Жизнь
Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.
Разнообразие живых организмов
Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.
Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.
Интересно: Нил — длина, исток, фауна
основные признаки живых организмов
Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.
Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.
Похожие предметы живой и неживой природы: список
То, что живая и неживая природа очень тесно связаны это предельно ясно, определить различие между этими понятиями достаточно легко, даже интуитивно. Различий между объектами живой природы и неживой очень много, в некоторых случаях характеристики очевидны, но бывают случаи, что мы можем перепутать из-за того, что объект неживой природы наделен способностями другой группы, например:
- Облака, морские волны, Земля и др. имеют способность к движению, главное понимать, что этому способствуют явления неживого происхождения. Извержения вулкана, также часть неживой природы, хотя многие считают его живым.
- Способность к росту у кристаллов и сталактитов в пещерах, но это также обусловлено тем, что увеличение происходит не за счет живых микроорганизмов, поэтому такие объекты относятся к неживой природе.
- Старость и умирание присущи живым существам и организмам, но также такими способностями обладают и объекты неживой природы. Например, звезды, рождаются, растут, увеличиваются постепенно и разрушаются ; выветриваются и таким образом, рушатся скалы и осыпаются, но этот процесс осуществляется под слиянием внешних факторов.
- Еще одним сходством для многих объектов живой и неживой природы является сила притяжения, земля, вода, животные, растения камни и другие, поддаются физическим законам природы.
- Также, бывает схожесть и внешне, например, ракушки и лишайники могут быть похожи на камни, многие бактерии и минеральные конгломераты, и др.
- В обеих группах природы встречаются химические реакции. Для живых организмов – это может быть обмен веществ, а в неживой природе – горение торфа, после молнии. Сюда также можно отнести формирование минералов и полезных ископаемых.
- Многие считают, что растения, грибы относятся к классу неживой природы, но это не так, несмотря на то, что растения не могут передвигаться с места на место, они все равно умеют двигать листьями и поворачиваться к солнцу. К тому же, способность к росту, развитию и отмиранию свидетельствует о том, что представители таких классов однозначно относятся к живой природе.
Для того, чтобы до конца разобраться со сходством и различием живой и неживой природы, нужно помнить, что для творений неживой природы характерна устойчивость к внешним факторам, слабая изменчивость. Живые существа умеют дышать, развиваться, жить и умирать. Формирование жизни – это нормальный естественный этап развития материи, и т.к. изначально появилась неживая природа, то многие ученые не считают Землю единственным космическим телом, на котором есть жизнь.
Неживая природа
Всё, что не создано руками человека и не обладает свойствами живого организма, называется неживой природой. Её составляющие (камни, солнце, вода, горы) сохраняются на протяжении многих лет. Некоторые из них являются объектами природного наследия – известными местами Земного шара, обладающими Всемирной известностью. Например, озеро Байкал, вулканы Камчатки и Золотые горы Алтая.
Что такое рукотворный мир
Если природа существовала на Земле всегда, то рукотворный мир появился вместе с первобытным человеком. На протяжении сменяющих друг друга веков люди создавали орудия труда, выплавляя железо, шили одежду, стрижа овец и строили дома, перерабатывая глину в кирпичи.
Определение понятия «рукотворный мир»
Рукотворный мир – предметы человеческого быта, которые были созданы искусственно (одежда, мебель, дома, сельское хозяйство, культурные плантации и так далее).
Объекты рукотворного мира
Рукотворный и природный миры тесно связаны друг с другом. Деревья, и другие живые организмы, имеют свойство размножаться, а вода, свет и растения находятся в постоянном «круговороте». Без этих источников невозможно было бы создать объекты рукотворного мира. Многие искусственно выведенные виды животных и растений также не могли бы существовать без вмешательства человека и современного научного оборудования.
Рукотворный мир включает в себя объекты неживой природы. Без большинства из них невозможно представить жизнь современного человека.
Подразделяются объекты рукотворной природы на группы:
Источники света (фонари, лампы, люстры);
Источники звука (микрофон, колонка);
Источники движения (самолёт, корабль, поезд).
Отношение человека к окружающему миру
Нельзя сказать, что на сегодняшний день человек полностью обесценивает природу и использует её в своих целях. В мире есть множество людей, которые выступают за защиту животных, введение закона о запрете вырубки лесов и загрязнения мировых вод. Однако браконьеры, миллиардеры, которые зарабатывают деньги на переработке и вырубке леса, директора промышленных предприятий и деревоперерабатывающих заводов не задумываются над тем, насколько глубокое влияние они оказывают на уничтожение планеты.
Сохранение бережного отношения к природе
Тема бережного отношения человека к природе поднимается на протяжении многих
десятилетий. Исторически сложившиеся формы отношений человека и природы не устраивали зоозащитников. Поэтому в 1900-х годах были проведены исследования на различные экологические темы, которые приводили к одному и тому же выводу: ничто так не губит природу, как людская цивилизация.
Проявление бережного отношения людей к природе началось в двадцатом веке, когда в Чикаго впервые затронули экологическую проблему разрушительного влияния человека на окружающую среду. С течением времени сформировалось множество природоохранных организаций (Зелёный патруль, Гринпис, Общество охраны природы, Международный зелёный крест и другие).
Современная наука, экология, включает в себя изучение объектов, явлений природы и сохранение хорошего отношения людей к окружающей среде.
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Зимние явления природы.
Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.
Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.
Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.
В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.
Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель. 150 опытов с природными явлениями.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.Примеры зимних природных явлений в неживой природе, наблюдаемых вокруг нас:
- Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
- С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
- Метели и вьюги заметают дороги.
- Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
- На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
- Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
- В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
- Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным. Примеры изменений происходящих зимой в живой природе, которые мы наблюдаем:
- Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
- Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.
- Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
- Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
- Зайцы переодеваются – меняют свою серую шубку на белую.
- Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
- Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
- На Новый Год дети наряжают елку игрушками и веселятся.
- На праздник приходят к нам Снегурочка и Дед Мороз.
- Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.
- Птицы и животные зимой голодают, люди их подкармливают.
Признаки и особенности объектов
При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.
Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:
- слабая изменчивость,
- устойчивость,
- отсутствие способностей питаться и дышать,
- неспособность к самовоспроизведению. Особенность неживых предметов заключается в том, что они появляются в природе и не исчезают в последующем, хотя они могут переходить в другое состояние под воздействием окружающих условий. Например, спустя некоторое время камни становятся пылью. Самым ярким примером перевоплощения является круговорот воды в природе: вода может переходить в газообразное состояние в качестве пара или твердое в виде льда, а потом снова преобразовываться в жидкость,
- инертность. Практически все неживые объекты не обладают возможность передвигаться. Камни могут двигаться только при условии внешних воздействий на них. Реки и ручьи текут по той причине, что частицы воды, характеризующиеся внутренними связями, стараются переместиться в наиболее низкие места, из-за чего и образуется водяной поток,
- отсутствие роста. Внутренний рост у таких объектов отсутствует, но визуально они увеличиваются, что иногда приводит в тупик. Все очень просто: например, увеличение горы происходит за счет «вновь прибывшей» породы в результате постепенного сдвига тектонических плит.
Чем организмы отличаются от тел неживой природы
Важным отличием живых организмов от неживых считается следующее:
- Живые организмы состоят из клеток. В их структуру входят белки, жиры, кислоты, углеводы. В структуру неживых объектов входят молекулы, атомы, элементарные частицы.
- Организмы развиваются и становятся сложнее. В результате питания они увеличиваются благодаря делению клеток. У растений образуются новые цветки, плоды и ветки. Если ящерица сбросит хвост, она через некоторое время сможет нарастить новый. Все неживые объекты остаются прежними. Так, горы и через миллионы лет не вырастут. Это может произойти лишь вследствие движения земной коры.
- Живые существа нуждаются в питании для развития и размножения. Этот процесс носит обязательный и систематический характер. Если в организм не будут поступать важные элементы, он не сможет нормально развиваться и функционировать.
- Организмы способны реагировать на влияние внешних факторов. Все животные и растения адаптируются к погодным условиям. Они проявляют реакцию на окружающую среду в виде развития патологий или ухудшения самочувствия.
- В генах животных и растений заложен особый код, который диктует условия размножения. Каждая разновидность способна воспроизводить лишь себе подобных. Вследствие соединения генотипов происходит ряд изменений. Потому ребенок похож на своих родителей, но не может быть их точной копией. Неживые объекты не способны к воспроизводству. Некоторые могут возразить, что кристаллы способны расти. Однако этот процесс связан не с делением клеток, а с присоединением мелких частиц с такой же структурой.
Природа и рукотворный мир таблица, с пояснениями
Выше были рассмотрены пары природы и рукотворного мира по внешним признакам. А сейчас попробуем найти пары по признаку действия. Ведь может плавать может не только рыба (объект природы), но и яхта (предмет, созданный человеком). В таблице представлено по два примера, их может быть много.
Признак |
Мир природы |
Рукотворный мир |
Светит |
Солнце — не создано человеком, появилось самостоятельно задолго до зарождения человечества;
светлячок — насекомое, которое светит по ночам |
фонарик — создал человек, чтобы ориентироваться в темноте;
лампа — изобретение для освещения помещения |
Гремит |
град — природное явление происходит без участия рук человека;
гром — слышен при столкновении туч |
погремушка — человек изобрел для малышей;
будильник — люди изобрели, чтобы не опаздывать в школу или на работу |
Блестит |
снег, когда светит солнце (появляется без участия человека);
роса на траве |
сережка — украшение создаёт ювелир;
монетка — люди создали деньги, чтобы приобретать нужные товары |
Плавает |
лягушка — создала природа, плавает в пруду и на болоте;
акула — хищное животное, обитающее в морях |
кораблик из бумаги — их делают мальчишки для игр в моряков;
лодка — небольшое судно |
Бегает |
гепард — это самое быстрое животное;
кошка — домашнее животное |
герой компьютерной игры — игру создаёт человек, значит, её герои — это объекты рукотворного мира;
робот — человек создаёт роботов, которые умеют бегать |
Летает |
синица — птица с желтым брюхом — объект живой природы;
оторвавшийся листок с дерева — какое-то время он летит |
воздушный гелевый шар — создан человеком и используется как украшение для праздников;
самолёт — придуман для быстрого перемещения |
Живая и неживая природа
Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:
Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов:
- воздух – чтобы дышать,
- вода – это основа жизни человека,
- солнце – чтобы получать необходимый витамин D,
- почва – чтобы взращивать продукты питания.
Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны, и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д
Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:
- Воздух нужен каждой особи.
- Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
- Животные удобряют почву.
- Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.
Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:
Классификация
Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.
Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).
Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.
Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.
Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты. На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место
Он разделял всех на:
Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
- класс,
- отряд,
- род,
- вид.
Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификация природного мира включает в себя:
- надцарство или домен,
- царство,
- подцарство,
- надтип или надотдел,
- тип или отдел,
- подтип или подотдел,
- надкласс,
- класс,
- подкласс,
- инфракласс,
- надотряд или надпорядок.
Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру, которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.
Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.
Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.
В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.
Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.
Разница между живой и неживой природой, урок
Живая и неживая части природы, ее объекты
Старшая группа
Для игры, предназначенной для дошкольников 5–6 лет, нужны карточки альбомного размера и маленькие изображения природных объектов. На карточках должны быть отображены вопросы «Живой?» и «Неживой?», «Кто?» и «Что?». Дидактическая игра «Живая и неживая природа» учит развернуто и грамотно задавать вопросы, давать четкий и правильный ответ. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен с достаточной детализацией рассказывать об увиденном, описывать изображения. Игра помогает получить навык составления повествования по плану.
Для одного занятия возьмите столько изображений, сколько не утомят дошкольника. Демонстрируйте картинки по очереди, спрашивайте, что на них изображено. Задача игрока — ответить на вышеперечисленные вопросы, указать пальцем на правильный ответ, рассказать об изображенном объекте, как он выглядит, что делает. Игру можно сделать соревновательной, если участвуют несколько детей, тогда за правильные ответы каждый игрок получает значок.
Вот примеры вопросов со стороны педагога и ответов игрока:
«Кто это?» — «Собака» — «Она живая?» — «Живая» — «Что собака делает?» — «Лает, бегает, кусает, виляет хвостом, нюхает, играет»;
«Что это?» — «Дерево» — «Оно живое?» — «Живое» — «Что делает дерево?» — «Растет, цветет, шелестит ветвями, гнется от ветра»;
«Что это?» — «Камень» — «Он живой?» — «Не живой» — «Что делает камень?» — «Лежит».
Растительный мир
Растительный мир Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.
Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.
Интересно: Боль — почему возникает, что это такое, зачем нужна, болевой порог, фото и видео
Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.
Природа Африки
Животный мир
Дикая природа Африки, от пустынь до саванн, полна удивительных и разнообразных животных. В северной части материка живут тушканчики, гиены, песчаники и шакалы, в южной – черепахи и эндемики. Саванны занимают чуть меньше половины материка, поэтому большая часть животных обитает там, когда и зимой и летом тепло. Среди них можно выделить: жирафа, носорога, слона, буйвола, зебру, антилопу, а также хищников – льва, леопарда и гепарда. Нельзя не упомянуть о разнообразии приматов, которых в Африки множество видов.
Жираф
Когда говорят об африканском континенте, одними из первых из представителей животного мира Африки на ум приходят жирафы – самые высокие живые существа на планете, рост которых достигает 6 метров. Тот, кто наблюдал за ними, мог любоваться тем, как у них проходят роды. Маленького жирафа, только что появившегося на свет, нежно ласкают другие жирафы, показывая свою радость. У этих животных принято уважать старших обычным наклоном головы. Живут жирафы стаями.
Слон
Слон — самое большое наземное животное не только в Африке, но и во всем мире. Живут слоны стаями. Однако самцы, раненные или больные слоны уходят от стада и предпочитают одиночество. Одинокие слоны особо опасны и способны накинуться без причин.
Слон несмотря на свой вес (в среднем 3-5 тонн), — очень бесшумное животное. Как самцы, так и самки хорошо себя чувствуют в воде, среди скал и в густых чащах леса, причем тихо и практически беззвучно пробираясь стаями сквозь густые заросли.
Среди животных, которые обитают только в Африке, можно выделить бегемота, галаго, нильского крокодила, буйвола и африканского ламантина. «Речная лошадь», как еще называют бегемота, обитает преимущественно в воде и, несмотря на свой вес около 3-х тонн животное бегает со скоростью 40 км/час. В лесах экватора охотятся маленькие ночные приматы с огромными глазами — галаго. В народе их прозвали «лесные дети» за то, что звуки, которые они издают, похожи на плач ребенка.
Если заглянуть подводный мир западной Африки, можно иногда увидеть редкого представителя животного мира со смешным названием «морская корова». Так называют ламантинов — медлительных, ленивых и прожорливых млекопитающих из отряда сирен.
Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание
Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.
-
Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
- Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
- Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
- На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
- А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
-
Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
- Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
- В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
-
Почва.
Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.
На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры
Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.
Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.
- Они не проходят жизненный цикл. То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
- Они не питаются. Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
- Они не двигаются
Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
. Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
- Конечно, нельзя не выделить их устойчивость. Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.
Живая природа
- Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
- И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения. Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.
А какие существуют виды неживой природы?
Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.
Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности
Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами
Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
Атмосфера. Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).
Солнце
Кстати, еще нужно выделить отдельно Солнце. Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.