Гномон, ориентирование и определение времени с его помощью

Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?

Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.

Первое. В это трудно поверить, но устойчивый спрос на цифровое имущество действительно существует. Во многом благодаря геймерам. Наверняка вам известна Dota 2 — многопользовательская игра, ставшая киберспортивной дисциплиной. В ней можно покупать цифровое имущество за реальные деньги. К примеру, один из игроков приобрел себе редкого розового пса за $38 тыс. В игре собака просто приносит персонажу предметы.

Dota 2 — продукт компании Valve. Она же создала популярный бесплатный шутер Team Fortress 2. Вокруг этой игры сформировался целый рынок цифровых шапок, объем которого в 2011 году оценивался в $50 млн. Да, да, именно шапок и именно цифровых: в Team Fortress 2 друг против друга играют две команды с одинаковым набором персонажей и выделиться среди них можно благодаря обмундированию, в том числе — шапкам.

В другой игре, Diablo 3, пользователь под ником WishboneTheDog заработал на продаже цифровых вещей — оружия, брони, украшений — около $10 тыс.

Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.

Второе. Не стоит сбрасывать со счетов заядлых коллекционеров. Они готовы платить огромные суммы за предметы, которые многим могут показаться мусором. Так, летом 2020 года коллекционную карточку с покемоном Пикачу продали за $250 тыс. В октябре бейсбольную карточку T206 Honus Wagner приобрели за $3,25 млн. За исключением носителя, они не так уж и сильно отличаются от NFT.

Карточка T206 Honus Wagner с игроком «Питтсбург Пайрэтс» Хонусом Вагнером 1909 года

(Фото: wikipedia.org)

Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.

Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами

Кстати, 27 февраля, в Международный день покемонов, американский ютубер и боксер Логан Пол устроил шоу с распаковкой суперредкого первого печатного издания карт с покемонами. Отрывки видеоролика превратили в NFT по принципу «одна карта — один отрывок». Токеном стал и сам Логан Пол, вернее, карточка с его стилизованным изображением. Всего на продажу выставили 3 тыс. NFT. Общая сумма выручки превысила $5 млн.

Полная версия ролика Логана Пола

Астрономические инструменты древности

Древние люди, наблюдая небо, с удивлением обнаружили, что расположение этих небесных огоньков меняется- летом видны одни небесные узоры, зимой – другие. Их исчезновение и появление говорит также о том о том, что с появлением тех или «звездных фигурок» приходит либо теплая погода, либо – наоборот – наступает холодные дни. Первоначально люди наблюдали за звездным небом самым простым прибором – это был ГЛАЗ. Астрономия- наука наблюдательная. Чтобы точно определять, когда и где появятся те или иные звездные фигуры, люди стали искать способы и методы определения высоты светил. Первыми появились угломерные инструменты.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Астрономические инструменты» в других словарях:

Астрономические инструменты — или приборы см.: Альтазимут, Армиллярная сфера, Астрограф, Астролябия, Астрофотометр, Ауксометр, Бинокулярный телескоп, Гелиограф, Гелиометр, Гелиоскоп, Гелиостат, Гелиотроп, Гномон, Деклинограф, Квадрант, Коллиматор, Кометоискатель, Октант,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Астрономические инструменты и приборы — аппаратура для выполнения астрономических наблюдений и их обработки. А. и. и п. можно подразделить на наблюдательные инструменты (телескопы), светоприёмную и анализирующую аппаратуру, вспомогательные приборы для наблюдений, приборы… … Большая советская энциклопедия

Угломерные астрономические инструменты — Большинство задач практич. астрономии сводится к измерению видимых угловых расстояний между светилами на небесной сфере, или к определению тех углов, которые составляет луч зрения, проведенный к светилу с основными выбранными плоскостями и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Астрономические измерительные приборы — лабораторные приборы для измерений положений изображений небесных светил на фотоснимках звёздного неба и спектр, линий на астроспектрограммах. Существуют конструкции А. и. п. (координатно измерительных машин) для измерений либо одной,… … Большая советская энциклопедия

Астрономические часы — в Староместской ратуше Астрономические часы не отличаются ни по своему назначению, ни по устройству от обыкн … Википедия

Астрономические обсерватории и институты — научно исследовательские учреждения, ведущие исследования в области астрономии и осуществляющие разнообразные наблюдения небесных светил и явлений, в том числе и наблюдения искусственных космических объектов. А. о. и и. обычно оборудуются … Большая советская энциклопедия

Астрономические часы — не отличаются ни по своему назначению, ни по устройству от обыкновенных часов. От них только требуется чрезвычайно правильный ход, для достижения которого А. часы снабжаются приспособлениями, слишком дорогими для применения их к обыкновенным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МОРЕХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, употребляемые в морском деле в целях обеспечения кораблевождения. К мореходным инструментам относятся: навигационные инструменты (см.) и астрономические инструменты (морские угломерные инструменты, хронометры и часы, вспомогательные… … Морской словарь

Переносные инструменты — (астр.) так называются малые пассажные инструменты и вертикальные круги, универсальные инструменты, теодолиты и прочие астрономические инструменты, употребляемые при определении географического положения мест, при триангуляциях, точных съемках и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Часы астрономические — Астрономические часы в Лундском соборе Астрономические часы не отличаются ни по своему назначению, ни по устройству от обыкновенных часов. От них только требуется чрезвычайно правильный ход, для достижения которого астрономические часы снабжаются … Википедия

Источник

Галилео Галилей

Галилео Галилей — известный итальянский математик, физик и астроном, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он родился 15 февраля 1564 году в Пизе и умер 8 января 1642 году во Флоренции. Им были открыты законы движения маятника, созданы гидравлические весы и изобретен газовый термометр.

В 1609 году Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром. Труба давала приблизительно трёхкратное увеличение. Вскоре ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. Сам термин телескоп ввёл в науку именно Галилей. Первые телескопические наблюдения небесных тел Галилей провёл 7 января 1610 года. Эти наблюдения показали, что Луна, подобно Земле, имеет сложный рельеф, а ее пепельный свет Галилей объяснил как результат попадания на наш естественный спутник солнечного света, отражённого Землёй.

Галилей открыл пятна на Солнце, исследовал планеты Солнечной системы, рассчитал период вращения этой звезды и сделал вывод, что звезды расположены очень далеко от нашей планеты. Ему принадлежит утверждение, что Вселенная бесконечна. Ученому-астроному удалось доказать, что Млечный Путь не является облаком, а массой звезд.

Галилео был ревностным приверженцем теории Коперника, что стало причиной конфликта между Галилеем и церковью. Галилей был привлечен к суду и будучи в безвыходном положении, он был вынужден публично отказаться от своих убеждений. Случилось это в 1632 году. Будучи под домашним арестом, Галилей продолжал свою работу с учениками, хотя и был наполовину слеп.

Эдмунд Галлей

Эдмунд Галлей (29.10.1656-14.01.1742) – английский Королевский астроном, физик, математик и демограф. Ещё в 1676 году, будучи студентом третьего курса Оксфордского университета, Галлей опубликовал свою первую научную работу — «Об орбитах планет» — и открыл большое неравенство Юпитера и Сатурна. Он издал «Каталог Южного неба», в который включил информацию о 341 звезде Южного полушария.

В 1693 году Галлей обнаружил вековое ускорение Луны, что могло свидетельствовать о её непрерывном приближении к Земле. В 1677 году Галлей предложил новый метод определения расстояния до Солнца, то есть астрономическую единицу. Для этого необходимо было наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца из двух мест, удалённых по широте

С именем Эдмунда Галлея связан и коренной перелом в представлениях о кометах

В Новое время до Ньютона все считали их чужеродными странниками, лишь пролетающими сквозь Солнечную систему по незамкнутым параболическим орбитам.  Галлей рассчитал и опубликовал в 1705 году орбиты 24 комет и обратил внимание на сходство параметров орбит у нескольких из них, наблюдавшихся в XVI—XVII веках, с параметрами кометы 1682 года

Фото кометы Галлея 1986 год с земли

В 1716 году он опубликовал подробные расчёты, указал, что это одна и та же комета, и следующее её появление должно произойти в конце 1758 года. И действительно, она была обнаружена. Возвращение кометы в предсказанный срок стало первым триумфальным подтверждением теории тяготения Ньютона и прославило имя самого Галлея. Эта комета в наши дни называется кометой Галлея.

Галлей был первым, кто привлёк внимание астрономов к совершенно загадочному тогда объекту — туманностям. В статье 1715 года он уже утверждал, что это  многочисленные самосветящиеся космические объекты

Изучение астролябии Петром I

Царь Петр I в 16-летнем возрасте овладел измерениями с помощью астролябии, привезённой из Франции Я.Ф. Долгоруковым в 1688 г. Он научился определять географическую широту по высоте Солнца в полдень, о чем сохранилась его собственноручная запись. Для решения такой простейшей задачи достаточно было иметь морскую астролябию, состоящую всего из двух деталей – градуированного круга и визира. Немецкая астролябия, которой пользовался Пётр, до сих пор хранится в Зимнем дворце Петра.

Фрагмент стр. 12 книги «Петр Великий» Б. Караджев, художник И. Вышинский, Перьм «Урал-Пресс» 1992 г.

Изготовлением русских астролябий занималась мастерская при Академии наук. Позже интерес Петра сместился в сторону более полезных в практическом отношении инструментов – геодезических астролябий, которые можно было использовать при земельных съемках, а также подзорных труб и телескопов.

Интересный эпизод, связанный с астрономическим инструментом описан в следующем отрывке: ?В половине двенадцатого в Старгород вошёл молодой. В руке молодой человек держал астролябию. – Кому астролябия? Дёшево продается астролябия! Для делегаций и женотделов скидка. К обеду астролябия была продана слесарю за три рубля, – Сама меряет, – сказал молодой человек, передавая астролябию покупателю, – было бы что мерить.? Кому астролябию? Дешево продается       астролябия!       Для      делегаций и женотделов скидка?

«Астролябия («Двенадцать стульев»)»

Ильф и Петров

Как цифровые объекты превращаются в NFT?

Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.

Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.

Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.

Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.

Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?

С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.

К примеру, 11 марта 2021 года JPG-файл со склеенными вместе пятью тысячами картин художника Beeple пустили с молотка за $69,3 млн в эфирах, то есть в криптовалюте Ethereum. Коллаж называется Everydays: The First 5000 Days. В него вошли все картины Beeple за последние 13 лет.

Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.

Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.

NFT Покраса Лампаса купили за $29 тыс. По итогам аукциона художник заявил, что новый формат позволяет поддерживать авторские проекты и развивать криптоарт-комьюнити.

Но, кажется, не все художники воспринимают NFT всерьез. В начале марта блокчейн-компания Injective Protocol купила за $95 тыс. трафарет Бэнкси под названием Morons (White) и во время прямой трансляции сожгла эту работу. Затем ее превратили в NFT и выставили на продажу.

Церемония сожжения картины Morons (White)

Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).

Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.

Телескопы

Телескоп — это прибор, с помощью которого люди могут проводить визуальные наблюдения отдалённых небесных объектов.

Изобретателем телескопа считается Галилео Галилей который в 1609 году создал телескоп с восьмикратным увеличением, имевшим длину около полуметра. Само, название, «телескоп» было предложено в 1611 году греческим математиком Иоаннисом Димисианосом.

Различают несколько видов телескопов.

Оптический телескоп – телескоп, который собирает и фокусирует электромагнитное излучение оптического диапазона. С помощью оптического телескопа происходит увеличение наблюдаемого объекта, и его становится возможным наблюдать или фотографировать.

Рисунок 5. Оптический телескоп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оптические телескопы в основном делятся на следующие типы:

1. Линзовые телескопы – в них в качестве объектива используется линза либо система линз.
  2. Зеркальные телескопы, они же рефлекторы, в них в роли объектива выступает вогнутое зеркало.
  3. Зеркально-линзовые телескопы – в таких телескопах объективом выступает в основном сферическое главное зеркало.. В качестве компенсации его аберраций используются линзы.

Радиотелескопы. Они применяются при изучении космических объектов в радиодиапазоне.

Рисунок 6. Радиотелескопы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Радиотелескоп состоит из таких основных элементов как принимающая антенна, принимающая аппаратура и радиометр, являющийся чувствительным радиоприемником, который перестраивается по частоте.

Так как радиодиапазон является больше оптического, то для отслеживания и регистрации радиоизлучения специалисты используют радиотелескопы той конструкции, которая подходит для того или иного радиодиапазона.

Для регистрации радиоизлучения в длинноволновой области телескопы составляются из большого числа от десятков до тысяч элементарных приемников, в основном диполей.

Если нужен радиодиапазон коротких волн, то специалистами используется полу- или полноповоротные параболические антенны.

Радиоинтреферометрия — радиотелескопы, расположенные в разных частях земного шара и объединенные в одну сеть.

Рентгеновский телескоп – такой телескоп используется при наблюдении объектов в рентгеновском спектре. Поскольку атмосфера Земли не является прозрачной для рентгеновских лучей, то такие телескопы используют на искусственных спутниках или высотных ракетах.

Гравитационно-волновой телескоп или детектор гравитационных волн используется для поиска и регистрации гравитационных волн.

Детектор гравитационных волн (гравитационно-волновой телескоп) техническое устройство, предназначенное для регистрации гравитационных волн. Такие волны могут образовываться в результате процесса слияния двух черных дыр.

Впервые такие волны были непосредственно обнаружены в 2015 году. Таким образом, было подтверждено одно из утверждений общей теории относительности Альберта Эйнштейна.

Источник

Получение предмета

Гномон может выпасть где угодно. Можно получить Сферой удачи.

Рецепты

Гномон можно создать из следующих рецептов:

Кол-во Часть Описание Meta
6 ТайникТайник6БижутерияСтаринные и кованые, блестят и сияютКрупные и мелкие, в пыли сверкаютОткроешь сундук,из земли вынешь награду –Драгоценности повсюду,и пророчить не надо!Почему же так сложновыбрать, что носить сейчас?Одно делает меня сильнее,Другое годится под цвет глаз? случайная бижутерия Авто.
7 ПредрассудкиПредрассудки7ПредметПредмет с влияниемТот, кто ослеплён своим прошлым, может увидеть только крупицу настоящего. случайный предмет со случайным влиянием Авто.
6 Ценный раритетЦенный раритет6ПредметПредмет с двойным влиянием«Нет-нет, я и в мыслях не могу позволить себе этот чудный артефакт. Я… просто смотрю». случайный предмет с двойным влиянием Авто.
8 Высокомерие ваалВысокомерие ваал8Предмет Два собственных свойства ОскверненоОткрытие может привести к красоте, а может и к гибели. случайный предмет с двумя собственными свойствами Авто.
4 СюрпризСюрприз4ПредметТы глаза закрывай и за ручку возьмись. Крутани и о лучшем скорее молись. случайный предмет Авто.
1 Необычный инкубаторНеобычный инкубаторРазмер стопки: 10Добавляет инкубируемый уникальный предмет на надеваемый предметПредмет выпадает после убийства {0} монстровУникальный предметЩелкните правой кнопкой мыши по этому объекту, а затем левой по предмету, чтобы использовать. Инкубируемый предмет выпадет после убийства определенного количества монстров.Для разделения щелкните мышкой с зажатой клавишей Shift. случайный предмет Авто.
1 НичтоНичто1Войди в Ничто и обрети, что заслужил. награда случайной колоды гадальных карт Авто.

Использование в рецептах

Гномон используется в следующих рецептах:

Результат Кол-во Часть Meta
ЭфигонЭфигонЗолотой амулетТребуется Уровень 57(12-20)% повышение редкости найденных предметов+25 к ловкостиДобавляет от 12 до 24 урона от огня к атакам+(100-150) к меткости+(100-150) к уклонению+(20-30)% к сопротивлению огнюОслепленные враги не могут уклониться от ваших ударовУрон пробивает 10% сопротивления огню ослеплённых враговОт света мы обзавелись тенямии с темнотой связали имена. 1 Слепая вераСлепая вераДве стороны, свет и тьма, сталкиваются и ослепляют всех, кроме одного.Ты победишь Бартола, Непорочного, пока у тебя есть Гномон.Нажмите ПКМ, чтобы добавить это пророчество вашему персонажу. Вручную
1 ГномонГномонЗолотой амулетТребуется Уровень 8(12-20)% повышение редкости найденных предметов+10 к ловкостиДобавляет от 12 до 24 урона от огня к атакам+(100-150) к меткости+(100-150) к уклонению+20% к сопротивлению огнюСвет познания бывает ослепительным.

Как с помощью гномона определить широту местности

Кроме определения истинного меридиана, с помощью гномона можно приблизительно рассчитать широту местности, в которой проводятся измерения. Далее рассмотрим несколько способов, которые вытекают из знаний по астрономии.

Способ №1. В день осеннего или весеннего равноденствия в истинный полдень по рассмотренной ранее формуле определяется угловая высота Солнца. От 90 градусов отнимается полученное значение. Результатом вычислений станет широта местности.

Способ №2. В день зимнего солнцестояния в истинный полдень определяется угловая высота Солнца. Поскольку в этот момент Солнце находится ниже небесного экватора на угол, равный углу наклона земной оси, то есть на 23,5 градуса, то прибавляя этот угол к полученной из формулы угловой высоте Солнца, мы можем получить угловую высоту небесного экватора. При вычитании из 90 градусов высоты небесного экватора получается величина, соответствующая широте местности.

Движение Солнца по небосводу в летнее время в высоких широтах.

Этот способ может быть применен и в день летнего солнцестояния. Для этого из угловой высоты Солнца нужно отнять 23,5 градусов, чтобы получить угол наклона небесного экватора, а зная угол наклона, — и значения широты местности.

Движение Солнца в высоких широтах летом, когда оно не заходит за горизонт.

Способ №3. В истинный полдень ежедневно проводятся измерения длины тени. В результате этих измерений нужно получить самую длинную или самую короткую тень, что будет соответствовать зимнему или летнему солнцестоянию соответственно, а затем действовать по второму способу. Либо же, определив самую длинную и короткую тень, найти среднее значение длины, рассчитать по формуле угловую высоту Солнца, ориентируясь на полученное среднее значение, и действовать в соответствии с алгоритмом первого способа.

При получении результатов одним из приведенных методов следует помнить, что на видимую высоту Солнца над горизонтом в некоторой степени влияет эффект преломления света — рефракция, о которой мы рассказывали здесь. Из-за этого эффекта все небесные светила могут казаться выше того места, где они расположены в действительности. И тем больше будет выражен этот эффект, чем ближе к горизонту будет расположен наблюдаемый объект.

Из этого следует, что вблизи полюсов в дни весеннего и осеннего равноденствий, когда Солнце проходит низко над горизонтом, результаты измерений могут несколько отличаться от реальных в сторону понижения широты.

А теперь рассмотрим, как с помощью гномона определять время и дату.

Гномоны-обскуры [ править ]

Проекция гномона на полу собора Санта-Мария-дель-Фьоре во время солнцестояния 21 июня 2012 года.

Перфорированные гномоны, проецирующие точечное изображение Солнца, были описаны в китайских писаниях Чжуби Суаньцзин (1046 г. до н.э. — 256 г. до н.э. с добавлением материала примерно до 220 г. н.э.). Местоположение яркого круга можно измерить, чтобы определить время дня и года. В арабской и европейской культурах его изобретение гораздо позже приписали египетскому астроному и математику Ибн Юнусу около 1000 года нашей эры.
Итальянский астроном, математик и космограф Паоло Тосканелли.связано с размещением в 1475 году бронзовой пластины с круглым отверстием в куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции для проецирования изображения Солнца на пол собора. С отметками на полу он сообщает точное время каждого полудня (по сообщениям с точностью до полсекунды), а также дату летнего солнцестояния. Итальянский математик, инженер, астроном и географ Леонардо Хименес реконструировал гномон в соответствии со своими новыми измерениями в 1756 году.

Аристарх Самосский

Крупнейший древнегреческий астроном и философ Аристарх Самосский (310—250 гг. до н. э.) родился на острове Самос в Эгейском море. Одним из первых он использовал геометрические вычисления для определения размеров Солнца и Луны и нахождения отношений между их размерами и орбитами, по которым эти светила движутся. Правда, он допустил немало ошибок, и в результате диаметр Солнца у него получился всего в шесть раз больше земного, а Луны — в три раза меньше.

Аристарх считал, что Солнце находится в центре нашей планетной системы, несмотря на то что современники просто смеялись над этой идеей и обвиняли ученого в оскорблении богов. Смену дня и ночи на Земле он объяснял абсолютно верно — вращением Земли вокруг своей оси, а Луну называл спутником Земли.

Элементы небесной сферы

Небесная сфера имеет ряд характерных точек, линий и кругов, рассмотрим основные элементы небесной сферы.

Вертикаль наблюдателя

Вертикаль наблюдателя — прямая, проходящая через центр небесной сферы и совпадающая с направлением нити отвеса в точке наблюдателя. Зенит  — точка пересечения вертикали наблюдателя с небесной сферой, расположенная над головой наблюдателя. Надир  — точка пересечения вертикали наблюдателя с небесной сферой, противоположная зениту.

Истинный горизонт и стороны света

Истинный горизонт — большой круг на небесной сфере, плоскость которого перпендикулярна к вертикали наблюдателя. Истинный горизонт делит небесную сферу на две части: надгоризонтную полусферу, в которой расположен зенит, и подгоризонтную полусферу, в которой расположен надир.

Ось мира или земная ось

Ось мира (Земная ось) — прямая, вокруг которой происходит видимое суточное вращение небесной сферы. Ось мира параллельна оси вращения Земли, а для наблюдателя, находящегося на одном из полюсов Земли, она совпадает с осью вращения Земли. Видимое суточное вращение небесной сферы является отражением действительного суточного вращения Земли вокруг своей оси. Полюсы мира —точки пересечения оси мира с небесной сферой. Полюс мира, находящийся в области созвездия Малой Медведицы, называется Северным полюсом мира, а противоположный полюс называется Южным полюсом.

Небесный экватор

Небесный экватор — большой круг на небесной сфере, плоскость которого перпендикулярна к оси мира. Плоскость небесного экватора делит небесную сферу на северную полусферу, в которой расположен Северный полюс мира, и южную полусферу, в которой расположен Южный полюс мира.

Небесный меридиан

Небесный меридиан, или меридиан наблюдателя — большой круг на небесной сфере, проходящий через полюсы мира, зенит и надир. Он совпадает с плоскостью земного меридиана наблюдателя и делит небесную сферу на восточную и западную полусферы.

Точки севера и юга на небесной сфере

Точки севера и юга — точки пересечения небесного меридиана с истинным горизонтом. Точка, ближайшая к Северному полюсу мира, называется точкой севера истинного горизонта С, а точка, ближайшая к Южному полюсу мира, — точкой юга Ю. Точки востока и запада — точки пересечения небесного экватора с истинным горизонтом.

Полуденная линия — прямая линия в плоскости истинного горизонта, соединяющая точки севера и юга. Полуденной называется эта линия потому, что в полдень по местному истинному солнечному времени тень от вертикального шеста совпадает с этой линией, т. е. с истинным меридианом данной точки.

Южная и северная точки небесного экватора

Южная и северная точки небесного экватора — точки пересечения небесного меридиана с небесным экватором. Точка, ближайшая к южной точке горизонта, называется точкой юга небесного экватора, а точка, ближайшая к северной точке горизонта, — точкой севера небесного экватора.

Вертикал светила

Вертикал светила, или круг высоты,  — большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит, надир и светило. Первый вертикал — вертикал, проходящий через точки востока и запада.

часовой круг светила

Круг склонения, или часовой круг светила, — большой круг на небесной сфере, проходящий через полюсы мира и светило.

Суточная параллель светила

Суточная параллель светила — малый круг на небесной сфере, проведенный через светило параллельно плоскости небесного экватора. Видимое суточное движение светил происходит по суточным параллелям.

Альмукантарат светила

Альмукантарат светила — малый круг на небесной сфере, проведенный через светило параллельно плоскости истинного горизонта.

Все отмеченные выше элементы небесной сферы активно используются для решения практических задач ориентирования в пространстве и определения положения светил. В зависимости от целей и условий измерения применяют две отличающиеся системы сферических небесных координат.

В одной системе светило ориентируют относительно истинного горизонта и называют эту систему горизонтальной системой координат, а в другой — относительно небесного экватора и называют экваториальной системой координат.

В каждой из этих систем положение светила на небесной сфере определяется двумя угловыми величинами подобно тому, как при помощи широты и долготы определяется положение точек на поверхности Земли.