Анализ стихотворения Бродского «Любовь»
Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась – Марина ушла к другу Бродского, Дмитрию Бобышеву в новогоднюю ночь. В то время поэт скрывался в Москве, однако, узнав об измене, срочно вернулся в Ленинград, где спустя несколько дней и был арестован. Отношения Бобышева и Басмановой практически все друзья из окружения поэта восприняли, как предательство. Тем не менее, эта девушка оставила в душе поэта настолько глубокий след, что даже спустя 7 лет, в 1971 году, он посвятил ей стихотворение «Любовь».
«Я дважды пробуждался этой ночью и брел к окну», – первая строчка этого произведения отнюдь не настраивает на романтический лад. Вскоре подобное несоответствие объясняет сам поэт, так как из контекста произведения ясно, что речь идет о неразделенной любви. Точнее сказать, Бродский не знает, что именно испытывает к нему та, которую он считал своей невестой. Однако поэт понимает, что если разрыв отношений произошел столь нелепым образом, то в этом виноваты оба.
Во сне Бродский видит свою возлюбленную беременной, что вызвало у него весьма противоречивые чувства. «Проживши столько лет с тобой в разлуке. Я чувствовал вину свою», – отмечает автор. Трудно понять, за что именно он винит самого себя. Вероятно, за то, что не смог сохранить эти отношения, которые до сих пор окутаны романтической тайной. Пытаясь прикоснуться во сне к любимой, поэт неизменно просыпается и бредет к окну. Ому горько оттого, что его возлюбленная осталась где-то там, во тьме его снов и иллюзий. На самом же деле у этого чувства горечи есть вполне осязаемая подоплека, так как Бродского вынудили уехать их Советского Союза, где он оставил своих родных, друзей и – Марину Басманову, которая после этого фактически превратилась в затворницу.
Однако во сне Бродский видит совсем иное, отмечая: «Мы там женаты, венчаны, мы те двуспинные чудовища, и дети лишь оправданье нашей наготе». Поэт не сомневается, что в тяжелых и наполненных болью сновидениях, которые, тем не менее, дарят ему ощущение бесконечного счастья, Марина носит под сердцем его ребенка. И однажды настанет тот момент, когда во сне он увидит этого младенца, а затем примет решение навсегда остаться в «царстве теней» чтобы больше никогда не расставаться с теми, кто ему бесконечно дорог.
БродскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
История создания
Написано данное стихотворение было в 1958 году, и было одним из первых произведений автора. Бродский был не признан властью, так как поднимал неугодные вопросы в своем творчестве. Это можно назвать своего рода комплиментом, так как значит, что его творчество сумело задеть и затронуть действительно важные проблемы. А ни это ли главное для творца?
Бродский являлся русско-американским поэтом, что отражается и на его творчестве. Стихотворения Бродского в корне отличаются от трудов русских авторов, поскольку они как-бы «пропитаны» английским духом. Да и темы в его трудах поднимаются отличные от привычных русскому человеку.
Вся поэзия автора философская, проникновенная, с большим количеством метафор. Тема данного произведения стала открытием автора. Поэт не забыл отблагодарить англичан, натолкнувших его на создание данного произведения, поставив эпиграф, в котором использовал слова Шекспира.
Темы и проблемы
- Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром . Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
- Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности . В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
- Кроме того, можно выделить проблему памяти . Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.
В произведении можно выделить несколько тем:
- Тема одиночества . Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
- Тема вечности . У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
- Тема цикличности и безвременности экзистенции . Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
- Тема порочности человеческой природы . Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
- Тема разочарования и отчаяния . Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.
Анализ стиха «Предпоследний этаж» Бродского
Произведение «Предпоследний этаж» — пример трепетной любовной лирики Иосифа Александровича Бродского, обращенный к М. Басмановой, его возлюбленной и другу.
Стихотворение «Предпоследний этаж» написано в 1960-е годы. Его автор – едва ли не самый многообещающий молодой поэт того времени. Юноша загнан в тупик мелочным преследованием властей, даже подумывает об эмиграции. Впрочем, покинуть Родину ему придется почти принудительно, только чуть позднее.
По жанру – любовная лирика, по размеру – двустопный анапест с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Рифмы открытые, закрытые. Лирические герои – влюбленные. «Раньше чувствует тьму»: высокие этажи расположены ближе к небу, а значит — к наступающей ночи.
Что это за дом? Возможно, чужой, где они просто пережидали дождь. Поэтому-то они поднялись на «предпоследний», чтобы уединиться от любопытных глаз жильцов с нижних этажей. В первой строфе «я» и «ты», во второй – «мы, наше».
Интонация безрадостная, может быть, даже прощальная. Она отличается какой-то пронзительной покорностью перед обстоятельствами. И хоть дата стихотворения «Предпоследний этаж» точно не известна, но есть резон предположить, что герои расстаются, скажем, из-за суда над поэтом, после которого было объявлено о его высылке в Архангельскую область. Туда она приедет к нему.
Дождь словно заранее оплакивает их разлуку. Они еще вместе, но «навсегда истекло наше время». Значение строки «нам пора уходить» многозначно: есть и прямой, и иносказательный смысл.
«Рассекает стекло серебристая нить»: они стоят, дрожа от холода, промокшие, возле окна в коридоре. По стеклу бьют струи дождя. «Переменим режим»: несколько загадочная фраза. Похоже, И. Бродский имеет в виду, что скоро за них будут решать, каким будет распорядок их дня. Едва ли будет назначен график встреч.
«Дальше жить по брегетам чужим»: чужие распоряжения разлучают любящих людей. Время больше им не принадлежит. А ведь еще недавно казалось, что им принадлежит целый мир. До эмиграции оставались считанные годы.
По разным причинам художница, в тот момент уже и мать его сына, не разделила с поэтом изгнание. Отныне они будут жить в разных часовых поясах, а впрочем – словно на других планетах. Сына он спустя время сможет пригласить в гости, ее же не увидит никогда.
В первом восьмистишии – проявление нежности: обниму, закутаю. Метафора: стекло рассекает нить. Олицетворение: дождь-плач. «Истекло давно»: угроза расставанья давно сопровождает их, они уже почти привыкли, и вдруг – она сбылась.
Поэт И. Бродский, гонимый советской властью, создает произведение «Предпоследний этаж», где не впрямую, а метафорично, пишет о своей любви и невозможности счастья.
Читать стих «Предпоследний этаж» Бродского.
Анализ стиха «Осень» Бродского
Стихотворение «Осень» датировано 1970 – 1971 годами. Это был тяжелый период в биографии поэта. Его преследовали, печатались обличительные статьи, ощущалось давление. Еще на Родине, но уже изгнанник. Недавно родился сын от любимой женщины, с которой он не мог быть вместе. Все эти переживания, сомнения, муки души нашли отражение в стихах.
Работу сложно отнести к пейзажной лирике. Автор не делится картинами природы: красотой желтеющей листвы, пронзительными криками улетающих птиц, чистым и прозрачным воздухом, предвкушением перемен в погоде. Напротив, переданы чувства, внутренние противоречия, тоска, боль лирического героя, которым является сам рассказчик. Стихотворение можно отнести к натурфилософской лирике.
Повествование делится на три части – три катрена. В первом катрене читатель знакомиться с осенью, представленной мрачным живым существом. А сам рассказчик, в отличии от мастеров пейзажной лирики, на встречу с погодой не спешит. Наоборот пишет, что время года «выгоняет» его из парка.
Становится понятно, что герой бывал в парке каждый день, но с первыми холодами прекратил прогулки. Описанный период угнетает повествователя, «оплетает по рукам и портам». Ему неприятен звук осеннего грома, будто шаловливый подросток проводит палкой по кованой ограде.
Третий катрен отличается от первых двух более мрачным настроем. Автору больше не хочется петь о любви, но и пейзаж не вызывает радости, а лишь гармонирует с внутренней тоской. «Ледяные струи» дождя передают холод на улице и в душе поэта.
Передать палитру эмоций автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «шелудивый лист», «чугунные цветы», «громовая рулада», «старое горло», «оголтелая свора». Метафоры: «паутина дождя», «гармония струн», «теменем острия», «суглинок сверла».
Чтобы усилить мрачное торжество момента Бродский использует омофоны: «оземь» (устаревшее слово в значении удариться о землю) и «озимь» (поздние посевы, зимующие под снегом).
Заканчивается стихотворение горькой фразой: «Я добыча твоя». Герой чувствует обреченность, смиряясь с собственной участью, повинуясь природе и событиям жизни.
Иосиф Александрович и ранее обращался к этой теме в произведениях: «Осенний крик ястреба», «Октябрьская песня», «1 сентября 1939 года», «осень в Норенской», «Осенний вечер в скромном городке».
Но описанное стихотворение «Осень» самое горькое, торжественно печальное. В нем сквозит обреченность, смирение с собственной тяжелой судьбой. После прочтения остаются противоречивые эмоции: восторг, грусть, тревога.
Читать стих «Осень» Бродского.
18 интересных фактов из жизни Твардовского
Александр Твардовский — ещё один выдающийся советский писатель. Согласитесь, в честь простых людей не называют улицы! Твардовский оказал заметное влияние на развитие российской литературы и оставил в её истории свой неизгладимый след.
Интересные факты о Твардовском.
- Будущий писатель появился на свет в скромном хуторе в Смоленской области в семье местного кузнеца.
- Его отец купил участок заболоченной, покрытой зарослями земли у потомков адмирала Нахимова.
- В молодости Твардовский писал, что не выносит своего отца, с которым «невыносимо разговаривать». Он даже утверждал, что готов на что угодно, лишь бы не быть членом ненавистной семьи, в которой он появился на свет. При этом к матери Твардовский испытывал самые теплые и нежные чувства.
- Твардовский начал сочинять стихи раньше, чем выучился грамоте.
- В 18 лет амбициозный молодой человек ушел из родного дома и перебрался в Смоленск.
- Первые стихи Твардовского были опубликованы, когда поэту исполнилось всего 15 лет. Существует байка, согласно которой на экзамене в институте литератору однажды попался билет с вопросом о его собственной поэме, уже успевшей стать частью учебной программы.
- Хотя родителей Твардовского раскулачили и отправили в ссылку, он сам горячо поддерживал реформы Сталина и коллективизацию крестьянских хозяйств.
- Благодаря поэме «Василий Теркин» о ВОВ Твардовский быстро стал культовым писателем среди солдат и офицеров красной армии.
- Выдающиеся писатели Серебряного века, которые еще были живы на момент публикации «Теркина», восприняли поэму по-разному. Анна Ахматова сочла ее «легкими стишками» для военного времени, а вот Ивана Бунина произведение Твардовского привело в полный восторг.
- За свои поэмы о войне и многочисленные очерки с фронта подполковник Твардовский был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.
- Будучи главным редактором журнала «Новый мир», Твардовский смог добиться разрешения Никиты Хрущева на публикацию рассказа Александра Солженицына о концлагерях.
- В начале 1970 года Твардовский был вынужден уйти из «Нового мира», так как его систематически травили функционеры Главлита и другие чиновники, не разделявшие его убеждений.
- После разгрома редакции журнала Твардовский перенес инсульт, а в больнице у него диагностировали рак легких на поздней стадии. Вскоре литератора не стало.
- Имя Твардовского носит московская школа № 279, в честь него названы самолет «Аэрофлота» и несколько улиц в разных городах страны.
- Во время установки памятника Твардовскому на столичном Страстном бульваре вышел конфуз – на граните выбили слова «при участии министерсва культуры» без одной буквы «т».
- Твардовский, несмотря на сложные отношения с советскими властями, пять лет числился кандидатом в члены ЦК КПСС.
- Никита Хрущев, покровительствовавший Твардовскому, судя по его репликам во время встречи с писателем, никогда не читал ни «Василия Теркина», ни другие произведения автора.
- За свое мастерство Твардовский был четырежды удостоен Государственной премии СССР.
Художественные приемы
Композиция стихотворения состоит из трех частей. В первой автор рассказывает о жизни двух людей, которые поднялись над обыденной жизнью, вторая повествует об их смерти и реакции толпы. Но важнее всего третья часть — она содержит размышления поэта о сущности смерти и жизни.
Автор показывает существование чего-то горького, печального, он именно оно дает самое ценное — любовь, дружбу, гордость. Бродский использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — у поэта шпиль стал розовым, склоны разными, а крик страшным;
- метафоры — Бродский показывает холмы кричащими, сны мучительными, а облака у него сбиваются в стада;
- сравнение — поэт сравнивает смерть с водой;
- олицетворение — Бродский делает живыми кусты, закат, пар, город.
У Бродского есть свои представления о жизни. В своем творчестве он не боялся это показывать. Поэт отрицательно относился к безликой серой массе и всегда стремился проявлять индивидуальность.
Поэзия Бродского наполнена разными темами. Например, в стихотворении «Ты поскачешь во мраке» поэт рассказывает о смерти, а в «Переживи их всех» призывает набираться терпения и преодолевать любые препятствия.
История создания стихотворения
В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.
Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.
Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»
Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих. Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными. В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.
Многие, столкнувшись с подобным непониманием, утешают себя мыслями о будущем, строя иллюзии по поводу того, что вот пройдет время и все изменится к лучшему. Однако мало кто отдает себе отчет, что жизнь способна сломать хребет даже очень стойким и целеустремленным людям. Поэтому для достижения того самого понимания и благополучия часто приходится поступаться собственными принципами. Иосиф Бродский не готов платить столь высокую цену за душевное спокойствие, поэтому не хочет думать о будущем. «Когда плюет на человечество твое ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности», — дает поэт самому себе дельный совет.
Бродский уже не настолько наивен, чтобы верить в чудеса. Поэтому будущее представляется ему далеко не таким радужным, как его сверстникам. Наоборот, поэт интуитивно чувствует, что впереди его ждут куда как более серьезные испытания, выйти победителем из которых ему будет весьма сложно. Поэтому, заглядывая в будущее, автор предполагает, что спустя какое-то время станет с ностальгией вспоминать себя сегодняшнего. Бродский считает, что лучше сейчас «поклониться данности», т.е. научиться воспринимать жизнь без иллюзий, чем потом с сожалением вспоминать о тех безмятежных днях, которые с небольшой натяжкой даже можно будет назвать счастливыми. Под «данностью» поэт подразумевает все то, что его окружает. Это и могилы великих людей, которые потом покажутся «милыми», и короткие, на первый взгляд дороги, который впоследствии «покажутся тебе широкими». Даже «убогие мерила» бытия, на которые сейчас в силу молодости ориентироваться совершенно не хочется, впоследствии станут надежными перилами, «удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице», именуемой жизнью.
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
История создания
Первые стихи Иосифа Бродского датируются 1956-м годом, то есть поэт начал творить совсем в юном возрасте. В 1959 году автор пишет стихотворение «Одиночество», которое является рассуждением, поиском выхода из сложившейся в жизни поэта ситуации. Дело было в том, что советское общество не приняло мятежные произведения поэта, отказавшись публиковать их. Бродский почувствовал себя непонятым, отвергнутым.
Его виденье мира противоречило окружающей действительности. Поэта не брали на работу ни в один литературный журнал. Наверное, именно с этих пор Иосиф Бродский стал «костью в горле» советской власти. В 1963 году поэт был арестован по обвинению в тунеядстве, после чего отправлен в психиатрическую больницу для установления трудоспособности поэта. После следующего заседания суда, в 1964 году, Бродский был отправлен в ссылку на 5 лет с применением обязательного труда, что являлось максимальной мерой наказания за тунеядство. В 1972 году поэт был лишён советского гражданства и эмигрировал через Вену и Лондон в Америку.
Аудиозапись
Напоследок стихотворение «Одиночество прочитал нам Ефим Шефрим
Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.
Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.
Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.
Равновесие для сознания
Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.
Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.
По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:
Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.
Юмор в стихах и жизни
Не чурается Бродский и юмора, но подаёт его не как привычное блюдо, а как тонкий деликатес с неповторимой изюминкой по-бродски.
Иосиф Александрович, как хороший коньяк заставляет стремительно думать, оживать и оттаивать. Его слог согревает сердце, читая строфы понимаешь, что рядом с тобой умный человек и невольно попадаешь под его чары. Общение с такой глыбой тем более интересно, потому что собеседник не просто хорошо держит тему беседы, но и шутит в промежутках между собственными тостами.
В тему коротенький случай, который описал в своих воспоминаниях Сергей Довлатов. Однажды он с большим трудом и за сумасшедшие тогда 50$ раздобыл сборник Бродского 64 года и рассказал об этом Иосифу Александровичу. Автор сборника ответил коротко:
— «У меня такого нет»,
— «Хотите я подарю», — предложил Довлатов,
— «И что я с ним буду делать, читать?» — отпарировал Бродский.
Завершить же обзор хочется на минорной ноте словами Бродского:
К сожалению, похоронить великого поэта на Васильевском острове не удалось, Бродский захоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, которую любил практически также, как и Санкт-Петербург. Как-то Бродский сказал:
Он оказался прав, не дожив до нового века 4 года.
Анализ семантического пространства текста
Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.
Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением. 13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство. «Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня. Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» . «Ниоткуда» – т.е. из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.
Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.
Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.
К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.
Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср. перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е. лирическому герою свойственна амбивалентность).
Жанр, направление, размер
Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.
Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.