Как современные географы изучают Землю
Сейчас в распоряжении человека для изучения природных объектов и явлений имеется широкий спектр инструментов и приборов. Помимо традиционных вариантов (компас, барометр, термометр, рулетка), появились и современные: навигаторы, радары, электронные глубиномеры и дальномеры и т.д. С их помощью географы описывают новое явление и фиксируют результаты исследований различными методами (географически, в виде текстового файла, 3Д формата).
Специалисты в разных областях географии получают сведения от различных геологических экспедиций, метеостанций, космических спутников и т. д. С помощью этой разнообразной информации, они создают современные электронные карт; предсказывают развитие различных природных явлений (процессов), например, таких катастроф, как землетрясения, цунами, тайфуны, наводнения и т.д; ищут способы решения проблем, связанных с потепление климата и загрязнения окружающей среды; открывают новые виды животных и растений.
Важность физической географии для человека
Если 200-300 лет назад основной целью физической географии было освоение новых территорий и изучение особенностей природных условий этих мест, их ценных ресурсов, то сейчас перед ФГ стоят иные задачи. Понимание того, что происходит в окружающей среде, дает шанс научиться рационально использовать оставшиеся природные ресурсы, найти пути применения щадящих методов для разработки ископаемых. Понимание устройства литосферы, которое дает ФГ, при совместной работе специалистов из смежных отраслей поможет найти решение экологических проблем, с которыми столкнулся современный человек.
Физическая география – это большая наука, в которой пересекается множество дисциплин. Но только в сочетании с другими знаниями, которые дает экология, геология, экономика и даже история, ФГ позволит человеку находить ответы на вопросы, которые каждый день встают перед ним: как избежать истощения ресурсов, как сохранить баланс между индустриализацией и природными ценностями, как позволить человечеству развиваться не в ущерб окружающей среде.
Мне нравитсяНе нравится
История становления как науки
Введение в географию:
Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.
Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.
География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена.
Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты.
История понятия «география» началась еще до н. э.
Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.
На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.
Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.
В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств.
Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).
Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий.
Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.
Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.
В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).
На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.
Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей
Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем.
Генрих Мореплаватель
Имя Христофора Колумба является первым, что приходит на ум, когда разговор заходит о Великих географических открытиях. Но справедливее было бы считать, что первым развернул паруса ветрам перемен сын португальского короля Жуана I — инфант Генрих, прозванный впоследствии Мореплавателем.
За всю жизнь Генрих не принял участия ни в одной из экспедиций, но снарядил их великое множество. Инфант хотел найти дорогу вдоль берегов Африки до Индии. До свершения этой мечты Генрих Мореплаватель не дожил, но благодаря ему Португалия открыла самую зловещую, позорную и в то же время самую доходную страницу своей истории — работорговлю.
Основные проблемы и дискуссии современной географии
Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой – эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.
Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:
- Проблема утраты в обществе интереса к географии.
- Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
- Проблема общей классификации географической науки.
- Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.
В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию – в практичную и полезную.
Кто первым ступил на Антарктиду?
В 1895 г. к берегам Антарктиды подошло норвежское китобойное судно «Антарктик». В лодке, отправленной к материку капитаном Леонардо Кристенсеном (1857—1911), находились шестеро мужчин. Считается, что первым человеком, который ступил на новый материк, был норвежский исследователь Карстен Эгеберг Борхгревинк (1864—1934). — Впрочем, новозеландцы считают, что первым это сделал их соотечественник Александер — фон Тунзельманн (1877—1957). Правительство Новой Зеландии даже официально назвало место высадки Тунзельманна на берег «Точкой фон Тунзельманна». Так или иначе, этот исторический момент произошел 24 января 1895 г.
В 1911 г. на покорение Южного полюса устремились сразу две научных экспедиции: норвежская, во главе с Раулем Амундсеном (1872—1928), и английская, под командованием Роберта Скотта (1868—1912). 14 декабря 1911 г. — Амундсен достиг Южного полюса и водрузил на нем норвежский флаг. Скотту это удалось сделать только 17 января 1912 г. Английская экспедиция закончилась трагически: на обратном пути все ее участники погибли от холода. На памятнике, воздвигнутом в честь них, высечены слова Скотта, ставшие девизом многих полярных исследователей: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Вопросы будущего планеты
Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет
Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата
Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.
Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.
Так высоко, что не хватает кислорода
Активный штурм высочайшей вершины земного шара Джомолунгма (Эверест или Сагарматха), расположенной в Гималаях, начался еще в середине XIX в. Однако за несколько десятков восхождений никому из альпинистов не удалось превысить уровень 8000 м. В 1922 г. группе английских альпинистов удалось подняться на высоту в 8326 м. По некоторым данным, через два года одному из участников другой английской экспедиции удалось достичь высоты 8565 м.
Вершина высочайшей горы земного шара была покорена в 11 ч 30 мин 29 мая 1953 г., и над ней взвились флаги ООН, Непала, Новой Зеландии и Великобритании. Это восхождение совершили новозеландский исследователь сэр Эдмунд Персиваль Хиллари (1919—2008) и сопровождавший его непалец Тенцинг Норгей (1914—1986). Первооткрывателям пришлось пользоваться кислородными приборами, так как уже на высоте 7925 м начинается мертвая зона — в воздухе содержится всего треть того количества кислорода, которое присутствует в атмосфере на уровне моря.
Структура географической науки
Современная география – комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока – физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая – занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.
Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:
- Геодезия.
- Геоморфология.
- Гидрология.
- Океанология.
- Ландшафтоведение.
- Почвоведение.
- Палеогеография.
- Климатология.
- Гляциология и пр.
В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:
- Демография.
- Экономическая география.
- Геополитика.
- География культуры.
- Медицинская география.
- Геоурбанистика.
- Политическая география.
- Страноведение и др.
Новая Голландия или Австралия?
Задолго до открытия Австралии географы предполагали, что севернее экватора должен находиться еще один континент — так называемая Южная Земля. Искали его многие, но честь стать первым европейцем, ступившем на его землю, выпала голландскому мореплавателю Виллему Янсзону (1570—1630). Это произошло в 1606 г. Однако он посчитал Австралию частью острова Папуа — Новая Гвинея. Изучив и описав открытые земли, Янсзон назвал их Новой Голландией.
В 1770 г. на берегах Австралии высадился знаменитый английский путешественник адмирал Джеймс Кук (1728—1779). В состав его экспедиции входили ученые-натуралисты и художники. Им удалось собрать уникальные коллекции растений, животных и насекомых. Кстати, именно участники этой экспедиции обнаружили на континенте удивительных животных — кенгуру и коала.
Свое нынешнее название континент получил только в 1824 г., после того, как Британское адмиралтейство окончательно утвердило его. Австралия в переводе с латинского обозначает «южная».
Основные географические проблемы на современном этапе развития науки
Современные глобальные проблемы возникли еще на рубеже XX и XXI веков. В судьбе человечества произошел переломный момент, стало доступно понимание зависимости человека от природы и наоборот.
Демографический скачок, увеличение количества потребляемых природных ресурсов и отходов, возвращаемых в окружающую среду, глобализация экономики и информационной системы породили множество вопросов, требующих безотлагательного решения.
Главенствующее положение занимают глобальные проблемы человечества:
- Политическое и экономическое взаимодействие государств. Сюда входят мировая безопасность и преодоление отсталости развивающихся государств.
- Взаимодействие природы и общества. К этим проблемам относятся загрязнение окружающей среды, ограниченность природных богатств, освоение космоса и Мирового океана.
- Взаимоотношения людей и общества. Главные проблемы этой сферы — рост населения, охрана здоровья людей, их образование и культурный рост.
Решение перечисленных проблем в будущем предполагает объединение человечества. Глобальная безопасность подразумевает защиту от стихийных бедствий и техногенных катастроф, экономических кризисов, борьбу с политической неустойчивостью, терроризмом, преступностью, предотвращение военных конфликтов, сдерживание гонки вооружений. Если не прикладывать организованных усилий, не устанавливать связь между государствами, может наступить точка невозврата, когда будет поздно что-то менять.
Именно развитие географии имеет ключевое значение при решении проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Комплексный подход, задействование всех возможных методов исследования, в том числе используемых в других науках, помогут лучше понять суть задачи и решить ее.
Завоевание Мексики и Перу
В 1516-1518 гг. испанцы добрались до мест, где жили майя (полуостров Юкатан), и узнали от них, что недалеко есть страна, из которой они получали золото.
Слухи о «Золотой империи» окончательно лишили испанцев покоя. В 1519 г. к берегам государства ацтеков (Мексики) направилась экспедиция во главе с Эрнандо Кортесом, бедным молодым дворянином.
У него было 500 солдат (в их числе 16 на лошадях) и 13 пушек. Заручившись поддержкой покоренных ацтеками племен, Кортес двинулся на столицу страны – город Теночтитлан.
Он захватил правителя Монтесуму и овладел его огромными сокровищами. Вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось спасаться бегством.
Через два года они снова овладели столицей, истребив почти все мужское население. В течение нескольких лет государство ацтеков было завоевано, и испанцам досталось много золота и серебра.
Встреча Эрнандо Кортеса и Монтесумы Второго
Завоевание испанцами страны инков в 1531-1532 гг. облегчалось непрочностью их военного союза. Во главе похода в страну Биру (отсюда – Перу) стоял конкистадор Франсиско Писарро, в молодости пастух.
У него было 600 воинов и 37 лошадей. Встретившись с 15-тысячным войском инков, испанцы вероломно захватили в плен их царя Атагуальпу.
После этого армия инков была разгромлена. Царь за обещание освобождения уплатил огромную сумму, но был убит по приказанию Писарро. Испанцы захватили столицу Перу – Куско. Перу (см. интересные факты о Перу) намного превосходило по своим богатствам Мексику.
Завоевание Мексики и Перу послужило для Испании основой создания в Америке своих колоний, которые наряду с захватами в других частях света образовали огромную колониальную империю испанской монархии.
Методы физической географии
В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:
- Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
- Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
- Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.
Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:
- Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
- Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
- Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).
Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.
Немного о факторах космической природы
Принято считать, что к серьезным изменениям рельефа земной поверхности приводят исключительно явления, агенты которых зародились на самой планете (течение рек, ветры и прочее). Люди совершенно забывают о начальных этапах развития Земли, когда основными факторами являлись процессы космической природы
Разумеется, с течением времени, когда развилась нормальная атмосфера, их важность несколько снизилась, но забывать о них нельзя
Речь идет, к примеру, о падениях метеоритов. Ученые предполагают, что когда-то аналогичное явление привело к полному вымиранию динозавров, в то время безраздельно царивших на планете, а также к существенному изменению климата. На поверхности Земли и по сей день заметны следы падений небесных тел, а в некоторых районах имеются гигантские кратеры от метеоритов, упавших многие миллионы лет назад. Это не столько процессы экологического и географического видообразования, сколько явления полного уничтожения многих разновидностей живых существ.
Не стоит считать, что те времена прошли: если что-то подобное повторится в наше время, рельеф земной поверхности также серьезно изменится, да и о климатических трансформациях забывать не стоит.
Таким образом, любой географический процесс (фото см. в статье) является достаточно нестабильным: изменение основных агентов, под действием которых происходит его динамическая модификация, может произойти в любой момент.
Как современные географы изучают Землю
Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).
В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.
На острове Пасхи побывали пришельцы?
Самый таинственный остров планеты был открыт в 1722 г. экспедицией под командованием голландского путешественника Якоба Роггевена (1659—1729). Мореплаватели сошли на берег новой земли 5 апреля — в день религиозного праздника Пасхальное воскресенье, и в честь этого события назвали ее Островом Пасхи.
Остров Пасхи
Наибольший интерес ученых всех стран вызывают огромные каменные изваяния в виде человеческих фигур, высеченных из скал в незапамятные времена. По различным версиям, их могли изготовить представители очень древней цивилизации, когда-то проживавшие на острове, или даже пришельцы из неведомых земель. Кроме того, до I сих пор неизвестно их предназначение.
Понятие и нюансы
Изменения в разных оболочках Земли происходит под влиянием различных причин. Одним из главных факторов выступает ритмичность. Она представляет повторяемость сходных явлений через определённый период. Изучать ритмику процессов в природе начал Е. Брикнер. Повторение определённых действий в разных геосферах планеты считается один из самых важных закономерностей её существования. Многие примеры феномена люди могут наблюдать в живой и неживой природе.
Ритмические явления бывают двух типов:
- Периодические. Главная отличительная черта таких действий — одинаковая длительность. Примером может послужить период вращения Земли вокруг своей оси.
- Циклические. Таким явлениям характерна разная периодичность. К этой группе ритмических действий относится 11-летний цикл колебания активности Солнца.
Ритмичности оболочки планеты свойственны одновременно цикличность и периодичность. Также следует учесть, что этому феномену не характерна хронологическая смена явлений. Существует много разновидностей повторяющихся действий в геосферах. Кроме того, ритмы могут длиться разное время и возникать по различным причинам, поэтому изучение повторяемости колебаний пока выступает сложным делом даже для профессионалов.
Часто бывает, что ритмические процессы происходят в одно время. В этом случае они накладываются друг на друга и оказываются взаимосвязанными. Из-за взаимного влияния одни действия усиливают или ослабляют другие. Сегменты оболочек планеты реагируют по-разному на ритмику. Учёные пока только изучают эти особенности, чтобы в дальнейшем точнее прогнозировать природные явления.
На проявление ритмических действий в оболочке планеты влияют внутренние и внешние факторы. Солнце, Луна и иные космические тела вызывают различные явления на Земле, взаимодействуя с ней. Среди внутренних факторов можно отметить тектонические, геологические и климатические процессы.
Поиск природных ресурсов
Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.
Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.
Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.
Зачем нам география
На первый взгляд географическая наука кажется тяжело применимой в повседневном мире, многое автоматизировано. Да и в целом, люди хорошо понимаю зачем им математика, грамматика, чтение, информатика. А зачем человеку география? Есть 3 направления, из-за которых географию должен учить каждый:
- Знание основных процессов природы и хозяйствования человека. Это позволит понять, почему в вашем районе занимаются той или иной деятельность, куда отправляют товар из вашей страны, и откуда привозят другой товар. Как меняется и будет меняться природа и хозяйство.
- Знание основ географического мира. Вы сможете определять стороны света, выбирать лучшие страны для поездки в отпуск, будете знать насколько отличается ваше время с временем в другой стране (например, вам туда надо позвонить), какая погода в различных странах и так далее.
- Знание основ профессий. Многие современные профессии заставляют людей учить географию. Военный, моряки, летчики, геологи, строители, предприниматели — все должны иметь представление о науке.
Становление науки
Наука география (geo — земля, grapho — описание) долгие годы очень точно описывалась своим содержанием — наука об описании земли. Действительно, изначально география имела только описательный характер: описывались моря и океаны, страны и континенты. В древние времена развитием этой науки занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.
Эпоха Великих географических открытий (примерно 500 лет назад) продолжалась 2 века, и в это время география была царицей наук. Большое влияние на развитие тех событий сыграли торговцы, которые оплачивали путешествия географов, ожидая получения баснословных прибылей с открытых земель.
Описательный характер науки географии сохранялся до конца 18 века, когда земной карте не осталось «темных пятен». Все было открыто! Теперь одного описания было недостаточно, и перед наукой стали ставиться и другие задачи.
Старая карта мира