Характеристика палеогенового периода (66-23 млн лет назад)

Мезозойская эра[править]

На этот раздел есть перенаправления: , ,  ().

Мезозой (греч. средняя жизнь): 251 — 65,5 млн лет назад. Известна как эра динозавров.

• Триасовый период, или триас: 251—200 млн лет назад. Земля пережила глобальное вымирание. Разнообразие позвоночных сильно падает. Особо успешная группа животных — проворные текодонты, прямые предки динозавров. Их ноги располагаются непосредственно под телом, а не разнесены по бокам, что позволяет добиться высокой скорости и ловкости, особенно двуногим видам. Появляются лягушки, крокодилы, черепахи, настоящие млекопитающие (мегазастродон) и первые летающие позвоночные — птерозавры.
  • Юрский период, или юра: 200—146 млн лет назад. На суше господствуют динозавры, в воздухе — птерозавры, а в воде — морские ящеры. Появляются все популярные классы динозавров — зауроподы, рапторы, тираннозавры, цератопсы и другие, однако самые популярные их виды (например, тираннозавр рекс, трицератопс) появятся только в меле. Юрские млекопитающие маленького размера и напоминают грызунов и насекомоядных — единственная ниша, которая осталась им после рептилий.
  • Меловой период, или мел: 146 — 65,5 млн лет назад. Многие виды динозавров достигают предельных размеров, которые с тех пор ещё не повторились среди наземных животных. Появляются цветущие растения и социальные насекомые. Появляются змеи, настоящие птицы (бапторнис, гесперорнис, иберомезорнис), плацентарные млекопитающие (заламбдалест, крузафонция, альфадон), вынашивающие детей в сумках. Среди всё ещё маленьких млекопитающих выделились предки большинства современных типов, например копытных, насекомоядных, хищных, приматов…

Вымирание на рубеже мела и палеогенаправить

Граница мела и палеогена в скальных отложениях.

Мезозой и следующую эру, кайнозой, отделяет самое известное, но не самое массовое вымирание в истории Земли. Погибла вся макрофауна, включая морскую, и многие другие животные. Найдены многочисленные свидетельства катастрофических событий того времени, хотя их последовательность и детали ещё неизвестны доподлинно.

Основным из них обычно считается падение колоссального метеорита диаметром 11 километров (больше Эвереста) в район Юкатана. Кратер диаметром 180 км был обнаружен в 1970 году и с тех изучен во всех отношениях. Столкновение с Землёй такой массы, движущейся со скоростью много километров в секунду, эквивалентно взрыву сотен миллионов водородных бомб. Жизнь в радиусе полутора тысяч километров должна была быть полностью уничтожена, а в радиусе семи с половиной тысяч — погибнуть вся макрофауна. Весь мир сотрясали землетрясения магнитуды 13, омывали несколько волн цунами высотой в сотни метров, а затем из атмосферы осыпалась материя астероида, испарившаяся при ударе и заново кристаллизовавшаяся.

Границей между мелом и палеогеном датируются и другие катастрофические события. В разных регионах земли найдено ещё два меньших кратера (24 и 20 км в диаметре) и, возможно, один более массивный (450—600 км, однако природа этого углубления ещё плохо изучена). Образование Декканских трапов, вызванное непрекращающимся исторжением магмы, также относится к периоду 65,5 млн лет назад. Подобные события в истории Земли уже были, и результатом является не только вымирание в районе явления, но и экологическая катастрофа из-за выброса газов. Вымирание на границе палеозоя и мезозоя, самое большое в истории Земли, скорее всего было вызвано Сибирскими трапами. Помимо этого, в конце мела сильно сократилась площадь мелководья, где многообразие морской жизни, как правило, больше всего. Это могло стать основной причиной вымирания морских видов. Изменение океанских течений также влечёт за собой изменение климата по всей Земле.

Не все группы животных пострадали от вымирания на границе мела и палеогена. Например, известно только два вида лягушек, следы которых пропадают в этот период, а шесть из семи известных родов саламандр того времени даже не изменились в результате событий. Из динозавров выжили только новонёбные птицы (к ним относятся все современные виды), в то время как пернатые рапторы вымерли вместе со всеми. Ни один исключительный хищник или травоядное не выжило после катастрофы. Судя по всему, выжили животные, способные прятаться в грунте или рыть норы, питающиеся неживой органикой (например, падалью) и по возможности редко. Из крупных животных вымирание пережили холоднокровные крокодилы и живородящие акулы, способные процветать на больших глубинах.

Земля была планетой-океаном

Когда 4,5 миллиарда лет назад ряд мощных столкновений между пылью и космическими породами положил начало рождению нашей планеты, совсем еще юная Земля представляла собой пузырящуюся, расплавленную сферу магмы глубиной в тысячи километров. Постепенно охлаждаясь по мере вращения, через несколько миллионов лет после своего рождения, остывающая магма сформировала первые минеральные кристаллы в земной коре. Спустя 4 миллиарда лет именно их удалось обнаружить ученым из Северо-Западной Австралии, которые решили проанализировать породу,найденную в глубине самого маленького континента планеты. В ходе проведенного исследования выяснилось, что кристаллы представляли собой остатки древнего океанического дна, свидетельствующего о том, что когда-то очень давно на Земле не существовало суши в том понимании, к которому мы все привыкли.

Согласно представленной учеными теории, континенты появились гораздо позже: в тот момент, когда тектоника плит толкнула огромные скалистые массы суши вверх, чтобы пробить морскую поверхность. Между тем, первая вода Земли, возможно, была принесена сюда богатыми льдом кометами из-за пределов нашей Солнечной системы. Альтернативная версия же утверждает, что влага могла прибыть в виде пыли из облака частиц, которое породило Солнце и вращающиеся вокруг него объекты.

Кометная бомбардировка могла положить начало жизни на Земле

Когда Земля была горячим океаном магмы, водяной пар и газы выходили с поверхности раскаленного шара в его атмосферу. «Затем из земной газовой оболочки пошел сильный дождь, вызванный резким похолоданием», — подтвердил ведущий автор исследования Бенджамин Джонсон, доцент кафедры геологических и атмосферных наук в Университете штата Айова.

В своем новом исследовании Джонсон и его коллега Босуэлл Уинг, доцент геологических наук в Университете Колорадо, обратились к уникальной находке, сделанной ими в австралийской глубинке. Обнаруженный ими кусок материала представляет собой скалистую структуру, застилавшую океаническое дно 3,2 миллиарда лет назад. В куске породы сохранились изотопы кислорода, способные помочь исследователям расшифровать изменения в температурах древнего океана планеты, а также в ее глобальном климате.

Могла ли возникнуть жизнь на планете-океане?

Проанализировав более 100 образцов осадочных пород, ученые обнаружили, что около 3,2 миллиарда лет назад океаны содержали больше кислорода-18, чем кислорода-16, который в настоящее время является наиболее распространенным в океане. Таким образом, выщелачивая кислород-18 из океанов, материковые массы суши свидетельствуют о том, что в древности континентов попросту не существовало. В этом случае, могла ли возникнуть какая-либо жизнь в условиях, столь отличных от современных?

Бенджамин Джонсон и его коллега склонны придерживаться мнения, что жизнь на Земле могла появиться лишь в двух местах: в гидротермальных источниках и прудах на суше. И те, и другие способны предоставить постепенно эволюционирующим живым существам достаточно органических веществ для роста и развития. Как бы то ни было, если теория ученых подтвердится, нахождение жизни на уже обнаруженных человеком планетах-океанах, таких как GJ 1214b или Kepler-22b, будет возможным лишь в том случае, если вышеупомянутые экзопланеты пойдут путем, который в свое время прошла наша голубая планета. В противном случае, вода может оказаться пусть и важным, но всего лишь ингредиентом для возникновения жизни на органической основе, который без участия дополнительных факторов не сможет обеспечить комфортную среду для зарождения первых микроорганизмов.

Кембрийский климат

Считается, что климат кембрийского периода был значительно теплее, чем в более ранние времена. В этот период на полюсах не было ледникового периода. То есть ни один наземный столб не был покрыт льдом. В свою очередь, кембрийский период делится на периоды: нижний кембрий, средний кембрий и верхний кембрий. Мы кратко проанализируем климат и геологию каждой эпохи этого периода.

• Нижний кембрий: В это время континент Гондвана и другие меньшие массивы суши занимали все экваториальные зоны. Это было известно благодаря записям отложений известняка в обильных морях и тропических эпиконтиненталях. В то время именно кадомийское горообразование привело к периодам появления больших массивов суши в начале кембрия.
  • Средний кембрий: в это время был трансгрессивный цикл, который был прерван двумя регрессивными импульсами.
  • Верхний кембрий: Большая часть континента Гондвана, занимавшая более экваториальные позиции, двигалась в сторону более холодных широт. Их позиции менялись, поскольку меньшие континентальные массы, такие как Лаврентия, Сибирь и Австралия, занимали экваториальные позиции.

Кембрийский взрыв: минимальное количество предшественников для возникновения новых форм жизни

Живые организмы в кембрийском слое возникают без каких-либо предков, не только в буквальном смысле предки-потомки, но и в более строгом смысле – морфологических предшественников. Авторы утверждают, что «таким образом, основные узлы на дереве жизни, отделяющие крупные монофилетические таксоны (классифицированные как тип или таксон более высокого порядка) не указывают на происхождение строений тел, которые характеризуют их сегодня» (с. 296).

Не удивительно, что в условиях отсутствия предков, эволюционистам приходится изобретать их строения. По сути дела, Эрвин и Валентайн метко называли их «предками-призраками», сравнив их с утраченными древними книгами, существование которых подразумевается благодаря упоминанию о них в современных книгах.

«На протяжении десятилетий специалисты по моллюскам обсуждали предполагаемые характеристики «гипотетического моллюска-предка» (ГМП). На основании свойств, которые, по-видимому, были характерны для основных классов моллюсков, ГМП использовался в дискуссиях, посвященных эволюции моллюсков, еще до проведения филогенетического анализа» (с. 293).

Продолжая тему «призраков», авторы возвращаются к предполагаемым «революциям» в геномных системах, чтобы объяснить (или оправдать) кембрийский взрыв:

«Эти данные помогают прояснить, каким образом «взрывное» появление многих эволюционировавших независимо друг от друга родовых линий, произошедшее за довольно короткий промежуток геологического времени, отлично вписывается в функциональные возможности этих невероятно гибких геномных систем» (с. 317).

Эволюционной теории не только трудно объяснить внезапное появление таксонометрических типов животных в кембрийский период, но и тот факт, что эти таксонометрические типы с тех пор были очень консервативны в эволюционном смысле. Эрвин и Валентайн признают:

«Картины несоответствия, наблюдаемые в кембрийском периоде, ставят перед нами два вопроса, не имеющих ответа. Во-первых, какие эволюционные процессы породили разрывы в морфологии основных монофилетических таксонов? Во-вторых, почему морфологические границы строения организмов остались относительно стабильными за последние пол миллиарда лет? Ведь априори, не существует причин, по которым монофилетические таксоны не могли проявить картину быстрого заполнения морфологического пространства, вкупе с последующей экспансией этого пространства в период фанерозоя, однако такой картины обычно не наблюдается среди двухсторонне симметричных животных» (с. 330).

Ситуативная природа эволюционных объяснений кембрийского взрыва иллюстрируется избытком гипотетических объяснений: «Еще одна вероятная гипотеза может объяснить консервативную и массивную природу строений организмов, кроме гипотезы об ограничениях в развитии; она опирается на аспект адаптивной зоны экопространства». (с. 332).

Одна старая заготовка, очевидно, была фальсифицирована. В прошлом некоторые эволюционисты выдвигали предположение о том, что кембрийский взрыв был иллюзией, вызванной тем, что у гипотетических форм предков, существовавших задолго до него, не было твердых частей тела, и, таким образом, они не оставили после себя окаменелостей. Однако и мягкотелые животные иногда сохраняются в виде окаменелостей, как видно на примере фауны Бургес Шейл в Британской Колумбии (Канада). Кроме того, мягкотелые животные часто оставляли после себя следы жизнедеятельности в осадочных породах. Показательно то, что следы, тропы и норы свидетельствуют о таком же взрыве в многообразии сложных моделей поведения, как и ископаемые останки организмов (с. 140). Эрвин и Валентайн (сс. 5–6) заключают, что, несмотря на потенциально разумные возражения, кембрийский взрыв реален.

Палеозойское биоразнообразие

Флора

В палеозое первыми растениями или растительными организмами были водоросли и грибы, которые развились в водных средах обитания. Позже, на следующем этапе деления периода, обнаруживается, что начали появляться первые зеленые растения из-за содержания в них хлорофилла, который запустил процесс фотосинтеза, который в основном отвечает за содержание кислорода в атмосфере Земли. Эти растения очень примитивны и не имеют токопроводящих емкостей, поэтому располагать их необходимо в местах с повышенной влажностью.

Позже появились первые сосудистые растения. Эти растения содержат проводящие кровеносные сосуды (ксилему и флоэму), которые поглощают питательные вещества и циркулируют воду через корни. Впоследствии флора все больше и больше расширялась и разнообразилась. Появились папоротники, семена растений и первые большие деревья, а деревья, принадлежащие к роду археоптерикс, пользовались большой репутацией, потому что они были первыми настоящими деревьями. Первые мхи также появились в палеозойскую эру.

Это огромное разнообразие растений сохранялось до конца перми, когда произошла так называемая «великая смерть», когда почти все виды растений, населявшие землю, вымерли.

Фауна

Для фауны палеозойская эра также является изменчивым периодом, потому что в шести подразделениях, составляющих эту эру, фауна диверсифицируется и трансформируется, от мелких существ до крупных рептилий, начиная доминировать в наземной экосистеме.

В раннем палеозое первыми наблюдаемыми животными были так называемые трилобиты, некоторые позвоночные, моллюски и хордовые. Есть также губки и брахиоподы. Потом, группы животных стали более разнообразными. Например, появились головоногие моллюски, двустворчатые моллюски (животные с двумя раковинами) и кораллы. Также в это время появились первые представители филума иглокожих.

В силурийский период появилась первая рыба. Представители этой группы — челюстные и бесчелюстные рыбы. Так же появились экземпляры, относящиеся к группе многоножек.

Я надеюсь, что с этой информацией вы сможете больше узнать о палеозое и его характеристиках.

Картинки на тему «Представители фауны палеозойской эры»

Другие представители фауны, археоциаты относились к типу «губки» и вели прикрепленный образ жизни.

Тело составлял скелет из известкового материала, имеющий продолговатую форму. Окаменелости археоциат находят повсеместно.

Брахиоподы (или же плеченогие), отличались сидячим образом жизни, и сохранились до наших дней.

Имели весьма крупные размеры, до полуметра, в отличие от современных (не более десяти сантиметров). Как и моллюски, они двустворчатые, но брюшная створка выпуклая и больше размером, нежели спинная. У брахиоподов есть кровеносная система и сердце. Питаются растворенными в воде веществами и планктоном.

Иглокожие — это морские звезды, ежи, морские лилии, цистодеи и офидры.

Моллюски так же входили в состав животного мира тех времен.

Фораминиферы — это примитивные одноклеточные организмы, разнообразие которых насчитывает тысячи видов.

Интересно, что у форм, имеющих спиралевидные раковины, в северном полушарии завиваются по часовой стрелке, а у живущих в южном, против часовой.

Реферат

Фанерозойский период

Для лучшего усвоения информации все эры и периоды земли стоит перенести в таблицу. Анерозой делится на три этапа, границами между которыми являются глобальные события в эволюции живых организмов. Стоит перечислить эти эры по порядку в хронологической последовательности:

• палеозой;
  • мезозой;
  • кайнозой.

Эпоха палеозоя

Палеозойская эпоха является самой древней в фанерозое. Она стартовал 541 млн лет назад, а завершилась 485 млн лет назад. Ученые в палеозое выделяют несколько периодов в соответствии с хронологией:

• кембрий;
  • ордовик;
  • силур;
  • девон;
  • каменноугольный;
  • пермь.

В зоне экватора располагались меньшие по размерам континенты — Балтика, Сибирия и Лаврентия. Там же находились и некоторые микроконтиненты. В период среднего карбона произошло массовое столкновение материков, что привело к появлению нового суперконтинента — Пангеи. Случилось это в пятом периоде палеозоя.

В ранний кембрий на планете преобладал теплый климат. Разница температур между полюсами и экватором была незначительной. В составе атмосферы было большое количество азота и лишь 0,3% CO 2. При этом содержание кислорода постоянно возрастает. В результате в атмосфере планеты господствуют именно эти три газа.

На протяжении всего палеозоя возрастает количество растительной биомассы, что приводит к активному потреблению углекислого газа и выделению кислорода. Во времена кембрия жизнь была сосредоточена в морях. Морская флора была представлена большим количеством видов водорослей, появившихся еще в протерозой.

Водную фауну представляли иглокожие, моллюски, а также различные прикрепленные животные, например, губки. В нижнем ордовике в глубинах морей появились первые позвоночные. Ученым известны рыбообразные животные, лишенные челюстей — остакодермы. Древнейшие представители рыб появились во времена девона и имели хорошо развитый панцирь. Однако в конце этого периода их полностью вытесняют челюстноротые.

Также в морях обитали и лучеперые рыбы, но их группа была малочисленной. В конце девона и начале карбона в пресных водоемах активно развиваются кистеперые и двоякодышащие. В условиях недостатка кислорода у них начинает развиваться дополнительный дыхательный орган — легкие. Благодаря ему эти представители фауны получили возможность использовать кислород, содержащийся в атмосфере. В середине ордовика жизнь выходит на сушу.

Пора мезозоя

Мезозойская эра стала второй в фанерозое и началась 252 млн лет назад. При этом ее продолжительность составляет порядка 166 миллионов лет. Период характеризуется более мягкими тектоническими изменениями. В нем выделяется три эпохи:

• триас;
  • юрский;
  • меловой.

Во времена мезозоя наблюдались 3 сменявших друг друга цикла похолодания-потепления. Теплые периоды характеризуются равномерным климатом, а также большим разнообразием флоры и фауны. Мезозой был наиболее теплым во всем фанерозое. На всем его протяжении даже в приполярных регионах отсутствовал постоянный ледяной покров. При этом в первой половине эры климат на планете был преимущественно сухим, а во второй сменился влажным.

Среди животных в мезозое широко были представлены рептилии, занимавшие господствующее положение, а также насекомые. В юрском периоде появились и летающие ящеры, быстро завоевавшие воздушную стихию. Меловой период характеризуется дальнейшим развитием рептилий. Отдельные виды достигли поистине громадных размеров.

Одновременно развиваются цветковая флора и насекомые-опылители. Конец мелового периода характеризуется сильным похолоданием, что приводит к вымиранию динозавров. Это стало толчком для активного развития млекопитающих и птиц.

Палеоген и неоген

Эти периоды составляют кайнозойскую эру. Ее отсчет начинается с момента вымирания животных в меловом периоде. Кайнозой продолжается по настоящее время. Эра состоит из нескольких периодов:

• палеоценовый;
  • эоценовый;
  • олигоценовый;
  • миоценовый;
  • плиоценовый;
  • четвертичный.

Кайнозойская эра характеризуется наличием большого количества морской, наземной и воздушной фауны. Млекопитающие после длительной эволюции занимают господствующее положение. В начале неогена появились первые предки человека.

С помощью таблицы эр будет проще воспринимать информацию. Для получения хорошей оценки по географии учащимся предстоит перечислить названия всех основных временных отрезков развития планеты, рассказать об основных изменениях в биологии Земли и указать, в какое время появились первые предки человека.

геология

Каменноугольный период характеризовался интенсивной геологической активностью, особенно на уровне движения тектонических слоев. Аналогичным образом произошли также большие изменения в водоемах, что позволило наблюдать значительное повышение уровня морей..

Океанские изменения

В суперконтиненте Гондвана, который был расположен к южному полюсу планеты, температура значительно снизилась, что привело к образованию ледников.

Это привело к снижению уровня моря и, как следствие, к образованию эпиконтинентальных морей (неглубокие, примерно 200 метров)..

Точно так же в этот период было только два океана:

Panthalassa: Это был самый большой океан, как это было все окружающие массы суши, которые в этот период почти движется к этому месту (присоединиться и сформировать Пангея)

Важно помнить, что этот океан является предшественником нынешнего Тихого океана. Палео — Тетис: находился в так называемом «О» Пангеи, между суперконтинентом Гондвана и Еврамерией

Палео — Тетис: находился в так называемом «О» Пангеи, между суперконтинентом Гондвана и Еврамерией. Это был предшественник, в первую очередь, океана Прототетис, который в конечном итоге превратится в океан Тетис.

Были и другие океаны, которые были значительными в предыдущий период, такие как Урал и Рейский океан, но были закрыты до такой степени, что сталкивались с различными кусками суши..

Изменения на уровне континентальных масс

Как уже упоминалось, этот период был отмечен интенсивной тектонической активностью. Это означает, что с помощью континентального дрейфа различные земные массы были смещены, чтобы окончательно сформировать суперконтинент, известный как Пангея..

В ходе этого процесса, Гондвана не двигался медленно, пока сталкиваясь с суперконтинента Euramerica. Кроме того, географический район, в котором покоится сегодняшняя Европа, присоединился к нему участок земли, чтобы сформировать Евразию, что приводит к образованию Уральского хребта.

Эти тектонические движения были причиной возникновения двух орогенных событий: герцинского орогения и алегенского орогения..

Оросиния Герциниана

Это был геологический процесс, который возник в результате столкновения двух континентальных масс: Euramérica и Gondwana. Как и в любом случае, связанном с столкновением двух больших массивов суши, герцинский орогения привел, как следствие, к образованию больших горных цепей, из которых осталось лишь несколько. Это связано с воздействием естественных эрозионных процессов.

Alegeniana Orogeny

Это было геологическое явление, также вызванное столкновением тектонических плит. Он также известен как Apalache Orogeny, потому что это привело к образованию одноименных гор в Северной Америке.

Согласно записям окаменелостей и данным, собранным специалистами, это был самый большой горный массив за этот период.

Наземные животные:

Позвоночные

Ихтиостега

Именно в девонский период произошло архетипическое эволюционное событие: адаптация лопастепёрой рыбы к жизни на суше. Два лучших кандидата в качестве самых ранних четвероногих – это Акантостега (Acanthostega) и Ихтиостега (Ichthyostega), которые сами развивались из более ранних, исключительно морских позвоночных, таких как Тиктаалик и Пандерихтис.

Удивительно, но многие из этих первых четвероногих имели семь или восемь пальцев на каждой из своих конечностей. Это означало, что они представляли собой «мертвые элементы» в эволюции, поскольку большинство наземных позвоночных, живущих сегодня на нашей планете имеют не более 5 пальцев на своих конечностях.

Беспозвоночные

Хотя четвероногие стали самым большим достижением девонского периода, они были не единственными наземными животными.

Девон славится множеством мелких членистоногих, червей, нелетающих насекомых и других беспозвоночных, которые воспользовались сложными наземными экосистемами растений, и начали развиваться в это время, чтобы постепенно распространиться внутрь континентов (хотя все еще не слишком далеко от водоемов).

Общая характеристика периода

В ка­мен­но­уголь­ном пе­рио­де очер­та­ния и рас­по­ло­же­ние кон­ти­нен­тов силь­но от­ли­ча­лись от со­вре­мен­ных. Юж­но-Аме­ри­кан­ская, Аф­ри­ка­но-Ара­вий­ская, Ин­до­стан­ская, Ав­ст­ра­лий­ская, Ан­тарк­ти­че­ская плат­фор­мы в на­ча­ле кар­бо­на вхо­ди­ли в со­став юж. кон­ти­нен­та Гон­два­на. Се­вер­нее рас­по­ла­га­лись кон­ти­нен­ты Лав­рус­сия (объ­е­ди­ня­ла Се­ве­ро-Аме­ри­кан­скую и Вос­точ­но-Ев­ро­пей­скую плат­фор­мы) и Си­бирь (Си­бир­ская плат­фор­ма), или Ан­га­ри­да. Гон­два­ну и сев. кон­ти­нен­ты раз­де­лял оке­ан Па­лео­те­тис, рас­ши­ряв­ший­ся к вос­то­ку; Лав­рус­сию и Си­бирь – Ураль­ский и Ир­тыш-Зай­сан­ский океа­нич. бас­сей­ны Па­лео­ази­ат­ско­го ок., ме­ж­ду ко­то­ры­ми рас­по­ла­гал­ся Цен­траль­но­ка­зах­стан­ский мик­ро­кон­ти­нент (Ка­зах­ста­ния). Па­лео­ази­ат­ский ок. на юге был ог­ра­ни­чен не­боль­ши­ми кон­ти­нен­та­ми – Та­ри­мом и Си­но­ко­ре­ей. Все кон­ти­нен­таль­ные бло­ки ок­ру­жал океан Па­лео­па­ци­фик, на гра­ни­це ко­то­ро­го с плат­фор­ма­ми раз­ви­ва­лись ак­тив­ные и пас­сив­ные кон­ти­нен­таль­ные ок­раи­ны. На про­тя­же­нии кар­бо­на про­ис­хо­ди­ло сбли­же­ние кон­ти­нен­тов и за­кры­тие раз­де­ляв­ших их океа­нов, что вы­зва­ло про­яв­ле­ние гер­цин­ской эпо­хи тек­то­ге­не­за в под­виж­ных поя­сах Зем­ли. Кол­ли­зия Гон­два­ны с Лав­рус­си­ей при­ве­ла к за­кры­тию зап. час­ти Па­лео­те­ти­са и ста­нов­ле­нию склад­ча­то­го гор­но­го со­ору­же­ния Юж. Ап­па­ла­чей и его юго-зап. про­дол­же­ния, ев­роп. и се­ве­ро­аф­ри­кан­ских гер­ци­нид. В ре­зуль­та­те при­чле­не­ния к Лав­рус­сии ост­ров­ных дуг и мик­ро­кон­ти­нен­тов, су­ще­ст­во­вав­ших в ок­ра­ин­ных мо­рях Па­лео­те­ти­са, сфор­ми­ро­ва­лись гер­цин­ские склад­ча­тые струк­ту­ры Кар­пат­ско-Бал­кан­ской обл., Пред­кав­ка­зья и Боль­шо­го Кав­ка­за. След­ст­ви­ем кол­ли­зии Лав­рус­сии с Си­би­рью и Си­би­ри с Та­ри­мом и Си­но­ко­ре­ей ста­ло за­кры­тие осн. час­ти Па­лео­ази­ат­ско­го океа­на и об­ра­зо­ва­ние гер­цин­ских гор­но-склад­ча­тых со­ору­же­ний в пре­де­лах Ура­ло-Охот­ско­го под­виж­но­го поя­са (Урал, Юж. Тянь-Шань, зап. час­ти Ал­тае-Са­ян­ской и Мон­го­ло-Охот­ской склад­ча­той сис­те­мы и др.). В ре­зуль­та­те кол­ли­зи­он­ных со­бы­тий на ок­раи­нах Ав­ст­ра­лии и Юж. Аме­ри­ки сфор­ми­ро­ва­лись склад­ча­тые сис­те­мы Но­вой Анг­лии и Па­лео­анд. Ито­гом всех про­изо­шед­ших в кар­бо­не кол­ли­зий яви­лось ста­нов­ле­ние су­пер­кон­ти­нен­та, ко­то­рый А. Ве­ге­нер наз­вал Пан­ге­ей. Рель­еф Зем­ли во 2-й пол. кар­бо­на за счёт ак­тив­но­го го­ро­об­ра­зо­ва­ния стал зна­чи­тель­но бо­лее кон­тра­ст­ным. Сфор­ми­ро­ва­лись пред­гор­ные (пе­ре­до­вые) и меж­гор­ные про­ги­бы, за­пол­няв­шие­ся мо­лас­сой. Уси­ли­лась вул­ка­нич. дея­тель­ность, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют мно­го­числ. го­ри­зон­ты ту­фов (тон­штей­ны) в уг­ле­нос­ных тол­щах бас­сей­нов Зап. Ев­ро­пы и Дон­бас­са, а так­же слои бен­то­ни­то­вых глин в Пред­ураль­ском пе­ре­до­вом про­ги­бе.

По па­лео­гео­гра­фич. и па­лео­кли­ма­тич. ус­ло­ви­ям ка­мен­но­уголь­ный пе­ри­од де­лит­ся на две поч­ти рав­ные час­ти. В ран­нем кар­бо­не на Зем­ле гос­под­ство­вал тё­п­лый кли­мат; ог­ром­ные пло­ща­ди кон­ти­нен­тов за­ни­ма­ли мел­ко­вод­ные мо­ря с кар­бо­нат­ным осад­ко­на­ко­п­ле­ни­ем, уро­вень мо­ря был вы­со­ким. Пред­по­ла­га­ют, что со­дер­жа­ние СО2 в ат­мо­сфе­ре Зем­ли в ран­нем кар­бо­не пре­вы­ша­ло со­вре­мен­ное в 1,5 раза. В кон­це ран­не­го, сред­нем и позд­нем кар­бо­не из-за раз­ви­тия в Гон­два­не мощ­но­го по­кров­но­го оле­де­не­ния уро­вень Ми­ро­во­го ок. рез­ко сни­зил­ся, пло­щадь эпи­кон­ти­нен­таль­ных мо­рей со­кра­ти­лась. На­ме­ти­лось по­хо­ло­да­ние кли­ма­та, но влаж­ность ос­та­ва­лась до­воль­но вы­со­кой. Су­зи­лись про­ли­вы, со­еди­няв­шие бас­сей­ны Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской и центр. час­ти Се­ве­ро-Аме­ри­кан­ской плат­форм, вре­ме­на­ми связь ме­ж­ду ни­ми пре­ры­ва­лась, что при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию свое­об­раз­ных мор­ских фа­ун сред­не­го и позд­не­го кар­бо­на. Час­тые ко­ле­ба­ния уров­ня Ми­ро­во­го ок. с ам­пли­ту­дой до 60–100 м обу­сло­ви­ли цик­лич­ность мел­ко­вод­ных от­ло­же­ний и об­ра­зо­ва­ние пе­ре­ры­вов и поч­вен­ных го­ри­зон­тов на об­шир­ных про­стран­ст­вах вы­сту­пив­ше­го на по­верх­ность мор. дна.

Общая характеристика

Палеозойской эрой или палеозоем принято называть геологический период со временными рамками от 541−252 миллионов лет назад. Перед этим промежутком времени проходила неопротерозойская эра, после нее — мезозой.

В связи с тем что период очень продолжителен и богат событиями, эра была разделена на 6 периодов:

• кембрий;
  • ордовик;
  • силур;
  • девон;
  • карбон;
  • пермь.

Можно выделить следующие важнейшие изменения, произошедшие на планете:

1. Продолжается развитие гор, действующие вулканы продолжают свою активность.
  2. В начале эпохи произошел так называемые кембрийский взрыв — увеличение численности живых организмов.
  3. Жизнь сосредоточена в океане. Постепенно начинает перебираться на сушу, на единственный в те времена материк Гондвану. В конце периода суперконтинентов уже два, включая Пангею.
  4. Если в начале эры растительный мир представлен водорослями, то ближе к концу появились плауны, папоротники.
  5. Животные также многообразны: это насекомые, трилобиты, моллюски.

Массовое вымирание ордовика — силурийца

Это было известно как первое великое исчезновение, о котором есть записи окаменелости. Это произошло около 444 миллионов лет назад, то есть на границе ордовикского и силурского периодов..

Как и во многих других процессах доисторической эпохи, специалисты могут только делать предположения и выдвигать теории о причинах, по которым они произошли..

В случае этого массового процесса вымирания основные причины связаны с изменением преобладающих условий окружающей среды в то время..

Уменьшение в атмосфере углекислого газа

Многие специалисты сходятся во мнении, что сокращение этого парникового газа привело к снижению температуры окружающей среды, что в конечном итоге привело к длительному оледенению, в котором выжил лишь небольшой процент видов..

Снижение уровня моря

Это, кажется, еще одна причина, которая вызвала окончательное вымирание многих родов и видов живых существ. Этот процесс был дан приближением огромных масс суши (суперконтинентов), которые существовали в то время.

В этом случае под действием континентального дрейфа приближались Лаврентийский и Балтийский суперконтиненты, пока они не столкнулись.

Это привело к тому, что океан Лапетус (Япето) полностью закрылся, что привело к снижению уровня моря и, конечно, гибели всех живых видов, которые процветали на их побережьях..

оледенение

Это первостепенная причина, которой обладают специалисты, когда говорят о вымирании ордовика. Считается, что это было связано с уменьшением атмосферного углекислого газа.

Наиболее пострадавшим континентом была Гондвана, поверхность которой была покрыта большим процентом льда. Конечно, это коснулось живых существ, которые жили на его берегах. Те, кто выжил, были потому, что им удалось приспособиться к этому новому изменению условий окружающей среды..

Взрыв сверхновой

Это еще одна из теорий, поднятых об этом исчезновении. Он был разработан в течение первого десятилетия 21-го века и утверждает, что в то время взрыв сверхновой произошел в космосе. Это привело к тому, что Земля была залита гамма-лучами от взрыва.

Эти гамма-лучи вызвали ослабление озонового слоя, а также потерю жизненных форм, обнаруженных в прибрежных районах, где мало глубины.

воздействие

Независимо от причин, которые привели к массовому вымиранию ордовика, последствия этого были действительно катастрофическими для биоразнообразия планеты.

Следует ожидать, что наиболее пострадавшими были те организмы, которые обитали в водах, поскольку в наземной среде обитания их было очень мало, если не было..

Известно, что примерно 85% видов, существовавших на планете, исчезли в то время. Брахиоподы и мшанки, а также трилобиты и конодонты могут быть упомянуты среди тех, которые почти полностью вымерли..

Точно так же вымерли крупные хищники, которые роились в водах, например, отряда Eurypterida, которые принадлежали к краю членистоногих и были крупными..

Другим примером является Orthoceras, род, принадлежащий краю моллюсков. Оба были грозными хищниками самых маленьких организмов.

Их исчезновение стало положительным изменением для тех форм жизни, которые были их добычей, которые могли бы процветать и начать диверсифицировать (конечно, те, которые пережили исчезновение).