бескислородного, а затем — предки цианобактерий — с выделением кислорода). Т.е. возникли анаэробные автотрофные прокариоты, которые постепенно насыщали свободным кислородом атмосферу Земли.

С появлением кислорода возникли аэробные гетеротрофные прокариоты, существующие за счет более эффективного аэробного окисления органических веществ, образовавшихся в результате фотосинтеза.

Разделение на животных и растения

Первые эукариоты содержали и хлоропласты, и митохондрии. Под влиянием внешних условий появляются древние жгутиковые — приспособленные к активному передвижению формы. Считается, что жгутики произошли от каких-то прокариот, как митохондрии и хлоропласты, и сочетали в себе свойства как животных, так и растений.

Постепенно они попадали в разную среду, вследствие чего были вынуждены приспосабливаться к ней. Если органических веществ вокруг оказывалось достаточно, то жгутиковые утрачивали хлоропласты и превращались в простейших одноклеточных животных, а сохранившие хлоропласты стали прародителями одноклеточных растений. Они в процессе развития утратили способность к передвижению и обзавелись разнообразными механизмами, улучшающими процесс фотосинтеза. Растительный мир эволюционировал от водорослей до покрытосеменных растений и стал похож на современный к концу мелового периода.

В окаменелостях вендского периода были найдены абсолютно симметричные организмы, переходная форма между животными и растениями, что также говорит об их общих предках. Переходной формой от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы. Они состоят из одноклеточных особей, связанных между собой определенным образом и имеющих зачатки едино действующего организма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: