Как объяснить ребенку, почему идет дождь?

Как объяснить ребёнку, почему идёт дождь

Солнце прогревает землю — из-за того, что на планете много рек и озёр, свет касается и воды. Она в свою очередь нагревается и становится паром, который трудно увидеть. Здесь можно провести аналогию — присмотритесь, как закипает чайник или кастрюля с водой. Когда они нагреваются, появляется пар, который поднимается наверх, а крышка покрывается каплями.

Так же происходит с большими водоёмами. Когда в атмосфере образуется множество микроскопических капелек воды или кристаллов льда водяного пара в виде тучи, туча не выдерживает веса и отправляет капли обратно на землю. Иногда пар поднимается в одном месте, а ветер угоняет это облако пара с каплями, и они выпадают в другом. 

Как самому сделать радугу

Чтобы самому сделать радугу человеку понадобиться:

  • миска с водой;
  • белый лист картона;
  • маленькое зеркало.

Эксперимент проводится в солнечную погоду. Для этого в обычную миску с водой опускается зеркальце. Миска располагается так, чтобы солнечный свет попадающий на зеркальце отражался на листе картона. Для этого некоторое время придется менять угол наклона предметов. Поймав наклон можно наслаждаться радугой.

Наиболее быстрый способ самостоятельно сделать радугу – использовать старый CD-диск. Меняйте угол наклона диска под прямыми солнечными лучами и получите четкую яркую радугу.

Условия для возникновения радуги

Чтобы увидеть радугу на улице должны быть соблюдены два главных условия:

  • радуга появляется чаще, если солнце находится низко над горизонтом (закат или восход солнца);
  • нужно стоять спиной к солнцу и лицом к проходящему дождю.

Разноцветная дуга появляется не только после или во время дождя, а также:

  • поливая при помощи шланга огород;
  • во время купания в воде;
  • в горах у водопада;
  • в городском фонтане в парке.

Если лучи света отражаются от капли одновременно несколько раз, человеку удается увидеть двойную радугу. Она заметна намного реже обычной, вторая радуга заметна намного хуже первой и ее цвет идет в зеркальном отражении, т.е. заканчивается фиолетовым цветом.

Почему идет дождь? — Детская онлайн энциклопедия «Хочу всё знать»

С этим природным явлением сталкивался каждый человек. Все мы много раз прятались от дождя под зонтиками и давно привыкли проверять перед прогулкой нет ли туч на небе. А самые любопытные обязательно задаются вопросом, откуда берется этот дождь?

Откуда на небе берется вода для дождя?

Оказывается всё очень просто. Под действием солнечного тепла с поверхности Земли испаряются мельчайшие капельки воды. Эти капельки очень маленькие, почти невидимые глазу, такие маленькие капельки называются водяной пар.

Вода испаряется с листьев деревьев, с поверхности земли и даже с поверхности нашего тела. Больше всего воды, конечно, испаряется в виде пара с водной поверхности рек, озер, морей и океанов.

Испарения над водой можно увидеть ранним утром, когда пар начинает собираться в капельки прямо над водой. А ещё такой пар можно увидеть, когда кипит чайник.

Поднимаясь всё выше и выше пар попадает в холодные слои атмосферы и собирается в капельки воды и крошечные льдинки. Ведь температура наверху, где собираются облака, около нуля градусов. Ветер собирает капельки в огромные причудливые облака. Можно увидеть перед дождем, как белые облака собираются в тучу на глазах темнеют. Это потому, что в небе собирается такое большое количество воды, что она не пропускает солнечный свет.

Случается, что капельки из-за низкой температуры замерзают и вмести с каплями дождя падают на землю. Идет град.

Капельки в туче соединяются друг с другом, становятся все тяжелее и начинают падать на землю. Так начинает идти дождь.

Почему осенью дожди идут чаще?

Дожди в России осенью идут даже реже, чем летом.  По наблюдениям синоптиков наибольшее количество осадков выпадает в июне. А осенью из-за большого количества пасмурных дней нам кажется, что осень дождливая.

Зимой испаряющийся водяной пар даже не успевают собраться в капельки, а сразу из пара превращается в пушистые снежинки. Да-да, снежинки образуются именно из пара. И тогда вместо дождя зимой идет снег.

Круговорот воды в природе.

Теперь вы знаете как вода попадает в атмосферу и отчего идет дождь. Попав на почву в виде дождя или снега, вода уходит в подземные воды, в моря, океаны, речки, озера, и другие водоемы, и все начинается снова и снова. Этот природное явление назвали круговорот воды в природе.

Без такого круговорота воды наша планета превратилась бы в безжизненную пустыню.

Маленький круговорот воды вы можете устроить даже дома. Для это прозрачной крышкой и поставить на огонь. Вы увидите, как пар будет подниматься, оседать на крышке, в виде капелек. И капли будут падать вниз, чтобы снова, превратившись в пар, подняться вверх. Такой замечательный дождик в кастрюле.

Что происходит внутри облака?

Влага в облаках способна перемещаться на огромные расстояния – ее поддерживают восходящие потоки воздуха. На землю капли воды попадают только после того, как становятся достаточно крупными и тяжелыми. Внутри облака продолжается процесс конденсации пара: на мельчайшие капли воды оседают частички пара из воздуха.

Капли внутри облака двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом и соединяются между собой. Но облака – это не только скопления большого числа капель воды, это еще и масса мельчайших ледяных кристалликов. Если в облаке есть только водяные капли, их укрупнение происходит очень медленно – в одной капле дождя содержится около миллиона таких мельчайших капелек пара.
А если облако смешанное, то водяные капли находятся в нижней его части. А в верхней, в области более холодного воздуха, в облаке концентрируются те самые кристаллики льда. Дождь в таком облаке образуется довольно быстро. А иногда случается, что теплый воздух летом поднимается вверх очень быстро, и на большой высоте, под воздействием отрицательной температуры, капли массово превращаются в кусочки льда и выпадают на землю в виде града, не успевая растаять.

После того как начинает идти дождь, новые потоки влажного воздуха пополняют дождевое облако, и так продолжается до тех пор, пока поток влаги не ослабнет. Летом в каждом кубическом километре дождевого облака может содержаться около тысячи тонн воды. Самые крупные дождевые облака, из которых прольются настоящие ливни, образуются в жаркие дни, когда от поверхности земли в воздух поднимается большое количество испаряющейся влаги.

Облако растет, увеличивается в размерах и постепенно его верхушка достигает холодных слоев воздуха. Примерно на высоте восьми тысяч метров над землей температура воздуха может составлять до минус тридцати градусов. Именно при таком сильном холоде капли пара кристаллизуются в лед.

Часто при виде темной тучи мы думаем, что сейчас непременно пойдет дождь. Но самые мрачные серые тучи могут пройти мимо, не пролив ни капли влаги. Верный признак того, что облако действительно грозовое – его иссиня-свинцовый оттенок.

Научный ответ на детский вопрос

Старшим деткам поможет узнать ответ на вопрос, почему не падают облака, физика — точная наука. Ведь примерный объект, величина которого равна по своему весу одному полному облаку, — это слон. И очень трудно представить, как такая громадина может медленно перемещаться по небу и не падать вниз. Кроме того, согласно физике, все, что имеет хоть какой-то вес, подвержено земному притяжению. Но почему тогда облака продолжают парить?

На самом деле «белые кораблики» поддерживают в воздухе теплые потоки воздуха, что исходят от поверхности земли. Именно они и переносят в облака новые капли, тем самым наполняя их все больше. В определенный момент облако превращается в тучу, которая слишком тяжела для воздуха, идущего от земли. В результате вода, накопленная в ней, падет на землю. В зависимости от температуры воздуха в атмосфере, осадки могут различаться. Чем она ниже, тем вероятнее снег.

Таким образом, вот главная причина, почему облака не падают на землю зимой, летом или в другое время года.

Интересные факты

  • Самый долгий дождь шел, не прекращаясь, 245 дней. Этот случай произошел на Гавайях и был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
  • Оказывается, в пустыне нередко идут дожди, но из-за высокой температуры воздуха они не успевают достигнуть земли, просто-напросто испаряясь на лету.
  • Вот уже целый век в городе Уайнсберг, США, ежегодно идет дождь 29 июля. Этот удивительный факт остается необъяснимым.
  • В африканской стране Уганде дождь идет около 250 раз в год.
  • В Лондоне по четвергам идут дожди гораздо чаще, чем в любой другой день недели.
  • Некоторым людям лучше посидеть дома во время этого природного явления, так они страдают аллергией на дождь и это может быть опасно для их жизни.

Наверняка теперь вы без труда сможете ответить ребенку на вопрос, почему идет дождик, доступным языком, и сумеете заинтересовать его полезной информацией, связанной с этим чудным природным явлением.

Как образуется

Люди часто задаются вопросом, откуда берется дождь. Образование дождя начинается с его зарождения в облаках. Вначале происходит испарение влаги с Земли — с рек и озер, морей, городских луж и других источников. Пар исходит даже с листьев деревьев и с нашего тела. Теплый воздух поднимается ввысь — в процессе отдаления от поверхности Земли воздух становится прохладнее. Возникает противоположный испарению процесс — конденсация. Вода превращается из газообразного состояния в жидкое.

Облака появляются при столкновении двух масс воздуха с разной температурой. При этом пар в них должен быть близок к переходу из газообразного состояния в твердое.

Формирование капель происходит только в том случае, если в нижних слоях атмосферы вследствие определенной температуры жидкость находится в двух или трех агрегатных состояниях. Когда в облаке становится больше паров переохлажденного воздуха, чем кристаллических капель, при одинаковой температуре 0 °C, переохлажденные пары выдавливают кристаллы льда. При нагреве они тянут за собой пар – вот почему идет дождь.

Следующий интересный вопрос — какие именно бывают дожди, и чем они различаются между собой.

Почему идет дождь – презентация для детей, картинки и видео, конспект и сообщение

Дождь – это капли воды, выпадающие из облаков. Это природное явление встречается довольно часто осенью и весной, да и лето с зимой без дождя никак не обходятся. Давайте разберемся, как же вода образуется на небе и почему идет дождь?

Почему идет дождь?

Большая часть нашей планеты покрыта водой океанов, морей, озер и рек. Солнце способно прогревать поверхность всей нашей земле. При попадании солнечного тепла на поверхность воды, часть жидкости становится паром. Это имеет вид едва заметных капель, поднимающихся вверх. Например, все видели, как кипит чайник при нагревании. При кипении, пар из чайника выходит наружу и поднимается вверх. Также и пар из поверхности земли поднимается к облакам под дуновением ветра. Поднимаясь выше, пар попадает высоко в небо, где температура около 0 градусов. Капли пара собираются в огромные облака, которые под воздействием низких температур образуют дождевые тучи. Поскольку капли пара тяжелеют из-за низких температур, они превращаются в дождь.

Куда попадает дождь, падая на землю?

Попадая на поверхность земли, капельки дождя уходят в подземные воды, моря, озера, реки и океаны. Затем начинается новый этап преобразования воды с поверхности в пар и формирование новых дождевых облаков. Это явление получило название круговорот воды в природе.

Схема

Можно ли пить дождевую воду?

Дождевая вода может содержать в себе ряд вредных элементов, которые нельзя употреблять человеку. Для питья люди используют чистую воду из озер и рек, которая прошла очистку проходя через слои земли. Под землей вода впитывает много полезный микроэлементов, полезных для здоровья.

Как сделать дождь дома?

Чтобы посмотреть, как образуется дождь, можно провести небольшой опыт с кастрюлей наполненной водой при присутствии взрослых. Кастрюлю с водой необходимо поставить на огонь и придерживать крышкой. Чтобы вода оставалась холодной, можно положить пару кубиков льда. В процессе нагревания, верхняя часть воды будет медленно преобразовываться в пар, оседая на крышке. Затем капельки пара начнут собираться, а уже большие капли будут стекать с крышки обратно в кастрюлю с водой. Вот и получился дождь прямо у вас дома!

Вопросы почемучки про снег

3 February, 2016

Наша Ксюша стала почемучкой. А мама и папа стали ходячими мини-энциклопедиями. Поэтому мы решили в помощь родителям таких же почемучек создать новый раздел “Детские вопросы” и публиковать в нём ответы на самые частые детские вопросы. Мы постараемся максимально адаптировать все ответы для детей дошкольников, чтобы родителям было проще объяснять им сложные законы природы.

Сейчас зима и поэтому, конечно, в ТОПе у почемучек находятся вопросы про снег :) Поэтому мы публикуем наши ответы на самые снежные вопросы.

Что такое снег?

Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега. Растаявший снег испаряется или стекает в ручьи, откуда снова начинает свой путь на небо.

Почему снег белый?

Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.

Почему снег и лёд тают от соли?

Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.

Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.

Какой снег тает быстрее?

Быстрее тает грязный снег, потому что:

  1. В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега.
  2. Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.

Можно ли есть снег?

Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий, содержится много тяжёлых металлов и других токсичных веществ, которые очень опасны для человека. Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.

Высоко в горах выпадает чистый снег без опасных примесей, однако такая вода тоже неполезна для организма, поскольку в ней не хватает важнейших солей, которые обычно есть в питьевой воде. Вывод один: есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья.

Есть ли на свете одинаковые снежинки?

Больше ста лет назад, когда только появились первые фотоаппараты, один человек по прозвищу “Снежика” решил сфотографировать снежинки под микроскопом. Он сделал 5000 снимков, но ни один узор снежинок так и не повторился. Прошло много лет, а учёные до сих пор спорят: бывают ли одинаковые снежинки. Они даже создали 2 снежинки-близняшки в своей лаборатории, но это всё равно не поставило точку в их споре. Начав очередное исследование, учёные пришли к выводу, что у снежинок может отличатся не только внешний узор, но и внутреннее строение. Это означает, что даже если снежинки одинаковые внешне, то скорее всего их внутреннее строение всё равно отличается.

Мы будем очень рады, если наши ответы на вопросы почемучек помогут вам в разговоре с малышом на снежную тему :)

А чтобы регулярно получать от нас статьи, идеи и материалы для игр с детьми, подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”. У нас точно будет, чем вас порадовать!

Желаем вам приятных и увлекательных разговоров с почемучкой!

← Развивающие игры с пуговицами Монтессори-приложения для iPad →

Развитие речи. 1-й класс

III. Знакомство с текстом

У. Послушайте внимательно текст.

Текст написан на доске. Учитель вслух
читает текст.

Дождь

Сегодня дул порывистый ветер. На небе
появилась большая темная туча. Хлынул проливной
дождь. Он громко стучал по крышам. К утру дождь
перестал. В воздухе запахло сыростью.

– О чем говорится в рассказе?

Дети. В рассказе говорится о
дожде.

У. Какие слова использованы в
тексте для описания дождя?

Д. Проливной.

У. Какие еще слова говорят о том,
что дождь проливной?

Д. Хлынул, громко стучал.

У. О каких еще явлениях природы
говорится в рассказе?

Д. О ветре, о тучах.

У. Как вы думаете, почему дождь
был проливным?

Д. Тучи были большие, темные,
капельки воды не могли удержаться в воздухе.

У. Молодцы! Прочитаем рассказ
еще раз и постараемся его запомнить.

Дети читают текст хором.

– Кто запомнил?

Два-три ученика пересказывают.
Учитель закрывает текст листами бумаги.

Зарядка для пальцев:

V. Подготовка к написанию изложения
по вопросам

У. Изложение вам помогут
написать вот эти вопросы. На доске записаны
вопросы, с правой стороны от них – опорные слова.
Ответьте на первый вопрос.

На доске:

1. Какой дул ветер?

(Порывистый.)

– Какие слова уже есть в вопросе?
Какие слова надо добавить?

Д. Порывистый.

У. Какое первое слово будем
записывать в этом предложении?

Д. Сегодня.

У. Какое вторым?

Д. Дул.

У. Какое слово будет третье?

Д. Порывистый.

У. А четвертое?

Д. Ветер.

Учитель открывает первое
предложение. Подчеркивает орфограммы в словах
зеленым мелом.

У. Что мы составили?

Д. Предложение.

У. Как пишется первое слово в
предложении?

Д. С большой буквы.

У. Какой знак должен стоять в
конце предложения?

Д. Точка.

У. Прочитайте второй вопрос и
ответьте на него.

На доске:

2. Какая туча появилась на
небе?

(Большая, темная.)

– Назовите в слове туча
изученную орфограмму.

Д. Ча пиши с буквой а.

У. Что обозначает мягкий знак в
словах появилась, большая?

Д. Обозначает мягкость согласного
звука.

У. Прочитайте третий вопрос.
Ответьте на него.

На доске:

3. Какой хлынул дождь?

(Проливной.)

– Ребята, еще раз внимательно
прочитайте это предложение. Запомните, как
пишутся слова.
Ответьте на четвертый вопрос.

На доске:

4. Как стучал дождь по
крышам?

(Громко.)

Перед составлением предложения
учитель обращает внимание учеников на слово дождь.
Его надо заменить словом он, чтобы не было
повторов. Аналогично проводится работа по
предложениям 5 и 6

Аналогично проводится работа по
предложениям 5 и 6.

На доске:

5. Когда перестал дождь?

6. Чем запахло в воздухе?

(К утру.) (Сыростью.)

У. В слове сыростью назовите
известную орфограмму.

Д. Разделительный ь
пишется после согласных перед гласными я,
е, ё, ю, и.

У. Прочитаем рассказ полностью
еще раз, обратим внимание на подчеркнутые
орфограммы

VII. Итог урока

У. Чему мы учились на уроке?

Д. Учились строить и записывать
предложения по вопросам.

У. Кому было трудно, легко? В чем
затруднялись?

Ход НОД.

1. Загадывание загадки о дожде :

«С неба пришел и в землю ушел».

— Ребята, скажите, откуда появляется дождь?

2. Загадывание загадки о туче:

«Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе».

3. Рассказывание сказки о туче:

— В гости к нам пришла капелька – девочка и принесла нам сказку о туче. Послушайте, внимательно эту сказку.

«Однажды в жаркий летний день на горе летал теплый ветер, а за лесом прятался холодный ветер. Теплый ветер грелся на солнышке и от его тепла стал легким, как перышко. И когда ему стало совсем жарко, поднялся к облакам и улетел. Холодный ветер тотчас выскочил из-за деревьев, загудел «У-У-У» и полетел к горе, схватил облака и стал их сталкивать друг с другом. Облаков собралось так много, что они превратились в тучи. Холодный ветер еще сильнее толкал тучи – от ударов появились искры, загрохотал гром. Внутри туч капельки — пар прижимались одна к другой все ближе и ближе, становились крупнее и тяжелее. Самые крупные и тяжелые стали падать на землю – потекли по земле ручьи – напоили траву, цветы. Выглянуло солнышко, его лучи отразились в капельках радугой. Красиво стало на земле. Дождь кончился».

— Так как же получается дождь?

4. Подбор прилагательных к существительным дождь, туча, ветер:

— Скажите, а дождь (туча, ветер, какой (какая?

Дождь – мокрый, холодный, сильный, теплый, мелкий….

Туча – большая, темная, тяжелая, синяя….

Ветер – сильный, холодный, тяжелый, тихий….

5. Физкультминутка «Облака»

По небу облака плывут, Ходьба в разных направлениях.

Вот козочка, вот со щупальцами спрут, Изображение животных.

А вот кудрявая овечка.

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая, Ходьба на носочках.

Плывут вперед, забот не зная,

Спрут, козочка, овечка, слон, Изображение животных.

Похожие на летний сон. Садятся на ковер.

6. (показ слайд — шоу «Такой разный дождик»).

Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода».

В природе путешествует вода,

Она не исчезнет никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянись,

В природу вглядись…

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница чудо – вода!

7. Заключительная беседа.

— О чем мы сегодня говорили?

— Почему идет дождь?

— Для чего нам нужна вода?

— Что расскажите дома о дожде?

— Хотите поиграть?

8. Игра «Рождение реки».

Игровое задание: «Превратиться в капельки и вместе смоделировать круговорот воды в природе и процесс рождения реки.

Ход игры: предлагаем детям стать капельками, а группа будет тучкой.

Ветер тучи собирает

и капельки вместе собирает. (берутся за руки, образуя круг)

По земле ручейком побежали. (ходьба «змейкой» 2-3 группы)

Ручейки вместе собрались- (образуют круг, изображают волны)

В реку превратились широкую, быструю.

В небе солнышко жаркое светит (дети разбегаются по одному)

Капелек в гости приглашает

В облачко собирает. (дети собираются в круг)

Что такое, по-вашему, дождь? Казалось бы, нет ничего проще – навалились тучи, налились океанской влагой и пролились дождем. Вот и весь механизм. Что тут еще можно придумать? Оказывается, все намного сложнее.

В принципе, вышеописанная модель не является
абсолютно неправильной, но, как вы уже догадались по двойному «не», она
лишь в общих чертах обрисовывает сложнейший, в известной степени
мистический процесс, столь удачно детерминированный Пятачком: «Тц-тц-тц…
кажется, дождь начинается». Признаки начинающегося дождя мы
прекрасно знаем: набрякшее небо, неоднородная темень, низколетящие
птицы, быстро бегущие мужчины с целлофановыми пакетами на головах. А вот
что касается самого, так сказать, химизма происходящего, то тут
большинство из нас потупляет взор, как бы признаваясь в собственном
невежестве. Не надо этого смущаться. Даже великие ученые современности –
и те не могут проникнуть в тайну дождя, и оттого ведут бесконечные
дискуссии, временами перерастающие в нервные споры. Обратимся же к ним.

Итак, начинается все с учебника географии. На картинке – суша, океан,
небо, круговорот воды в природе. Над доской карта Союза
Советских Социалистических Республик, на которой красной точечкой
обозначены мама, папа, я. Но вернемся к химизму. Вода испаряется с
поверхности мирового океана, рек, озер и прочих водоемов; пар,
поднимаясь в атмосферу, мало-помалу охлаждается. Происходит конденсация –
в результате образуется взвесь мелких капелек – их еще нельзя назвать
дождевыми, поскольку они слишком легки, чтобы под действием силы тяжести
достичь земли. В диаметре они не превосходят человеческий волос. Для
превращения в полноценные дождины им необходимо набрать достаточный вес,
а возможно это только путем коагуляции, то есть, слияния с другими
каплями. Можно было бы сравнить движение этих частичек с
Броуновским движением, однако здесь имеется целый ряд довольно стройных
законов распределения, поэтому сходство лишь визуальное, или даже,
скорее, воображаемое. Капли движутся в нисходящих и восходящих потоках
воздуха, попадают в зоны турбулентности, ускоряются и слипаются на
границе облаков. Вот как раз здесь и начинаются разнотолки. Этот процесс
неоднократно воссоздавался на компьютере, и всякий раз минимальный
период каплеобразования получался весьма продолжительный – как минимум
два часа. Пожалуй, логично предположить, что, пока вся мелочь слипнется в
более крупные формации, пройдет немало времени. Да – но ведь порой
среди ясного неба откуда ни возьмись появляются тучи, а спустя
пятнадцать минут дождь уже льет, простите за антинаучные высказывания,
как из ведра! Где тут ваша хваленая модель? Сбоит!

Объяснения этому «ускорению» до сих пор нет, и можно лишь высказывать
бесконечные предположения, чем и занимаются прославленные
естествоиспытатели. Ученые разделились в этом вопросе на два
лагеря; в основе идей первого – гипотеза о перемешивании, гласящая, что
частицы воды, попав в атмосферные микровихри, получают дополнительный
разгон, благодаря чем коагуляция идет намного быстрее. Второй лагерь
исповедует теорию захвата, согласно которой рост капель существенно
интенсифицируется за счет смешения масс сухого и влажного воздуха на
границах облаков.

Время от времени появляются аргументы в пользу той или иной компании,
однако подтвердить или опровергнуть их предположения нет никакой
возможности – в основном из-за сложности аппаратурного оформления
экспериментов в атмосфере. Например, недавно американским
исследователям удалось собрать данные о размерах капель в «зонах
перемешивания» и путем статистического анализа установить, что на
границе облака иногда появляются даже «сверхдождины», превосходящие по
объему обыкновенные дождевые капли. Это свидетельствует в пользу теории
захвата. Но это вовсе не означает, что она – единственно верная.
Кажется, дождь начинается… 

Как образуется дождь в природе

Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.

С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака.

В процессе круговорота воды в природе происходит циклическое перемещение воды в земной атмосфере. В это цикл входит испарение, конденсация и осадки. К последним относятся дождь всех видов, снег, иней и т.д.

Интенсивность испарения зависит от температурного фактора, влажности  и скорости перемещения воздушных потоков – ветра. Атмосферный водяной пар по большей части поставляется из теплых областей – океанических тропиков и субтропиков.

В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления.  Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака.

Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя.

При этом капли, находящиеся в верхней капли облака могут оставаться жидкими даже при температуре ниже 0° С, они пребывают в переохлажденном состоянии. Такие капли при определенных обстоятельствах могут преобразовываться в снежинки и выпадает снег, но если достаточно тепло, то до земли эти снежинки долетают уже в виде дождевых капель. И это еще один ответ на вопрос: как образуется дождь?

Таким образом, дождь является составляющей частью вечного движения воды в природе. И если по каким-либо причинам вода перестанет испаряться с земной поверхности, мы лишимся дождей, их живительной силы.

Видео, популярно объясняющее процесс образования дождя:

В природе все взаимосвязано и если что-то вмешивается в происходящие в ней процессы, может произойти все что угодно, вплоть до экологической катастрофы. Сегодня первые звоночки проявляются в виде кислотных дождей.  Атмосферный водяной пар соединяется с газообразными выбросами промышленных предприятий и на землю выпадает уже не чистая живая вода, а кислота, воздействие которой может быть самым неблагоприятным как для живых организмов, так и для созданных человеком сооружений.

Почему где-то больше дождя, а где-то совсем мало

В течение года на землю выпадает более 500 тысяч кубических километров атмосферных осадков, и только 21% из них выпадает на суше, все остальные — над океаном.

На количество и распределение осадков влияет много факторов: температура воздуха, атмосферное давление, рельеф, ветры, океанические течения и смены сезонов. Максимальное количество осадков приходится на области пониженного давления с восходящими потоками воздуха.

В экваториальных широтах в среднем выпадает 1,5–2 тысячи миллиметров в год, в умеренных — до тысячи миллиметров. Минимальное количество осадков характерно для областей с высоким давлением и нисходящими потоками воздуха. 

В тропиках количество осадков составляет 100–400 миллиметров, в полярных областях — до 100–200 миллиметров.

Ход совместной деятельности.

(встаем в круг)

Воспитатель:

Какой чудесный день сегодня,

Как много к нам пришло гостей,

Давайте пожелаем им здоровья

И скажем «Здравствуйте!» скорей.

У меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. А вы хотели бы поделиться своим настроением? Тогда соберите хорошее настроение в ладошки и несите его ко мне. Посмотрите, как много стало хорошего настроения. А давайте поделимся им с гостями, подбросим вверх, подарим им свои улыбки. Смотрите, наши гости улыбаются. Думаю, что наше хорошее настроение передалось и им.

Давайте проведем зарядку бодрости и выполним упржнение:

Мои ушки слышат все,

Мои глазки видят все.

Теперь вы готовы меня слышать, видеть и можем начать нашу деятельность

Загадка: Шумит он в поле ив саду,

А в дом не попадет.

И ни куда я не иду.

Пока он не пройдет.

Подсказка: это явление природы, осадки.

(слайд 1 загадка).Ответ детей (слайд 2)Правильно, это дождь Слайд 3, слайд 4 + звук дождя на магнитофоне

Воспитатель: берёт облако

Знаете, у меня есть подружка тучка, и она периодически мучается одним вопросом «Почему идет дождь?» оставить слайд 4

А как вы думаете, почему идет дождь. (мозговой штурм).

Воспитатель:

Ну а я предлагаю вспомнить,с вашей помощью, круговорот воды в природе. Послушайте сказку. (слайд 5).

Жил–был ветерок, слайд 6 он был невидим, ветерок резвился, шекотал траву, качал деревья. И ему стало скучно и одиноко, позвал тогда ветерок солнышко. Слайд 7 Солнышко светило очень ярко, и оно стало нагревать озеро, Вода в озере стала испаряться, слайд 8 превращаться в пар, пар лёгкий и поэтому он поднимается все выше и выше, собираясь в паровое облако слайд 9 .Ветерок поднимает эти облачка все выше и выше слайд 10., они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее и образуют облако Вверху наши капельки охлаждаются, замерзают и превращются в льдинки, тяжелеют, не могут удержаться в облаке и падают вниз. Слайд 11, А внизу их ждёт теплый ветерок, они тают и превращаются в дождь. Слайд, 12 Дождь образует ручейки слайд 13, которые стекают в озеро Таким образом, происходит круговорот воды в природе.

Предлагаю поиграть в речевую игру «Какие дожди вы знаете».

(слайд 14 косой дождь).

(слайд 15 ситничек)

(слайд 16 ливень)

Ребята, перед тем, как нам отправиться в лабораторию и опытным путём доказать, «Почему идет дождь?», я предлагаю провести разминку.

Физминутка:(с места начать)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте) Берем за руки детей

Весело стало нам! А теперь прошу к столам!

А вы знаете, что такое лаборатория? — Давайте сегодня мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты.

— Приступим к нашему исследованию.

1) Мы выясним, как образуется пар.

— трогаем стакан руками – ответ детей

— опустить руку к пару. Что чувствуем – ответ детей

— возьмите большой стакан и опустите вверх дном на маленький стакан. Что вы наблюдаете – ответ детей

— что это такое. Как он образовался – ответ детей.

— поднимаем стакан и проводим пальцем. Что вы видите? – ответ детей.

ИТОГ: подводит воспитатель. что пар это вода, облака и тучи тоже состоят из воды.

Воспитатель хвалит детей за опыт.

Воспитатель

Теперь предлагаю перейти к следующему столу, и выяснить почему идет дождь? На столах стоит готовый опыт

— какая в стакане вода

— что вы наблюдаете на стенках стаканы

— какой контейнер.

— поднимите контейнер и потрогайте крышку. Что ощущаете? Почему.

— поднимите крышку и посмотрите, что образовалось.

Воспитатель рассказывает детям, как провести этот опыт от начала

Вывод, что дождь идет из тех туч, где пар достаточно остыл.

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Дождик». Воспитатель смотрит в окошко и произносит: Смотрит солнышко в окошко, наши глазки жмурятся, мы захлопаем в ладошки и бегом на улицу. Побежали все.

Топай, топай веселей, хлопай-хлопай по-дружней. Посмотрите, дождь идёт. Скорей домой.

Дети забегают в домики.

Дождик, дождик, веселей, капай, капли не жалей. Только нас не замочи, зря в окошко не стучи

Сидят на стулья и делается вывод Какую проблему мы сегодня с вами решили. Воспитатель берёт тучку. А теперь речевая игра «Какую пользу приносит дождь.» слайд 18, 19

Я благодарю вас за участие.

10 самых дождливых мест на Земле

‍1. Маусинрам, Индия — 11 871 мм осадков в год.2. Черапунджи, Индия — 11 777 мм осадков в год.3. Тутунендо, Колумбия — 11 770 мм осадков в год.4. Река Кропп, Новая Зеландия — 11 516 мм осадков в год.5. Остров Биоко, Экваториальная Гвинея — 10 450 мм осадков в год.6. Дебунджа, Камерун — 10 299 мм осадков в год.7. Биг Бог, Гавайи — 10 272 мм осадков в год.8. Ваиалеале, Гавайи — 9 763 мм осадков в год.9. Кукуи, Гавайи — 9 293 мм осадков в год.10. Эмэйшань, Китай — 8 169 мм осадков в год.

Для сравнения можно вспомнить место, где зафиксировано самое минимальное количество дождя. Это пустыня Атакама, которая находится в Южной Америке. И там в среднем выпадает 10 миллиметров осадков за целый год!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: