Всеобщая история

Обсудим!

1) Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Я бы хотела узнать, как жили наши далёкие и не очень далёкие предки, чем они занимались, о чём мечтали, в каких занятиях проводили своё время.

2) Какие исторические источники расскажут о нашем времени?

О нашем времени расскажут книги, архитектура, интернет, газеты, фотографии, предметы быта, монеты, воспоминания очевидцев.

3) Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?

С помощью авиаразведки археологи могут обнаружить останки древних сооружений, найти древние города, дороги, странные огромные надписи.

4) Какие науки помогают археологам в их работе?

Интересные факты в мире археологии:

В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди. 

Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.                           

Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.

Формационный и цивилизационный подходы

Среди подходов к изучению истории можно выделить два основных — ​формационный и цивилизационный.Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества — ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. В основу формационного подхода было положено учение немецкого философа К. Маркса, который говорил о становлении коммунистической формации после капитализма. Недостатком формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, мало внимания уделяется роли личности в истории.Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина.

Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса

Мир для историка — это не только прошлое, которое он непосредственно изучает. Для историка мир также и настоящее, и даже будущее, потому что история — это такая наука, которая изучает прошлое, чтобы понять настоящее, и возможно заглянуть в будущее человечества.

Историк имеет дело с памятниками истории и культуры. Он изучает древние книги, библиотеки, устное народное творчество, былины, легенды и сказки. Историк изучает мир по следам, оставленным людьми в прошлом, любые предметы быта могут стать неоценимы историческим свидетельством.

История выясняет закономерности развития человеческой цивилизации в прошлом, описывает влияние прошлого на настоящее, и говорит о том, как повлияют события прошлого на наше будущее.

Мир с точки зрения историка полон тайн и загадок, но он прекрасен.

История как наука и учебная дисциплина

Слово «история» греческого происхождения, в дословном переводе означающая рассказ о прошлом, об узнанном.

История – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно, исследовано.

История применительно к обществу обозначает:

  • Реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни.
  • Наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и многообразии

Современное понимание истории

История — это наука изучающая в пространственно – временных измерениях процесс возникновения, становления и развития человеческого общества, отдельных цивилизации, стран и народов во всей их конкретности и многообразии.

Полибий об Истории: Древнегреческий историк Полибий ( около 200 – 120 гг. до н.э.) называл «история учительница жизни», История наставница жизни – говорили древние.

Потребность в исторических знаниях возникает в 17 столетии, когда начинается естественно научные революции, когда возникает интерес к прикладной стороне исторического знания, когда надо было не только установить исторические факты и события, но и объяснить, почему исторический процесс пошел в данном, а не в ином направлении.

В России история, как наука и учебная дисциплина сложилась примерно в 18 веке, когда появилась потребность людей восстановить события, минувших лет и объяснить, как эти события возникли, как они взаимосвязаны с собой, какие уроки из прошлого можно извлечь в назидание потомков.

Именно в 18 веке появляется первый систематизированный труд Российской истории – это работа Татищева под названия История российская с самых древнейших времен. В 18 столетии был написан еще один труд – Щербатов «История российская с древнейших времён» .

В зависимости от объекта исследования, его широты история подразделяется на всеобщую или всемирную историю, историю отдельных стран и народов(история США, Канады) отдельных континентов ( история Азии, Африки) отдельных цивилизаций.

В зависимости от хронологических рамок, в которых изучается тот или иной объект, всеобщую историю делят на историю первобытного общества, древняя историяя ( до 5 в. н.э), история средних веков ( 6 – 15 в) новая история ( 16 -17в) и новейшая история ( с 19 столетия до наших дней).

Отечественная история

Отечественная история –научная дисциплина, изучающая процесс возникновения, формирования и развития российского общества и государства с древнейших времен и до наших дней.

Согласно еще одному определению – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Изучить и понять своеобразие, особенности исторического развития Российского государства – основная цель курса истории Отечества

Отечественная История, как наука и учебная дисциплина выполняет в обществе ряд социально значимых функций:

ü Прогностическая функция – главное предназначение заключается не только в удовлетворение личных познавательных интересов, но и в усвоение исторического опыта и прогнозирование будущего.

ü Интеллектуально- развивающая функция – способствует расширению политического кругозора человека, формированию его общей и политической культуры

ü Мировоззренческая функция – формировать научное мировоззрение- взгляды на мир, общество, законы его развития.

ü Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданственности, осознание своей причастности к прошлому, настоящему, будущему страны

Вопрос №3 Методология исторической науки

В современной исторической науки активно обсуждается вопрос, а том с каких методологических позиций необходимо изучать далекое и недавнее прошлое.

Смысл и назначение истории как науки

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о вой­не греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — ​покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей

В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях

Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рацио­нальный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.

Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Чем занимается и где трудится историк?

Историческая наука – это целый комплекс научных отраслей. Учёный, занимающийся историей, изучает всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов (отечественная историю).

Также  есть учёные-историки, занимающиеся изучением первобытного мира, древности, средневековья и нового времени.

Есть историки, изучающие экономическую историю, военную историю, историческую географию и историографию. Отдельные историки специализируются в археологии и этнографии.

История культуры, науки и техники также изучается историками в соответствующих разделах наук (история математики, история астрономии и так далее) и видов искусства (история музыки, история театра и так далее).

Историки могут изучать тот или иной регион нашей планеты, например, учёные-историки в области африканистики изучают историю континента и народов Африки, учёные-историки в области балканистики изучают историю Балканского полуострова и историю населявших и населяющих его народов.

Историки могут быть экскурсоводами. Восстановлением памятников истории и культуры занимаются реставраторы, которые также относятся к историкам.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.

2) Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.

Сочинение об исторических музеях моего города для 4 класса

В моём городе Москве есть много исторических музеев, но главным является Государственный исторический музей, который находится на Красной площади.

Уже само здание музея представляет собой немалую историческую ценность. Оно построено в конце 19 века в старинном русском стиле.

В музее собрана богатейшая историческая коллекция, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.

В музее действуют выставки старинной живописи, иконописи, дерева и мебели, археологических находок, драгоценных металлов и многие другие.

Сотрудники музея проводят научные работы, изучают исторические источники, читают лекции, проводят экскурсии.

Хотя и выставка старинного костюма оказалась не менее интересной. Я никогда не думала, что люди в прошлом умели так красиво и хорошо одеваться.

Вопросы

1. Проследите эволюцию понятия «история». Сформулируйте современное определение истории как области научного знания.

2. Составьте ментальную карту или схему «Основные понятия исторической науки».

2–1. Охарактеризуйте каждый этап развития исторической науки. Используйте для этого данные таблицы п. 2.2. Какие важнейшие изменения в исторической науке произошли на современном этапе?

3. Какие центры исторических исследований существуют в вашей области или городе? Выясните, какие исторические исследования они проводят и какие работы были ими изданы.

4. Подготовьте с привлечением дополнительных источников сообщение в формате статьи для Википедии об одном из известных белорусских историков.

5. Напишите эссе «Значение изучения истории для формирования современного человека».

6–1. Какие проблемы существуют при реконструкции исторического прошлого? Как эти проблемы можно преодолеть?

Чем занимается археолог?

В археологии исследуются отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые древние комплексы (поселения, клады, могильники), которые учёные открывают археологическими раскопками.

На основании своих открытий учёные-археологи восстанавливают общественную и хозяйственную историю целых эпох, которые очень мало или совсем не освещены письменными источниками.

Археология сформировалась как наука к началу 20 века. До этого времени археология, изучавшая античный мир (Древнюю Грецию и Древний Рим) имела искусствоведческую направленность, то есть изучала древнее искусство.

Археологию как науку разделяют по эпохам: археология каменного века, археология бронзового века и так далее.

Иногда археологию разделяют по изучаемым странам и культурно-историческим областям, а также по этническим (народным) признакам, например, славяно-русская археология.

↑тСМЙЖХХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ

аСДСВХ ЙНЛОКЕЙЯМНИ ЯТЕПНИ МЮСВМНЦН ОНГМЮМХЪ НАЫЕЯРБЕММНЦН ПЮГБХРХЪ, ХЯРНПХЪ, ЙЮЙ КЧАЮЪ ДПСЦЮЪ МЮСЙЮ, Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ БШОНКМЪЕР ОНГМЮБЮРЕКЭМСЧ (НМРНКНЦХВЕЯЙХ-ОНГМЮБЮРЕКЭМСЧ) ТСМЙЖХЧ. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ДЮ╦Р БНГЛНФМНЯРЭ СЯРЮМНБХРЭ ЯБЪГХ Х БГЮХЛНБКХЪМХЪ ЛЕФДС ЪБКЕМХЪЛХ, БШЪБХРЭ РЕМДЕМЖХХ ХГЛЕМЕМХИ Б НАЫЕЯРБЕ, ОПНЪЯМХРЭ ЛЕЯРН ВЕКНБЕЙЮ ХКХ НРДЕКЭМШУ ЯННАЫЕЯРБ КЧДЕИ Б ОЕПЛЮМЕМРМН ЛЕМЪЧЫЕИЯЪ ЙЮПРХМЕ АШРХЪ, ОНЙЮГЮРЭ НПЦЮМХВМНЕ ЕДХМЯРБН ОПНЬКНЦН, МЮЯРНЪЫЕЦН Х АСДСЫЕЦН, ОПЕДКЮЦЮЕР НАЫЕЯРБС ЯСФДЕМХЪ Х БШБНДШ, ЙНРНПШЕ ДНКФМШ ОНЛНВЭ ХГАЕФЮРЭ ОНБРНПЕМХЪ ЯНБЕПЬ╦ММШУ Б ОПНЬКНЛ НЬХАНЙ (РЮЙ МЮГШБЮЕЛШЕ, «СПНЙХ ХЯРНПХХ»). нДМНБПЕЛЕММН ХЯРНПХЙ, ОНДНАМН КЧАНЛС ДПСЦНЛС ВЕКНБЕЙС, ГЮМЪРНЛС ХМРЕККЕЙРСЮКЭМШЛ РПСДНЛ, ГЮМХЛЮЕРЯЪ ЯБНХЛХ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛХ МЕ РНКЭЙН ПЮДХ ДНЯРХФЕМХЪ ЙНМЙПЕРМНИ ОПЮЙРХВЕЯЙНИ ЖЕКХ, МН РЮЙФЕ СДНБКЕРБНПЪЕР ЯНАЯРБЕММШИ ОНГМЮБЮРЕКЭМШИ ХМРЕПЕЯ.

яКЕДСЧЫЮЪ БШОНКМЪЕЛЮЪ ХЯРНПХЕИ ТСМЙЖХЪ – ЙНЛЛСМХЙЮРХБМЮЪ. хЯРНПХЙХ МЕ ОПНЯРН МЮЙЮОКХБЮЧР МЕЙХИ НАЗ╦Л ХМТНПЛЮЖХХ, МН Х ОЕПЕПЮАЮРШБЮЧР Е╦ ДКЪ ЮЙРСЮКЭМНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ Б МЮЯРНЪЫЕЛ Х АСДСЫЕЛ. аКХГЙЮ ОН ЯБНХЛ ГЮДЮВЮЛ Й ЙНЛЛСМХЙЮРХБМНИ ЕЫ╦ НДМЮ ТСМЙЖХЪ ХЯРНПХХ – ЯНУПЮМЕМХЕ ЯНЖХЮКЭМНИ ОЮЛЪРХ. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ РПЮМЯКХПСЕР ГМЮМХЪ Н ОПНЬКНЛ МНБШЛ ОНЙНКЕМХЪЛ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ, ТНПЛХПСЕР ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ Н ЯБЪГХ БПЕЛ╦М, Н ПЮГКХВМШУ ЮЯОЕЙРЮУ ЯНЖХЮКЭМНИ ОПЮЙРХЙХ. мЮПЪДС Я ЪГШЙНЛ, НАШВЮЪЛХ Х РПЮДХЖХЪЛХ, Ю РЮЙФЕ ЙСКЭРСПНИ Х ПЕКХЦХЕИ ХЯРНПХЪ ЯКСФХР НДМХЛ ХГ ЦКЮБМШУ ЯПЕДЯРБ ПЕОПЕГЕМРЮЖХХ ЯНАЯРБЕММНИ ХДЕМРХТХЙЮЖХХ ДКЪ ЖЕКШУ МЮПНДНБ Х НРДЕКЭМШУ КЧДЕИ, ЯОНЯНАЯРБСЕР ХМРЕЦПЮЖХХ НАЫЕЯРБЮ, ЯНГДЮ╦Р ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ НА НАЫЕИ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЯСДЭАЕ. я ЩРХЛ ОПЪЛН ЯБЪГЮМШ ТХЙЯЮЖХЪ Б ОЮЛЪРХ КЧДЕИ БЮФМЕИЬХУ ЯНАШРХИ Б ФХГМХ НАЫЕЯРБЮ, БШПЮАНРЙЮ ХДЕНКНЦХХ ЦНЯСДЮПЯРБ, ОНКХРХВЕЯЙХУ БНГГПЕМХИ Х ДНЙРПХМ, ОПНЦПЮЛЛ НАЫЕЯРБЕММШУ ДБХФЕМХИ. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ТНПЛХПСЕР ХЯРНПХВЕЯЙНЕ ЯНГМЮМХЕ, Р.Е. ЯНБНЙСОМНЯРЭ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЯБН╦Л КХВМНЯРМНЛ ОПНЬКНЛ Х ОПНЬКНЛ БЯЕЦН ВЕКНБЕВЕЯРБЮ.

бЮФМЕИЬЕЕ ЛЕЯРН ГЮМХЛЮЕР НАПЮГНБЮРЕКЭМЮЪ ТСМЙЖХЪ. нМЮ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ПЮГЗЪЯМЕМХХ ХЯРНПХЙЮЛХ НАЫЕЯРБС ЯСРХ ОНГМЮММШУ ХЛХ ЪБКЕМХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХУ ОСРЕИ, ОПНИДЕММШУ МЮПНДЮЛХ Х ЦНЯСДЮПЯРБЮЛХ, ОПХВХМ АШКШУ СЯОЕУНБ Х МЕСДЮВ.

аКХГЙЮ Й НАПЮГНБЮРЕКЭМНИ РЮЙФЕ БНЯОХРЮРЕКЭМЮЪ ТСМЙЖХЪ, ОНЯПЕДЯРБНЛ ЙНРНПНИ НЯСЫЕЯРБКЪЕРЯЪ ЯНЖХЮКХГЮЖХЪ НРДЕКЭМШУ КХВМНЯРЕИ Х ОНДПЮЯРЮЧЫХУ ОНЙНКЕМХИ. хЯРНПХЪ ЪБКЪЕРЯЪ ДЕИЯРБЕММШЛ ЯПЕДЯРБНЛ Б БНЯОХРЮМХХ ОЮРПХНРХВЕЯЙХУ ВСБЯРБ. хЯРНПХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ БНЯРПЕАНБЮМЮ НАЫЕЯРБНЛ Х БКЮЯРЭЧ Б ЙЮВЕЯРБЕ НДМНЦН ХГ ЩТТЕЙРХБМШУ ХМЯРПСЛЕМРНБ ДКЪ ПЮГЗЪЯМЕМХЪ ЯНЖХЮКЭМШУ Х ОНКХРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ, ДКЪ ОНХЯЙЮ ЯОНЯНАНБ ХУ ПЮГПЕЬЕМХЪ.

нАЫЕЯРБН ОПХГМЮ╦Р РЮЙФЕ ОПНЦМНЯРХВЕЯЙСЧ ТСМЙЖХЧ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ОНЯЙНКЭЙС НМЮ ЮМЮКХГХПСЕР ОПНЬКНЕ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ БН БЯЕИ ЙНМЙПЕРМНЯРХ Х ЛМНЦННАПЮГХХ ПЮДХ КСВЬЕЦН ОНМХЛЮМХЪ МЮЯРНЪЫЕЦН ЯНЯРНЪМХЪ НАЫЕЯРБЮ Х НОПЕДЕКЕМХЪ ОЕПЯОЕЙРХБ АСДСЫЕЦН ПЮГБХРХЪ. мЕЙНРНПШЕ СВ╦МШЕ ЦНБНПЪР РЮЙФЕ НА ЩЯРЕРХВЕЯЙНИ ТСМЙЖХХ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЙНРНПСЧ НМХ РПЮЙРСЧР ЙЮЙ НЯМНБС Х ЛНРХБ ДКЪ ЯХМРЕГЮ РЕНПЕРХВЕЯЙНЦН Х ЩЯРЕРХВЕЯЙНЦН НЯБНЕМХЪ ЛХПЮ.

Проверь себя

1) Что изучает история?

2) Что такое исторический источник?

Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.

3) Приведи примеры исторических источников.

Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.

4) Что такое археология?

Археология — это наука, которая занимается древностями.

5) Почему археологию называют помощницей истории?

Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.

Что такое история?

Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?

Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.

В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон  сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».

История

В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.

В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.

Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.

Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.

В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.

Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

3-1. Исторические знания

Свои задачи историческая наука решает, используя разные формы исторических знаний.

Главная задача исторической науки — получение научных знаний о прошлом, его научная реконструкция, выраженная в трудах ученых (книгах, статьях, материалах конференций и т. д.). Однако такая реконструкция не является точным воспроизведением происходивших событий, а строится на сохранившихся исторических источниках. При этом источников может сохраниться мало, они могут быть противоречивы, пристрастны, непонятны. В результате даже на основе одних и тех же источников у разных ученых могут получиться несхожие исторические реконструкции.

В зависимости от взглядов человека, его системы ценностей один и тот же факт может получить разное толкование и значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и фактов истории.

Для проведения объективного анализа исторического прошлого учеными были выработаны принципы исторического исследования:

принцип объективности — историк в процессе исследования должен стремиться к объективности в познании; каждое историческое явление должно рассматриваться в его многогранности и противоречивости, с учетом как положительных, так и отрицательных сторон;

принцип историзма — всякий предмет исторического исследования (исторические факты, явления и события) должен рассматриваться в развитии;

принцип всесторонности — подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и всестороннее изучение предмета исследования;

принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе исследователь должен брать из исторических источников.

Основные исторические источники

Учёные-историки изучают наше прошлое по историческим источникам. Исторические источники очень многообразны. К ним относятся:

  • Изображения – рисунки (например, наскальные, сделанные древним человеком, когда ещё люди жили в пещерах), старинные географические карты, планы древних городов, древние скульптуры и живопись, иконы, портреты исторических личностей;
  • Устная речь – легенды, предания, рассказы, песни, пословицы и крылатые слова, дошедшие до нас из древности;
  • Письменная речь – исторические надписи (например, на древних строениях – египетских пирамидах), глиняные клинописные таблички, папирусы, берестяные грамоты, старинные книги;
  • Произведения ремёсел (артефакты) – древние орудия труда, оружие, посуда, украшения, монеты и другие самые разные изделия человека.

Особый интерес у учёных-историков также вызывает наука археология, входящая в общую историческую науку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: