Эволюция растений: огромная проблема для приверженцев эволюции [часть i]

Содержание:

В Силурийский это был третий период палеозойской эры, расположенный между ордовиком и девоном. Этот период характеризовался интенсивной геологической активностью, о чем свидетельствует образование гор, а также образование нового суперконтинента Еврамерика.

На существующих континентах было обычным делом иметь мелководные водоемы, являющиеся результатом высокого уровня моря. Силурийский период был очень интересным периодом для специалистов, так как на уровне биоразнообразия произошло много изменений.

Растениям удалось завоевать земную среду, появились новые виды членистоногих, кораллов и рыб. Хотя он был очень хорошо изучен, все еще есть специалисты, которые считают, что еще предстоит открыть много информации о силурийском периоде.

Гипотезы происхождения жизни

Креационизм: жизнь создана творцом — Богом.

Гипотеза биогенеза: согласно этой теории жизнь может зародиться только из живого.

Гипотеза панспермии (Г. Рихтер, Г. Гельмгольц, С. Аррениус, П. Лазарев): согласно этой гипотезе жизнь могла возникнуть один или несколько раз в космосе. На Земле жизнь появилась в результате занесения ее из космоса.

Гипотеза вечности жизни (В. Прейер, В.И. Вернадский): жизнь существовала всегда, проблемы происхождения жизни нет.

Теория абиогенеза: жизнь возникла из неживой материи путем самоорганизации простых органических соединений.
■ Для средних веков были характерны примитивные представления, допускавшие появление целых живых организмов из неживой материи (считалось, что лягушки и насекомые заводятся в сырой почве, мухи — из гнилого мяса, рыбы — из ила и т.д.).
■ Современной конкретизацией этой теории является коацерват-ная гипотеза Опарина — Холдейна.

Коацерватная гипотеза Опарина — Холдейна: жизнь возникла абиогенным путем на протяжении трех этапов:
■ первый этап — возникновение органических веществ из неорганических под воздействием физических факторов среды, существовавших на древней Земле более 3,5 млрд, лет назад;
■ второй этап — образование сложных биополимеров (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, протеиноидов) из простых органических соединений в водах первичного океана Земли и формирование из них коацерватов — капелек концентрированной смеси различных биополимеров. Коацерваты не обладали генетической информацией, обеспечивающей их воспроизводство и копирование, и поэтому не были «живыми»;
■ третий этап — возникновение в коацерватах липопротеидных мембранных структур и избирательного обмена веществ и формирование пробионтов — первых примитивных гетеротрофных живых организмов, способных к самовоспроизведению; начало биологической эволюции и естественного отбора.

Первыми носителями генетической информации стали молекулы РНК. Они образовывались с помощью протеиноидов, притягивающих определенные нуклеотиды, которые объединялись в цепочки РНК. Такая РНК несла информацию о структуре протеиноидов и притягивала к себе соответствующие аминокислоты, что приводило к воспроизводству точных копий протеиноидов. Позднее функции РНК перешли к ДНК (ДНК стабильнее РНК и может копироваться с большей точностью), а РНК стала выполнять роль посредника между ДНК и белком. В процессе эволюции преимуществом обладали те пробионты, у которых взаимодействие белков и нуклеиновых кислот было наиболее четким.

Мезозойская эра[править]

На этот раздел есть перенаправления: , ,  ().

Мезозой (греч. средняя жизнь): 251 — 65,5 млн лет назад. Известна как эра динозавров.

• Триасовый период, или триас: 251—200 млн лет назад. Земля пережила глобальное вымирание. Разнообразие позвоночных сильно падает. Особо успешная группа животных — проворные текодонты, прямые предки динозавров. Их ноги располагаются непосредственно под телом, а не разнесены по бокам, что позволяет добиться высокой скорости и ловкости, особенно двуногим видам. Появляются лягушки, крокодилы, черепахи, настоящие млекопитающие (мегазастродон) и первые летающие позвоночные — птерозавры.
  • Юрский период, или юра: 200—146 млн лет назад. На суше господствуют динозавры, в воздухе — птерозавры, а в воде — морские ящеры. Появляются все популярные классы динозавров — зауроподы, рапторы, тираннозавры, цератопсы и другие, однако самые популярные их виды (например, тираннозавр рекс, трицератопс) появятся только в меле. Юрские млекопитающие маленького размера и напоминают грызунов и насекомоядных — единственная ниша, которая осталась им после рептилий.
  • Меловой период, или мел: 146 — 65,5 млн лет назад. Многие виды динозавров достигают предельных размеров, которые с тех пор ещё не повторились среди наземных животных. Появляются цветущие растения и социальные насекомые. Появляются змеи, настоящие птицы (бапторнис, гесперорнис, иберомезорнис), плацентарные млекопитающие (заламбдалест, крузафонция, альфадон), вынашивающие детей в сумках. Среди всё ещё маленьких млекопитающих выделились предки большинства современных типов, например копытных, насекомоядных, хищных, приматов…

Вымирание на рубеже мела и палеогенаправить

Граница мела и палеогена в скальных отложениях.

Мезозой и следующую эру, кайнозой, отделяет самое известное, но не самое массовое вымирание в истории Земли. Погибла вся макрофауна, включая морскую, и многие другие животные. Найдены многочисленные свидетельства катастрофических событий того времени, хотя их последовательность и детали ещё неизвестны доподлинно.

Основным из них обычно считается падение колоссального метеорита диаметром 11 километров (больше Эвереста) в район Юкатана. Кратер диаметром 180 км был обнаружен в 1970 году и с тех изучен во всех отношениях. Столкновение с Землёй такой массы, движущейся со скоростью много километров в секунду, эквивалентно взрыву сотен миллионов водородных бомб. Жизнь в радиусе полутора тысяч километров должна была быть полностью уничтожена, а в радиусе семи с половиной тысяч — погибнуть вся макрофауна. Весь мир сотрясали землетрясения магнитуды 13, омывали несколько волн цунами высотой в сотни метров, а затем из атмосферы осыпалась материя астероида, испарившаяся при ударе и заново кристаллизовавшаяся.

Границей между мелом и палеогеном датируются и другие катастрофические события. В разных регионах земли найдено ещё два меньших кратера (24 и 20 км в диаметре) и, возможно, один более массивный (450—600 км, однако природа этого углубления ещё плохо изучена). Образование Декканских трапов, вызванное непрекращающимся исторжением магмы, также относится к периоду 65,5 млн лет назад. Подобные события в истории Земли уже были, и результатом является не только вымирание в районе явления, но и экологическая катастрофа из-за выброса газов. Вымирание на границе палеозоя и мезозоя, самое большое в истории Земли, скорее всего было вызвано Сибирскими трапами. Помимо этого, в конце мела сильно сократилась площадь мелководья, где многообразие морской жизни, как правило, больше всего. Это могло стать основной причиной вымирания морских видов. Изменение океанских течений также влечёт за собой изменение климата по всей Земле.

Не все группы животных пострадали от вымирания на границе мела и палеогена. Например, известно только два вида лягушек, следы которых пропадают в этот период, а шесть из семи известных родов саламандр того времени даже не изменились в результате событий. Из динозавров выжили только новонёбные птицы (к ним относятся все современные виды), в то время как пернатые рапторы вымерли вместе со всеми. Ни один исключительный хищник или травоядное не выжило после катастрофы. Судя по всему, выжили животные, способные прятаться в грунте или рыть норы, питающиеся неживой органикой (например, падалью) и по возможности редко. Из крупных животных вымирание пережили холоднокровные крокодилы и живородящие акулы, способные процветать на больших глубинах.

Жизнь на суше

Мхи и другие примитивные растения в силурийский период жили у самой кромки воды. Они продолжили работу лишайников, превращая камни в почву. Обнаружено несколько окаменелостей конца силурийского периода, которые позволили ученым определить, что древние насекомые превосходно жили среди этих мхов. И даже создавали здесь свои собственные колонии.

Куксония изобрела сосудистую ткань

Когда появилась первая почва, в ней выросло странное растение, называемое куксонией. У этого растения были стебли, но не было настоящих листьев. У некоторых куксоний были специальные ткани для переноса воды и питательных веществ вверх к ветвящимся частям. Эта сосудистая ткань распространена и у современных растений, но впервые она появилась именно в силурийский период.

Вам может понравиться:

Кто открыл Марс?

Пять странных треугольников планеты Земля

Созвездие Кассиопея. Интересные факты

Пять фактов о далеких и прекрасных звездах

Имеет ли время начало? И есть ли у него конец?

Как будет выглядеть человек будущего?

Сложная жизнь Земли древнее, чем считали ученые

EmDrive. Нарушая законы физики

Эпсилон Эридана

В поисках жизни в космосе

Загадка Южно-Атлантической магнитной аномалии

Макемаке. Далекий мир на краю бездны

Может ли жизнь обойтись без воды?

Солнце. Наша очень тихая звезда

Ядерная паста. В миллиард раз прочнее стали

Мокеле-мбембе: живые динозавры Конго

Кратер Чиксулуб. Метеорит против динозавров

Земля. Избавиться ли она от человечества?

Происхождение и эволюция

Считается, что предком этой группы растений были водоросли, не сохранившиеся до современности. Затем они эволюционировали в папоротники, которые в свою очередь дали начало как покрытосеменным, так и голосеменным видам Они произошли от общих предков, разделившихся на разные ветви в триасе.

Всего цветковые существуют около 140 миллионов лет — первые представители фауны с похожим строением появились в юрском периоде. Это были довольно примитивные и малочисленные виды. Древнейшими представителями цветковых считаются представители семейства нимфейные или кувшинковые. В середине мелового периода (около 100 миллионов лет назад) покрытосеменные уже были довольно широко распространены в мире. В конце мела они оказались доминирующей формой жизни и покрывали значительную часть суши. Примерно тогда же начали появляться предки многих современных растений — дуба, клёна, магнолии, бука. Одной из главной особенностей эволюции цветковых стала их высокая приспосабливаемость к изменяющимся условиям, что позволило им произрастать на разных географических широтах. Они отличаются огромным многообразием форм, размеров, способов развития и размножения. Среди цветковых можно найти водные и наземные, ползучие, вьющиеся, карабкающиеся и прямостоящие растения, которые растут и процветают во всех уголках Земли, от тропических лесов и долин рек до солёных морей и альпийских лугов. Другой интересной особенность эволюции покрытосеменных является большое разнообразие форм водяных растений. Они не произошли от водорослей напрямую, а эволюционировали от наземного предка в результате смены условий, потому отличаются сложным строением и большим количеством приспособительных механизмов.

Мезозойская эра

Основная статья: Краткая характеристика мезозойской эры и ее периодов.

В начале триасового периода (248-208 миллионов лет назад) скудная летопись окаменелостей указывает на сокращения флоры Земли. С середины до позднего триаса современные семейства папоротников, хвойных деревьев и ныне вымершей группы растений, беннеттитовых, обитали в большинстве наземных экосистем. После массового вымирания беннеттиты переместились в свободные экологические ниши.

Поздняя триасовая флора в экваториальных широтах представлена ​​широким диапазоном папоротников, хвощей, саговников, беннеттитов, гинкго и хвойных деревьев. Комбинации растений в небольших широтах сходные, но не богатые видами. Это отсутствие вариаций растений в низких и средних широтах отражает глобальный безморозный климат.

В юрский период (208-144 миллионов лет назад) появилась наземная растительность, похожая на современную флору, и потомками папоротников этого геологического отрезка времени можно считать современные семейства, такие как Dipteridaceae, Matoniaceae, Gleicheniaceae, и Cyatheaceae.

К хвойным этого возраста также могут относится современные семейства: подокарповых, араукариевых, сосновых и тисовых. Эти хвойные породы, во время мезозоя, создали значительные залежи такого полезного ископаемого, как уголь.

Во время раннего и среднего юрского периода, в экваториальных широтах западной части Северной Америки, Европы, Средней Азии и Дальнего Востока, произрастала разнообразная растительность. Она включала: хвощи, саговники, беннеттиты, гинкго, папоротники и хвойные деревья.

Гинкго

Теплые, влажные условия также существовали в северных средних широтах (Сибирь и северо-запад Канады), поддерживая гинкговые леса. Пустыни встречались в центральной и восточной частях Северной Америки и Северной Африки, а наличие беннеттитов, саговников, хейролепидиевых и хвойных деревьев свидетельствовали о приспособленности растений к засушливым условиям.

Южные широты имели сходную растительность с экваториальными, но из-за более сухих условий хвойные породы были обильными, а гинкговые — дефицитными. Южная флора распространилась на очень высокие широты, включая Антарктиду, из-за отсутствия полярного льда.

Хейролипидиевые

В меловом периоде (144-66,4 миллионов лет назад) в Южной Америке, Центральной и Северной Африке, и Центральной Азии существовали сухие, полупустынные природные условия. Таким образом, в наземной растительности преобладали хвойные породы хейролипидиевых и матониевые папоротники.

Северные средние широты Европы и Северной Америки имели более разнообразную растительность, состоящую из беннеттитовых, саговниковых, папоротников и хвойных деревьев, а в южных средних широтах преобладали беннеттиты.

В позднем меловом периоде произошли значительные изменения в растительности Земли, с появлением и распространением цветущих семенных растений, покрытосеменных. Присутствие покрытосеменных означало конец типичной мезозойской флоры с преобладанием голосеменных растений и определенное снижение беннеттитовых, гинкговых и саговниковых.

Нотофагус или южный бук

Во время позднего мела в Южной Америке, Центральной Африке и Индии преобладали засушливые условия, в результате чего среди тропической растительности доминировали пальмы. На средние южные широты также влияли пустыни, а растения, окаймлявшие эти районы, включали: хвощи, папоротники, хвойные и покрытосеменные, в частности, нотофагус (южный бук).

Секвойя Гиперион

Высокоширотные районы были лишены полярного льда; из-за более теплых условий климата, покрытосеменные смогли процветать. Самая разнообразная флора была обнаружена в Северной Америке, где присутствовали вечнозеленые растения, покрытосеменные и хвойные деревья, особенно красное дерево, секвойя.

Мел-палеогеновое массовое вымирание (К-Т вымирание) произошло около 66,4 миллионов лет назад. Это событие, которое внезапно вызвало глобальные климатические изменения и исчезновение многих видов животных, особенно динозавров.

Наибольший «шок» для наземной растительности произошел в средних широтах Северной Америки. Показатели пыльцы и спор чуть выше границы К-Т в летописи окаменелостей показывают преобладание папоротников и вечнозеленых растений. Последующая колонизация растений в Северной Америке демонстрирует преобладание лиственных растений.

Полезные ископаемые триасового периода

Название «триас» введено горным инженером Ф. Альберти в 1834 году и связано с тремя слоями отложений, относящихся к данной эпохе. Низкая интрузивная деятельность триаса привела к появлению значительного количества рудных и каменноугольных месторождений. На месторождениях добывают никель, медь, железо, серебро, золото и др. К данной эпохе относятся газовые месторождения, находящиеся в разных частях света – в Канаде, Сахаре, России, Аляске.

Триас – значительный этап в развитии Земли. В эту эпоху происходит зарождение млекопитающих, формируются первые динозавры и появляются виды, которые достигнут небывалого расцвета во время юрского периода.

Предыдущая

ПалеонтологияУ какого динозавра были самые длинные когти (травоядные или хищники)?
Следующая
ПалеонтологияЯйца динозавров | Гигантские, большие и маленькие, форма и вес

Жизнь в морях силурийского периода

Конечно же, теплое мелководье создавало хорошие условия для роста морской флоры и фауны. Виды, пережившие массовое вымирание в конце ордовика, разветвлялись и давали новые разновидности. Среди выживших были наутилоиды, брахиоподы, мшанки и морские лилии. Морские лилии являлись фильтрующими иглокожими, которые росли на длинных стеблях, прикрепленных к морскому дну. Они были похожи на цветы, плавающие в воде. Их длинные пушистые конечности довольно эффективно ловили пищу, проплывающую мимо.

Морские лилии не понимают, что происходит. Фото НАСА.

Возвышение Эвриптерид

Головоногие стали мельче, и их стало меньше, чем в ордовикский период. Эвриптериды, или морские скорпионы, впервые появились на этой планете в ордовике. А в силурийский период они стали доминирующими хищниками. Эвриптериды были членистоногими. У членистоногих есть экзоскелет и суставные ноги. Крабы, насекомые и пауки — все это членистоногие. Один из морских скорпионов силура — Jaekelopterus rhenaniae — мог вырастать до двух с половиной метров в длину! Это был очень опасный хищник, у которого были огромные клешни для добычи еды. Как здорово, что они не водятся в наших морях! Хотя, если посмотреть с другой стороны, сколько же пива можно бы выпить под одного такого гигантского рака!

Молодой Арнольд Шварцнеггер спит, наигравшись с 50 см жезлом инспектора ДПС, не подозревая о приближении гигантского ракоскорпиона. Фото НАСА.

Кораллы. Новые строители рифов

Новая жизнь в силурийский период принялась строить коралловые рифы. Делали это, в основном, табличные и морщинистые кораллы. Эти рифы очень часто встречаются в силурийских породах. Табличные кораллы жили колониями, которые образовывали специфические цепочки. И иногда они выглядели как рассыпанные груды органных труб. Морщинистые кораллы часто называют роговыми кораллами, потому что их форма напоминает рог быка.

Роговые кораллы не хотят эволюционировать. Фото НАСА.

Эти новые образования, огромные коралловые рифы, служили прекрасными укрытиями для животного, невероятно расплодившегося в океане именно в силурийский период — рыбы.

Рыба тоже человек! И должна есть твердую пищу!

В силурийский период рыбы в морях становилось все больше и больше. Но в его начале у большинства из них не было челюсти. И это было печально. Ну как так! Ведь рыбы — одни из самых ранних позвоночных! А во рту у них только какие-то мягкие хрящики! Обидно до слез! Эволюция сжалилась над рыбами. И к концу силурийского периода почти все рыбы в океане плавали с челюстями и настоящими костями. Эти животные скоро станут править морями!