Вулканы. описание для детей, викторина, фотографии

Самый опасный вулкан Земли

Любой вулкан представляет опасность для человека, даже если он спящий. Ни один специалист не возьмется сказать, какой же из вулканов самый опасный во всем мире.

Все помнят гибель Помпеи, когда случилось извержение Везувия и весь город завалило пеплом, а спустя много лет, совершенно случайно был обнаружен разрушенный город. Пепел сохранил фигуры погибших людей, внутри него были пустоты, которые залили гипсом. Сегодня это музей под открытым небом. Вулкан спит, изредка напоминая о себе клубнями дыма.

В Африке находится чрезвычайно опасный вулкан — Ньирагонго. 50% всех извержений на континенте производит именно он.  Опасность представляет озеро из горячей лавы, температура которого более 900 градусов, а когда происходят подземные толчки, она стекает вниз с большой скоростью — до 100 километров в час. Начиная с 1882 года были зафиксированы извержения 34 раза. В некоторые временные периоды вулкан и вовсе не прекращал свою деятельность и являлся виновником гибели людей. Например, в 2002 году от его «деятельности» погибли люди — 147 чел., мало того, без жилья остались местные жители. Специалисты ведут непрерывно наблюдение за опасной вулканической горой, однако, сказать, когда произойдет следующее извержение, сказать никто не может.

Магма и плиты

Из чего состоит та самая горючая жидкость, которая извергается из вулкана? Она представляет смесь расплавленной породы, со сгустками более тугоплавких пород и газовыми пузырьками. Чтобы понять, откуда происходит лава, нужно вспомнить строение земной коры. Вулканы нужно рассматривать как последнее звено большой системы.

Итак, Земля состоит из множества различных слоев, которые сгруппированы в три так называемых мега-слоя: ядро, мантия, кора. Люди обитают на наружной поверхности коры, ее толщина может колебаться от 5 км под океанами до 70 км под сушей. Кажется что это весьма солидная толщина, но если соизмерить ее с габаритами Земли, кора напоминают шкурку на яблоке.

Под внешней корой располагается самый толстый мега-слой – мантия. Она имеет высокую температуру, но практически не плавится и не растекается, ведь давление внутри планеты очень велико. Иногда мантия все же тает, образуя магму, которая пробивает себе путь через кору Земли. В 1960 году ученные создали революционную теорию, согласно которой Землю покрывают тектонические плиты. По этой теории, литосфера – жесткий материал, состоящий из коры и верхнего слоя мантии, делится на семь больших и несколько меньших пластин. Они неспешно дрейфуют по поверхности мантии, «смазанной» астеносферой – мягким слоем. То, что происходит на стыке плит, является основной причиной выброса магмы. В месте, где плиты встречаются, есть несколько вариантов их взаимодействия.

Классификация вулканов

Существует несколько классификаций вулканов, основанных на тех или иных признаках. Так например по степени активности ученые делят вулканы на три типа: потухшие, спящие и активные.

Активными считаются вулканы, извергавшиеся в исторический период времени, относительно которых существует вероятность повторного извержения. Спящими называются вулканы, не извергавшиеся в течение длительного времени, однако с существующей возможностью извержения. Потухшие вулканы – вулканы, когда-либо извергавшиеся, но вероятность повторного их извержения равна нулю.

Классификация по форме вулкана включает в себя четыре типа: шлаковые конусы, купольные, щитовые вулканы и стратовулканы.

• Шлаковый конус – самый распространенный тип вулканов на суше – состоит из мелких фрагментов застывшей лавы, вырвавшейся в воздух, остывшей и упавшей рядом с жерлом. С каждым извержением подобные вулканы становятся все выше.
  • Купольные вулканы образуются, когда вязкая магма слишком тяжела, чтобы стечь по склонам вулкана. Она скапливается у жерла, закупоривая его и образуя купол. Со временем газы выбивают подобный купол словно пробку.
  • Щитовые вулканы имеют форму чаши или щита с пологими склонами, сформированными базальтовыми лавовыми потоками – траппами.
  • Стратовулканы извергают смесь горячего газа, пепла и камней, а также лаву, которые чередуются, откладываясь на конусе вулкана.

Características principales

Прежде всего, необходимо знать некоторые из основных характеристик вулкана. Это геологические структуры, которые скрывают другие части и формируются с течением времени. Эти части меняются в зависимости от активности вулкана. Ни один вулкан не выглядит так, как другой. Однако вулкан — это не только то, что мы видим снаружи.

Вулканы тесно связаны с внутренним строением нашей планеты. У Земли есть центральное ядро, которое Согласно сейсмическим измерениям радиусом 1220 км, он находится в твердом состоянии. Внешний слой ядра представляет собой полутвердую часть, радиус которой достигает 3400 км. Оттуда исходит мантия, в которой находится лава. Можно выделить две части: нижнюю мантию, которая простирается от 700 км до 2885 км, и верхнюю, которая простирается от 700 км до коры, со средней толщиной 50 км.

Части вулкана

Это части, из которых состоит структура вулкана:

Кратер

Это отверстие, расположенное наверху, через которое выходит лава, пепел и все пирокластические материалы. Когда мы говорим о пирокластических материалах, мы имеем в виду все обломки вулканической магматической породы, кристаллы различных минералов, так далее. Есть много кратеров, различающихся по размеру и форме, но чаще всего они округлые и широкие. Есть несколько вулканов, у которых больше одного кратера.

Некоторые части вулкана ответственны за интенсивные извержения вулканов. И дело в том, что в зависимости от этих извержений мы также можем видеть некоторые с достаточной интенсивностью, которые могут разрушить часть его структуры или изменить ее.

Кальдера

Это одна из частей вулкана, которую часто путают с кратером. Однако это большая депрессия, которая образуется, когда вулкан высвобождает почти все материалы из своего магматического очага в результате извержения. Кальдера создает некоторую нестабильность внутри вулкана жизни, которой не хватает для его структурной поддержки. Отсутствие структуры внутри вулкана приводит к обрушению почвы внутрь. Эта кальдера намного больше кратера. Учтите, что не у всех вулканов есть кальдеры.

Вулканический конус

Это скопление лавы, которая затвердевает при охлаждении. Также частью вулканического конуса являются все пирокласты за пределами вулкана, которые образуются в результате извержений или взрывов с течением времени. В зависимости от количества высыпаний, которые у вас были на протяжении всей жизни, конус может различаться как по толщине, так и по размеру. Наиболее распространены вулканические конусы из шлака, брызг и туфа.

Части вулкана: трещины

Это трещины, которые возникают в местах выброса магмы. Это щели или трещины вытянутой формы, обеспечивающие вентиляцию помещения и находящиеся в области, где магма и внутренние газы выбрасываются на поверхность. В некоторых случаях это приводит к тому, что он выбрасывается через воздуховод или дымоход со взрывом, а в других случаях это происходит мирно через трещины, которые простираются в разных направлениях и покрывают огромные площади суши.

Дымоход и плотина

Дымоход — это канал, по которому магматический очаг и кратер соединены. Это место вулкана, куда изгоняется лава. Тем более, что и газы, которые выделяются при извержении, проходят через эту область. Один из аспектов извержения вулкана — давление. Учитывая давление и количество материалов, которые поднимаются через дымоход, мы можем видеть, что камни отрываются под давлением, а также выбрасываются из дымохода.

Что касается дамбы, вулканические или магматические образования трубчатой ​​формы. Они проходят через слои соседних пород и затем затвердевают при понижении температуры. Эти плотины образуются, когда магма поднимается к новой трещине или создает трещины, чтобы следовать своим путем по скалам. По пути пересекает осадочные, метаморфические и плутонические породы.

Части вулкана: купол и магматическая камера

Купол — это не что иное, как скопление или насыпь, образовавшаяся из очень вязкой лавы и приобретающая круглую форму. Эта лава настолько плотная, что не может двигаться, поскольку сила трения о землю слишком велика. Когда начинается охлаждение, оно затвердевает, и создаются естественные купола. Некоторые из них могут достигать разной высоты или расширяться или медленно расти с годами в результате накопления большего количества лавы. Обычно он находится внутри вулкана и не выходит за пределы кратера. Чаще они встречаются в стратовулканах.

Наконец, одна из самых важных частей вулкана — это магматический очаг. Он отвечает за накопление магмы, поступающей из недр Земли. Обычно встречается на больших глубинах и Это месторождение, в котором хранится расплавленная порода, известная под названием магм.к. Это происходит из мантии земли. Когда вулкан начинает извергаться, магма поднимается по дымоходу и выбрасывается через кратер. Он приводится в движение давлением, и после изгнания его называют вулканической лавой.

Я надеюсь, что с этой информацией вы сможете больше узнать о частях вулкана и его основных функциях.

Вулканы спящие действующие и потухшие: чем они отличаются

Геологические образования в виде гор, имеющие в центральной части большое углубление (кратер), называют вулканами. Внутри Земли находятся расплавленные горные породы (магма), которые время от времени выходят на поверхность если в земной коре появляется трещина, прокладывая себе путь через кратер. Так происходит извержение. Магма на поверхности Земли распадается на лаву, газы и пепел. Раскаленная лава растекается и застывает, увеличивая размеры вулкана.

какие вулканы называют потухшими

Все вулканы поделены на группы — спящие, потухшие, действующие. Чтобы отнести вулкан к той или иной группе, ученые придерживаются такого критерия — вулкан, который последние 10 тысяч лет не извергался, относят к потухшим. Но, нет никакой гарантии, что такой вулкан внезапно не проснется. Примером может служить вулкан на Аляске — Форпикд, который считали потухшим, а в 2006 году он стал проявлять активность. В этом случае вулкан исключают из группы потухших и классифицируют, как спящий. Таким образом, классификация вулканов весьма условна.

Намного проще выявить активные вулканы, к ним относят все вулканические образования, которые в наше время низвергают лаву, выбрасывая дым и пепел. Есть и такие, которые внешне не подают признаков жизни, но все равно классифицируются как активные по той причине, что время от времени выбрасывают из своего жерла бесцветный газ, дрожат, вызывают землетрясения. Например, в Индонезии это Синабунг, на Гавайях — Килауз.

таблица типы вулканов

Подведем итог:

1. Действующий или активный извергается в наше время или найдены подробные отчеты о его извержении, например, в Европе, в записях 2-х тысячелетней давности.
  2. К уснувшим относят вулканы, которые признаков жизни не проявляют, но по мнению вулканологов, вполне могут перейти в группу действующих.
  3. Вулкан считается потухшим, если его извержение зафиксировано более 10-ти тысяч лет назад.

Образование вулканов

Большинство вулканов образуются в местах, где одна тектоническая плита погрузилась под другую. Когда твердый край плавится в магме, он увеличивается в объеме. Поэтому расплавившаяся порода с огромной силой стремится наверх. Если давление достигает достаточного уровня, или горячая смесь находит трещину в коре, происходит выброс наружу. При этом истекающая магма (а точнее, уже лава), образует конусообразное строение вулканов. Какую вулкан имеет структуру и насколько он интенсивно извергается, зависит от состава магмы и других факторов.

Иногда магма выходит прямо посреди плиты. Чрезмерная активность магмы обусловлена ее перегревом. Вещество мантии постепенно проплавляет колодец, и создает горячую точку под определенной местностью земной поверхности. Время от времени магма прорывает кору и происходит извержение. Сама по себе горячая точка неподвижна, чего не скажешь про тектонические плиты. Поэтому с тысячелетиями, в таких местах образуется «строка умерших вулканов». Подобным образом, были созданы гавайские вулканы, возраст которых, по данным исследователей, достигает 70 миллионов лет. Теперь давайте разберем строение вулкана. Фото нам в этом поможет.

Классификация извержений вулканов

Извержения вулканов – чрезвычайная ситуация, тщательно изучаемая учеными-вулканологами для возможности прогнозирования возможности и характера извержений с целью минимизации масштабов стихийного бедствия.

Существует несколько типов извержений:

• гавайское,
  • стромболианское,
  • пелейское,
  • плинианское,
  • гидроэксплозивное.

Гавайский – самый спокойный тип извержений, характеризующийся выбросом лавы с небольшим количеством газа, что формирует вулкан щитовой формы. Для стромболианского типа извержения, названного по имени вулкана Стромболи, непрерывно извергающегося на протяжении нескольких веков характерно скопление в магме газа и образование в ней, так называемых газовых пробок. Двигаясь наверх вместе с лавой, достигая поверхности, гигантские газовые пузыри лопаются с громким хлопком из-за разницы в давлении. Во время извержения подобные взрывы происходят, раз в несколько минут.

Пелейский тип извержения назван в честь самого массивного и разрушительного извержения XX в. – вулкана Монтань-Пеле. Извергающиеся пирокластические потоки в считанные секунды унесли жизни 30000 человек. Пелианский тип характерен для извержения, происходящего по типу извержения вулкана Везувий. Название этот тип получил по имени летописца, описывающего погубившее несколько городов извержение Везувия. Для этого типа характерно выбрасывание смеси камней, газа и пепла на очень большую высоту – зачастую столб смеси достигает стратосферы. По гидр эксплозивному типу извергаются вулканы, находящиеся на мелководье в морях и океанах. В подобных случаях образуется большое количество пара при контакте магмы с морской водой.

Извержение вулканов может создать много опасностей не только в непосредственной близости от вулкана. Вулканический пепел может представлять угрозу авиации, создавая опасность выхода из строя турбореактивных двигателей самолетов.

Большие извержения могут влиять и на температуру в целых регионах: пепел и частицы серной кислоты создают в атмосфере области смога и, частично отражая солнечный свет, приводят к охлаждению нижних слоев атмосферы Земли над тем или иным регионом в зависимости от мощности вулкана, силы ветра и направления движения воздушных масс.

Типы, строение кальдер и лавочных куполов

Услышав об извержении вулкана, человек сразу же представляет коническую гору, с вершины которой течет оранжевая лава. Это классическая схема строения вулкана. Но фактически такое понятие, как вулкан, описывает куда более широкий круг геологических явлений. Поэтому в принципе, вулканом можно назвать любое место Земли, где происходит выброс определенных пород из внутренней части планеты наружу.

Строение вулкана, описание которого было приведено выше, является самым распространенным, но не единственным. Бывают также кальдеры и лавочные купола.

Кальдера отличается от кратера огромными размерами (диаметр может достигать нескольких десятков километров). Вулканические кальдеры возникают по двум причинам: взрывные извержения вулканов, обрушение горных пород в полость, освободившуюся от магмы.

Кальдеры обрушения возникают в местах, где произошло массивное извержение лавы, вследствие которого магматический очаг полностью освободился. Оболочка, образовавшаяся над этой пустотой, со временем обрушивается, и возникает огромный кратер, внутри которого вполне вероятно зарождение нового вулкана. Одной из наиболее известных кальдер обрушения является кальдера Крейтер в Орегоне. Она была образована 7700 лет назад. Ее ширина составляет порядка 8 км. Со временем кальдера заполнилась талой и дождевой водой, образовав живописное озеро.

Взрывные кальдеры образуются несколько иным образом. Крупный магматический очаг поднимается на поверхность, он не может просочиться из-за плотной земной коры. Магма сжимается, а когда из-за падения давления в «резервуаре» газы расширяются, происходит огромный взрыв, которые влечет за собой образование крупной полости в Земле.

Что касается лавочных куполов, то они образуются в том случае, если давления недостаточно, чтобы разорвать породы земли. В результате создается выпуклость в верхней части вулкана, которая со временем может нарастать. Вот таким интересным может быть строение вулкана. Картинки некоторых кальдер выглядят, скорее, как оазис, нежели как место, в котором однажды произошло извержение – губительный для всего живого процесс.

§ 17. Вулканизм

Вспомните

Чем лава отличается от магмы? Опасны ли извержения вулканов для человека?

Что такое вулканизм и вулканы. Вулканизм — красивое, но грозное природное явление, которое сопровождается подземным гулом, взрывами, землетрясениями и ливнями (рис. 55). Оно связано с выходом магмы на поверхность суши или дно океана, которое называется извержением.

Рис. 55. Извержение вулканов

Изливающаяся магма превращается в растекающуюся потоками лаву. Помимо лавы при извержении выбрасываются твердые обломки горных пород, газы и пары воды. Обломков часто бывает больше, чем самой лавы. Мельчайшие обломки образуют вулканический пепел.

Извержения происходят по-разному. В океанах часто магма выходит на поверхность по длинным трещинам в земной коре (рис. 56). В этом случае застывшая лава образует вулканические горные цепи, протягивающиеся на многие сотни и тысячи километров.

Рис. 56. Извержение магмы: а — по трещинам; 6 — по каналу

На плоской вершине вулкана находится чашеобразное углубление — кратер (от греч. «кратер» — чаша). На дне кратера располагается отверстие —жерло. Жерло через подводящий канал связано с вулканическим очагом — подземным резервуаром магмы.

Магма может изливаться и через узкие каналы, по форме похожие на трубы (рис. 56, б). В этом случае образуется конус вулкана (рис. 57).

Рис. 57. Строение вулкана

Вулканы — это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород.

Почти 2000 лет люди помнят об извержении вулкана Везувий (Италия) 24 августа 79 г. н. э. (Найдите этот вулкан на карте.) Это извержение уничтожило три богатых древнеримских города — Стабия, Геркуланум и Помпеи (рис. 58).

Рис. 58. К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

Иногда при извержениях могут наблюдаться сильные взрывы. Такие извержения вызывают ужасные последствия, гибель тысяч людей и целых городов. Только за последние 500 лет вулканические извержения стали причиной гибели 240 тыс. человек.

Определите, как на картах обозначают действующие вулканы. Сравните районы распространения вулканизма и землетрясений с границами литосферных плит.

Точное количество действующих вулканов на Земле неизвестно. На континентах и островах их насчитывают около 600. Из них 2/3 расположено в горах и на островах вдоль побережья Тихого океана. Однако на дне океанов вулканов значительно больше. Только в Тихом океане их насчитывают около 10 000.

Где наблюдается вулканизм. Так же как и землетрясения, вулканические извержения происходят не повсеместно. Большинство их сосредоточно вдоль разломов между литосферными плитами. Таким образом, районы вулканизма и землетрясений практически совпадают (см. рис. 54). Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называются действующими. Они могут извергаться постоянно или периодически. Вулканы, об извержениях которых не сохранилось никаких сведений, считаются потухшими. Иногда вулканы, считавшиеся потухшими, вдруг «оживают» вновь. Высочайшие вулканы суши — потухший вулкан Тупунгато (6887 м) и действующий Антофалла (6450 м) — расположены в Южной Америке, в Андах. В России самый высокий вулкан — Ключевская Сопка (4750 м) на Камчатке.

Вблизи действующих вулканов или там, где извержения происходили недавно, тепло вулканов согревает подземные воды. Когда эти воды выходят на поверхность, образуются горячие источники и гейзеры (рис. 59).

Рис. 59. Гейзер

Гейзеры — это источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.

В настоящее время гейзеры существуют на Камчатке, на западе США (в Йеллоустонском национальном парке), в Новой Зеландии, Исландии.

Запасы горячих подземных вод огромны, и люди научились их использовать. Согретая вулканами вода отапливает дома, согревает теплицы. В некоторых странах построены электростанции, использующие горячую воду гейзеров для выработки электроэнергии.

Вопросы и задания

1. Что такое вулканизм?
  2. Как могут происходить извержения?
  3. Какие вулканы называют действующими?
  4. Назовите основные районы распространения гейзеров.

Причины и природа вулканизма

Континентальные глыбы представлены выступами коры Земли, а океаны областями опускания. Границы соприкосновения континентов и океанов – области с наивысшим давлением, что способствует образованию высоких гор на континентах – по одной стороне, глубоких впадин или пучин в океане – по другой.

В результате давления, возникающего в этих районах  после горизонтального и вертикального  передвижения коры Земли, происходит извержение вулканов. Когда давление превышает стойкость земной коры, образуются трещины и изломы. В результате воздействия опускающихся областей  морского дна на магму, расположенную под ними, происходит ее поднятие на поверхность земли через образовавшиеся в земной коре трещины и изломы. На примере опускания дна океана в области острова Мартиники на глубину в несколько сотен метров в результате извержения вулкана Мон – Пеле в 1902 г.

Больше 90% извержения вулканов на Земле имеет зависимость от движения плит литосферы  и происходит на их границах – в зонах субдукции с погружением плит одна под другую или в зонах спрединга – где плиты расходятся. Следовательно, деятельность этих вулканов имеет совпадение с сейсмичностью в этих зонах.

Также бывает внутриплитный вулканизм, происходящий под действием потока веществ и энергии, идущих из недр мантии – мантийных суперплюмов, которые возникают на пограничных участках ядра и земной мантии. На примере Тихоокеанского суперплюма, связанного с появлением Гавайской горячей точки, создавшей цепь поднятий океана и островов. А также подводное плато Онтонг – Джава на юго – западе Тихоокеанского бассейна в северном направлении от Соломоновых островов, расположенных на территории около 2 млн. кв. км, равной площади Аляски.

Внутри материков  есть районы вулканизма, образованные без участия плюмов, так как для их образования требуется больше времени, чем в течение которого происходит извержение вулкана.

Сила извержения

В некоторых вулканах магма сочится настолько медленно, что по ним спокойно можно ходить. Но есть и такие вулканы, извержение которых за считанные минуты разрушает все на своем пути, в радиусе нескольких километров. Тяжесть извержения обуславливается составом магмы и внутренним давлением газов. В магме растворяется весьма внушительное количество газа. Когда давление пород начинает превышать давление паров газа, он расширяется и образует пузырьки, которые называют везикулами. Они пытаются высвободиться наружу, и взрывают породу. После извержения часть пузырьков застывает в магме, в результате чего образуется пористая порода, из которой делают пемзу.

Характер извержения также зависит от вязкости магмы. Как известно, вязкостью называют способность противостоять потоку. Она является противоположностью текучести. Если у магмы высокая вязкость, то пузырькам газа будет сложно из нее выбраться, и они будут толкать вверх большее количество породы, что приведет к сильному извержению. Когда вязкость магмы невелика, газ быстро высвобождается из нее, поэтому лава не выбрасывается с такой силой. Обычно вязкость магмы зависит от содержания в ней кремния. Содержание газа в магме также играет важную роль. Чем оно больше, тем сильнее будет извержение. Количество газа в магме зависит от пород, входящих в ее состав. Строение вулканов не влияет на разрушительную силу извержения.

Основное количество извержений происходит поэтапно. На каждом из этапов своя степень разрушения. Если вязкость магмы и содержание в ней газов невелики, то лава будет не спеша течь по земле с минимальным количеством взрывов. Лавочные потоки могут нанести вред местной природе и инфраструктуре, однако из-за низкой скорости движения они не опасны для людей. В противном случае вулкан интенсивно выбрасывает магму в воздух. Столб извержения состоит обычно из горючего газа, твердого вулканического материала и пепла. При этом лава движется стремительно, уничтожая все на своем пути. А над вулканом образуется облако, диаметр которого может достигать сотни километров. Вот такие последствия могут вызвать вулканы.

Что представляет собой вулкан

Вулкан представляет собой геологическое образование, находящееся на поверхности всей земной коры, где раскалённая магма вышла на поверхность, при этом образуя жидкую раскалённую лаву, а также пирокластические потоки, вулканические газы и камни – так называемые вулканические бомбы.

Классификация вулканов

Учёные классифицируют вулканы по их форме, они бывают : щитовидные, шлаковые конусы, купольные и стратовулканы. Кроме этого, вулканы различаются в зависимости от степени их активности : спящие, дремлющие, потухшие и действующие, а также по их местонахождению : подводные, наземные, подледниковые и некоторые другие.

Исследователи-учёные считают действующим вулканом тот, который извергался в давний исторический период того времени или в голоцене, то есть оледенении, относящегося к эпохе четвертичного периода, которая длится на протяжении последних 12 000 лет вплоть до настоящего времени. Однако, понятие «активный» вулкан достаточно неточное, поскольку сам вулкан, который имеет действующие фумаролы, часть учёных относит к потухшим, а некоторые учёные – к активным. Спящими вулканами принято считать ныне недействующие вулканы, на которых, всё же возможны небольшие извержения, а потухшими вулканами считаются те вулканы, на которых извержения маловероятны. Наряду с этим, среди учёных вулканологов до сих пор не имеется конкретного понятия, о том как определить активный вулкан, поскольку период активности вулкана может длиться от нескольких месяцев и даже до нескольких миллионов лет. Примечательно, что многие вулканы проявляли свою активность 10 000 лет тому назад, однако, в наше время они не считаются действующими.

Польза вулканов

В это слабо верится, но столь ужасное явление как вулкан может быть полезным. Вулканические продукты, благодаря своим уникальным свойствам, находит применение во многих областях человеческой деятельности.

Самым древним применением вулканической породы, является строительство. Известный французский собор Клермон-Ферран полностью построен из темной лавы. Базальт, входящий в состав изверженного материала, часто используют в мощении дорог. Мелкие частички лавы применяют в производстве бетона и для фильтрации воды. Пемза служит отличным звукоизолятором. Ее частички входят также в состав канцелярских резинок и некоторых видов зубной пасты.

Вулканы извергают много ценных для промышленности металлов: медь, железо, цинк. Серу, собранную из вулканических продуктов, используют для производства спичек, красителей и удобрений. Горячая вода, получаемая естественным или искусственным путем из гейзеров, на специальных геотермальных станциях дает электроэнергию. В вулканах часто находят алмазы, золото, опал, аметист и топаз.

Проходя через вулканическую породу, вода насыщается серой, углекислым газом и кремнеземом, которые помогают при астме и заболеваниях дыхательных путей. На термальных станциях пациенты не только пьют целебную воду, но и купаются в отдельных источниках, принимают грязевые ванны и проходят курс дополнительного лечения.