Методы географических исследований и основные источники географической информации

Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований

Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?

Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?

   Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии.   Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия.   В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств.   ​Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта.   Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*, 

типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений.   ​Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении.   В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них. 

  • Историко-геогрaфичeский метод
  • Финансово-геогрaфичeский метод
  • Экономико-геогрaфичeский метод
  • Биолого-геогрaфичeский метод
  • Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод

Нюансы изучения ритмики

Закон целостности географической оболочки Земли говорит, что в мире не существует изолированной ритмичности отдельных компонентов. Ритмы обеспечивают своеобразное «дыхание» поверхности планеты как целостной системы. Задачей учёных выступает поиск связей между колебаниями различных географических процессов.

Поскольку структура земной оболочки постоянно изменяется, геосистемы планеты реагируют на одновременные и периодические внешние воздействия по-разному. Эта особенность способствует сдвигу ритмических фаз в пространстве и времени, что придаёт природной среде своеобразную мозаичность.

Ритмы, как и круговорот веществ, незамкнуты. Поскольку любой географический ландшафт постоянно изменяется, на его фоне ритмические колебания не способны повторить в конце цикла исходное состояние.

Особенности ритмичности изучают в биологии и географии. Методы и способы её познания могут быть различными. Они зависят от продолжительности временного ряда, который необходимо проанализировать. Специалистам легче изучать непродолжительные ритмические колебания, которые по длительности не превышают столетия.

Продолжительные периоды обычно не фиксируются прямыми наблюдениями, однако проявляются при палеогеографических исследованиях.

https://youtube.com/watch?v=bGTVqTNDOdw

Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки

Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.

Класс: 7

Презентация к уроку

Цели и задачи урока:

  • Обучающая: составлять перечень источников географической информации; группировать карты по разным признакам.
  • Развивающая: продолжить формировать навыки работы со схемами и картами.
  • Воспитывающая: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению географии.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, компьютер.

Этап урока, слайды Действия учителя. Формы организации работы учителя Действия учеников. Формы организации работы детей
1.Организационно-мотивационный этап урока
I стадия вызова

Назовите источники информации об окружающем мире?

1. Какую географическую информацию ежедневно дает телевидение?

2. Какие вы видели на экране карты?

3. Что такое карта?

4. С какими картами вы уже работали?

Формулируют 1 задачу: Познакомиться с уточниками географической информации.

Формулируют 2 задачу: Карта –“второй язык” географии.

Формулируют 3 задачу: Методы географической науки.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

“Инсерт” (маркировка текста)

“V” – если это уже знали;

“+” – если информация новая;

“-” – если думали иначе и не согласны;

Чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Учебник ст. 6-7

V + ?
я это знал(а) новое для меня думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться

Следующий этап работы последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Работа со схемой ст.7, рис. 4

Карта – плоское, уменьшенное изображение земной поверхности, выполненная в условных знаках и масштабе.

Масштаб – показывает, во сколько раз расстояние на карте меньше, чем на местности.

Легенда – условные знаки.

1. Горизонтали (изогипсы) слайд 8

— условные линии на карте(плане), вдоль которых абсолютная высота не изменяется.

Коричневые линии – рельеф, синие – глубина.

2. Послойная окраска — способы изображения рельефа, глубин морей и океанов.

3. Способ ареалов — область распространения объекта с помощью контура: точками, штриховкой (растения, животные).

4. Способ качественного фона — передает особенности различных частей, на которые разделена изображаемая территория на карте при помощи цвета. (почвенная , природные зоны)

5. Линии движения — ими показывают направления перемещения ветра, течений, транспортных потоков

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

  • Как удалить трон тв из яндекса на пк

      

  • Как повесить тв на стену из пеноблока

      

  • Как смотреть комфортное тв

      

  • Как отписаться от окко тв самостоятельно с телефона

      

  • Как перепрошить dune hd tv 102

Горы Алтая

С тюркского языка слово «Алтай» дословно звучит как «золотые горы». Именно в этом краю сошлись границы России с Монголией, Китаем и Казахстаном. А в 1998 году ЮНЕСКО решила объявить Алтай объектом всемирного наследия. Славится это место государственным биосферным заповедником, буферной зоной Телецкого озера и многими другими географическими объектами. Алтайские горы по протяженности составляют больше 2000 км горной цепи. К ней прилегает больше 3,5 тысяч озер. Одно из них — Телецкое. Наполнено чистой пресной водой. Вода здесь очень прозрачная. Оно частично вошло в состав Алтайского заповедника и в список ЮНЕСКО.

Эти географические объекты — горы Алтая — считаются самыми чистыми в России. В этих краях нет железных дорог и загрязняющих промышленных предприятий. В горах обнаружено 1402 ледника. Их общая площадь — 910 квадратных километров – это потенциальные резервуары с пресной водой. Примечательно, что реки в разное время года меняют свой цвет, а некоторые историки считают, что в горах Алтая водились тигры до XIX века.

Школьные информационные системы по географии

Созданы и продолжают создаваться информационные системы по географии для школьников. Такой системой является электронное приложение к вашему учебнику. В нём представлен большой набор информации: различные карты, фотографии, диаграммы, таблицы, словарные статьи и другие ресурсы. Существуют и иные учебные информационные системы. Используя их, можно в считанные секунды найти любую страну, узнать о её климате, населении, достопримечательностях.

Многие электронные пособия предоставляют измерительные инструменты. Они позволяют определять по электронной карте длину и площадь объектов, расстояния между ними. Некоторые информационные системы дают возможность совмещать карты и космические снимки. Можно даже сделать карты собственного содержания на базе имеющихся в системе электронных карт.

Современные способы

География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:

  1. Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
  2. Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
  3. Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.

Экономико-математические

Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.

Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.

Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:

  1. География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
  2. Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
  3. Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.

Географическое районирование

Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.

Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.

Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.

Прогнозирование и его виды

Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.

Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:

  1. Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
  2. Положение социальной и производственно-территориальной среды.

Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:

  • оперативный (месяц);
  • краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
  • среднесрочный (1—5 лет);
  • долгосрочный (5—15 лет);
  • сверхдолгосрочный (от 15 лет).

Сравнение географической карты с планом местности. Значение карты

Вспомните определения плана и карты. В каких масштабах чертят план?

1. Сходства и различия плана и географической карты. Сначала выясним сходство плана местности с географической картой. Известно, что и план, и карта являются уменьшенным схематическим изображением поверхности Земли на бумаге (плоскости).

На них объекты земной поверхности уменьшены по масштабу. Вместо их конкретных форм применяют условные знаки. Наряду с такими общими сходными признаками между планом и географической картой имеются заметные различия. Главные из них следующие:

1) разница масштаба. План чертят в крупном масштабе: 1 см-5 м, 1 см-10 м и т. д. Из-за крупности масштаба на плане предметы земной поверхности показаны очень подробно. На нем можно различить отдельные кварталы населенного пункта, дома, школы, мечеть, дворец культуры и т.п. Вы можете начертить план школьного двора и даже, если хотите, план своей комнаты. Географическая карта охватывает большие территории — область, государство, материк, даже весь земной шар. Поэтому она чертится в мелком масштабе. На ней поверхность Земли уменьшена в несколько миллионов раз. По полноте и точности изображения только топографические карты близки к планам; 2) независимо от величины охватываемой территории на карте в обязательном порядке изображаются меридианы и параллели (вспомните, как они выглядят в различных картах). Меридианы показывают направление север-юг, параллели — запад-восток. На плане такие линии отсутствуют. Верхняя часть плана соответствует северу, нижняя — югу, левая — западу, а правая — востоку; 3) план охватывает небольшие участки земли. Поэтому в нем не учитывается выпуклость земного шара и считается, что земля плоская. На любом участке плана можно проводить измерительные ра­боты. На карте охватываются большие территории или даже весь земной шар, поэтому здесь учитывается шарообразность формы Земли. И в зависимости от величины изображаемой территории возрастает степень искажения карты (вспомните искажения на карте мира и карте полушарий); 4) разница условных обозначений. Если на плане по условным знакам можно определить точные размеры многих объектов (длину дороги и реки, площадь озера или сада и т.п.), то на карте это невозможно. Например, на плане легко определить форму населенного пункта, направление улиц и др. На карте же отмечается лишь место их расположения.

2. Значение географической карты в жизни человека. В повседневной жизни географическая карта имеет большое значение. По карте можно определить особенности любой местности. На ней ясно показаны взаимные расположения и свойства объектов и явлений земной поверхности. Географическая карта оказывает помощь в исследовании и освоении определенной территории. С помощью карт ведут поиск полезных ископаемых, учет пригодных для земледелия земель, проектируют строительство гидроэлектростанций, заводов, фабрик, дорог. Без карт не смогли бы работать морской и воздушный транспорт. Карта необходима и для обороны страны. Ее используют для управления армией, планирования наступлений и обороны. Каждый человек ежедневно слушает по радио и телевидению прогноз погоды. Чтобы узнать состояние погоды и ее предстоящие изменения, предварительно составляются карты прогнозов. С помощью географических карт проводят различные научные исследования. Исследования поверхности Земли, почвы, растительности, населения, промышленности, сельского хозяйства и др. начинаются с карт и заканчиваются ими. Определенные сведения об изучаемых районах предварительно черпаются из карт. В свою очередь результаты исследований вносятся на карту. В 1999 году по решению ЮНЕСКО (отдел просвещения, науки и культуры в ООН) во всем мире прошло празднование 100-летия со дня рождения великого казахского ученого Каныша Сатпаева. Выдающийся ученый Казахстана открыл месторождения полезных ископаемых, внес несравнимый вклад в использование их в хозяйстве. Под его руководством была создана особая карта — карта прогноза размещения рудных месторождений с учетом строения земной коры. По этой карте без проведения дорогостоящих буровых работ можно правильно определить места нахождения залежей руд различных металлов. Это дает возможность сэкономить большие финансовые средства и определить точное место размещения этих руд. Наряду с вышесказанным карта является бесценным пособием для изучения в школе предмета географии. Она — ваш второй учеб­ник. Только освоив различные виды карт, вы сможете получить глубокие знания по географии.

Интересные факты

География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.

Вот некоторые их них:

  1. Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
  2. Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
  3. Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
  4. Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
  5. Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.

Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии

Вспомните, кто из ученых активно использовал в своих исследованиях сравнительный метод?  

М.В. Ломоносов (1711–1765)

А.И. Воейков (1842–1916)

   Сравнительный метод широко использовали в своих исследованиях М.В.Ломоносов, П.П.Семенов-Тян-Шанский, И.М.Пржевальский, А.И.Воейков, В.В.Докучаев и другие классики географической науки.   В экономической и социальной географии этот метод позволяет сравнивать различные страны, экономические районы, города, промышленные узлы и центры, типы сельского хозяйства и другие экономико-географические объекты по их развитию, специализации, функциям, которые они выполняют.   Метод сравнения заменяет в социально-экономической и политической географии эксперимент и позволяет решить вопросы проблем типологии изучаемых явлений. Пространственное разнообразие мира устанавливается и изучается с помощью сравнительно-географического метода. Выделяя главное и второстепенное, распространенное и уникальное, старое и новое, необходимо  заниматься сравнением.

   Основные правила сравнения географических объектов:

  • сравниваются объекты, между которыми существует какая-либо общность;
  • сравнение должно проводиться по наиболее важным особенностям объектов;

​   Сравнения часто используются географами при анализе динамических процессов. Это могут быть демографические, миграционные, экологические, политические и другие процессы, происходящие в разных странах и регионах мира, отдельных районах страны.   ​При таких сравнениях целесообразно использовать эталоны рациональной организации стран и территорий (по природным зонам, экономическим районам), с учетом экологических, эстетических и других признаков. Государственная региональная политика Республики Казахстан, как и других стран не может развиваться без целенаправленного применения сравнительного метода исследований.

​   Сравнительно-географический метод исследования выявляет:

  • географические особенности развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и возможностями стать «точками роста» для страны и отдельных ее районов;
  • направления путей поддержки регионов экологического бедствия, высокого уровня безработицы, острых демографических и миграционных проблем;
  • участие в разработке научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования;
  • анализ и прогноз экономических связей между предприятиями пограничных районов Казахстана и соседних государств ближнего и дальнего зарубежья.
  • К. Риттер
  • А. БЕРГ
  • А. Гумбольдт
  • Ш. Валиханов
  • С. Неуструев
  • П.П. Семенов

Озеро Байкал

Самый большой источник пресной воды на Земле, глубина которого составляет больше полутора километров. Ученые подсчитали: если весь объем воды Байкала разделить на всех граждан нашей страны, то каждому из нас достанется примерно по 2,5 тысячи железнодорожных цистерн с чистой водой. Несмотря на то что это озеро, оно славится сильными штормами. Высота волны Байкала достигает 5 метров. Еще ни один пловец не пересекал озеро. Во-первых, это огромное расстояние. Во-вторых, средняя температура верхних слоев водоема даже в самые жаркие дни составляет всего лишь в 8-10 градусов.

Хоть это озеро и холодное, это не мешает обитать в нем огромному количеству уникальных, а также эндемичных растений, рыб и животных. Ученые из института, расположенного на берегу озера, посчитали, что здесь обитает больше 27 видов рыб. На географическом объекте Байкал отдыхали не только отечественные политики, но и зарубежные звезды эстрады и кино. Так, например, Джеймс Кэмерон праздновал свой 51-й день рождения именно на берегу Байкала. И еще один полезный и немаловажный факт: в наше озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна. Это холодная и бурная речка Ангара.

Продолжаем изучать названия географических объектов и их свойства.

Природные географические особенности

Экосистемы

Для описания сред обитания используются два разных термина : экосистема и биом . Экосистема — это сообщество организмов. Напротив, биомы занимают большие площади земного шара и часто включают в себя множество различных географических объектов, включая горные хребты .

Биотическое разнообразие внутри экосистемы — это изменчивость живых организмов из всех источников, включая, в частности , наземные, морские и другие водные экосистемы. Живые организмы постоянно вовлечены в набор отношений с каждым другим элементом, составляющим среду, в которой они существуют, а экосистема описывает любую ситуацию, в которой есть отношения между организмами и их средой.

Биомы представляют большие участки экологически подобных сообществ в растениях , животных и почвенных организмов. Биомы определяются на основе таких факторов, как структура растений (например, деревья, кустарники и травы), типы листьев (например, широколиственные и игольчатые), расстояние между растениями (лес, лесистая местность, саванна) и климат. В отличие от биогеографических областей , биомы не определяются генетическим, таксономическим или историческим сходством. Биомы часто отождествляются с определенными моделями экологической сукцессии и кульминационной растительности .

Методы картографирования

Карты составлялись с целью познания мира и отражали господствовавшие в разное время концепции в философии и географии. Сейчас они представляют собой важные источники информации. Может показаться, что всё давно зафиксировано, обозначено и уже не осталось terra incognita, но на самом деле эта кропотливая работа никогда не заканчивается.

Мир в целом и солнечная система в частности, несомненно, представляют обширный простор для картографирования. Использование методов, основанных на спутниковой съёмке, сделало возможным уточнение многих неточностей в отображении океанов и континентов в труднодоступных областях. Кроме географических данных карты наглядно демонстрируют многие специфические аспекты, приводящие к более широкому пониманию окружающего мира:

  • этнические;
  • исторические;
  • статистические;
  • экологические;
  • лингвистические и др.

Карты составляются с помощью следующих методов:

  • геодезических;
  • аэрокосмического фотографирования;
  • подводной съёмки;
  • интерпретации снимков.

Любое изображение имеет несколько уровней информации, выраженных в нанесённых объектах с указанием масштаба, цветовой шкалы, условных обозначений. В соответствии с Международной картографической ассоциацией оно отражает обычное представление о конкретных или абстрактных явлениях, расположенных на Земле или в любой части Вселенной.

Понятие и предназначение картографического метода

Вспомните из предыдущих курсов географии, что означает картографический метод исследований в географии? Как изменился картографический метод за всю историю развития географической науки? 

   Картографический метод такой же старый, как и географическое описание. Изучению карт древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени посвящены многие работы таких ученых, как А.Б.Дитмара, К.А.Салищева, Н.Г.Фрадкина, А.М.Берлянта и др.​   В XIX-начале ХХ века этот метод исследования получил дальнейшее развитие благодаря деятельности А.А.Тилло, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Д.Н.Анучина,  ​Ю.М.Шокальского и др.​   Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. ​Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод.​   О его значении для географии писали многие, но убедительнее других это сделал Н.Н.Баранский.

   Э.Б.Алаев предложил еще более лаконичную формулировку: «Географично то, что картируется». ​Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и карто-геометрических методов, которые давно применяются в геоморфологии, гидрологии.   ​Широкое применение этот метод нашел и в социально-экономической и политической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций их размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования.

   В страноведении данный метод помогает получить максимум информации и создать полный «портрет территории». Картографический метод применяется на всех этапах и уровнях научного исследования – подготовительном, аналитическом, обобщающем, прогнозном.

Это интересно!

Высказывания Н.Н. Баранского о значении картографического метода:​1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; ​2) карта – стимул к заполнению пустых мест; ​3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; ​4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; ​5) карта – «второй язык» географии;​6) карта – один из критериев географичности.

Какую географическую информацию содержит книга?

Какую географическую информацию содержит книга?

В Закарпатском посёлке Солотвино эксплуатируется месторождение каменной соли, приуроченное к Солотвинскому соляному куполу. Запасы соли здесь оцениваются в более 450 млн. Тонн, а ежегодная добыча составляет около 170 тыс. Тонн.

Правильные ответы Б)В).

Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

Не знаю, как сказать, но на месте пропуска должно быть название пород, которые залегают относительно неглубоко. Валерия, название поищи где нибудь.

Экваториальный : слабые неустойчивые ветры. Жарко и влажно. Сезонные колебания температуры и влажности воздуха очень малы. Субэкваториальный : летом — экваториальные, зимой — тропические воздушные массы. Зима немного прохладней лета, но отличаетс..

Характеристика климатических поясов (таблица) На планете насчитывается 7 типов климатических поясов. Они делятся на два вида : постоянные (основные) и переходные. Постоянные климатические пояса — пояса, где в течение года господствует одна единстве..

Самый древний из океанов земли.

Река Днепр пересикает тереторию Белоруссии с востока на запад.

— сокращение выбросов ; — создание более институциональных, правовых и экономических инструментов ; — строительство плотин ; — экологические строительства и реконструкция старых свалок ; — монтаж промышленных фильтров, которые позволяют сократить кол..

Площадь тропических и субтропических полупустынь , саван и тропических пустынь увеличилась.

Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:

  • экономическую статистику разных стран (численность населения, ВВП, уровень неравенства доходов, запасы природных ресурсов);
  • перечень объектов с высокой культурной ценностью с указанием их местоположения (например, список всемирного наследия Юнеско);
  • прогноз погоды для разных городов страны на завтрашний день;
  • список крупнейших месторождений нефти и газа в стране или на всей Земле.

Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?

Свойства карты

   Основными свойствами карты, как наиболее распространенной географической модели являются абстрактность, избирательность, синтетичность, метричность, однозначность, непрерывность, наглядность, обзорность, геометрическое подобие и географическое соответствие.    Свойства карты хорошо понятны при сопоставлении с аэро- и космическими снимками. Снимки дают подробный «портрет», копию местности, но без всяких условных знаков. На снимках территория предстает такой, какова она есть. Картографические условные знаки во многом обогащают изображение.

   Они позволяют передать количественные и качественные характеристики объектов (например, указать породы леса, ширину и покрытие автодорог, проходимость болот), отразить объекты, недоступные взору человека (рельеф дна океана, строение земной коры на больших глубинах и т.п.), наглядно показать даже то, что не воспринимается органами чувств (магнитные склонения, аномалии силы тяжести и др.), передать динамику процессов, их ход во времени и перемещение в пространстве (атмосферные вихри, грузопотоки, миграции населения).​

С помощью условных знаков на карте можно представить расчетные показатели и научные абстракции, например, коэффициент рождаемости или степень устойчивости природных ландшафтов к химическому загрязнению.Таким образом, на снимке представлены только факты, а на карте еще и научные понятия, обобщения, логические абстракции.

В самом определении карты обозначены основные ее свойства:

  • математический закон построения – применение специальных картографических проекций, позволяющих перейти от сферической поверхности Земли к плоскости карты;
  • знаковость изображения – использование особого условного языка картографических символов;
  • генерализованность карты – отбор и обобщение изображаемых объектов;
  • системность отображения действительности – передача элементов и связей между ними, отображение иерархии геосистем.

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Традиционные методы

Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.

Наблюдение

Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.

Картографический

Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Статистический

Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.

Исторический

Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.

Сравнительный

В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.

Распечатать географические объекты географические процессы географические явления. Уроки 1–2. География — одна из наук о планете Земля (§ 1)

Подробное решение урок Урок 1–2 по географии рабочая тетрадь Дневник географа-следопыта для учащихся 5 класса, авторов Летягин А.А. 2015

← →

1. Что означает слово «география». Кого считают «отцом географии» и почему?

• Слово «география» в переводе с древнегреческого языка означает:

«гео» — Земля + «графо» — пишу (описываю) = описание Земли

Термин «география» придумал древнегреческий мыслитель Эратосфен Киренский он жил в 276-194 до н. э. написал книгу под названием «Географи» где высказал идею о том, что форма Земли шарообразна, также вычислил длину радиуса 6311 км экватора Земли.

2. Что изучает география.

• Закончи предложение.

Географическими объектами называют — памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. К географическим объектам относятся материки и океаны, города и страны. Звезды и планеты не относятся к географическим объектам.

• Сделай иллюстрированный географический словарь. Подбери соответствующие рисунки, вырежи их и наклей в рамки.

Географические объекты: реки, горы, ледник.

Географические процессы: извержение вулкана, схождение снега — лавина, песчаная буря.

Географические явления: звездопад, розовое озеро Хиллер, лентикулярные (линзовидные) облака. Образуются такие облака, как правило, на гребнях воздушных потоков или между слоями воздуха.

Нарисуй географические объекты, которые расположены рядом со школой.

Например: Рядом со школой расположена протекающая речка.

Для выполнения задания из учебника (с. 9) воспользуйся картой Древнего Египта на цветной вкладке.

Выводы по результатам работы с картой Древнего Египта (вставь пропущенные слова).

Вывод 1. Если бы Земля была плоская, то тени, отбрасываемые предметами в одно и то же время в Александрии и Сиене, были бы одинаковой длины.

Вывод 2. Так как форма Земли шарообразная, то тени, отбрасываемые предметами в одно и то же время в Александрии и в Сиене, имеют разные длины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: