Предмет естествознание: что изучает в школе и в колледже

Мета-науки

Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.

Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.

Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.

И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.

Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.

Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.

Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.

Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.

С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.

Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.

Презентация на тему: » Науки, которые изучают природу. Ещё древние люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человека этих знаний становилось все.» — Транскрипт:

1

Науки, которые изучают природу

2

Ещё древние люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человека этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникали различные науки, исследующие природу, жизнь людей, духовный мир, историю, культуру, экономику и другие сферы деятельности.

3

Старинное название природы естество. Поэтому науки о природе называют естественными. Тела Явления природы Вещества Естественные науки Что изучают естественные науки? Тела это определённые предметы или живые существа Вещества это материалы, из которых состоят тела Явления природы это определённые изменения, происходящие в природе

4

Заполните таблицу Для справок: Солнце, камень, восход Солнца, птица, сахар, рост растения, Земля, полёт птицы, кислород, растение, растворение сахара, падение камня, вращение Земли вокруг своей оси, образование кислорода. Тела ВеществаЯвления

5

Познакомимся с основными науками о природе Естественные науки Астрономия Геология География Биология Экология Химия Физика

6

Химия наука о веществах и их превращениях Неорганическая Химия Органическая Аналитическая Физическая и коллоидная Биологическая

7

Ядерная Физика Физика элементарных частиц Молекулярная Физика плазмы Атомная Физика твёрдого тела Термодинамика Теория относительности Оптика Электро- динамика Механика Физика изучает разнообразные явления природы

8

Наука о небесных телах астрономия

9

География Страноведение Картография Биогеография Геоморфология География почв Гляциология Климатология Физическая география Экономическая география Океанология География описание Земли

10

Цитология Биология Энтомология Бактериология Микология Орнитология Ихтиология Териология Анатомия ФизиологияЗоология Ботаника Биология наука о живой природе

11

Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

12

Геология наука о Земле, её форме, строении, составе и развитии.

13

Проверьте свои знания Вопрос 1 К естественным наукам не относят: А) историю Б) астрономию В) физику Г) химию Вопрос 2 Рассвет и закат это А) тело Б) вещество В) явление Г) реакция

14

Вопрос 3 Наука о небесных телах это А) физика Б) геология В) география Г) астрономия Вопрос 4 Наука, изучающая форму, строение и развитие Земли, называется А) астрономией Б) геологией В) географией Г) экологией

15

Вопрос 5 Наука о живой природе называется А) экологией Б) географией В) биологией Г) геологией Вопрос 6 Наука о растениях называется А) анатомией Б) физиологией В) микологией Г) ботаникой

16

Вопрос 7 Наука о жизнедеятельности организмов называется А) микологией Б) физиологией В) анатомией Г) энтомологией Вопрос 8 Наука, изучающая грибы, называется А) микологией Б) териологией В) бактериологией Г) протистологией

17

Вопрос 9 Наука, изучающая птиц, называется А) ихтиологией Б) зоологией В) орнитологией Г) ботаникой Вопрос 10 Наука, изучающая насекомых, называется А) орнитологией Б) микологией В) териологией Г) энтомологией

18

1. А 2. В 3. Г 4. Б 5. В 6. Г 7. Б 8. А 9. В 10. Г Ответы

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Научный метод

Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.

В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.

Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований. Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата. Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.

Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:

  • Предположение должно быть проверяемым.
  • Исследования включают в себя дедуктивные и индуктивные рассуждения.
  • Эксперименты содержат зависимые от условий переменные.
  • Опыты должны быть воспроизводимы с получением аналогичных, если не идентичных результатов.

История естествознания

Наверняка естествознания зародилось еще в первобытные времена, и среди наших далеких предков встречались наблюдательные и мудрые люди, которых соплеменники по невежеству могли звать шаманами, колдунами или друидами, а они-то были первыми учеными! Наблюдая за окружающей природой, они подмечали особенности поведения животных, изучали лекарственные свойства разных трав, по косвенным признакам могли предсказать погоду или излечить болезнь. Знания этих мудрых людей устно (так как еще не было письменности) передавались из поколения в поколение.

С изобретением письменности и появлением первых развитых цивилизаций все полезные знания, накопленные первыми учеными, бывшими в древних обществах жрецами, начали систематизироваться и писаться. Так в древнем Египте, Месопотамии, древнем Китае, Индии и других колыбелях цивилизации появились первые письменные научные труды касательно естествознания.

Но главными систематиками знаний естественных наук стали древние греки, и именно в античной Греции зародилась наука в ее классическом виде. Более того, некоторые открытия древнегреческих ученых удивляют своей современностью и актуальностью даже в наше время. Судите сами:

  • В VI веке до н. е. Фалес из Милета впервые объясняет природу землетрясений, не как следствие божественных сил, а как следствие определенных физических законов. Он же первым из ученых, наблюдая за небом, точно предсказал появление солнечного затмения, чем немало поразил своих современников.
  • В V веке до н. е. философ Левкипп, высказал идею о том, что весь мир состоит из неких неделимых частиц, ставших позднее именоваться атомами. Лишь впоследствии оказалось, что и атомы не самые маленькие, и в свою очередь состоят из множества еще более мелких элементарных частиц.
  • Главным ученым античного мира был конечно же Аристотель, живший в IV веке до н. е. Аристотель оставил после себя множество научных трудов по естествознанию: тут и труды по астрономии и математики, по физике и метеорологии, а его труд «История животных» состоявший из наблюдений за нашими братьями меньшими, пожалуй не потерял своей актуальности и сегодня. Разумеется, не все из научных теорий Аристотеля правдивы, но размах его научной деятельности поистине грандиозен, поэтому его вполне заслужено считают «отцом науки» (по крайней мере, в ее традиционном академическом виде).

В средние века труды Аристотеля и его натурфилософия стали непогрешимой догмой и лишь с наступлением эпохи Возрождения начинает ускоряться научно-технический прогресс, а вместе с ним происходит переворот в естествознании. Особенно сильно на развитие научных идей влияет появление книгопечатания, изобретение микроскопа и телескопа.

И вот после научной революции XVII века, зарождается современная наука, оперирующая теми особенностями естествознания, которые мы описали выше.

области знаний

Учебник для преподавания ботаники (1893 г.)

Аллегория ботаники в гимназии Оскара фон Миллера в Мюнхене

Основные области

Из-за различных вопросов и методов были разработаны следующие разделы ботаники:

  • Морфология растений — исследование структуры и формы растений с подобластями
    • Морфология в более узком смысле — внешнее строение растений.
    • Анатомия — внутреннее строение растений
    • Гистология — теория тканей
    • Цитология — тонкое строение клетки
  • Физиология растений — Исследование общих функциональных процессов растений с подобластями
    • Метаболическая физиология
    • Физиология стимулов и движений
    • Физиология развития
    • Экофизиология растений — занимается адаптациями физиологии растений с экологической точки зрения.
  • Систематика растений — описание и порядок растительного мира с подобластями
    • Таксономия
    • Палеоботаника
  • Геоботаника — исследование растений в условиях конкуренции и их зависимости от местоположения. Подразделы:
    • Наука о растительности (синонимысоциология растений , фитоценология) — занимается структурой и структурой растительного покрова.
    • Краеведение или хорология — изучает распространение видов растений.
    • историко-генетическая геоботаника — исследует распространение рода растений в прошлом
    • Экология растений — изучает отношения между растениями и растительными сообществами и окружающей их средой.
  • Полевая ботаника — сбор видов во время экскурсий и создание сравнительных коллекций для определения флоры в районе.
  • Прикладная ботаника / прикладная наука о растениях — исследование возможных применений фундаментальных знаний о растениях в областях жизни человека:
    • Использование растений в сельском и лесном хозяйстве , садоводстве , выращивании лекарственных растений и ландшафтной архитектуре ,
    • обработка пищевых продуктов на растительной основе и безопасность пищевых продуктов ,
    • Использование растений в охране окружающей среды и биомониторинге ,
    • Биотехнология растений ,
    • Медицинская ботаника как исследование применения активных растительных веществ в медицине и ветеринарии .

Во многих случаях существует также разделение на общую и специальную ботанику , при этом общая ботаника имеет дело с основами биологии растений, которые распространяются на все царство растений, в то время как специальная ботаника дает глубокие знания о биологии избранных кланов систематики растений .

Специальные области и смежные дисциплины

  • Альгология (фикология)
  • Археоботаника
  • биохимия
  • биофизика
  • Цецидология
  • Этноботаника
  • Лесная ботаника
  • генетика
  • Генная инженерия
  • Геоботаника (фитогеография)
  • Лечебная гербология (фитофармакогнозия)
  • Биология древесины
  • Карпология
  • микробиология
  • Молекулярная биология
  • Микология
  • Селекция растений
  • Фитомедицина
  • Экология ренатурации

Куда можно поступить

Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях. 

Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:

  • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Маша Журавлёва недавно делилась опытом подготовки. 
  • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты. 
  • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей. 
  • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки. 
  • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН. 
  • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков. 

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Роль естественных наук в жизни человека

В естественных науках сделано немало открытий, которые облегчают жизнь человека. Рассмотрим пример. Благодаря физике человечество узнало об электрическом токе и начало применять его для изготовления многих полезных вещей. Например, холодильника, утюга, стиральной машины и других бытовых приборов, которые помогают выполнять работу по дому. Благодаря электрическому току работают компьютеры, телевизоры, электромобили, поезда, лифты, а также приборы, обогревают и освещают наши дома. Без электричества невозможна работа предприятий по производству лекарств, продуктов питания, моющих средств и многих других.

Выбирать вещества для создания различных изделий помогает химия. Географы определяют, в каком уголке нашей планеты есть полезные ископаемые, из которых можно добыть эти вещества, и как их доставить на предприятия. Так, химики выяснили, что вещество, хорошо проводит электрический ток — это медь. Именно из нее изготавливают провода в электросетях. По географии известно, где расположены залежи медных руд.

Биологи выяснили, что поражения человека электрическим током крайне опасно для ее жизни. Поэтому необходимо знать правила обращения с электроприборами и неукоснительно их соблюдать.

Как видишь, естественные науки — важные спутники человека, которые помогают ему познавать природу и обустраивать свою жизнь. Ученые продолжают разрабатывать технологии, которые улучшают нашу жизнь. При этом экологи занимаются тем, чтобы новые изобретения не наносили вреда природе.

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления

В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Общие сведения

Природа науки основана на разуме, экспериментах, фактах и ​​истинах. Она нацелена на логику, рациональность и объективность. Существуют определенные догмы, например, тот факт, что Земля вертится вокруг Солнца. Однако ученые любят делать открытия. Новая информация дает лучшие идеи, технологии, спасает жизни.

Говоря об объяснении нашего мира, наука и псевдонаука — это совершенно разные вещи. Взять, например, астрономию и астрологию. Вторая является идеальным воплощением лженауки, системы убеждений, которая выглядит так, будто она основана на научных идеях. На самом деле астрология не подчиняется даже самым простым научным правилам.

Настоящая наука имеет конкретные утверждения, которые изложены и проверены. Если они не подтверждены, они отвергаются. Верным признаком лженауки является пренебрежение доказательствами и наличие альтернативных объяснений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Согласно Государственному образовательному стандарту в результате изучения дисциплины КСЕ студенты должны приобрести знания:

о методологии науки;

о научных концепциях, общепринятых в современной науке;

об истории базовых естественнонаучных открытий и новейших открытиях в этой отрасли науки;

об использовании естественнонаучных достижений в современной технике и технологии;

о фундаментальном единстве всех естественных наук и роли естествознания в современной культуре.

В ходе изучения дисциплины КСЕ у студента должны быть сформированы умения использовать:

фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы в различных масштабах;

методы теоретического и экспериментального исследований;

методы оценки достоверности результатов и точности измерений;

приемы оценки численных порядков величин, характерных для естествознания.

Для освоения дисциплины КСЕ будет прочитано 17 лекций и проведено 17 практических занятий. Кроме этого будут проведены аудиторные и домашние контрольные работы, а по ряду тем выполнены рефераты и проведено тестирование.

Принцип формирования рейтинговой оценки. Он традиционен.

Для оценки аудиторной и самостоятельной работы студентов в семестре установлены три контрольных срока. Οʜᴎ объявлены деканатом.

Общее количество баллов, которые может набрать студент – 100 баллов.

Посещение лекций и практических занятий – 34 балла. Отсутствие на лекции или практическом занятии – минус 2 балла. Каждая контрольная работа и тест будут иметь свое количество баллов, которые определяет преподаватель.

Для допуска до экзамена или дифференцированного зачета студент должен в семестре набрать не менее 50 баллов. Студенты, набравшие более 60 баллов и выполнившие все необходимые контрольные работы, и сдавшие тесты на положительные оценки могут рассчитывать на оценку автоматом. При этом устанавливается следующее соотношение между баллами и оценками: более 86 баллов – отлично (86 баллов пограничное количество баллов – оценка на усмотрение преподавателя); 71 – 85 баллов – хорошо; 60-70 баллов – удовлетворительно.

На первой лекции предполагается дать определение терминов (глоссарий), а затем расшифровывать эти понятия. Начнем с естествознания.

Естественные науки

Изучением окружающего мира занимаются многие дисциплины:

Астрономия — наука, объектом изучения которой являются все небесные тела (их происхождение, строение, состав и передвижение в космосе.) Ученые-астрономы продолжают исследовать звезды, кометы, астероиды, планеты. Многие загадки Вселенной уже известны, однако трудно себе представить, сколько еще удивительного предстоит открыть.

Физика — наука, изучающая разнообразные природные явления и механизмы. Это то, с чем приходится сталкиваться каждый день. Почему двигаются тела, изменяется температура, что такое электричество, звук, свет. Эта наука объясняет, что такое молния и почему гремит гром, что такое эхо и из чего состоит радуга. Это также основа любой техники. Ни одно оборудование в мире не будет работать, если не будут учтены определенные физические законы.

Химия — наука о веществах и их соединениях. Изучение этой дисциплины позволяет людям добывать в лабораторных условиях вещества, которые используются в хозяйстве и в повседневной жизни.

География — наука о планете Земля. Объектом изучения служат моря и океаны, материки и континенты, реки и озера, горы и равнины, города и страны, а также многое другое.

Биология — наука о природе, которая изучает микробы и бактерии, простейших и многоклеточных, грибы и растения, животных и человека. Эта дисциплина позволяет узнать, какие организмы заселяют нашу планету, какова их численность и строение. Биология также изучает развитие живых организмов, их размножение и взаимоотношение друг с другом и с неживой природой.

Экология — это наука, в которой рассматриваются взаимоотношение и взаимодействие живых существ между собой и с окружающим миром. Одним из главных вопросов является изучение контакта природы и людей. Основная задача экологии — помочь человеку оберегать природу, хранить наш общий дом, в котором мы живем, и где предстоит жить нашим потомкам.

Отрасли и дисциплины

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке.
  • Астрономия. Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

↑ Понятие «наука»

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания 

Основная продукция: понятия, законы, теории.

Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: