Почему у марса два спутника, а не один?

Инопланетная станция или простой астероид?

Так чем же на самом деле является Фобос? Ответ далеко не очевиден. Идеальная орбита и её положение в экваториальной плоскости вызывает сомнения в захвате Марсом астероида и превращении его в спутник. Ровные цепочки кратеров в равной степени могут быть следствием необычного падения метеоритов и каркасом инопланетной станции. Монолит может оказаться осколком упавшего на поверхность Фобоса метеорита. Существуют ли те самые снимки аппарата около Марса и монолита, до сих пор точно неизвестно. Пустоты – ещё один спорный момент. Их существование доказано, но их форма и количество пока под вопросом.

Фобос больше напоминает космический корабль, чем луну

Сейчас Фобос приближается к Марсу со скоростью несколько метров в год. Со временем он настолько приблизится к планете, что разорвётся на части. если к тому моменту о его происхождении ничего не прояснится, оно навсегда останется тайной.

Статью прочитали
2 463

Третий марсианский спутник Танатос

Танатос — третья известная в астрономии марсианская луна, которая перешла рубеж Роша и воздействовала на жизнь планеты. Такое название погибшей луны ученые предложили в прошлом столетии — оно имело значение смерть. Вероятно, все три марсианские луны в прошлом повлияли на активность его магнитного поля. Своим ударом Танатос нарушил конвекцию (теплообмен) в жидком ядре планеты. Кратер Эллада указывает на то, что упавший спутник был размером с Фобос. В результате удара над планетой возникло большое плазменно-пылевое магнитное облако, которое покрыло поверхность, создав огромные вулканы и нарушив плотность атмосферы планеты.

Предсказание спутников Марса

Впервые предположение о наличии у Марса двух сопровождающих тел выдвинул немецкий астрофизик Иоганн Кеплер в 1611 году. Он допустил это, основываясь на упоминании в трудах Галилео Галилея наблюдений за тройной планетой. В дальнейшем эту запись растолковали как описание Сатурна с его знаменитыми кольцами.

Несмотря на неправильные предпосылки, предположение Кеплера оказалось истинным. Чтобы увековечить память астронома, его именем названы кратеры на Марсе и на Луне.

Расчеты физических параметров спутников Марса, еще до их открытия, дал Джонат Свифт в 1726 году в книге « Путешествие Гуливера», основываясь лишь на своем воображении. Именами персонажей этого произведения названы 8 кратеров на поверхности Фобоса.

Альтернативная гипотеза образования

Некоторые ученые заявляют, что в прошлом планета была окружена бесчисленным количеством тел аналогичных габаритов. По их утверждениям, существующие спутники были выброшены на орбиту Марса в результате столкновения со значительно меньшим космическим объектом. Ранее считалось, что столкновение произошло с более крупным телом. Размер этого объекта сейчас сравнивают с размерами Цереры — это самая крупная карликовая планета в астероидном поясе, расположенная между Марсом и Юпитером.
Высокая пористая структура слоев Фобоса (25/35 % от объема и плотность 1,88 г/см3) опровергают астероидное происхождение. Наблюдения в ИФ спектре показали состав, схожий с составом Красной планеты.

Интересные факты о Деймосе

Со спутниками Марса, и с Деймосом в том числе, связано несколько интересных историй.

Когда их еще не открыли, Джонатан Свифт упоминал их в своём романе «Путешествии Гулливера», изданном в 1726 году. Там астрономы летающего острова Лапута якобы обнаружили пару спутников Марса и даже были названы некоторые характеристики их орбит. Они не так уж сильно отличались от реальных. Например, по Свифту периоды обращения Фобоса и Деймоса были 10 и 21.5 часов, а в реальности они составляют 7.6 и 30.3 часа.

Ещё раньше, в 1611 году знаменитый немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер неправильно понял запись Галилео Галилея, где тот сообщает, что наблюдал тройную планету. На самом деле он наблюдал Сатурн, но так как в его слабый телескоп разглядеть кольцо Сатурна было нельзя, планета выглядела как будто тройной, с выступающими полуокружностями по бокам.

Тот же Кеплер предсказывал, что у Марса должно быть именно два спутника, основываясь на той логике, что у Юпитера их 4 (галилеевы, других не было известно), а у Земли – 1 (Луна). Поэтому у Марса их должно быть 2.

Фобос и Деймос были открыты 12 августа 1877 года американским астрономом Асафом Холлом. Попытки предпринимались и раньше, но безрезультатно.

Деймос с немного другого ракурса.

Как открыли спутники Марса

Первая попытка найти у спутники была предпринята еще в конце XVIII века. В XIX веке поиски марсианских лун велись немецкими астрономами. Однако даже с помощью телескопов с рефракторами их нельзя было обнаружить.

В романе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифт упоминал спутники Марса. Согласно писателю, период обращения Фобоса был 10 часов, а Деймоса – более 21 часа. В начале XVII века астроном И. Кеплер неправильно прочел запись Галилео Галилея, в которой говорилось о якобы тройной планете (на самом деле это был Сатурн). Кеплер наперед предполагал, сколько спутников у Марса: он говорил о двух небесных телах.

Асаф Холл

В год максимального приближения Марса к Земле – 1877, в обсерватории США Асафом Холлом были открыты два спутника – марсианские луны. Для их поиска использовался крупнейший в то время телескоп, изготовленный в США. Астроном Генри Мадан предложил для них названия: греческого бога страха Фобоса и бога ужаса Деймоса. Согласно мифам, они сопровождали в бой бога войны Ареса (в римской мифологии таким божеством был Марс).

Вид Деймоса с Марса

С поверхности Марса этот спутник виден ночью как планета или яркая звезда, днем — как яркое светлое пятнышко. Примерно так земляне видят на своем небе Венеру. Если бы у марсианина был небольшой телескоп, он мог бы заметить смену фаз Деймоса, которая происходит почти каждый день. Однако с марсианских территорий, находящихся выше широты 82,7°, эта луна видна не будет.

Спутник вращается медленнее своего соседа Фобоса, он восходит на марсианском востоке и садится на местном западе. С поверхности Марса также видно, как Деймос проходит между планетой и Солнцем. Однако сателлит слишком мал, чтобы стать причиной полного затмения, и выглядит в этот момент просто как маленькая черная точка, передвигающаяся по солнечному диску.

Увидеть на марсианском небе одновременно и Фобос, и Деймос — не редкость, причем движение их будет происходить навстречу друг другу.

Версии происхождения и распространённые теории

Прохождение Фобоса по диску Солнца. Анимация составлена на основе снимков марсохода «Оппортьюнити».

Спутники Марса Фобос и Деймос имеют несколько вариантов версий происхождения. Учёные обнаружили сходство между этими телами и астероидами. В связи с этим обстоятельством возникла гипотеза, связанная с тем, что они в прошлом времени и были таковыми. Дело в том, что орбиты их искажались ввиду гравитационного юпитерианского поля. Это заставило их проходить неподалёку от Марса, который, в свою очередь, захватил их.

Однако данная версия является не единственной и вызывает в кругах учёных немало сомнений. Считается, что форма этих космических тел является слишком правильной, как и положение плоскостей орбиты. Так что данная версия находится под сомнением и регулярно оспаривается представителями научного мира. Ещё одно предположение о происхождении планет заключается в том, что марсианский спутник, представленный одним элементом, распался надвое.

Таким образом, каждый спутник планеты Марс является объектом детального изучения учёных. Они находятся под сильным влиянием планеты, которое до сих пор не выявлено. Несмотря на большое количество версий происхождения и относительную изученность объектов, они до сих пор представляют для учёных особый интерес, поэтому исследовательские мероприятия продолжаются до сих пор.

Открытие спутников Марса

Впервые о существовании спутников Марса догадался немецкий астроном Иоганн Кеплер в 1611 году. Открытие было сделано по счастливой ошибке. В ходе изучения работ Галилео Галилея он нашел анаграмму, которую расшифровал как латинское выражение «Привет вам, близнецы, Марса порождение». Впоследствии выяснилось, что на самом деле в сообщении было зашифровано предложение «Высочайшую планету тройною наблюдал». Таким необычным образом Галилео Галилей описал случай, когда Сатурн показался ему тройным из-за наличия колец. В те времена о существовании колец еще никто не догадывался.

Спутники Марса — Фобос и Деймос

Также о наличии у Марса двух спутников говорил писатель Джонатан Свифт в своем романе «Путешествия Гулливера». По сюжету, открытие было сделано астрономами выдуманного острова Лапута. Произведение было написано за 150 лет до официального открытия Фобоса и Деймоса. Первые снимки спутников были получены в 1909 году.

Снимок аппарата Curiosity, деланный в 2013 году. Фобос спереди, Деймос — сзади

Исследование

Хотя многие марсианские зонды предоставили изображения и другие данные о Фобосе и Деймосе, лишь немногие были предназначены для этих спутников и предназначались для выполнения облета или посадки на поверхность.

Два зонда под советский Программа Фобос были успешно запущены в 1988 году, но ни один из них не совершил запланированных прыжковых посадок на Фобос и Деймос из-за неудач (хотя Фобос 2 удачно сфотографировал Фобос). Постсоветская Россия Фобос-Грунт зонд должен был стать первым миссия возврата образца с Фобоса, но в 2011 году из-за отказа ракеты она оказалась на орбите Земли.

В 1997 и 1998 годах миссия Аладдина была выбрана финалистом НАСА. Программа открытия. План состоял в том, чтобы посетить Фобос и Деймос и запустить снаряды по спутникам. Зонд собирал выбросы при медленном пролете. Эти образцы будут возвращены на Землю для изучения через три года. В конечном итоге НАСА отклонило это предложение в пользу МЕССЕНДЖЕР, зонд к Меркурию.

В 2007 г. Европейское космическое агентство и EADS Astrium предложил и разработал миссию на Фобос в 2016 году с посадкой и возвратом образцов, но эта миссия никогда не выполнялась. С 2007 г. Канадское космическое агентство рассматривает ПРАЙМ миссия на Фобос с орбитальным аппаратом и посадочным модулем. С 2008 г. НАСА Исследовательский центр Гленна начал изучение миссии по возврату образцов Фобоса и Деймоса. С 2013 года НАСА разработало Фобос Геодезист концепция миссии с орбитальным аппаратом и небольшим марсоходом, который предлагается запустить где-то после 2023 года.[нужна цитата] Предлагаемые НАСА PADME Миссия предлагает запустить ее в 2020 году и достичь орбиты Марса в 2021 году, чтобы совершить несколько облетов марсианских спутников.[нужна цитата] Кроме того, НАСА оценивает , концептуальная миссия для пробного возвращения с Фобоса. Еще одна пробная миссия по возвращению от Деймоса под названием Гулливер. был концептуализирован. Россия планирует повторить Фобос-Грунт миссия около 2024 года.[нужна цитата]

Интересные факты

• На Марсе находится крупнейший вулкан во всей Солнечной системе – Олимп. Высота вулкана составляет 21 км, что в 2,5 раза больше высоты Эвереста.

• Спутник Марса Фобос сближается с Красной планетой со скоростью около 2 см в год. Через 50 млн лет Фобос либо врежется в поверхность Марса, либо распадется на части и образует кольцо вокруг планеты.

• Миллиарды лет назад Марс был очень похож на Землю. На Красной планете были океаны с жидкой водой, в которых, вероятно, существовали примитивные формы жизни. Постепенно Марс лишился большей части своей атмосферы под воздействием солнечного ветра, и поверхность планеты высохла.

• В конце 19-го и начале 20-го веков многие астрономы наблюдали на поверхности Марса сеть неких каналов. Некоторые считали, что это ирригационные каналы, созданные инопланетной цивилизацией. Однако в итоге оказалось, что это была не более чем оптическая иллюзия.

Надеемся, что вы узнали что-то новое о Марсе из нашей статьи. Если статья вам понравилась, обязательно поделитесь ей с друзьями в соцсетях. Вы также можете посмотреть наш познавательный мультфильм о Красной планете. Желаем вам ясного неба и успешных наблюдений!

Hope Mars

Основная цель Hope Mars Mission (ОАЭ) — создание точной и полноценной картины климатических условий на Марсе в течение их изменений за день и целый год.

Официальное название EMM — Emirates Mars Mission.

(арабский и английский язык)

Задачи миссии :

• наблюдение за такими климатическими явлениями, как пыльные бури, туманы, взаимодействие атмосферы с топографией, изменение температуры
  • изучение изменений климата в разных географических областях планеты на протяжении суток и целого марсианского года
  • поиск связи между сегодняшними и древними климатическими условиями

Интересные факты о Фобосе и Деймосе

Деймос и Фобос остаются одними из наиболее загадочных объектов Солнечной системы. Вот несколько интересных фактов о марсианских спутниках.

1. У Деймоса и Фобоса неправильная форма, не встречающаяся ни у одного спутника Солнечной системы. На снимках они внешне напоминают картофелины.
  2. Большинство космических миссий, отправленных для изучения марсианских спутников, были неудачными.
  3. Сила притяжения на поверхности Деймоса в 2,5 тыс. раз слабее земной.
  4. Фобос – одно из наиболее пыльных мест Солнечной системы.
  5. На Фобосе есть небольшие канавы. Они являются первыми предвестниками того, что в будущем спутник будет разорван силами марсианской гравитации.

Спутники Марса Фобос и Деймос являются самыми крошечными в Солнечной системе. Будучи открытыми сравнительно поздно, они таят в себе много загадок. Возможно, что подробное изучение строения этих объектов приблизит человечество к разгадкам тайн Солнечной системы.

Орбита Фобоса

Фобос – ближайший к Марсу спутник.  Его орбита удалена от центра планеты в среднем на 9400 км, или 2.77 радиусов, то есть всего на 6000 км от поверхности. Это в 41 раз меньше, чем расстояние между Землёй и Луной.

Но рорбита Фобоса не строго круговая. В ближайшей точке расстояние между его центром и центром Марса составляет 9235.6 км, а в самой удалённой – 9518.6 км. Разница небольшая, но некоторая эллиптичность имеется.

Из-за близкого расположения к планете, Фобос движется по своей орбите очень быстро – полный оборот он делает всего за 7 часов 39 минут. На марсианском небе он восходит на западе и скрывается на востоке каждые 11 часов, то есть дважды в сутки. При этом он светит, как наша Луна в фазе первой четверти, то есть довольно ярко.

Если смотреть с поверхности Марса, Фобос движется по небу гораздо быстрее Деймоса.  Когда они попадают в планетарную тень, происходит их затмение. Случаются и солнечные затмения, но они всегда кольцеобразные. Ведь спутники Марса слишком малы, и не могут закрыть собой солнечный диск полностью.

Так выглядит Фобос с поверхности Марса.

Фобос всегда повёрнут к планете одной стороной. Он расположен так близко к Марсу, что на этой его стороне практически нет гравитации – собственная уравновешивается гравитацией Марса. Поэтому на орбите Фобоса нельзя разместить искусственный спутник, ведь он не сможет обращаться около него, а просто уйдёт в сторону планеты.

Исследования и открытия

Спутники Марса во время своей деятельности пытался открыть У. Гершель. Происходило это в 1783 г., однако результатов таких действий не было. В 1830 г. такие поиски велись И. Генрихом, но ничего нового найдено и открыто не было. Официальное открытие космических тел произошло 11 и 17 августа в 1877 г. силами А. Холла. Во время наблюдений он применял телескоп рефракторного типа в 66 см и 26 дюймов. В то время устройство было самым крупным во всём мире.

Панорамная съемка марсианской луны Деймос. Снимки были сделаны около 10 вечера по местному времени на Марсе или в 8: 00 по универсальному времени в январе.

Российские пуски

Кроме уже упомянутых выше «Экзомарса», спутников OneWeb и «Науки» из отечественных запусков ожидаются:

Долгожданное возвращение к полетам РН «Ангара», испытательный пуск с макетом полезной нагрузки может состояться уже в первой половине года.
Запуск первого «ГЛОНАСС-К2»

Событие не особо подчеркивается, но оно важное — группировка «ГЛОНАСС-М» работает дольше гарантийных сроков, но ее все равно придется обновлять, а первоначальная версия «ГЛОНАСС-К» сейчас недоступна для производства из-за санкций.
Первый пилотируемый запуск на «Союзе-2.1а». После успешного беспилотного испытания с роботом Федором на модернизированной ракете полетят люди.
Первый спутник «Арктика-М» — созданный на базе «Электро-Л» аппарат будет работать на высокоэллиптической молния-орбите и сможет эффективно обозревать район Северного полюса, плохо видимый с геостационарных аппаратов.

В общем, будет интересно.

MAVEN-1

(от англ. Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN — «Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе») — американский искусственный спутник для исследования атмосферы Марса, являющийся частью проекта Mars Scout.

Основной целью миссии является изучение современного состояния и эволюции атмосферы Марса, в частности, потери планетой своей атмосферы. Аппарат MAVEN должен провести научные измерения скорости потери атмосферы, что позволит понять, какую роль сыграла потеря в ходе изменения марсианского климата. MAVEN станет последней в серии миссий НАСА, предназначенных для поиска и изучения следов воды, органических веществ и «экологических ниш», пригодных для жизни в прошлом Марса.

Причины научного интереса

Среди планет солнечной системы Марс считается наиболее близким по условиям к Земле, однако главные вопросы относительно этой планеты еще не решены.

• На поверхности Марса раньше было много воды в жидком состоянии, а климат можно было назвать теплым. Затем произошло нечто, из-за чего водоемы на планете исчезли, а климат резко стал сухим. Ученые хотят выяснить причины произошедшего, это стало основной целью исследования Марса.
  • Второй важнейшей целью исследований Марса является построение его детальной модели. Сейчас ничего не известно о внутреннем строении Марса, почти нет данных о поверхности планеты, физических и химических процессах. Это важнейшие данные для понимания перспектив использования Марса.
  • Третья цель исследования связана с поиском ответа на вопрос — есть ли жизнь на Марсе, и если нет, то существовала ли когда-то.
  • Последней целью является освоение планеты. Марс представляется наиболее подходящей для освоения и колонизации в будущем.

Планы астрономов

Спутники — отличное место для наблюдения за Марсом. Астрономы планируют организовать на них нечто вроде базы, с которой при помощи роботов может быть составлена более подробная карта Марса. Со спутника проще получать практически любые сведения о планете. Конечно, наибольшие надежды в этом смысле возлагаются на Деймос, которому не грозит столь печальная судьба, как Фобосу.

Оба спутника, обращающиеся вокруг Красной планеты, далеко не все еще рассказали людям о себе, как и сам Марс. Однако относительно близкое расположение к Земле позволяет надеяться на скорейшее удовлетворение любопытства ученых. Впрочем, со всей уверенностью за это поручиться нельзя: космос способен на каждый найденный ответ предложить еще сотню вопросов.

Исследования Фобоса

Изучение столь малого спутника, конечно, очень затруднительно с помощью телескопов. Поэтому всю основную информацию по Фобосу и Деймосу добыли космические зонды. Первым был американский «Маринер-9» в 1971 году, а в 1977 году сразу два «Викинга».

Затем последовал большой перерыв, и лишь с 1998 году в рамках исследований Марса было получено и много информации о его спутниках. На орбите планеты работали станции Mars Global Surveyor, «Марс-Экспресс», Mars Reconnaisance Orbiter. Например, «Марс-Экспресс» сделал очень детальные фотографии Фобоса с разрешением всего в 16 метров.

Были и неудачные проекты. Например, Россия в 2011 году запустила миссию «Фобос-Грунт», специально для исследования Фобоса и доставки проб его грунта на Землю. Однако из-за сбоя в программном обеспечении зонд упал в Тихий океан.

На 2024 год планируется японская аналогичная миссия Martian Moons Exploration с доставкой грунта Фобоса на Землю. Что из этого выйдет, мы узнаем уже скоро.

Тёмная компания для Фобоса и Деймоса

Фобос и Деймос помогали Аресу вместе с целым отрядом соратников. Как отмечают некоторые легенды, братья были возничими в колесницах Эриды и Энюо. Первая из богинь сеяла раздор и ненависть между людьми. Вторая – завершала дело, заставляя человека схватить оружие, ведь она покровительствовала убийцам.

А теперь представьте, что могли творить во время битвы братья, объединяющие усилия со злыми богинями. Наверное, такое сочетание (раздор, убийство, страх и ужас) наиболее точно показывает весь кошмар войны, с которой древним народам приходилось сталкиваться очень часто. Безумный гнев Ареса становился центром вихря, в котором господствовали воинственные божества, заставляя гибнуть людей с каждой из противоборствующей стороны.

Единственной, кто могла остановить Фобоса, Деймоса и их отца, была Афина Паллада, что являлась прямо на месте боя, заставляя Ареса и его свиту мчаться прочь. Покровительница войны и мудрости, она не терпела несправедливости или бессмысленного кровопролития, а потому с её приходом греки ликовали, понимая, что уже не будет нужды сражаться, а конфликт будет решён с помощью всезнающей богини.

Как Асаф Холл открыл спутники Марса

Впервые, о том, что у Марса существует два спутника, была выдвинута гипотеза в 1611 году Иоганом Кеплером (немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы). Изучая оригиналы записей известного итальянского астронома, физика, механика и философа Галилео Галилея, Кеплер пришел к однозначным выводам. Хотя в своих трудах Галилей описывал Сатурн с тройным кольцом, изучая рукописи, Кеплер предположил, что речь в них ведется о спутниках планеты Марс. Перевод текста по мнению Кеплера гласил об открытии Галилеем двух близнецов планеты.

Ошибочный перевод рукописей и известные на тот момент факты (ученые того времени предполагали, что у Земли один спутник, у Юпитера — 4), подтолкнули Иогана Кеплера к определенному заключению. Он выдвинул теорию, что число спутников, сопровождающих планеты в Солнечной системе, увеличивается в геометрической прогрессии по мере удаления от Солнца. Следовательно, наличие спутников у Марса предполагало их количество в пределах двух спутников.

Бывший плотник Асаф Холл, будучи увлеченным астрономией, решил свое свободное время посвятить изучению теорий и предположений о спутниках Марса. В 1877 году, исследуя гипотезу в Вашингтонской Военно-морской обсерватории США, он смог ответить на волнующий давно вопрос: сколько спутников на Марсе и их существование. Его открытие подвело итоговую черту, несмотря на то, что поисками ответов за последнюю сотню лет занимались лучшие астрономы, в том числе Лассель и Гершель, разработавшие исполинские рефлекторы.
При помощи 26-дюймового рефлектора А. Холл внимательно рассматривал окрестности вокруг Марса и наблюдал за движением звезд. По его теории, если вслед за планетой на фоне звездного пространства сместится какая-либо звезда — верный признак, что открыт спутник. Заметив одну из таких звезд, Холл попытался зафиксировать параметры ее положения, но погодные условия усложнили исследования. Спустя несколько дней он вновь заметил звезду. Ее движение убедило любителя астрономии в собственном открытии, за которым последовало еще одно, что у Марса есть спутники.

Видимость спутников с Марса

Фобос скрывается за отрогами горы Шарпа

Если смотреть с поверхности Марса, то спутники видны хорошо. Чтобы их увидеть необходимо находиться вблизи экватора планеты, с этой позиции Фобос будет иметь размер, примерно, треть от полной Земной Луны. Его угловой размер 8 на 12 угловых минут. Он выглядит меньше, когда наблюдатель находится дальше от экватора Марса, и полностью невидим (находится всегда за горизонтом) в районе полярных шапок Марса.

Снимок марсохода Curiosity 1 августа 2013 года. На изображении видны спутники Марса: Фобос и Деймос в одном кадре!

Деймос больше похож на яркую звезду или планету, для Марсианского наблюдателя он немного больше, ярче чем Венера, на небосклоне Земли и имеет угловой диаметр около 2 минут. Угловой диаметр Солнца на Марсе составляет около 21 угловой минуты. Таким образом, на Марсе нет полноценных Солнечных затмений, как на Земле, спутники слишком малы, чтобы полностью покрыть солнечный диск. С другой стороны, частичные солнечные затмения Фобоса (можно даже сказать: транзит по диску Солнца) очень распространены и происходят почти каждую ночь.

Версии

Единого мнения о происхождении Деймоса и Фобоса сегодня нет. Большинство астрономов придерживаются озвученной выше точки зрения о том, что они когда-то были астероидами. Существующие данные об их составе говорят в пользу этой гипотезы: этим параметром спутники родственны астероидам, связанным с Юпитером. Предположительно, газовый гигант своей силой гравитации повлиял на орбиты двух космических тел таким образом, что они приблизились к Марсу и были им захвачены.

Часть ученых, однако, придерживается альтернативной точки зрения. Они говорят о противоречии существующей гипотезы законам физики и выдвигают свою теорию. Согласно ей, Фобос и Деймос никогда не относились к астероидам. Они были частями единственного спутника Марса, разорванного на куски под действием гравитации Красной планеты. Наиболее массивная и крупная часть была притянута ближе к поверхности и получила название Фобос, а менее внушительная и легкая стала обращаться по удаленной орбите и превратилась в Деймос. По мнению астрономов, придерживающихся этой версии, доказательства ее могут быть получены после более детального изучения состава грунта на двух лунах Марса.

Проведённые и проводимые исследования

Спутники Марса были открыты и найдены не сразу. В 1894 г. получилось обзавестись первые снимки, перечень которых пополнился в 1896 г. с помощью работ С. Костинского. В 1909 г. в ходе противостояния были получены другие изображения, которые помогли учёным сделать определённые выводы. В 1911 г. Г. Струве внёс предложение об использовании первой теории их движения.

К спутникам Фобос и Деймос было отправлено несколько космических устройств в рамках четырёх миссий. Каждая из них заканчивалась фиаско. Некоторые аппараты не смогли долететь до места назначения, некоторые из них вовсе не смогли покинуть околоземную орбиту. В связи с этим основная часть миссий выполнена так и не была. Несмотря на подобные промахи, их проведение продолжается до настоящего момента времени.

Происхождение

Иллюстрация Пояса астероидов. Изображение: NASA / JPL-Caltech

О происхождении Фобоса и Деймоса существует множество гипотез:

• Первая, оба спутника на самом деле являются астероидами из Пояса астероидов, которые в итоге стали лунами Марса. В качестве опровержения этой теории приводят два аргумента: маловероятность захвата Марсом сразу двух астероидов и различия в составе спутников и астероидов из Пояса.
  • Вторая, Фобос и Деймос – это две части одного большого астероида, который раскололся на два спутника красной планеты. Но плотность Фобоса и Деймоса слишком мала, к тому же орбиты лун, которые располагаются над экватором красной планеты, говорят не в пользу этой гипотезы.
  • Третья, луны стали результатом столкновения Марса с другим крупным телом. После столкновения часть Марса выбросило на орбиту. В пользу этой теории говорит состав спутников, который имеет сходство с составом самой красной планетой.

Происхождение

Астероид Гаспра, Фобос и Деймос

Происхождение марсианских лун остается спорным. Поверхность спутников имеет много общего с углеродистыми астероидами С-типа, а спектр, альбедо и плотность очень похожи на астероиды С- или D-типа. На основе их сходства, сегодня главенствует гипотеза о том, что обе луны могли быть захвачены из главного пояса астероидов.

Фобос — спутник Марса, фотография Viking Orbiter 1, от 16 сентября 1976 года.

Оба спутника имеют почти круговые орбиты, лежащие почти точно в экваториальной плоскости Марса, и, следовательно, теории, их захват требует, чтобы они первоначально двигались по очень вытянутой орбите, которая затем за счет сопротивления атмосферы и приливных сил планеты приобрела текущий вид. Хотя не ясно, каким образом произошел захват Деймоса. Захват также требует рассеивание энергии (при переходе на другую орбиту) и нынешняя атмосфера Марса слишком тонкая, чтобы захватить такой объект как Фобос атмосферным торможением. Астроном Джеффри Лэндис отметил, что захват мог произойти, если первоначальное тело было двойным астероидом, которое потом разделилось в результате действия приливных сил планеты.

Одна из лучший фотографий, цвета усиленны для контрастности

Фобос может быть объектом второго поколения, т.е. он мог уже сформироваться на орбите планеты, уже после самого формирования Марса, а не быть сформированным одновременно с планетой.