Планеты газовые гиганты: основные характеристики и сравнительная таблица

Кольца

Полагают, что это старые кольца и могли сформироваться вместе с планетой. Есть две теории. Одна говорит, что ранее кольца были спутником, который разрушился из-за близкого подхода к планете. Или же кольца никогда не были частью спутника, а выступают остатком небулярного материала, из которого появился сам Сатурн.

Делятся на 7 колец, между которыми установлен разрыв. А и В наиболее плотные и в диаметре охватывают 14600 и 25300 км. Простираются на 92000-117580 км (В) и 122170-136775 км (А) от центра. Отдел Кассини занимает 4700 км.

Строение колец Сатурна

С отделено от В на 64 км. В ширину занимает 17500 км, а отстранено от планеты на 74658-92000 км. Вместе с А и В вмещает главные кольца с более крупными частичками. Далее идут пыльные кольца, потому что располагают небольшими частичками.

D занимает 7500 км и простирается внутрь на 66900-75510 км. На другом конце находятся G (9000 км и удаленность в 166000-175000 км) и E (300000 км и отдаленностью в 166000-480000 км). F расположено на внешнем краю А и его сложнее классифицировать. В основном это пыль. В ширину охватывает 30-500 км и простирается на 140180 км от центра.

Температура и погода

1. На ледяном гиганте царит вечная стужа. Хотя он находится по отношению к Солнцу ближе, чем Нептун, считается самой холодной планетой – постоянная температура ее поверхности – 224 C.
  2. Массивное ядро гиганта тоже очень холодное – «планета с холодным сердцем».
  3. Солнечного тепла звезда получает в 350 раз меньше, чем земная атмосфера.
  4. Чтобы лучи Солнца достигли Урана, должно пройти 3 часа.
  5. Несмотря на то, что атмосфера Урана несколько однообразна (в 1986 г. он назван наиболее скучным объектом во всей вселенной), его поверхность постоянно обдувается ветрами, имеющими скорость от 150 до 250 км/ч. Самые сильные ветра – на полюсах.
  6. Главной загадкой планеты считается низкая теплоотдача солнечного света, ведь все космические гиганты, как правило, отдают солнечной энергии в 2,5 раза больше, чем получают.

Кольца

Планета Нептун располагает 5-ю кольцами, наименованных в честь ученых: Галле, Леверье, Ласселл, Араго и Адамс. Представлены пылью (20%) и небольшими осколками породы. Их сложно отыскать, потому что лишены яркости и отличаются по величине и плотности.

Иоганн Галле был первым, кто рассмотрел планету в увеличительный прибор. Кольцо идет первым и отдалено на 41000-43000 км от Нептуна. Леверье занимает в ширину всего 113 км.

На отдаленности в 53200-57200 км с шириной в 4000 км находится кольцо Ласселла. Это наиболее широкое кольцо. Ученый нашел Тритон через 17 дней после обнаружения планеты.

На 100 км простирается кольцо Араго, расположенное в 57200 км. Франсуа Араго наставлял Леверье и активно выступал в споре о планете.

Адамс в ширину простирается всего на 35 км. Но это кольцо самое яркое у Нептуна и его легко найти. Обладает пятью дугами, три из которых именуют Свобода, Равенство, Братство. Полагают, что дуги были гравитационно пойманы Галатеей, расположенной внутри кольца. Взгляните на фото колец Нептуна.

Кольца Нептуна, наблюдаемые Вояджером-2 в 1989 году

Кольца темные и созданы из органических соединений. Вмещают много пыли. Полагают, что это молодые формирования.

Открытие планеты Нептун

Неведомые космические тела ещё предстоит открыть, а планета Нептун известна людям уже более 160 лет. Началось же всё с обычных астрономических таблиц, увидевших свет в 1821 году. На них была изображена орбита планеты Уран.

Теоретически-рассчитанную окружность сравнил с действительной английский священник и астроном-любитель Томас Джон Хасси (1792-1854) в 1834 году

Святой отец обратил внимание на то, что теория не совпала с практикой. Уран отклонился от намеченной траектории

Это было не бог весть какое расстояние, но факт указывал на то, что возле газового гиганта существует какое-то иное большое космическое тело. Именно оно и влияет на голубовато-зеленоватого красавца и уводит его в сторону.

Астроном-любитель поделился своими наблюдениями с коллегами. В 1843 году британский математик и астроном Джон Кауч Адамс (1819-1892) рассчитал орбиту предполагаемой планеты. Независимо от него, специалист по небесной механике французский математик Урбен Жан Жозеф Леверье (1811-1877) также произвёл соответствующие вычисления. Рассчитанная им орбита отличалась от орбиты Адамса на 11°.

Леверье обратился к немецкому астроному Иоганну Готтфриду Галле (1812-1910), чтобы последний проверил его математические выкладки на практике. Тот любовался ночным небом из Берлинской обсерватории и имел все технические возможности для установления истины.

Иоганн Галле подключил к этому вопросу увлечённого астрономией студента Генриха Луи д’Арре (1822-1875). Вместе они изучили положение звёзд в той области, где должна была бы находиться предполагаемая планета. Затем свои наблюдения сравнили с картой звёздного неба. Одна из далёких блеклых звёзд поменяла своё местоположение. Она сдвинулась относительно других неподвижных светил.

Не было сомнения – это вовсе не звезда, а далёкая планета, отражающая солнечный свет. Ещё три ночи тщательных наблюдений окончательно убедили астрономов, что Леверье не ошибся в своих расчётах. В бездонной космической бездне по своей орбите двигалась планета. Она находилась дальше Урана и, по сути, вполне могла влиять на его траекторию движения.

Так была обнаружена восьмая планета Солнечной системы. Официальной датой её открытия считается – 23 сентября 1846 года. А вот кто конкретно из людей являлся первооткрывателем? На основании вышесказанного видно, что к данному знаменательному историческому событию приложило руку несколько человек. Кстати, Леверье в своих расчётах ошибся всего на 1°, в то время как Адамс на целых 12°. К тому же французский математик проявил настойчивость и довёл дело до логического конца. Напрашивается вывод: все козыри на руках у Леверье.

Но здесь есть маленький нюанс. Урбен Леверье француз, а Джон Кауч Адамс – британец. Так что признание первооткрывателя представляло из себя отнюдь не борьбу самолюбий отдельных людей – в данном случае была затронута честь страны. Гордые британцы никак не могли уступить пальму первенства каким-то французам, которых они за глаза называли «лягушатниками».

Естественно разгорелись жаркие споры. И хотя по всем показателям Леверье был впереди, политические соображения оказались выше здравого смысла. Франция в конце концов уступила, но не полностью сдала свои позиции, а пошла на компромисс. Джона Кауча Адамса и Урбена Леверье признали сооткрывателями новой планеты.

В наши дни воз и ныне там. Этот щепетильный вопрос так и висит в воздухе. Так что наверное разумнее считать первооткрывателем Нептуна уважаемого немецкого астронома Иоганна Галле. Именно он первым увидел эту планету в телескоп, хоть и с подачи француза Леверье.

Планету открыли, нужно было подумать о названии. Самое первое предложил Иоганн Галле. Он окрестил далёкое космическое тело Янусом – богом входа и выхода, начала и конца в древнеримской мифологии. В данном случае планета являлась концом Солнечной системы и началом безбрежного далёкого пространства, неподвластного силам жёлтой звезды.

Бог морей Нептун

Нептун – бог морей в древнеримской мифологии. Это божество безраздельно властвовало над подводным миром. А так как водная гладь во много раз превосходит сушу, то и власти у Нептуна было гораздо больше нежели у других богов. Океан, в понимании людей, также велик и загадочен как бескрайний Космос. Ассоциация напрашивалась сама собой. Далёкой таинственной планете, вращающейся в тёмной бездне, как раз и подходило имя могучего подводного божества.

Так что новый 1847 год восьмая планета Солнечной системы встретила уже не безымянной

Ей присвоили официальное название Нептун, положив конец спорам и разногласиям в этом важном вопросе.

Поверхность Нептуна

Нептун принадлежит к семейству ледяных гигантов Солнечной системы, поэтому лишен твердой поверхности. Наблюдаемая нами сине-зеленая дымка – результат иллюзии. Это верхушки глубоких газовых облаков, уступающих место воде и прочим расплавленным льдам.

Если вы попытаетесь пройтись по поверхности Нептуна, то тут же провалитесь вниз. При спуске увеличатся температура и давление. Так что точка поверхности отмечается на месте, где показатель давления достигает 1 бар.

Состав и структура

«Поверхность» Нептуна – одно из наиболее активных мест в Солнечной системе

При радиусе в 24622 км Нептун стоит на 4-м месте по величине среди солнечных планет. По массе (1.0243 х 1026 кг) в 17 раз превосходит земную. Присутствие метана впитывает красные длины волн и отбивает синие. Ниже представлен рисунок строения Нептуна.

Внутренняя структура Нептуна

Состоит из скалистого ядра (силикаты и металлы), мантии (водные, метановые и аммиачные льды), а также гелиевой, метановой и водородной атмосферы. Последняя делится на тропосферу, термосферу и экзосферу.

В тропосфере температура уменьшается с высотой, а в стратосфере растет с повышением. В первой давление удерживается на 1-5 бар, поэтому здесь и расположена «поверхность».

Верхний слой состоит из водорода (80%) и гелия (19%). Можно отметить облачные формирования. Сверху температура позволяет метану конденсироваться, а также есть аммиачные, водные, сульфидно-аммониевые и сероводородные облака. В нижних областях давление достигает 50 бар, а температурная отметка – 0.

Атмосфера Нептуна с отображением характерных особенностей

В термосфере наблюдается высокий нагрев (476.85°C). Нептун крайне далеко расположен от звезды, поэтому нужен другой механизм нагрева. Это может быть контакт атмосферы с ионами в магнитном поле или же гравитационные волны самой планеты.

Поверхность Нептуна лишена твердости, поэтому атмосфера вращается дифференциально. Экваториальная часть совершает обороты с периодом в 18 часов, магнитное поле – 16.1 часов, а полярная зона – 12 часов. Именно поэтому возникают сильные ветры. Три масштабных зафиксировал Вояджер-2 в 1989 году.

Первый шторм простирался на 13000 х 6600 км и смахивал на Большое Красное Пятно Юпитера. В 1994 году телескоп Хаббл попытался отыскать Большое Темное Пятно, но его не было. Зато на территории северного полушария образовалось новое.

Большое Темное Пятно, запечатленное телескопом Хаббл

Скутер – еще один шторм, представленный светлым облачным покровом. Они находятся южнее Большого Темного Пятна. В 1989 году также заметили и Маленькое Темное Пятно. Сначала оно казалось полностью темным, но когда аппарат приблизился, то удалось зафиксировать яркое ядро.

Внутренне тепло

Пока никто не знает, почему Нептун нагревается внутри. Планета расположена самой последней, но находится в одной температурной категории с Ураном. По факту, Нептун производит в 2.6 раз больше энергии, чем получает от звезды.

Внутренний нагрев в сочетании с морозным пространством приводит к серьезному температурному колебанию. Формируются ветры, способные разогнаться до 2100 км/ч. Внутри есть каменистое ядро, прогревающееся на тысячи градусов. Вы можете посмотреть какая поверхность Нептуна на верхнем фото, чтобы запомнить главные формирования атмосферы гиганта.

Самая наблюдаемая комета

Больше всего возвращений к Земле было отмечено у периодический кометы 2P/Энке. Так как она никогда не удаляется от Солнца дальше чем на 4 астрономические единицы. Эта комета едва выходит за пределы пояса астероидов. И при современных методах наблюдения ее можно видеть практически непрерывно. Комета 2P/Энке находится на необычной орбите — ее период равен всего 3,3 года. Это намного меньше, чем у любой другой периодической кометы. Независимые «открытия» этой кометы были сделаны сначала Пьером Мешеном (в 1786 г.) и Каролиной Гершель (в 1795 г.). А затем (в 1805 и 1818 гг.) — Жаном Луи Понсом. Но уже в 1819 г. Иоганн Энке понял, что все эти наблюдения относятся к одной и той же комете. И вычислил ее орбиту.

Физические характеристики планет

Сравнение основных физических характеристик Урана и Нептуна приведено в таблице.

Параметр Уран Нептун
Масса (в кг), умноженная на 10 в 25 степени 8,6813 10,243
Радиус планеты (в км) 25 362 24 622
Средняя температура в области тропопаузы (в Кельвинах) 53 55
Орбитальная скорость, км/с 6,81 5,45

Несмотря на то что скорость движения этих планет по орбите практически совпадает, продолжительность года на них различается.

Это вызвано тем, что Нептун находится на 11 астрономических единиц дальше от Солнца.

Схожесть Урана и Нептуна

Уран и Нептун относятся к категории газовых гигантов. Также их называют ледяными гигантами. Они являются практически планетами близнецами и имеют больше одинаковых черт, чем Земля и Венера.

Уран — самая холодная планета в Солнечной системе. Credit: versiya.info

В числе ключевых совпадений можно назвать:

• строение ядра (каменно-ледяное);
  • состав атмосферы (водород, гелий и метан);
  • температуру;
  • период обращения вокруг оси около 17 земных часов.

И Уран, и Нептун имеют большое количество спутников — 27 и 14 соответственно. При этом все окружающие их тела имеют незначительные размеры. Предположительно, они были захвачены уже после формирования планет из пояса астероидов. Кольца, вращающиеся вокруг этих небесных тел, являются тонкими и тусклыми.

Ключевые различия

Несмотря на многочисленные свойства, между планетами наблюдаются и резкие различия. Наиболее существенные из них:

• направление вращения;
  • наклон оси;
  • состояние атмосферы.

Уран, как и Венера, вращается вокруг своей оси в направлении, называемым “ретроградным”. Нептун вместе с остальными планетами Солнечной системы движется с запада на восток.

Главное отличие Урана от Нептуна — это направление вращения. Credit: universemagazine.com

Плоскость экватора Урана наклонена к плоскости его орбиты под углом 97,86°. Поэтому, в отличие от Нептуна, напоминающего, как и другие планеты, волчок, его движение больше похоже на перемещение катящегося мяча. Такое положение приводит к тому, что полярные области получают больше солнечного света, чем экваториальные.

Столь специфическое положение Урана приводит к тому, что смена дня и ночи на рассматриваемых планетах отличается. На Уране это происходит один раз за его год. Нептун, вращаясь под углом, аналогичным с наклоном Земли, имеет сходный период чередования освещенности.

Ответ на вопрос, почему Уран имеет такой угол наклона оси вращения и движется в противоположном направлении относительно большинства спутников Солнца, астрономами не получен. Выдвигается 2 теории:

1. Столкновение с крупным планетоидом на ранней стадии формирования.
  2. Влияние крупного спутника, потерянного до начала эры космических исследований землян.

Изначально астрономы считали, что состояние атмосферы этих космических близнецов кардинально различается. «Вояджер», пролетавший мимо них в 1989 г., передал на Землю трансляцию, в которой показал Уран как равномерно окрашенный объект.

Нептун же на переданных им снимках имел Большое и Малое темные пятна. Это были области штормов. Установлено, что ветер на этой планете имеет среднюю скорость 325 м/с. В центре урагана она может достигать 600 м/с.

В отличие от Юпитера, нептунианские штормы непостоянны. Дальнейшие исследования этого небесного тела, проводимые с помощью телескопа “Хаббл” в 1994 г., уже не обнаружили Большое темное пятно.

По причине такой бурной смены состояния атмосферы Нептун и противопоставлялся Урану в части климата. Однако новейшие исследования спокойной планеты показывают, что первое впечатление о ней было ошибочным. В 2007 г. на Уране началась весна. Одновременно с этим в его атмосфере стали формироваться зоны штормов.

Атмосфера самой большой планеты солнечной системы

У этой планеты очень мощная атмосфера, ведь это газовый гигант. Она тоже больше, чем у других планет, и состоит в основном из водорода и гелия. В небольших количествах имеются метан, аммиак, сероводород и вода.

Размер Юпитера по сравнению с Землей

У Юпитера нет поверхности в обычном понимании. Это на Земле есть воздух, а есть твёрдая поверхность. На Юпитере мы могли бы спускаться очень долго, и давление всё нарастало бы. Постепенно газ превращался бы в туман, потом перешел бы в промежуточное полужидкое состояние, затем в жидкое. Погружаясь дальше в океане жидкого водорода, мы наблюдали бы его уплотнение вплоть до металлического состояния. Но чёткой границы, где это происходит, нет, так как вещество проходит и промежуточные стадии. Граница атмосферы расположена на высоте 5000 километров от условной поверхности – где водород уже жидкий.

Атмосфера Юпитера очень бурная, в ней очень много вихрей и ураганов разных размеров. Самый большой ураган в Солнечной системе – Большое Красное Пятно, его можно увидеть даже в средний любительский телескоп. Этот ураган бушует уже несколько веков, хотя и уменьшился в последнее время.

Сравнительные размеры Большого красного пятна на Юпитере.

Полосы, видимые на Юпитере, образованы множеством облаков, закрученных в причудливые спирали сильными ветрами – они называются поясами и движутся в разных направлениях. Сами облака состоят из воды, кристаллов аммиака, сульфида аммония, поэтому они имеют разный цвет, да и расположены на разной высоте. И среди них бьют мощные молнии, которые несравнимы с земными.

Самый большой газовый гигант вне Солнечной системы

Самый большой газовый гигант.

Определить самую большую экзопланету класса газовый гигнат – задача не из простых. Ученым необходимо учесть множество вещей. Например, в космосе существуют объекты настолько огромные, что их сложно назвать планетами. Они скорее похожу на звезду. В то же время их масса меньше минимально необходимой для поддержания ядерных реакций горения водорода и превращения в звезду. Такие объекты принято называть субзвездными.

Предположительно самой большой экзопланетой класса газовый гигант среди обнаруженных на данный момент является HD 100546 b, открытая в 2013 году. Она находится в 337 световых годах от Земли. Ученые считают, что HD 100546 b в 6,9 раз крупнее и в 20 раз тяжелее Юпитера.

В чем заключается опасность астероидов

Специалисты отмечают, что глобальную опасность представляют астероиды более 10 км в поперечнике. Потенциально опасным считается объект более 100-150 м в диаметре. По словам астрофизиков, даже падение объекта диаметром до 30 м способно причинить серьезный ущерб планете.

Информация о некоторых астероидах

4769 Касталия/
Castalia
1,8 х 0,8 0,0005 0,4 1,063 0,483

Пояснения к таблице

Церера — самый большой астероид, который был обнаружен первым. Он был открыт итальянским астрономом Джузеппе Пиацци 1 января 1801 г. и назван в честь римской богини плодородия.
Паллада — второй по величине астероид, обнаруженный также вторым. Это было сделано немецким астрономом Генрихом Ольберсом 28 марта 1802 г
Юнона — открыт К. Гардингом в 1804 г.
Веста — третий по величине астероид, открытый также Г. Ольберсом в 1807 г. У этого тела имеются наблюдательные признаки наличия базальтовой коры, покрывающей оливиновую мантию, что может быть следствием плавления и дифференциации его вещества. Изображение видимого диска этого астероида было впервые получено в 1995 г. с помощью американского Космического телескопа Хаббла, работающего на околоземной орбите.
Флора — самый крупный астероид большого семейства астероидов, названного тем же именем, насчитывающего несколько сотен членов, которое впервые было охарактеризовано японским астрономом К. Хираямой. Астероиды этого семейства имеют очень близкие орбиты, что, вероятно, подтверждает их совместное происхождение от общего родительского тела, разрушенного при столкновении с каким-то другим телом.
Ида — астероид главного пояса, изображения которого получены с помощью космического аппарата «Галилео» 28 августа 1993 г. Эти изображения позволили обнаружить маленький спутник Иды, названный впоследствии Дактилем. (См. рисунки 2 и 3).
Матильда — астероид, изображения которого получены с помощью космического аппарата «НИАР» в июне 1997 г. (См. рис. 4).
Эрос — сближающийся с Землей астероид, изображения которого были получены с помощью космического аппарата «НИАР» в феврале 1999 г.
Гаспра — астероид главного пояса, изображения которого впервые были получены с помощью межпланетного аппарата «Галилео» 29 октября 1991 г.
Икарус — сближающийся с Землей и пересекающий ее орбиту астероид, имеющий очень большой эксцентриситет орбиты (0,8268).
Географ — сближающийся с Землей астероид, являющийся либо двойным объектом, либо имеющий очень нерегулярную форму. Это следует из зависимости его блеска от фазы вращения вокруг собственной оси, а также из его радиолокационных изображений.
Аполлон — самый большой астероид одноименного семейства тел, сближающихся с Землей и пересекающих ее орбиту. Эксцентриситет орбиты Аполлона достаточно велик — 0,56.
Хирон — астероид-комета, проявляющий периодически кометную активность (регулярные увеличения яркости вблизи перигелия орбиты, то есть на минимальном расстоянии от Солнца, что можно объяснить испарением входящих в состав астероида летучих соединений), движущийся по эксцентричной траектории (эксцентриситет 0,3801) между орбитами Сатурна и Урана.
Тоутатис — двойной астероид, компоненты которого, находятся, вероятно, в контакте и имеют размеры примерно 2,5 км и 1,5 км. Изображения этого астероида были получены с помощью радиолокаторов, расположенных в Аресибо и Голдстоуне. Из всех известных на сегодняшний день астероидов, сближающихся с Землей в XXI столетии, Тоутатис должен быть на ближайшем расстоянии (около 1,5 млн км, 29 сентября 2004 г.).
Касталия — двойной астероид с примерно одинаковыми (по 0,75 км в диаметре) компонентами, находящимися в контакте. Его радиоизображение было получено с помощью радиолокатора в Аресибо.Источник

Нептун и Тритон

За Ураном находится Нептун, но различие расстояний и в этом случае огромно: от Земли до Нептуна в 1,5 раза дальше, чем до Урана. Однако у Нептуна хотя бы есть более интересный спутник, Тритон. Он намного крупнее любого из спутников Урана и, быть может, имеет атмосферу, похожую на атмосферу Титана (крупнейшего спутника Сатурна). Период вращения Нептуна вокруг оси – 15 ч 48 мин, а период обращения вокруг него Тритона – всего 5 суток 21 ч. Поскольку эти движения направлены в противоположные стороны, для наблюдателя на Тритоне детали поверхности Нептуна будут сменяться очень быстро, создавая увлекательное зрелище.

Поверхность Нептуна

Если на окраинах Солнечной системы когда-нибудь понадобится устроить главный аванпост нашей цивилизации, скорее всего это будет на Тритоне. Другой спутник Нептуна, Нереида, очень мал (менее 300 км. в диаметре) и имеет орбиту с большим эксцентриситетом, что не слишком удобно для устройства наблюдательной базы. Но и с Тритона не так уж выгодно наблюдать другие планеты. Только Уран выглядит с него более ярким, чем с Земли, но там он – внутренняя планета и постоянно находится в той же области неба, что и Солнце, которое кажется там намного меньше, чем с Земли, но остается ослепительно ярким. Сатурн отсюда выглядит слабее, так как расстояние между Нептуном и Сатурном гораздо больше, чем между Сатурном и Землей, а более близкие к Солнцу планеты оттуда практически не видны. Тем не менее, поскольку на Тритоне нет помех, вызванных ярким излучением Солнца, размещенная на нем база была бы очень полезна для наблюдений объектов за пределами Солнечной системы и внесла бы ценный вклад в знания человека о Вселенной.

О Плутоне, самой далекой планете, известно мало. Он немного меньше по размеру, чем Тритон. Поверхность его покрыта замерзшим метаном, что находится в соответствии с современными теориями происхождения Солнечной системы, указывающими, в какой последовательности шло образование планет. В перигелии Плутон заходит внутрь орбиты Нептуна. В афелии Плутон удаляется от Солнца более чем на 7 млрд. км.

Ученым очень нужна информация, которую могла бы передать на Землю межпланетная станция будущего, посланная к Плутону. Масса Плутона точно не известна, но ее можно вычислить, зная воздействие планеты на пролетевший вблизи от нее космический аппарат. Если на Плутоне когда-нибудь высадятся астронавты, то они увидят Солнце не большего размера, чем видимый с Земли размер Юпитера, хотя оно все же будет слегка освещать мрачную поверхность Плутона.

Связь с Землей потребует много времени. Радиосигналу нужно около пяти часов, чтобы дойти от Плутона до Земли, поэтому ответ на сообщение, переданное с Земли, может прийти не раньше чем через десять часов.

Внутренние планеты или планеты земной группы

Планета земного типа — это небесное тело, состоящее из силикатных пород (такие, в которых основа — диоксид кремния) или металлов, и обладает твёрдым поверхностным слоем.

Они находятся ближе к Солнцу. В этой группе — Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все они обладают малыми массами и размерами.

У планет земной группы также мало лун (спутников) или их нет:

• нет лун — у Венеры и Меркурия;
  • один — у Земли (Луна);
  • два — у Марса (Фобос и Деймос).

Самая близкая планета к Солнцу — Меркурий. Его средняя удалённость от Солнца — 57.9 млн. км, но иногда эта дистанция может быть только 46 млн. км, но Меркурий может удалиться и на 69.8 млн. км.

Ещё Меркурий также и наименьшая планета в Солнечной системе. А в 2012 году учёные заметили там следы органического материала.

Самая крупная планета в земном типе — Земля.

Что представляет собой самая большая планета Солнечной системы

Юпитер – огромный газовый шар. Он является пятой планетой Солнечной системы, его орбита расположена за орбитой Марса, после астероидного пояса.

Диаметр Юпитера по экватору составляет 143 тысячи километров, против 12742 у Земли – он в 11 раз больше. Все прочие газовые гиганты хотя и огромны, но гораздо меньше. Вторая среди наибольших планет – Сатурн, имеет диаметр 120 тысяч километров, на два земных диаметра меньше.

Масса этой крупнейшей планеты огромна – 1.9*1027 кг. Это сложно представить, поэтому представьте 318 планет Земля, сваленных в одну кучу – они будут весить столько же, сколько весит один Юпитер. Но Солнце еще больше – оно весит как 1050 Юпитеров.

Площадь самой большой планеты в 122 раза больше, чем у Земли. Но надо иметь в виду, что поверхность Юпитера – понятие условное, так как её там просто нет. При спуске вниз газ просто постепенно уплотняется, пока не переходит сначала в жидкое, а потом и в металлическое состояние.

Однако Юпитер является крупнейшим только в нашей Солнечной системе. Самая большая планета среди всех известных учёным вдвое его больше. Это HAT-P-32b, которая находится в созвездии Андромеды.

Внешние планеты или планеты-гиганты

Солнце — самое большое тело в Солнечной системе, после него идут планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Также их называют «газовые гиганты».

Газовый гигант — это большая планета, состоящая в основном из газов, таких как водород и гелий, с относительно небольшим ядром.

Внешние планеты расположены дальше от Солнца, чем внутренние.

Газовые гиганты, в отличие от каменистых планет (как Земля), не имеют чётко выраженной поверхности, т. е. у них нет границы между тем, где заканчивается атмосфера и начинается поверхность, поэтому на этих планетах невозможно приземлиться.

Их атмосфера постепенно становится плотнее к ядру (возможно между атмосферой и ядром всё же существуют жидкие или подобные жидкостям состояния).

Ледяные гиганты

Существует ещё один отдельный класс (или подкласс газовых гигантов) — это ледяные гиганты. В Солнечной системе ими считаются две планеты: Уран и Нептун.

Большинство массы других двух планет-газовых гигантов (Юпитера и Сатурна) — это водород и гелий, а у ледяных гигантов — лёд. На Уране температура достигает –220ºC, а средняя температура на Нептуне около –230ºC.

Самая большая планета в нашей Солнечной системе — Юпитер.

Спутники

Семья состоит из 27 известных нам спутников Урана, разделенных на крупные, внутренние и нерегулярные. Наибольшими считаются Миранда, Ариэль, Умбриэль, Оберон и Титания. Их диаметр превосходит 472 км, а масса – 6.7 х 1019 кг для Миранды, а также 1578 км и 3.5 х 1021 кг у Титании.

Сравнение размеров крупнейших спутников Урана с размером планеты

Есть мнение, что все крупные луны появились в аккреционном диске, который присутствовал вокруг планеты еще долгое время с момента ее формирования. Каждая представлена практически равным соотношение горной породы и льда. Выделяется лишь Миранда, которая почти полностью создана из льда.

Можно отметить также наличие аммиака, диоксида углерода, а скалистая порода – углеродистый материал и органические соединения. Полагают, что в Титании и Обероне на черте между ядром и мантией может существовать жидкий водяной океан. Поверхность щедро усеяна кратерами. Самой молодой и «чистой» считается Ариэль, а вот Умбриэль – старушка со шрамами.

У главных спутников нет атмосферы, а орбитальный путь приводит к сильным сезонным колебаниям. Внутренних лун насчитывают 13: Корделия, Офелия, Биянка, Крессида, Дездемона, Джульетта, Порция, Розалинда, Купидон, Белинда, Пердита, Пак и Маб. Все они получили свои имена в честь героев творений Шекспира. На фото продемонстрированы спутники и кольца Урана.

Спутники и кольца Урана

Внутренние спутники обладают прочной связью с кольцевой системой планеты. С диаметром в 162 км Пак считается в этой группе крупнейшей луной и единственная, чей снимок удалось добыть Вояджеру-2.

Все они выступают темными телами. Сформированы из водяного льда с темным органическим материалом. Система лишена стабильности и модели показывают, что может произойти столкновение. Особенное беспокойство вызывают Дездемона и Крессида.

Есть 9 нерегулярных спутников, чья орбита расположена дальше Оберона. Они были захвачены уже после формирования самой планеты: Франциско, Калибан, Стефано, Тринкуло, Сикоракс, Маргарита, Просперо, Сетебос и Фердинанд. Они охватывают 18-150 км. Все вращаются в ретроградном направлении, кроме Маргариты.

Псевдо Солнце

Композитный снимок Юпитера и кометы Шумейкер-Леви 9

В результате радиоактивных распадов постоянно происходящих на поверхности планеты появляется тепло, в результате чего Юпитер излучает в окружающую среду гораздо больше тепловой энергии, чем получает сам от Солнца, играя тем самым роль своеобразного двойника Солнца.

Транзит Ганимеда по диску планеты

Атмосфера газового гиганта обладает ярко выраженным оранжевым окрасом, характерным для соединения фосфора и серы, и состоит из 11% гелия и 89% водорода, что очень напоминает химический состав Солнца и является средой не пригодной для существования чего-либо живого.