Руаль амундсен

9Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен. 7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо. Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

Покорение Южного полюса

История покорения Южного полюса на фоне Северного выглядит более прозаичной, но без драматизма и тут не обошлось.

В 1897 году полярник Фритьоф Нансен обнародовал план по достижению полюса на собачьих упряжках, но перейти к реализации задуманного не удалось.

Первый южнополярный рекорд установил исследователь Карстен Борхгревинк, который достиг отметки 78°50’ ю. ш. во время экспедиции в 1899–1900 годов.

Следующим прорывом стала британская антарктическая экспедиция 1901–1904 годов, в которой принял участие Роберт Скотт. Помогали ему Эрнест Шеклтон и Эдвард Уилсон. Сложности у команды возникали из-за неумения обращения с собачьими упряжками и внутренних конфликтов. Исследователи повернули обратно на отметке 82°17’, преодолев треть расстояния до Южного полюса.

Успех покорения связан с именем норвежца Руаля Амундсена, который выдвинулся в путь 3 июня 1910 года. На 13 дней позже к Южному полюсу выдвинулась экспедиция под руководством Роберта Скотта. Таким образом, началось состязание между британцами и норвежцами в покорении Южного полюса.

Удача была на стороне Амундсена, отряд которого достиг поставленной цели 14 декабря 1911 года. Добиралась команда на нартах, которые были запряжены 52 собаками. К месту высадки отряд вернулся в полном составе 26 января 1912 года. Из 52 собак осталось 11.

Теории заговора

Спустя много лет споры о том, кто же первым достиг Северного полюса, не утихают. После того, как Кука объявили самозванцем, пошли слухи о том, что сам Пири также мог не добраться до вершины Земли.

В 1996 году была опубликована книга Роберта Брайса «Кук и Пири: завершение полярной дискуссии», в которой писатель умудрился обосновать, что ни Кук, ни Пири не смогли добраться до Северного полюса и их погрешность составляет сотни километров. Брайс предположил, что Пири мог даже не заблуждаться, а сознательно соврать, узнав, что Кук побывал на полюсе.

Такая мысль имеет право на существование. Дело в том, что когда Пири вернулся из экспедиции, то до последнего момента не говорил о своем достижении друзьям в Гренландии. Возможно на ложь его спровоцировала новость о сопернике, но тогда перед нами встает вопрос: кто первым открыл Северный полюс? Эти мысли подтверждает и В.С. Корякин, который в 2007 году также выпустил статью, в которой говорится, что посещение Северного полюса Пири крайне маловероятно.

Правду узнать мы, к сожалению, вряд ли сможем. Впрочем, если бы у нас была машина времени…

Личная жизнь

Путешественник Амундсен проводил много времени в экспедициях, поэтому официально считалось, что у него не было жены и детей. В 1990 году были опубликованы личные дневники Руаля, которые содержали немного информации о личной жизни полярника.

У него было три романа с замужними женщинами. Его первой дамой стала Сигрид Кастберг, и они познакомились в 1909 году. Амундсен был так очарован красотой избранницы, что умолял ее развестись с мужем. Сигрид не отвечала отказом, но и согласия не давала. Их роман окончательно закончился в 1913 году.

Второй женщиной Руаля стала Кристина Элизабет Беннет. Она была женой английского бизнесмена и не собиралась менять свой статус. Их роман продлился до 1925 года, мореплаватель неоднократно делал ей предложения, но Кристина всегда отказывала ему. Руаль в итоге завещал ей одну усадьбу.

Третьей любовью Амундсена стала Бесс Магидс. Они познакомились в 1922 году во время путешествия по Берингову проливу. Женщина была настолько очарована мужественностью Руаля, что согласилась выйти за него замуж. Но в 1928 году полярник трагически погиб, и свадьбе не суждено было состояться.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.
На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Первая экспедиция

Его первая экспедиция прошла в 1896 году. На корабле “Бельжика” под руководством Адриена Де Жерлаша он вместе с остальными членами команды взял курс на Антарктиду. Но реальность оказалась суровой. Во время путешествия судно попало в зону с льдинами и потеряло возможность к передвижению на целый год.

«Бельжика», вмёрзшая во льды, 1898 год

В таких тяжелых условиях экипаж начал болеть, многие погибли. Однако именно к сложностям готовился Амундсен, когда задумал стать исследователем. Благодаря своим лидерским качествам он быстро стал старшим помощником капитана и сделал многое для доведения экспедиции “Бельжики” до конца с минимальными потерями.

Трагедия Роберта Скотта

На два месяца раньше Амундсена, 1 июня 1910 г., с Новой Земли к Южному полюсу с командой из 53 чело­век отправился Роберт Скотт. Экспедиция была тщательно подго­товлена и имела все необходимое, но именно это и привело к трагическому концу. Громоздкое научное оборудование замедлило скорость движения экспедиции, одеж­да плохо защищала ее участников от жестоких морозов. В сани вместо легких и быстрых собак, как у Амундсена, хорошо приспособ­ленных к страшному холоду, были запряжены лошади. Медленно продвигаясь через паковые льды, корабль Скотта достиг, наконец, пролива Мак-Мэрдо, где разбил базовый лагерь. В январе 1912 г. Скотт вместе с Лоуренсом Оутсом, Эвардом Уилсоном, Эдгаром Эвансом и Генри «Пташкой» Бауэрсом направился к Южному полюсу. Отряд двигался очень медленно — лошади вязли в снегу и их приходилось пристреливать. Наконец людям пришлось тащить сани на себе. 18 января 1912 г. измученные путники добрались до Южного полюса и увидели уже поднятый над ним норвежский флаг. Пережив горькое разочерование, исследователи отправились в обратный путь к Мак-Мэрдо. Они страшно устали и обессилели от мороза. В 642 км от лагеря скончался Эванс. Оставшиеся в живых отыскали один из своих складов и в ужасе увидели, что горючее вы­текло из бочек. Теперь у них не было никакого топлива, чтобы хоть немного согреться. Однажды ночью тяжелобольной Оутс, надеясь, что его смерть поможет спастись товарищам, в сильную бурю ушел из палатки. Больше его ни­кто не видел. Но жертва Оутса оказалась напрасной: через две недели трое оставшихся членов экспедиции тоже умерли. Их за­мерзшие тела через восемь месяцев обнаружила в снегах поисковая партия.

Могила в Антарктиде

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Эванс умер 17 февраля. 2 марта остальные, добравшись до одного из заранее подготовленных складов, обнаружили, что оставленный там керосин вытек. 16 марта Отс, с трудом передвигаясь на обмороженных ногах, ушел из лагеря, чтобы умереть: он не мог стать обузой для своих уже обессилевших товарищей. После гибели Отса Скотт, Уилсон и Бауэре еще пять дней пробивались на север. В 20 км от склада, где имелось продовольствие и топливо, их застала жестокая пурга. Они умерли в спальных мешках в палатке. Их трупы товарищи по экспедиции нашли лишь весной, спустя почти восемь месяцев.

Поделиться ссылкой

Семья, детство и первая служба на корабле

Будущий мореплаватель родился в Дании, в городе Хорсенсе. Он был третьим ребенком, которого его мать – Анна Педерсдаттер Беринг, происходившая из разорившегося аристократического рода, подарила его отцу – Йонасу Свендсену Хальмстадту, работавшему в таможне. Мальчик был назван в честь своего родственника – знаменитого датского историка Витуса Педерсена Беринга. Согласно данным, что содержит церковная книга города Хорсенс, мальчика крестили в местной лютеранской церкви. Проживала семья на улице Сендергаде.

Молодой Витус рос в семье не богатой, по достатку скорее средней, однако весьма образованной и набожной. Сестра Беринга вышла замуж за сына владельца местной школы – Хорлофа, состоявшего на службе в военном флоте страны. В школе или дома, атмосфера всегда была наполнена разговорами о море, судоходстве и короблях. Все это подогревало интерес ребенка. С детства Витус начинает общаться с моряками, частенько его даже брали в гости на корабли. Подростком он стал интересоваться результатами экспедиций разных исследователей. И окончив школу, четырнадцатилетним подростком, вместо обучения в университете он уходит служить на корабле матросом. Уже скоро Беренгу довелось совершить свое первое плавание в Ост-Индию, в котором его сопровождали его родственник Свен и его товарищ Свивере. В своих первых путешествиях он побывал в колониях на территории Северной Америки, был на Карибах, пересек северную Атлантику. Вскоре становится ясно, что Берингу необходимо подкрепить практические знания теорией. Тогда он начинает обучение в морском кадетском корпусе в городе Амстердам. С легкостью окончив обучение в 1703 г., юноша получает приглашение на службу в России от Корнелия Ивановича Крюса.

Смерть

В 1928 году Амундсен при поддержке итальянского правительства и норвежских бизнесменов отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.

На гидросамолете, арендованном у французских военных, Руаль вылетел в сторону островов архипелага Шпицберген, и через 2 часа 45 минут связь с ним прервалась.

Руаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum

Через некоторое время спасательная экспедиция обнаружила обломки воздушного судна, но тело пилота так и нашла. Официальной датой смерти Амундсена объявили 18 июня 1928 года.

Образ полярника увековечили в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца, легли в основу художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».

Экспедиция Роберта Пири

Летом 1908 года начался очередной поход Роберта Пири на Северный полюс. Всем необходимым путешественника обеспечили меценаты, даже сам Теодор Рузвельт благословил полярника на свершение новых подвигов.

В отличие от Кука, Пири решил идти на полюс большой группой из 24 человек. Исходной точкой был намечен мыс Колумбия у Гренландии, откуда экспедиторы отправились 1 марта 1909 года. В походе Пири использовал особенную схему, которую сам и разработал: впереди себя он отправлял небольшие группы людей, которые продвигались все дальше по маршруту, прокладывая колею и строя на пути продовольственные склады, упрощающие жизнь путешественникам. В финальный забег к полюсу Пири отправился небольшой группой, проходя по 20 километров в день.

6 апреля 1909 года в 10 часов утра Роберт Пири достиг официальной отметки Северного полюса и установил там флаг своей страны. Потратив день на отдых, Пири по своим же следам отправился в обратный путь. В отличие от событий, описанных Куком, Пири не испытывал с трудностей по дороге домой. На мыс Колумбия Роберт вернулся 23 апреля. В Гренландии первооткрыватель пробыл до лета, там же он встретил и охотника Гарри Уитни, который встретил возвращавшегося с полюса Кука в прошлом году.

Только 5 сентября Пири добрался до Индиан-Харбор (Лабрадор), где начал один из величайших споров 20 века.

6Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

Служба в России

В 1704 г. Витус Беринг перебрался в Россию, где сразу же получил под командование небольшое судно, занимавшееся транспортировкой строительного леса с Невы на остров Котлин

Однако личные качества, проявляемые им во время службы, то внимание к деталям и ответственность, с которыми он отдавался работе, постепенно открывали ему доступ к все более важным поручениям. Уже в 1707 г

он дослужился до поручика.

За период с 1710 г. по 1720 г. Берингу довелось служить в звании капитан-лейтенанта на Азовском флоте, участвовать в Прутском походе, организованном императором, после чего был направлен для несения службы в Балтийский флот, где достиг звания капитана 2 ранга.

Но амбиции Витуса требовали большего, ведь за 17 лет службы он так и не смог достичь звания капитана 1 ранга. Считая, что командование не может оценить его труд по достоинству, он пишет прошение об отставке. Однако тогда за него заступается сам император. Дело выносится на рассмотрение, после чего Беринг возвращается на службу в новом звании.

7Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36′ ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема. Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы. 6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

2Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса. «Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки). 9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось». Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября. Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября. В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября. 1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

5Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C. 20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

8Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену. Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки. Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах. 17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда). На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

Краткая биография

Годы жизни Амундсена: 1878 – 1928. Он родился в семье торговца, разбогатевшего во время Крымской войны на продаже соломы и зерна Франции и Великобритании. Путешествиями он интересовался уже с юности, и в возрасте 24 лет отправился в свою первую антарктическую экспедицию, приняв в ней участие в качестве матроса. Позднее Амундсен стал первым человеком, покорившим Южный полюс Земли, а также первым, побывавшим на обоих полюсах. Числятся за ним и другие достижения – например, он первым прошёл Северо-Западным проходом Северного Ледовитого океана, соединяющего Тихий океан с Атлантическим.

Маршрут экспедиции Амундсена к Южному полюсу на карте

Интересно, что первая экспедиция, в которой он принял участие, обернулась катастрофой, но это не отбило у него желания продолжать заниматься любимым делом. Основной вклад в открытие новых земель Руаль Амундсен сделал позднее, когда уже сам стал известным исследователем. Он победил в «антарктической гонке», когда к Южному полюсу Антарктиды шли одновременно две экспедиции – норвежская под его началом ия британская под началом Роберта Скотта, и победа была вопросом престижа. До полюса в итоге добрались и те, и другие, но разочарование англичан было ужасным – прибыв к Южному полюсу, они обнаружили, что норвежцы опередили их на 34 дня. На обратном пути экспедиция Скотта погибла в полном составе.

Роберт Скотт, соперник Амундсена в «полярной гонке», погибший в Антарктиде

Впрочем, Амундсен интересен не только этим открытием – он совершил его в 1911 году, но заниматься исследованиями продолжал вплоть до самой смерти в 1928 году. Он пропал без вести, пытаясь на специальном гидросамолёте разыскать и спасти экспедицию полярного исследователя Умберто Нобиле, дирижабль которого потерпел крушение в Арктике. Самолёт с экипажем Амундсена просто таинственно исчез, и его никогда так и не нашли, а выжившие члены экспедиции Нобиле были вскоре спасены советским ледоколом «Красин».

Правление Екатерины I. Начало, события, итоги.
Участники Гражданской войны в России 1917-1922 кратко. Цели и лидеры. Красные и Белые.

Дом

4 января 1911 года сразу же после высадки на мысе Эванса в Антарктиде участники экспедиции возвели деревянный дом для своей зимовки. Все материалы подготовили заранее и потренировались в сборке перед отплытием из Новой Зеландии. Дом представлял собой прочное деревянное строение размером 15 на 8 метров с двойными стенками, утеплёнными сушёными водорослями. В одной его части помещались матросы, в другой были отдельные кубрики для офицеров, разделённые ящиками с провизией. Проживание на мысе Эванса осталось в памяти многих участников экспедиции лучшим временем их жизни — так дружно и весело все они проводили время, не зная проблем психологической несовместимости или усталости от общения.

Но не все участники экспедиции провели две зимовки с таким комфортом — северную партию в составе шести человек под командованием Виктора Кемпбелла из-за сложной ледовой обстановки не смогли забрать из района их работы в феврале 1912 года и они остались на вынужденную зимовку вне своей хижины. Всю зиму они провели в снежной пещере, питаясь пингвинами и тюленьим мясом на острове Инекспрессибл (Невыразимый). Действительно, выразить словами их злоключения чрезвычайно трудно.

Вклад в географию

  • Исследование Антарктиды. Руаль Амундсен первым добрался до Южного полюса самого неприступного материка Земли, и в ходе этой экспедиции собрал огромный объём бесценных научных данных.
  • Северо-Западный проход. Он представляет собой сложный, но короткий морской путь из Атлантики в Тихий океан, и люди на протяжении нескольких столетий пытались его разведать. Вклад Амундсена в географию столь велик отчасти потому, что он стал первым человеком, кто прошёл Северо-Западным проходом. Позднее он организовал ещё одну экспедицию для его исследования.

Амундсен в полярной экипировке

  • Северный полюс. Амундсен стал первым человеком, результаты экспедиции которого на Северный полюс не подвергаются сомнению. Он посвятил немало времени исследованию Северного Ледовитого океана, а также впервые в истории воздухоплавания пересёк Северный океан на дирижабле «Норвегия» и добрался на нём с норвежского острова Шпицберген до Аляски.
  • Северо-Восточный морской путь. Знаменитый путешественник организовал и возглавил вторую в истории успешную экспедицию, которая им прошла. Северо-Восточный морской путь пролегает по Северному Ледовитому океану вдоль берегов Сибири, и это путешествие значительно пополнило копилку знаний человечества об этом регионе.

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке Норвегии в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года — Осло). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования Арктики. В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят Северный Ледовитый океан. Подобно Фритьофу Нансену, Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

В — гг. принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Белжика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль «Бельжика» вмёрз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. Прошло долгих 13 месяцев, прежде чем «Бельжика» окончательно освободилась из ледяного плена.

Краткая биография

Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.

Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.

Рис. 1. Руаль Амундсен.

Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.

Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.

Точный расчет

Амундсена сопровождали люди, как и он, владевшие техникой выживания в холоде. Один из них был специалистом по ездовым собакам, другой — лыжником-чемпионом. Его спутники шли на лыжах и в эскимосской одежде, которая была в два раза легче одежды участников экспедиции Скотта. Опробовав собак, от которых во многом зависела жизнь людей, Амундсен был восхищен их выносливостью. Полярники везли с собой запас еды на четыре месяца. Амундсен совершил не одну поездку вдоль на меченного маршрута и через равные промежутки пути расположил склады с продовольствием. 19 октября 1911 г. пять человек во главе с Амун сеном устремились на штурм полюса. Амундсен задал убийственный темп: он и его люди шли со скоростью более 7 км в час.

Другие биографии:

  • Гончаров Иван Андреевич

    Иван Гончаров — знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками

  • Михалков Сергей

    Один из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб — советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

  • Надежда Константиновна Крупская

    Крупская Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) является участником русского революционного движения, государственным, партийным деятелем, а также женой Ульянова В.И., всемирного известного под псевдонимом Ленин.

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

9Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен. 7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо. Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: