Что такое вулкан

Значение слова «кратер» в словарях русского языка

Кра́тер (крате́р; от ):

Википедия

I м.

1.Чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулкана с жерлом на дне, через которое происходит поступление продуктов извержения.

2.Кольцевая гора на поверхности Луны, Марса и т.п. II м. ; = крат’ераДревнегреческий сосуд из металла и глины для смешивания вина с водой, представляющий собою глубокую чашу с двумя ручками.

Большой современный толковый словарь русского языка

Кратер

( гр. krater большая чаша) 1) геол. чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склонах вулкана; на дне его располагается одно или несколько жерл, через которые происходит поступление продуктов извержения; 2) астр. кратеры — кольцевые горы на поверхности Луны (в особенности её обратной стороны); обнаружены на марсе, а также на венере (радиолокационными методами); есть они и на меркурии; метеоритные кратеры на земле — см. астроблемы .

Новый словарь иностранных слов

Кратер

1. м. 1) Чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулкана с жерлом на дне, через которое происходит поступление продуктов извержения. 2) Кольцевая гора на поверхности Луны, Марса и т.п.

2. м. Древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой, представляющий собою глубокую чашу с двумя ручками.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Кратер

муж. жерло, жерлина, жерловина, жерлище, горловина, провал огненой горы.

Словарь Даля

Кратер

1. геол. чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склонах вулкана; на дне его располагается одно или несколько жерл, через которые происходит поступление продуктов извержения;

2. астр, кратеры — кольцевые горы на поверхности луны (в особенности ее обратной стороны); обнаружены на марсе, а также на венере (радиолокационными методами); есть они и на меркурии; метеоритные кратеры на земле — см. астроблемы.

Словарь иностранных выражений

крат`ер, -а (сосуд)

Словарь русского языка Лопатина

Кратер

кольцевая гора на поверхности Луны и некоторых других планет Лунный к. кратер чашеобразноле или воронкообразное углубление в вершине вулкана

Словарь русского языка Ожегова

Кратер

в геологии -..1) чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулкана диаметром от нескольких м до нескольких км…2) Кольцевая гора на поверхности Луны. — (греч. krater, от kerannymi — смешиваю), древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой — большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками.

Современный толковый словарь, БСЭ

кратер

Толковый словарь Ефремовой

Кратер

кратера, м. (греч. krater – чаша). Углубление на вершине вулкана. Кратер Везувия. Из кратера при извержении вулкана вытекает лава.

Толковый словарь русского языка Ушакова

кратер, -а (сосуд)

Полный орфографический словарь русского языка

кратер, -а (углубление)

Полный орфографический словарь русского языка

Кратер

углубление в поверхности земли или на вершине горы (часто — вулкана) углубление в поверхности электрода, образующееся при дуговом электрическом разряде

Викисловарь

Классификация извержений вулканов

Извержения вулканов – чрезвычайная ситуация, тщательно изучаемая учеными-вулканологами для возможности прогнозирования возможности и характера извержений с целью минимизации масштабов стихийного бедствия.

Существует несколько типов извержений:

• гавайское,
  • стромболианское,
  • пелейское,
  • плинианское,
  • гидроэксплозивное.

Гавайский – самый спокойный тип извержений, характеризующийся выбросом лавы с небольшим количеством газа, что формирует вулкан щитовой формы. Для стромболианского типа извержения, названного по имени вулкана Стромболи, непрерывно извергающегося на протяжении нескольких веков характерно скопление в магме газа и образование в ней, так называемых газовых пробок. Двигаясь наверх вместе с лавой, достигая поверхности, гигантские газовые пузыри лопаются с громким хлопком из-за разницы в давлении. Во время извержения подобные взрывы происходят, раз в несколько минут.

Пелейский тип извержения назван в честь самого массивного и разрушительного извержения XX в. – вулкана Монтань-Пеле . Извергающиеся пирокластические потоки в считанные секунды унесли жизни 30000 человек. Пелианский тип характерен для извержения, происходящего по типу извержения вулкана Везувий. Название этот тип получил по имени летописца, описывающего погубившее несколько городов извержение Везувия. Для этого типа характерно выбрасывание смеси камней, газа и пепла на очень большую высоту – зачастую столб смеси достигает стратосферы. По гидр эксплозивному типу извергаются вулканы, находящиеся на мелководье в морях и океанах. В подобных случаях образуется большое количество пара при контакте магмы с морской водой.

Извержение вулканов может создать много опасностей не только в непосредственной близости от вулкана. Вулканический пепел может представлять угрозу авиации, создавая опасность выхода из строя турбореактивных двигателей самолетов.

Большие извержения могут влиять и на температуру в целых регионах: пепел и частицы серной кислоты создают в атмосфере области смога и, частично отражая солнечный свет, приводят к охлаждению нижних слоев атмосферы Земли над тем или иным регионом в зависимости от мощности вулкана, силы ветра и направления движения воздушных масс.

Геологическое строение

Астроблема Мьёльнир (Норвегия, диаметр 40 км), сейсмические данные.

Особенности строения кратеров определяются рядом факторов, среди которых основными являются энергия соударения (зависящая, в свою очередь, от массы и скорости космического тела, плотности атмосферы), угол встречи с поверхностью и твёрдость веществ, образующих метеорит и поверхность. В случае Земли метеориты массой свыше 1000 тонн практически не задерживаются земной атмосферой; метеориты меньшей массы существенно тормозятся и даже полностью испаряются, не достигая поверхности или не создавая кратеров на поверхности.

При касательном ударе (если угол падения менее 8 градусов) возникают эллиптические (вытянутые кратеры). На данный момент нет примеров подобных кратеров на Земле. Ранее ошибочно подобным примером считалось кратерное поле Рио Кварта в Аргентине (Rio Cuarto Impact Crater), оказалось, что это геологическое образование вытянутой формы, которое находится в регионе, где ранее выпадал крупный метеорит. Но данные события ни как не связаны между собой. Так же в данном районе Аргентины большое число подобных геологических образований, но только эти связывали ранее с метеоритным происхождением только по причине совпадения места падения более раннего метеорита и участка эрозии на грунте.

Структура обычного и крупного кратеров.

При направлении столкновения, близком к вертикальному, возникают округлые кратеры, морфология которых зависит от их диаметра. Небольшие кратеры (диаметром 3—4 км) имеют простую чашеобразную форму, их воронка окружена валом, образованным задранными пластами подстилающих пород (цокольный вал), перекрытым выброшенными из кратера обломками (насыпной вал, аллогенная брекчия). Под дном кратера залегают аутигенные брекчии — породы, раздробленные и частично метаморфизированные при столкновении; под брекчией расположены трещиноватые горные породы. Отношение глубины к диаметру у таких кратеров близко к 13, что отличает их от кратерообразных структур вулканического происхождения, у которых отношение глубины к диаметру составляет около 0,4.

При больших диаметрах возникает центральная возвышенность над точкой удара (в месте максимального сжатия пород). При ещё бо́льших диаметрах кратера (более 14—15 км) образуются кольцевые поднятия. Эти структуры связаны с волновыми эффектами (подобно капле, падающей на поверхность воды). С ростом диаметра кратеры быстро уплощаются: отношение глубина/диаметр падает до 0,05—0,02.

Размер кратера может зависеть от мягкости поверхностных пород (чем мягче, тем, как правило, меньше кратер).

На космических телах, не обладающих плотной атмосферой, вокруг кратеров могут сохраняться длинные «лучи» (образовавшиеся в результате выброса вещества в момент удара).

При падении крупного метеорита в море могут возникать мощные цунами (например, Юкатанский метеорит, согласно расчётам, вызвал цунами высотой 50—100 м). На диссипацию энергии при его движении от поверхности до дна оказывает влияние глубина моря в месте падения, а также его скорость, размер и плотность. В случаях, когда высвобожденной энергии достаточно для формирования подводного кратера, при тех же параметрах столкновения он характеризуется меньшей глубиной по сравнению с наземными кратерами. Индуцируемая в водной толще ударная волна оставляет специфические следы, которые можно наблюдать в морских отложениях в районе столкновения как при отсутствии кратера, так и в случае его исчезновения после столкновения в результате эрозии (см. например Элтанинский метеорит).

У старых астроблем видимая структура кратера (горка и вал) зачастую разрушена эрозией и погребена под наносным материалом, однако по изменениям свойств подстилающих и перенесённых горных пород такие структуры достаточно чётко определяются сейсмическими и магнитными методами.

Знаменитые извержения вулканов

Извержение вулкана Везувий в Италии 24 августа 79 года уничтожило несколько городов — Помпеи, Стабии и Геркуланум. Их засыпало пеплом, толщиной до 8 м. Большая часть жителей успела спастись.
Погибло около 2000 человек.

Кракатау был спящим вулканом в Индонезии, который пробудился и произвел одно из самых больших извержений в 1883 году. Извержение было настолько мощным, что его звук был слышен даже в Австралии.
Он широко известен как самый громкий звук в истории. Извержение Кракатау создало огромное облако пепла, которое покрыло Землю и снизило глобальную температуру на 5 лет. В результате этого
взрыва погибло почти 40 тысяч человек, а часть острова была разрушена.

Гора Пели — спящий вулкан, расположенный на Карибском острове Мартиника. В 1902 году он разразился мощным горизонтальным взрывом, выбросившим огромные облака пепла в сторону близлежащего города Сен-Пьер.
Сторона вулкана взорвалась, и лава хлынула прямо в город. За считанные минуты погибло 30 000 человек. Это считается одним из крупнейших и самых разрушительных извержений вулканов 20-го века.

Гора Фудзияма является действующим вулканом, последний раз извергавшимся в 1708 году. Это самая высокая гора в Японии. Высота ее достигает 3776 метров и она покрыта снегом круглый год.
В настоящее время находится в состоянии покоя. За последние 300 лет не было зафиксировано ни одного извержения. Последнее известное извержение длилось около 3 недель,
в течение которых оно покрыло окрестные деревни пеплом.

Прогноз извержения. Насколько реально?

Предугадать время, когда вулкан проснется, чрезвычайно трудно. Извержения на Гавайях вполне спокойные, частые и относительно предсказуемые, однако большинство природных катастроф предсказывать трудно. Наклономер используют как одно из средств для определения приближающегося извержения. Он представляет собой прибор для установления крутизны склонов вулкана. В случае ее увеличения магма, находящаяся в центре вулкана, набухает, и может произойти извержение. Но следует помнить, что такие изменения точны лишь незадолго до извержения, в результате чего данный вид прогнозирования крайне опасен.

Опубликовано в Выживание при извержении вулкана

Типы, строение кальдер и лавочных куполов

Услышав об извержении вулкана, человек сразу же представляет коническую гору, с вершины которой течет оранжевая лава. Это классическая схема строения вулкана. Но фактически такое понятие, как вулкан, описывает куда более широкий круг геологических явлений. Поэтому в принципе, вулканом можно назвать любое место Земли, где происходит выброс определенных пород из внутренней части планеты наружу.

Строение вулкана, описание которого было приведено выше, является самым распространенным, но не единственным. Бывают также кальдеры и лавочные купола.

Кальдера отличается от кратера огромными размерами (диаметр может достигать нескольких десятков километров). Вулканические кальдеры возникают по двум причинам: взрывные извержения вулканов, обрушение горных пород в полость, освободившуюся от магмы.

Кальдеры обрушения возникают в местах, где произошло массивное извержение лавы, вследствие которого магматический очаг полностью освободился. Оболочка, образовавшаяся над этой пустотой, со временем обрушивается, и возникает огромный кратер, внутри которого вполне вероятно зарождение нового вулкана. Одной из наиболее известных кальдер обрушения является кальдера Крейтер в Орегоне. Она была образована 7700 лет назад. Ее ширина составляет порядка 8 км. Со временем кальдера заполнилась талой и дождевой водой, образовав живописное озеро.

Взрывные кальдеры образуются несколько иным образом. Крупный магматический очаг поднимается на поверхность, он не может просочиться из-за плотной земной коры. Магма сжимается, а когда из-за падения давления в «резервуаре» газы расширяются, происходит огромный взрыв, которые влечет за собой образование крупной полости в Земле.

Что касается лавочных куполов, то они образуются в том случае, если давления недостаточно, чтобы разорвать породы земли. В результате создается выпуклость в верхней части вулкана, которая со временем может нарастать. Вот таким интересным может быть строение вулкана. Картинки некоторых кальдер выглядят, скорее, как оазис, нежели как место, в котором однажды произошло извержение – губительный для всего живого процесс.

Типы вулканов

Характер извержения вулкана зависит от типа магмы.

Вулканы Гавайских островов располагаются над неподвижными горячими точками. Здесь магма поднимается из недр мантии непрерывно, прожигая океаническую плиту и извергаясь наружу. При этом образуется щитовой вулкан с пологими склонами.

С течением времени литосферная плита сдвигается над горячей точкой, в результате образуется ещё один вулкан, и даже целая цепочка вулканов. Магма таких вулканов жидкая, состоящая в основном из базальта. Извержение этих вулканов относительно спокойно, лава вытекает плавно, без взрывов.

Под водой такая лава быстро застывает, образуя округлые тела из чёрного базальта. При извержении такого вулкана на суше, лава из-за своей тягучести может растекаться на значительные расстояния. А при содержании большого количества газов в ней, извержение будет с красочными огненными фонтанами.

Другой тип вулканов – андезитовые вулканы. Образуются они в местах столкновения литосферных плит. Магма здесь вязкая, насыщена кремнием и содержит определённое количество воды. При извержении вода превращается в пар, придавая извержению взрывной характер. Эта раскалённая смесь стекает по склонам с удивительной быстротой, развивая скорость до 200 км/ч. Недаром её называют «палящая туча».

Внутренние процессы вулканизма

В недосягаемых недрах земли под действием высокой температуры и давления образуется расплавленная магма. Двигаясь к холодным территориям, она принимает твердое состояние и служит основой для магматических горных пород. Во время кристаллизации происходит выделение гидротермов и газов. Это огпенный период в существовании минералов. Лавы, поднявшись к земной поверхности, вытекают из изломов или участков (образуются конусовидные вулканы).

При зарождении геологических образований лавы покрывали свыше 2 млн. кв. км суши слоем               500 – 3000 метров. В настоящее время действуют 500 вулканов, среди них потухшие.

С извержениями вулканов связано множество катастроф. Продвижение магмы в земной коре носит название интрузия. Магма интрудирует, двигаясь под сильным давлением и сдвигая блоки горных пород, раздвигает изломы и проплавливает себе дорогу с довольно высокой температурой от 800

Бывает, что у поднявшейся к поверхности магмы теряется сила. Этому способствует перекрытие каналов, служащих для соединения потока с питающим источником. Магма прекращает движение и охлаждается. На протяжении сотни, тысячи, миллиона лет происходит ее кристаллизация и превращение в горные магматические породы. Поднимаясь к поверхности, она теряет тепловую энергию и распределяется по участкам с малым давлением. Тогда происходит выделение кристаллов более тугоплавких минералов – кварца, оливина, пироксена. Магма освобождается от газов и водных растворов, распространяющихся в земной коре гидротермами.

Поднявшись к поверхности с температурой почти 100 и пониженным давлением, она начинает адаптироваться к таким условиям. При этом из нее выходят газы, пары, происходят взрывы,  выбрасываются бомбы и пепел, изливается лава.