Форма, размеры и геодезия планеты земля

Карликовые планеты

Данные небесные тела отличаются своими маленькими размерами и удаленностью от Солнца. Эта группа объектов остается менее изученной из-за их расположения. Но с развитием техники у ученых появляется больше данных, имеющих большое значение в изучении космоса.

Плутон

Это одна из самых маленьких планет Солнечной системы, получившая в 2006 году статус «карликовая». Продолжительность ее вращения вокруг главной звезды — 248 лет, а оборот вокруг своей оси — 6,5 суток. Плутон расположен в поясе Койпера.

Несмотря на свои миниатюрные размеры, у него есть 5 спутников, самый известный из которых Харон. По своим габаритам он почти не уступает Плутону, поэтому их еще называют «двойной» планетой.

Поверхность Плутона состоит из камня и льдов, а атмосфера содержит большое количество углеводородных примесей, придающих планете коричневатый оттенок.

Церера

Долгое время считалась самым крупным астероидом, позже ей присвоили статус карликовой планеты. Но в своей группе по габаритам она занимает последнее место. Была обнаружена первой среди всех карликовых планет, в 1801 году. Находится Церера между Марсом и Юпитером.

Церера

Поверхность Цереры состоит из пород глинистого происхождения и кусков льда. Под коркой находится толстый ледяной слой и маленькое ядро. Разряженная атмосфера представляет собой водяной пар. Естественных спутников у Цереры нет.

Макемаке

Третья по величине среди карликовых планет, расположенная в поясе Койпера. Ученые ее открыли почти в одно время с Эридой. В отличие от остальных космических , была названа в честь богини изобилия, которой поклоняются племена с острова Пасхи.

Макемаке

Как и другие карликовые планеты, Макемаке пока еще мало изучена. Астрономам еще не удалось определить ее точные размеры. Но известна продолжительность года, которая равняется 306 земным годам. Поверхность карликовой планеты состоит из метанового льда и углеводородных смесей. Постоянной атмосферы у этой планеты нет. У Макемаке есть едва видимый спутник.

Эрида

По размерам не намного больше Плутона, но именно из-за нее последний потерял свой статус планеты. Эрида находится в поясе Койпера. Продолжительность вращения вокруг Солнца — 561 земной год.

Эрида была открыта в 2005 году, и астрономы были уверены, что обнаружили десятую планету. Но позже они отнесли ее к карликовым небесным телам.

Эрида

Эрида состоит из льдов и углеродных примесей, при испарении они образуют временную газовую оболочку. Она удалена от Солнца на 10 млрд. км, поэтому температура на ее поверхности не поднимается выше –253ºС.

Хаумеа

Это карликовая планета с самым быстрым вращением: один оборот вокруг своей оси занимает всего 4 часа, а вокруг Солнца — 282 года. Другое отличие Хаумеа от небесных тел Солнечной системы — неправильная сплюснутая форма, напоминающая яйцо. Эта планета была открыта одновременно с Эридой в 2005 году.

Хаумеа

Хаумеа выделяется среди карликовых планет наличием колец и малых небесных тел, образовавшихся в результате столкновения с крупным астероидом. Находится в поясе Койпера, а на ее перемещение незначительно влияет гравитация Нептуна. По своему составу Хаумеа — ледяной объект с минеральными и углеводородными примесями. Атмосферы эта карликовая планета не имеет.

Еще не все планеты Солнечной системы подробно изучены из-за их особенностей и удаленности. Но с развитием технологий удается получать новые данные, из-за которых приходится пересматривать устоявшиеся концепции. Возможно, в будущем появятся исследовательские аппараты, которые смогут собрать больше сведений о Венере, газовых гигантах и карликовых планетах.

Измерение окружности Земли в древние времена

О длине этой величины было известно еще в Древней Греции. Необходимые расчеты были сделаны древнегреческим математиком, астрономом, географом Эратосфеном. Ему было известно о том, что в день солнцестояния 21 июня в Сиене, находящейся за полтысячи миль от Александрии, в полдень освещалось дно колодцев, а от предметов не обнаруживалась тень. Выходит, Солнце в этом участке планеты было в зените. В Александрии ничего подобного не происходило.

В полдень летнего солнцестояния ученый измерил тень от городского обелиска (ему была известна его высота). Так было установлено, что Александрию и Сиену отделяет 7 градусов широты.

Астроном делал вычисления дальше. 7° – это примерно одна пятидесятая часть окружности, равняющейся 360°. Умножив расстояние от Сиены до Александрии на 50, у математика получилось число 25000. Стольким милям равнялась окружность Земли.

Измерение длины окружности Земли Эратосфеном

Длина окружности Земли, рассчитанная Эратосфеном, немного меньше фактической. Это объясняется не примитивностью расчетов: этот способ узнать окружность Земли достаточно точный. Во времена жизни Эратосфена никто не знал точной дистанции между этими населенными пунктами

Также ученый не принял во внимание то, что оба города расположены на двух разных меридианах

В средние века упоминания о подобных исследованиях были запрещены церковью. Только в 16 веке кругосветное путешествие Ф. Магеллана позволило убедиться, что планета действительно имеет округлую форму, и что окружность ее действительно равна 40 тыс. км.

Земля

Размеры и форма Земли

Первым определил размеры Земли грек Эратосфен в конце III века до н.э. Широты и меридианы были уже известны, и он решил измерить длину земной дуги в 1о.  Это давало длину окружности земного шара, а затем – его диаметр и радиус.

Способ вычисления земного радиуса Эратосфеном

Длину дуги в градусах он посчитал как разность географических широт городов Александрия и Сиена: φB — φA. В Сиенский полдень Солнце находилось в зените, его высота составляла hA=90о. Эратосфен измерил высоту Солнца в Александрии – оно отстояло от зенита на 7,2о.

Способ вычисления земного радиуса Эратосфеном

Поскольку расстояние между городами составляло 5000 стадий или 800 км (1 стадия равнялась 160 м), дальше не составляло проблем найти длину окружности Земли Lз: Lз/5000=360/7,2 = 250 000 стадий = 40 тыс. км, что почти полностью совпадает с современной цифрой (40075,7 км). Для получения радиуса Земли Rз оставалось только воспользоваться формулой:

Lз= 2πRз.

Определение формы Земли

В XVIII веке для сравнительного эксперимента французской академией наук было снаряжено 2 экспедиции – одна проводила измерения в Перу, другая – в северной Финляндии. Выяснилось, что длина 1о меридианной дуги на севере больше, чем в районе экватора. Более того – чем дальше к северу, тем длина дуги становилась больше. Это объяснялось одним – земной шар оказался сплюснут на полюсах. Радиус до Северного полюса был короче экваториального радиуса на 21 км.

Как впервые посчитали массу Земли

Это стало возможным после открытия Ньютоном двух законов – закона всемирного тяготения и закона силы. Из них вытекало, что масса Земли равна:

Мз = (gRз2)/G

Ускорение свободного падения g посчитали, сбросив шар (барометр) с высокой башни. Замеренное время и высота башни дали: g = 9,8 м/с2. Земной радиус Rз ещё до нашей эры измерил грек Эратосфен – 6371 км. Гравитационную постоянную посчитали, измерив силу притяжения двух тел с известной массой. Подставив полученные данные в формулу, получили массу Земли:

Мз = 6*1024 кг.

Эксперимент с нейтрино позволил уточнить земную массу. Испанские учёные в лаборатории на Южном полюсе сумели поймать нейтрино от Солнца в момент, когда оно оказалось у Северного полюса, измерили скорость неуловимой частицы и получили плотность среды, то есть земную плотность и следом: Мз = 5,972*1024 кг.

Массы других планет получали по орбитам планет и их спутников (где они были), и гравитационным силам между ними.

Как же определялась дистанция

Какое расстояние между Землей и Солнцем? Астрономы с древних времён задавались таким вопросом. И в 1673 году Джованни Доменико Кассини, итало-французский инженер и астроном, путём вычисления параллакса Марса сумел определить дистанцию до Солнца. Сделал он это из Парижа и после математических вычислений определил, что от Земли до Солнца 138,5 миллионов километров. Это приблизительно на 11,5 миллионов километров меньше за действительность, но по меркам тех времён такое достижение являлось прорывом в науке.

В 60-х годах двадцатого века для вычисления промежутков стали использовать метод радиолокации. Суть в том, что к небесному объекту отправляют короткий и мощный сигнал, а затем получают его отражение. Быстрота распределения радиоволн в космосе равна скорости света, поэтому если точно засечь время прохождения импульса, легко вычислить и дистанцию до любого, не только космического, объекта.

Вот так звездочёты уточнили расстояния до космических объектов. А также было выведено значение астрономической единицы: 1 а. е. = 149.597.870 км +- 1 км. Такой точности оказалось достаточно для науки. В практике используется расстояние, округлённое до 149.600.000 км, оно равняется параллаксу Солнца – 8,794 секунды дуги.

Типы планет Солнечной системы

В состав Солнечной системы входит 8 основных планет и 5 карликовых, названных так из-за своего размера. Планеты по их физическим свойствам делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Земные планеты Солнечной системы

К этой категории относят космические объекты, состоящие из металлов и минералов. По своим размерам они небольшие и плотные. Астрономы называют их еще внутренними планетами. Главные признаки небесных тел этой группы следующие:

• над твердой оболочкой планеты сразу начинается атмосфера;
  • малое количество спутников или их отсутствие;
  • отсутствуют кольца, как у Сатурна;
  • ученые полагают, что внутри каждой земной планеты находится металлическое ядро, окруженное мантией;
  • поверхность представляет собой тонкий слой коры.

Эти космические объекты находятся ближе всего к Солнцу. Самая маленькая планета земной группы — Меркурий, самая крупная — Земля.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты

Астрономы называют их внешними планетами . Если сравнить их , то они намного больше. Но даже газовые гиганты значительно уступают по габаритам Солнцу. Свое название они получили из-за особого строения — газов, в которых преобладает водород и гелий.

Внешние планеты имеют следующие схожие признаки:

• на низких высотах атмосфера плавно переходит в жидкое состояние из-за роста давления;
  • отсутствует четкое разграничение между «океаном» и атмосферой;
  • есть твердое ядро;
  • есть спутники, превосходящие по размерам некоторые ;
  • имеют кольца, которые заметнее всего у Сатурна.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из-за того, что отсутствует четкое разграничение между атмосферой и жидким состоянием, высадиться на газовых гигантах невозможно. Эти планеты находятся дальше от Солнца, в отличие от земной группы.

В этой категории есть отдельный подкласс — ледяные гиганты, к которым относятся Уран и Нептун. Если Юпитер и Сатурн состоят из водорода и гелия, то седьмая и восьмая планеты — из льда.

Карликовые планеты Солнечной системы

Этот термин был введен в 2006 году, когда после исследований ученые выяснили, что существуют космические тела, превосходящие по размерам Плутон. Ранее Плутон имел статус планеты, и его габариты астрономы сопоставляли с Марсом. Но в начале 2000-х годов ученые обнаружили рядом с ним небесные тела, практически одинаковых с ним размеров. Например, Эрида по своим габаритам превосходит Плутон.

Возник вопрос о присвоении статуса всем обнаруженным космическим объектам. Для них было решено ввести новый термин. Кроме Плутона в состав группы карликовых планет вошли:

• Церера;
  • Эрида;
  • Макемаке;
  • Хаумеа.

За орбитой Нептуна находится еще несколько небесных тел, претендующих на статус карликовой планеты. Все они, за исключением Цереры, находятся в поясе Койпера — облаке астероидов. Есть второй пояс из астероидов, основной, расположенный между Марсом и Юпитером — именно в нем находится Церера.

Карликовые планеты отличаются от земной группы и газовых гигантов тем, что не могут самостоятельно расчистить себе путь из-за маленькой массы. Они пересекают своими орбитами места скоплений других небесных тел. У карликовых планет отсутствует гравитационное поле, поэтому на их орбите постоянно находятся мелкие космические объекты.

Благодаря развитию технологий, ученые смогли обнаружить еще несколько кандидатов на получение статуса карликовых планет. Но астрономы на данный момент не располагают необходимыми данными. Карликовые планеты остаются малоизученными и все показатели являются приблизительными. Их объединяет наличие ледяного слоя на поверхности. Лучше всего изучена Церера, потому что другие «карлики» находятся слишком далеко от Земли.

Интересные факты об экваторе Земли

Территория, прилегающая к экватору, отличается влажным теплым климатом. Здесь самые богатые на планете флора и фауна, густые леса, некоторые участки непроходимые. Лето длится год, средняя температура — +25…+30°С. Ночью она ненамного отличается от дневной, настолько сильно земля прогревается солнцем. Дождь идет практически каждый день.

Климат привлекает туристов, но не во всех странах созданы условия. Наибольшее количество отдыхающих ежегодно наблюдается на Мальдивских островах, привлекают туристов власти Эквадора, Бразилии, Кении.

Интересны географические достопримечательности экваториальных стран:

1. Нулевая параллель пересекает 33 острова. Из них 17 — территория Индонезии. Часть островов не океанические: 2 — в озере на индонезийском острове Калимантан, 9 — в устье реки Амазонка, еще 5 — на африканском озере Виктория.
  2. На экваторе расположено 14 стран. В его честь назван Эквадор, которую пересекает нулевая параллель. Нет в мире путешественника, которому удалось пересечь по экватору все эти страны.
  3. Почти во всех экваториальных странах, кроме Габона и Сомали, установлены памятные знаки в честь нулевой параллели. Самые красивые — в Бразилии и Эквадоре.
  4. На архипелаге Галапагос находится действующий вулкан Вольф. Он расположен по обе стороны экватора.
  5. Неподалеку от г. Кито (столица Эквадора) белеет вулкан Каямбе. Его высота 4690 м, склоны покрыты вечным льдом.
  6. Река Конго в Африке пересекает экватор 2 раза.

Человек использует физические особенности нулевой параллели. Земля там вращается в 1,4 раза быстрее скорости звука. В этом регионе выгодно запускать космические спутники. Они сразу набирают сверхзвуковую скорость, экономится 10% топлива. На геостационарной орбите над экватором зависли спутники связи. Сигнал доходит до Земли быстрее, чем в других регионах.

Форма Земли

Проекция Хаммера-Аитова

Окружность и диаметр Земли различаются, потому что ее форма представляет сплющенный сфероид или эллипсоид вместо истинной сферы. Полюса планеты немного сплющиваются, что приводит к выпуклости на экваторе и, следовательно, к большей окружности и диаметру.

Экваториальная выпуклость Земли составляет 42,72 км и вызвана вращением и гравитацией планеты. Сама гравитация заставляет планеты и другие небесные тела сжиматься и формировать сферу. Это связано с тем, что она тянет всю массу объекта как можно ближе к центру тяжести (земное ядро в данном случае).

Поскольку планета вращается, то сфера искажается центробежной силой. Это сила, которая заставляет объекты перемещаться наружу от центра тяжести. Когда Земля вращается, наибольшая центробежная сила на экваторе, поэтому она вызывает небольшую наружную выпуклость, придавая этой области большую окружность и диаметр.

Местная топография также играет роль в форме Земли, но в глобальном масштабе она незначительная. Наибольшее различия в местной топографии по всему миру — это гора Эверест, высочайшая
точка над уровнем моря — 8 848 м и Марианская впадина, самая низкая точка ниже уровня моря — 10 994±40 м. Эта разница составляет всего лишь около 19 км, что очень незначительно в планетарных масштабах. Если рассматривать экваториальную выпуклость, то высшая точка мира и место, наиболее отдаленное от центра Земли — это вершина вулкана Чимборасо в Эквадоре, который является самым высоким пиком вблизи экватора. Его высота составляет 6 267 м.

Что такое экватор и зачем он нужен

Вдоль экватора день равен ночи без малейшего отклонения. Дважды в году при равноденствии направление солнечных лучей строго вертикальное. В остальные дни оно ненамного отличается, поэтому территории экватора получают самое большое количество ультрафиолета. Здесь всегда лето, воздух горячий и влажный из-за постоянных испарений.

Чтобы проводить расчеты, требуется условное разделение планеты на параллели и меридианы. Географическая широта экватора — 0°. Это точка отсчета всех координат Земли, которая делит ее на 2 равные половины.

По параллелям и меридианам определяют положение объектов. По ним ориентируются в воздухе, на суше и воде. Кроме того, выделяют климатические зоны, часовые пояса.

Значение шарообразной формы Земли

Размеры и форма Земли имеют важное географическое значение. Её шарообразность обуславливает уменьшение угла падения солнечных лучей от низких широт (экватора) к высоким (полюсам). Вследствие этого образуется главная географическая закономерность – зональность комплексов (тепловые пояса) географической оболочки

Вследствие этого образуется главная географическая закономерность – зональность комплексов (тепловые пояса) географической оболочки. Тепловые пояса совместно с другими причинами (расстоянием Земли от Солнца, её массой и размерами) обуславливает закономерное изменение природных явлений и процессов от экватора к полюсам.

Угол падения солнечных лучей на Землю

Масса и размер Земли определяют силу земного притяжения, которая удерживает водную и воздушную оболочки, позволяя жизни развиваться на планете. Расстояние до Солнца – ещё одна счастливая для всего живого на Земле случайность. При более близком положении, чем теперь, наша планета могла бы превратиться в раскалённую пустыню, при более удалённом – приобрести постоянный ледяной панцирь.

Шаровая фигура при минимальном объёме концентрирует максимальную массу материи. Вещество планеты сжимается, внутри формируется центральное ядро, снаружи оболочки. Оболочечное строение Земли – одно из самых фундаментальных её свойств. Сферическая форма оболочек, в том числе и географической, обуславливает бесконечность и единство пространства.

Отклонение истинной формы Земли (геоид) от эллиптической обуславливает стремление вещества Земли растечься, чтобы приобрести фигуру равновесия. В результате на земной поверхности возникают секторы с тенденцией к опусканию и поднятию, а между ними формируются зоны разломов.

В настоящее время из-за замедления вращения Земли, фигура планеты стремится приобрести форму шара. В результате начинается переток земного вещества к полюсам и активация тектонических движений.

Вопросы и задания:

1. Какова форма Земли? Сколько ответов можно дать на этот вопрос?
  2. Какими доказательствами шарообразности Земли располагает современная наука?
  3. Расскажите об основных величинах, характеризующих размеры Земли?
  4. Как изменилась бы природа Земли, если бы она была значительно меньших или больших размеров при той же плотности вещества?

Используемая литература:

1. Физическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов/ Г.В. Володина, И.В. Душина, С.Г. Любушкина и др.; Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высш. шк.. 1991.
  2. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. М.: Высш. шк. 1990.
  3. Савцова Т.М. Общее землеведение: Учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений / Татьяна Михайловна Савцова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

География и геология

Самые выдающиеся природные ресурсы, образования, памятники, катаклизмы; геологические характеристики

География и геология

Кaк пepeвecти в гeктapы квaдpaтныe мeтpы и coтки

B 1 гa (гeктape) 10 000 квaдpaтныx мeтpoв зeмли и 100 coтoк. Чтoбы пepeвecти oднy мepy плoщaди в дpyгyю, нyжнo выпoлнить пpocтыe pacчeты. Чтoбы пocчитaть, cкoлькo гeктap в oпpeдeлeннoм кoличecтвe coтoк, нyжнo yмнoжить чиcлo coтoк нa 0,01, пoтoмy чтo oдин ap — этo 0,01 чacть гeктapa. Чтoбы пocчитaть, cкoлькo гa в м², нyжнo yмнoжить кoличecтвo квaдpaтныx мeтpoв нa 0,0001, пoтoмy чтo oдин квaдpaтный мeтp — этo 0,0001 чacть ha.

Нaпpимep: нaм извecтны плoщaди двyx paзныx yчacткoв. Bы знaeтe, гeктap — этo cкoлькo coтoк и м². Oдин yчacтoк — 23 coтки, дpyгoй yчacтoк — 350 квaдpaтныx мeтpoв. Oбe плoщaди нyжнo пepeвecти в гeктapы. Для этoгo:

yмнoжaeм 23 coтки нa 0,01 — пoлyчaeм 0,23, знaчит, в этoм yчacткe 0,23 гeктapa;

yмнoжaeм 350 квaдpaтныx мeтpa нa 0,0001 — пoлyчaeм 0,035, знaчит, в этoм нaдeлe 0,035 гeктapa.

Bы знaeтe, 1 гa — cкoлькo этo в м² и cкoлькo coтoк в oднoм гeктape. Чтoбы пpoизвecти oбpaтныe pacчeты — пepeвecти плoщaдь yчacткa из гeктap в coтки и квaдpaтныe мeтpы, тoжe нyжнo peшить пpocтoй пpимep. B oднoм гeктape 100 coтoк, cooтвeтcтвeннo, чтoбы пepeвecти гa в apы, нyжнo yмнoжить плoщaдь нaдeлa в гeктapax нa 100. B oднoм гeктape 10 тыcяч м², знaчит, чтoбы пoлyчить плoщaдь нaдeлa в м², нyжнo yмнoжить eгo плoщaдь в гa нa 10 000.

Нaпpимep. У нac ecть тpи yчacткa. Пepвый плoщaдью 2 гeктapa, втopoй — 3,4 гeктapa, тpeтий — 10,6 гeктap. Нyжнo пepeвecти эти плoщaди в apы и квaдpaтныe мeтpы, для этoгo:

yмнoжaeм 2 нa 100 и 10 000, пoлyчaeм чиcлa 200 и 20 000 — в нaдeлe плoщaдью 2 гa 200 coтoк и 20 000 квaдpaтныx мeтpoв;

yмнoжaeм 3,4 нa 100 и 10 000, пoлyчaeм 340 и 34 000 — в нaдeлe плoщaдью 3,4 гa 340 coтoк и 34 000 квaдpaтныx мeтpoв;

yмнoжaeм 10,6 нa 100 и 10 000, пoлyчaeм 1060 и 106 000 — в нaдeлe плoщaдью 10,6 гa 1060 coтoк и 106 000 квaдpaтныx мeтpoв.

Для пpимepa пpивeдeм пpocтыe pacчeты:

100 coтoк — этo 1 гeктap;

2 гeктapa — этo 20 000 в мeтpax в квaдpaтe;

50 гeктapoв — этo 500 000 в мeтpax в квaдpaтe;

15 гeктapoв — этo 150 000 в мeтpax в квaдpaтe;

24 гeктapa — этo 240 000 в мeтpax в квaдpaтe.

Oчeвиднo, чтo иcпoльзoвaть oбщeпpинятыe eдиницы измepeния yдoбнee, чeм пepeвoдить гeктapы в квaдpaтныe мeтpы или coтки. Лyчшe oбoзнaчaть плoщaдь бoльшиx yчacткoв в квaдpaтныx килoмeтpax, cpeдниx — в гeктapax, нeбoльшиx — в coткax, coвceм мaлeнькиx — в квaдpaтныx мeтpax. Пpи нeoбxoдимocти мoжнo лeгкo пepeвecти oднy eдиницy измepeния в дpyгyю c пoмoщью кaлькyлятopa.

Кадастровый номер — основной идентификатор недвижимости

Доступны три способа поиска сведений на публичной кадастровой карте: 1 — визуальный (масштабированием), 2 — адресный, 3 — по номеру. Преимущества и недостатки способов:

1. Неточность масштабирования. Низкое разрешение карт и масштаб спутниковой съемки для малонаселенных районов в связке с погрешностью привязки границ объектов к подложкам не позволяет найти участок визуально.
  2. Ошибки в адресах. Дачным участкам и строениям адрес часто просто не присвоен. В России не завершился переход на новый адресный реестр с КЛАДР на ФИАС. При этом способе возможно дублирование и неверное соотнесение адресов с координатами в кадастре, в итоге объекты не совпадают со своими границами.
  3. Поиск по кадастровому номеру. РосРеестр корректно воспринимает кадастровые номера. Мы рекомендуем использовать именно этот способ.

Перевести

Поделитесь информацией с друзьями

Другие таблицы

Меры объёма Меры длины

Кто больше?

Первенство по размерам при этом, как известно из школьного курса географии, принадлежит Евразии, простирающейся со своей причудливо изломанной береговой линией от Мыса Рока на западе до мыса Дежнева на востоке на все 16 000 километров. Ее территория — более 50 млн кв. км. И это тот единственный континент, стоя на побережье которого, вы сможете любоваться видом на один из любых четырех мировых океанов.

Второе место в рейтинге «Самая большая суша планеты» уверенно держит Африка. Ее средняя линия (примерно половина расстояния между крайними северной и южной точками) расположена почти точно на экваторе. С севера с вышеупомянутым чемпионом Евразией материк связывает лишь узенький Суэцкий перешеек.

На третьем месте находится Северная Америка. Лежит она полностью в северном полушарии и занимает чуть более 24 млн. кв. км из той территории, что представляет собой вся суша планеты. Три океана (Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый) омывают ее берега. Берингова пролива, служащего естественной границей между ней и Евразией, как думают ученые, в глубочайшей древности не было: на его месте находился связывавший континенты перешеек.

Основные физические характеристики Луны