Зачем учить латынь и где её изучают

Коротко о главном

Номенклатура химических соединений – это система, включающая в себя все названия химических веществ, их групп, классов и правил, при помощи которых происходит словообразование их названий. Когда она была разработана?

Первая номенклатура хим. соединений была разработана в 1787 году Комиссией французских химиков под руководством А. Л. Лавуазье. До этого времени названия давались веществам произвольно: по каким-то признакам, по способам получения, по имени первооткрывателя и так далее. Каждое вещество могло иметь несколько названий, то есть синонимов. Комиссия постановила, что любое вещество должно иметь лишь одно единственное название; наименование вещества сложного может состоять из двух слов, указывающих на вид и род соединения, и не должно противоречить языковым нормам. Данная номенклатура химических соединений стала образцом для создания в начале XIX века номенклатур различных национальностей, в том числе русской. Речь об этом пойдет далее.

Особенности

Оглавление

Простые жители покоренных территорий не сразу осваивали язык завоевателей. Они общались на упрощенном латинском языке, игнорируя правила грамматики. Этот язык получил название «вульгарная латынь» в противовес «классической латыни», на которой говорили и писали римляне. Римская империя оставила после своего распада не только латинский язык, но и культуру, образцами которой ми восхищаемся по сей день.

Латинский язык относится к индоевропейской семье. Прямыми потомками латинского языка являются романские языки — итальянский, испанский, французский, румынский и многие другие. Но даже в языках других групп прослеживаются заимствования из латыни.

Латинский язык можно смело назвать самым «живым» из мертвых языков. В Ватикане он является государственным. Кроме того, на этом языке по сей день общаются члены Мальтийского ордена, проводятся католические службы.

Вплоть до начала 18 века латынь являлась официальным языком в Англии. Все государственные документы писались именно на этом языке. Английский король Георг I, который родился в Римской империи, не знал английского языка и говорил со своими подданными на латыни.

Латынь эпохи Возрождения

Гуманисты (авторы Раннего Возрождения) обратились к античному наследию. Они много сделали для его возрождения и распространения, собирая и изучая рукописи и памятники античного искусства. Восстанавливая подлинные античные тексты, они очищали их от «варварской» латыни Средневековья, а в своих собственных произведениях стремились подражать древним образцам, особенно Цицерону. Гуманисты приблизили латинский язык к идеалу «золотой латыни» и активно пользовались им в устном и письменном общении между собой. На латинском языке писали Томас Мор (1478-1535 гг.) в Англии, Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.) в Голландии, Томмазо Кам-панелла (1568-1639 гг.) в Италии, Николай Гуссовский (1470-е гг. — после 1533 г.) в Беларуси (Великом княжестве Литовском).

Классическая (золотая) латынь

Периодом классической латыни принято считать время от первых выступлений Цицерона (8180 гг. до н э.), в прозе которого латинский язык впервые приобрел ту грамматическую и лексическую норму, которая и сделала его «классическим», до смерти императора Августа в 14 г. н. э. Это время называют также «золотым веком латинской поэзии». Этот период представлен такими именами, как Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н э.); в исторической прозе — Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н э.), Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н э.), Тит Ливий (59 гг. до н э. — 17 гг. н э.). Самыми знаменитыми поэтами этого периода были Тит Лукреций Кар (ок. 98 — ок. 35 гг. до н э.), Гай Валерий Катулл (ок. 87 — ок. 54 гг. до н э.), Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н э.), Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н э.), Публий Овидий Назон (43 гг. до н э. — 18 н э.).

Период формирования и расцвета классического латинского языка был связан с превращением Рима в крупнейшую империю, подчинившую своей власти обширные территории на западе и юго-востоке Европы, в северной Африке и Малой Азии. В восточных провинциях римского государства (в Греции, Малой Азии и на северном побережье Африки), где к моменту завоевания их римлянами были широко распространены греческий язык и высокоразвитая греческая культура, латинский язык не получил большого распространения. Иначе обстояло дело в западном Средиземноморье.

К концу II в. до н э. латинский язык господствует не только на всей территории Италии, но ив качестве официального государственного языка проникает в покоренные римлянами области Пиренейского полуострова и нынешней южной Франции, где тогда была римская провинция Галлия. Покорение Галлии (в целом это территория современных Франции, Бельгии, отчасти Нидерландов и Швейцарии) завершилось в конце 50-х гг. I в. до н э. в результате длительных военных действий под командованием Юлия Цезаря. На всех этих территориях распространяется латинский язык. Так происходит романизация провинций, усвоение местным населением латинского языка и римской культуры. Романизация идет двумя путями: сверху, в частности, через открытие римских школ для детей местной знати, где обучали литературному латинскому языку; и снизу, через живое общение с носителями разговорного латинского языка.

Химический элемент — что это за понятие

Англо-ирландский химик, физик, натурфилософ и богослов Роберт Бойль на страницах своей книги «Химик-скептик» дал определение химического элемента: это вещества, которые имеют в своем составе однородные корпускулы (первоматерия), на которые могут разлагаться. Эти корпускулы часто имеют разный размер и форму, однако те, из которых состоят тела, стабильны при любом их превращении.

А.Л. Лавуазье в своем труде «Элементарный курс химии» (1789 г.) опубликовал список химических элементов, разделив их на типы. Он первым приравнял некоторые простые вещества к химическим элементам, например, кислород, азот, водород, уголь, фосфор, а также металлы.

Д

Дальтон привлек внимание ученых XIX века своей атомно-молекулярной гипотезой. В ней химический элемент был представлен отдельным видом атомов, имеющим свой вес, который определял собственную химическую природу вещества

Современное определение звучит так.

Когда был открыт Периодический закон (1869 г.), насчитывалось 63 элемента с известным атомным весом и образуемыми веществами. В понятии Д.И. Менделеева это материальные составляющие простых (сложных) тел, придающие им определенные физические и химические свойства. Именно открытие Менделеева послужило толчком для прогнозирования существования ряда элементов, а также легло в основу классификации.

Химические элементы распространены в природе крайне неравномерно. Так, если водород присутствует во Вселенной в количестве 92% от всех атомов, то гелий — в 7,9%.

Земная кора в максимальных количествах содержит кислород (более 49%), кремний, алюминий и железо.

Желание выстроить известные химические элементы в ряд было не только у Менделеева. Наиболее интересными были следующие варианты:

1. Триады Деберейнера. Немецкий химик попытался объединить сходные по свойствам элементы в группы, включающие по три представителя. Таким группам было дано название триады. Каждая из них имела серединный представитель, масса которого была средним арифметическим. Пример: литий, натрий, калий.
  2. Спираль Шанкуртуа. Французский ученый расположил известные тогда элементы в порядке увеличения их атомных масс. Полученный ряд поместил на поверхности цилиндра, создав так называемую земную спираль.

Если такую земную спираль развернуть, на вертикальных линиях, будут находиться химические элементы с похожими свойствами. Например, на одной вертикали находились:

• литий, натрий, калий;
  • бериллий, магний, кальций;
  • кислород, сера, теллур.
  1. Октавы Ньюлендса. Когда англичанин Дж.А. Ньюлендс выстроил известные химические элементы в порядке увеличения их атомных масс, он понял, что каждый восьмой элемент своими свойствами похож на первый. Он назвал это явление законом октав. Это была еще одна попытка группировки по семь элементов.

Существовали еще попытки классифицировать химические элементы, например, таблица Мейера, состоящая из 28 представителей, которые были построены в 6 столбиков, зависимо от их валентности.

Классификация простых соединений

Теперь пришло время ознакомиться с самым интересным: классификацией как органических, так и неорганических веществ.

Сейчас миру известны тысячи различных неорганических соединений. Знать все их названия, формулы и свойства практически невозможно. Поэтому все вещества неорганической химии разделены на классы, группирующие все соединения по сходному строению и свойствам. Такая классификация представлена в таблице ниже.

Неорганические вещества
Простые Металлические (металлы)
Неметаллические (неметаллы)
Амфотерные (амфигены)
Благородные газы (аэрогены)
Сложные Оксиды
Гидроксиды (основания)
Соли
Бинарные соединения
Кислоты

Для первого разделения использовалось то, из скольких элементов состоит вещество. Если из атомов одного элемента, то оно простое, а если из двух и более — сложное.

Рассмотрим каждый класс простых веществ:

1. Металлами называют элементы, расположенные в первой, второй, третьей группах (кроме бора) периодической таблицы Д. И. Менделеева, а также элементы декад, лантоноиды и октиноиды. Все металлы обладают общими физическими (ковкостью, тепло- и электропроводностью, металлическим блеском) и химическими (восстановительные, взаимодействие с водой, кислотой и так далее) свойствами.
  2. К неметаллам относят все элементы восьмой, седьмой, шестой (кроме полония) групп, а также мышьяк, фосфор, углерод (из пятой группы), кремний, углерод (из четвертой группы) и бор (из третьей).
  3. Амфотерные соединения — это такие соединения, которые могут проявлять свойства как неметаллов, так и металлов. Например, алюминий, цинк, бериллий и так далее.
  4. К благородным (инертным) газам относятся элементы восьмой группы: радон, ксеон, криптон, аргон, неон, гелий. Их общее свойство — малая активность.

Так как все простые вещества состоят из атомов одного и того же элемента Периодической системы, то их названия обычно совпадают с названиями этих химических элементов таблицы.

Чтобы различать понятия «химический элемент» и «простое вещество», несмотря на схожесть названий, нужно понимать следующее: при помощи первого образуется сложное вещество, оно связывается с атомами других элементов, его нельзя рассматривать отдельно от какого-либо сложного вещества. Второе же понятие дает нам знать, что это вещество имеет свои свойства, не связываясь с другими. Например, есть кислород, входящий в состав воды, а есть кислород, которым мы дышим. В первом случае элемент как часть целого — воды, а во втором — как само по себе вещество, которым дышит организм живых существ.

Теперь рассмотрим каждый класс сложных веществ:

1. Оксидами называется сложное вещество, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород. Оксиды бывают: основными (при растворении в воде из них образуются в основания), амфотерными (образованы при помощи амфотерных металлов), кислотными (образованы неметаллами в степенях окисления от +4 до +7), двойные (образованы с участием металлов в разных окислительных степенях) и несолеобразующие (например, NO, CO, N2O и другие).
  2. К гидроксидам относят вещества, имеющие в своем составе группу — OH (гидроксильную группу). Они бывают: основными, амфотерными и кислотными.
  3. Солями называются такие сложные соединения, в состав которых входит катион металла и анион кислотного остатка. Соли бывают: средними (катион металла + анион кислотного остатка); кислыми (катион металла + незамещенный(ые) атом(ы) водорода + кислотный остаток); основными (катион металла + кислотный остаток + гидроксильная группа); двойными (два катиона металла + кислотный остаток); смешанными (катион металла + два кислотных остатка).
  4. Бинарное соединение представляет собой двухэлементное соединение или многоэлементное, включающее не более одного катиона, или аниона, или сложного катиона, или аниона. Например, KF, CCl4, NH3 и так далее.
  5. К кислотам относятся такие сложные вещества, катионами которых являются исключительно ионы водорода. Их отрицательные анионы называются кислотными остатками. Данные сложные соединения могут быть кислородосодержащими или бескислородными, одноосновными или двуосновными (в зависимости от числа атомов водорода), сильными или слабыми.

История латинского языка

Латинский язык (лат. lingua Latina) — язык, на котором говорило в начале 1-го тыс. до н. э. население исторической области Лаций (Latium), располагавшейся на территории современной Италии, в средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. Жители этой области назывались латинами (Latini). От наименования племени и произошло название языка. В 753 г. до н. э. был основан г. Рим (Roma), ставший центром Лация, а латины, позднее и другие италийские племена (умбры, самниты, оски), объединившиеся с ними, стали называть себя римлянами (Romani). Самое значительное влияние на их материальную и духовную культуру оказали греки, язык которых тогда имел статус международного. Большинство греческих слов, вошедших в новые языки, было усвоено ими через латинский. В истории латинского языка выделяют следующие периоды: 1) архаическая латынь (VI — начало I в. до н. э.); 2) классическая (золотая) латынь (I в. до н. э. — начало I в. н. э.); 3) послеклассическая (серебряная) латынь (I-II вв. н. э.); 4) поздняя латынь (III-VI вв.); 5) средневековая латынь (VII-XIII вв.); 6) латынь эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.); 7) латынь Нового времени (с XVII в. до настоящего времени).

Тривиальная

Это самая первая номенклатура, появившаяся в начале развития органической химии, когда еще не было ни классификации веществ, ни теории строения их соединений. Органическим соединениям присваивались случайные названия по источнику получения. Например, яблочная кислота, щавелевая кислота. Также отличительными критериями, по которым давались названия, были цвет, запах и химические свойства. Однако последнее служило поводом редко, потому что в этот период времени было известно сравнительно мало информации о возможностях органического мира. Однако многие названия данной довольно старой и узкой номенклатуры часто применяются до сих пор. Например: уксусная кислота, мочевина, индиго (фиолетовые кристаллы), толуол, аланин, масляная кислота и многие другие.

Как появлялись русские названия элементов?

Самые распространенные элементы, известные с глубокой древности, имеют русские корни. Это железо, золото, медь. Эти слова в русском языке появились задолго до того, как химия стала полноценной наукой.

Название водорода отчасти было заимствовано у Лавуазье, первооткрывателя этого элемента. Он показал, что из водорода (при добавлении кислорода) можно получить воду, и поэтому называл его «рождающим воду», или Hydrogenium. Поначалу при переводе работ француза русские ученые называли открытый им газ «водотворным веществом», а в 1824 г. Соловьев предложил современное название водород.

Всё тот же Лавуазье открыл ещё и кислород. Его он называл «порождающим кислоту», или Oxygenium. В русском языке газ некоторое время назывался «кислотворным веществом», пока в XIX в. не утвердилось современное название.

Схожее происхождение имеет и слово «углерод». Оно означает «рождающий уголь». Так как на латинский слово «уголь» переводится как carbo, то и международное название элемента звучит как Carboneum.

Сложнее история азота. Его русское название происходит от древнегреческого слова, переводящегося как «безжизненный». А вот его латинское название Nitrodenium означает «порождающий селитру».

Иногда происхождение имени элемента связано с минералом, из которого он получен. Например, бор назван в честь минерала бура, а бериллий – в честь берилла.

Латинское название лития Lithium происходит от древнегреческого слова «камень», а неона – от слова «новый».

Нередко вновь открытые элементы получали имена персонажей древнегреческой или иной мифологии. Например, гелий назван в честь бога Солнца Гелиоса, так как впервые его обнаружили в спектре нашей звезды, и лишь через несколько десятилетий гелий нашли и на Земле. Титан назван по имени титанов – родственников богов в древнегреческой мифологии. Название Ванадия происходит уже из скандинавских мифов – имя Ванадис в них носила богиня любви

Международная

Ее полное название — систематическая международная номенклатура химических соединений ИЮПАК (IUPAC, International Unionof Pureand Applied Chemistry, Международного союза теоретической и прикладной химии). Она разработана и рекомендована съездами ИЮПАК в 1957 и 1965 годах. Правила международной номенклатуры, опубликованные в 1979 году, были собраны в «Синей книге» (BlueBook).

Фундаментом систематической номенклатуры химических соединений является современная теория строения и классификации органических веществ. Данная система ставить целью перед собой решение основной проблемы номенклатуры: наименование всех органических соединений должно включать в себя правильные названия заместителей (функций) и их опоры — углеводородного скелета. Оно должно быть таким, чтобы по нему можно было определить единственно верную структурную формулу.

Стремление создать унитарную химическую номенклатуру для органических соединений зародилось в 80-е годы XIX века. Это произошло после создания Александром Михайловичем Бутлеровым теории химического строения, в которой было четыре основных положения, рассказывающих о порядке атомов в молекуле, явлении изомерии, взаимосвязи строения и свойств вещества, а также о влиянии атомов друг на друга. Данное событие произошло в 1892 году на съезде ученых-химиков в Женеве, который утвердил правила номенклатуры органических соединений. Эти правила вошли в органику под названием Женевская номенклатура. На ее основе был создан популярный справочник Бейльштейна.

Естественно то, что со временем количество органических соединений росло. По этой причине и номенклатура все время усложнялась, и возникали новые дополнения, которые были озвучены и приняты на очередном съезде, состоявшемся в 1930 году в городе Льеже. Нововведения основывались на удобстве и лаконичности. И теперь систематическая международная номенклатура вобрала в себя некоторые положения как женевской, так и льежской.

Таким образом, в этих трех типах систематизации и заключаются основные принципы химической номенклатуры органических соединений.

Зачем учить латынь обычному человеку

Есть ли смысл учить латынь, если этот язык не нужен в профессиональной жизни? Некоторые выбирают его в качестве хобби. И для этого существует несколько причин:

• латинский язык помогает лучше понять свой собственный;
  • иностранный язык структурирует мышление, а латинский особенно — он системный и чёткий;
  • ежедневное изучение латинского укрепляет память и повышает когнитивные способности;
  • многие культурные термины и афоризмы произошли из латинского языка, зная его, автоматически можно понимать значение многих специфических слов и выражений, даже не заглядывая в словарь;
  • на латинском написаны знаковые произведения мировой литературы, которые можно будет прочесть в оригинале;
  • так как латинский — это основа романской языковой группы, зная его, легко освоить и другие языки.

Как видите, в изучении латинского очень много плюсов. Так что вполне можно рассмотреть его в качестве увлекательного хобби, особенно если вы любите языки.

Древнегреческий философ Аристотель, труды которого доступны на латыни

ХИМИЯ

§ 4. Химические знаки и формулы

К знаковым моделям в химии относят символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций, которые лежат в основе «химического языка письменности». Его основоположником является шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779—1848). Символика Берцелиуса строится на важнейшем из химических понятий — «химический элемент».

Химическим элементом называют вид одинаковых атомов.

Й. Я. Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой их латинских названий. Так, символом кислорода стала первая буква его латинского названия: кислород — О (читается «о», так как латинское название этого элемента oxygenium). Соответственно, водород получил символ — Н (читается «аш», так как латинское название этого элемента hydrogenium), углерод — С (читается «цэ», так как латинское название этого элемента carboneum). Но латинские названия хрома (chromium), хлора (chlorum) и меди (cuprum), так же как и углерода, начинаются на букву «С». Как же быть? Й. Я. Берцелиус предложил гениальное решение: такие символы записывать не одной, а двумя буквами — первой и одной из последующих букв, чаще всего второй. Так, хром обозначается Сr (читается «хром»), хлор — С1 (читается «хлор»), медь — Сu (читается «купрум»).

Русские и латинские названия, знаки наиболее употребляемых в школе двадцати химических элементов и их произношение приведены в таблице 2.

Таблица 2
Названия и символы некоторых химических элементов

В нашей таблице уместилось всего 20 элементов. Чтобы увидеть все 110 известных на сегодняшний день элементов, нужно обратиться к таблице химических элементов Д. И. Менделеева.

Чаще всего в состав веществ входят атомы нескольких химических элементов. Изобразить мельчайшую частицу вещества, например молекулу, можно с помощью моделей-шариков так, как вы это делали на предыдущем уроке. На рисунке 40 изображены объемные модели молекул воды (а), углекислого газа (б), метана (в) и сернистого газа (г).

Рис. 40. Объемные модели молекул: а — воды; б — углекислого газа; в — метана; г — сернистого газа

С помощью символов химических элементов и индексов записываются химические формулы веществ. Индекс показывает, сколько атомов данного элемента входит в состав молекулы вещества. Он записывается справа внизу от знака химического элемента. Например, формулы веществ, изображенных на рисунке 40, записывают так: а — Н2O; б — СO2; в — СН4; г — SO2.

Химическая формула — основная знаковая модель в нашей науке. Она несет очень важную информацию. Химическая формула показывает:

качественный состав вещества, т. е. атомы каких элементов входят в состав данного вещества;

количественный состав, т. е. сколько атомов каждого элемента входит в состав молекулы вещества.

По формуле вещества можно определить также, является оно простым или сложным.

Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.

Сложные вещества образованы атомами двух или более различных химических элементов.

Например, водород Н2, железо Fe, кислород O2 — простые вещества, а вода Н2O, углекислый газ СO2 и серная кислота H2SO4 — сложные.

Вопросы и задания

1. Знаки каких химических элементов содержат заглавную букву С? Запишите их и произнесите.

2. Из таблицы 2 выпишите отдельно знаки элементов-металлов и знаки элементов-неметаллов. Произнесите их названия.

3. Что такое химическая формула? Напишите формулы следующих веществ:
    • а) серной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода;
    • б) сероводорода, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы;
    • в) сернистого газа, молекула которого содержит один атом серы и два атома кислорода.

Что объединяет все эти вещества?

1. Изготовьте из пластилина объемные модели молекул следующих веществ:
    • а) аммиака, молекула которого содержит один атом азота и три атома водорода, расположив атомы водорода по отношению к атому азота под углом 110°;
    • б) хлороводорода, молекула которого состоит из одного атома водорода и одного атома хлора;
    • в) хлора, молекула которого состоит из двух атомов хлора.

Напишите формулы этих веществ и прочитайте их.

2. На рисунке 40 изображены модели молекул четырех химических веществ. Сколько химических элементов образуют эти вещества? Назовите их, запишите символы этих элементов и произнесите их.

3. Возьмите пластилин четырех цветов. Скатайте самые маленькие шарики белого цвета — это модели атомов водорода, красные шарики побольше — модели атомов кислорода, черные шарики — модели атомов углерода и, наконец, самые большие шарики желтого цвета — в качестве моделей атомов серы. Изготовьте объемные модели молекул, изображенных на рисунке 40.

Простые вещества

Химическая номенклатура неорганических соединений представляет собой формулы и названия веществ. Химической формулой называется изображение символов и букв, отражающее состав вещества с помощью Периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева. Названием является изображение состава вещества при помощи определенного слова или группы слов. Построение формул производится по правилам номенклатуры химических соединений, и, используя их же, дается обозначение.

Название некоторых элементов образуется от корня этих наименований на латинском языке. Например:

• С — Углерод, лат. carboneum, корень «карб». Примеры соединений: CaC — карбид кальция; CaCO3 — карбонат кальция.
  • N — Азот, лат. nitrogenium, корень «нитр». Примеры соединений: NaNO3 — нитрат натрия; Са3N2 — нитрид кальция.
  • H — Водород, лат. hydrogenium, корень «гидро». Примеры соединений: NaOH — гидроксид натрия; NaH — гидрид натрия.
  • O — Кислород, лат. oxygenium, корень «окс». Примеры соединений: CaO — оксид кальция; NaOH — гидроксид натрия.
  • Fe — Железо, лат. ferrum, корень «ферр». Примеры соединений: K2FeO4 — феррат калия и так далее.

Для того чтобы описать число атомов в соединении, используют приставки. В таблице для примеров взяты вещества как органической, так и неорганической химии.

Число атомов Приставка Пример
1 моно- монооксид углерода — СО
2 ди- диоксид углерода — СО2
3 три- трифосфат натрия — Na5Р3О10
4 тетро- тетрагидроксоалюминатнатрия — Na[Al(OH)4]
5 пента- пентанол — С5Н11ОН
6 гекса- гексан — C6H14
7 гепта- гептен — C7H14
8 окта- октин — C8H14
9 нона- нонан — C9H20
10 дека- декан — C10H22

Образование и наука

До 19 века преподавание в университетах многих стран велось на латыни. И в России языком науки считалась латынь. Этот язык в дворянских семьях учили дети с самого раннего детства. Латынь была одной из важнейших дисциплин в гимназиях. Научные диссертации писались исключительно на латыни. Екатерина II первой разрешила преподавание на русском языке в Московском университете.

В первом российском высшем учебном заведении — Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 17 веке, обучение велось на латинском языке, а выпускники академии свободно говорили на латыни.

Теги

Химические элементы.Символы химических элементовСимволы химических элементовразных химических элементовАтомы химических элементовзнаки химических элементов.118 химических элементовразных химических элементов.Знаки химических элементовобозначения химических элементов название латинского названия. Название их названия влатинского названия данного названиями их названий.английских названий металлов

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Все приложенные в этом направлении усилия увенчались открытием периодического закона русским химиком Д.И. Менделеевым (1869 г.).

Справедливости ради необходимо отметить, что в 1863 году Д.А. Ньюлендс — химик и музыкант — предложил гипотезу по размещению химических элементов, имеющую сходную с «менделеевской». Однако он не оформил свои идеи должным образом, а его попытки поиска мистической музыкальной гармонии в предложенной им классификации элементов скомпрометировали сделанное открытие.

В 1869 году появился первый схематический вариант периодической таблицы. Он был опубликован в журнале, которое выпускало Русское химическое общество. Менделеев оповестил всех крупнейших ученых того времени о своем открытии, однако в дальнейшем не переставал корректировать таблицу.

Основная идея менделеевского открытия заключалась в том, что при увеличении атомной массы свойства элементов и их соединений изменяются не беспорядочно, а периодически. По мере возрастания атомной массы периодически встречаются элементы со сходными свойствами. Например после натрия через некоторое количество элементов появляется сходный с ним калий, а золото похоже по своим характеристикам на серебро и медь

Это было принципиально важное открытие, заслуга Д.И. Менделеева заключается именно в установлении периодической зависимости свойств элементов от атомной массы

Его предшественники увлекались изучением линейного изменения свойств, и от них ускользала периодичность, на которую обратил внимание Д.И. Менделеев

Делая доклад в химическом обществе, он не только охарактеризовал естественные системы элементов и возможность применения их свойств, а также предсказал существование еще трех, к тому времени еще неизвестных элементов. Им были даны названия: экасилиций, экабор, экаалюминий. В дальнейшем предсказанные им элементы получили названия галлия, скандия, германия.

По мнению автора открытия, характеристики элементов, занимающих место в одной группе, являются усредненными между свойствами тех, что стоят сверху и снизу.

Конечно, свойства не повторяют своих «одногруппников» полностью. Они немного меняются и содержат какие-то индивидуальные особенности.

Важнее всего то, что Менделеев в основу классификации заложил не один принцип, а два — это атомная масса, а также особенности  химических свойств.

Кроме этого, смелые шаги были совершены при включении некоторых элементов в подгруппу вопреки свойствам, которые им в то время приписывали.

Те же места в таблице, для которых автор открытия не нашел представителей, он оставил пустыми.

1871 год был ознаменован мировым открытием — был сформулирован Периодический закон, научным подтверждением которого стало открытие предсказанных элементов в 1875-1876 годах.

Рациональная

Эта номенклатура возникла с момента появления классификации и единой теории строения органических соединений. Она несет национальный характер. Органические соединения получают свои названия по типу, или классу, к которому они относятся, согласно своим химическим и физическим признакам (ацетилены, кетоны, спирты, этилены, альдегиды и так далее). В настоящее время такая номенклатура используется исключительно в тех случаях, когда дает наглядное и более детальное представление о рассматриваемом соединении. Например: метилацетилен, диметилкетон, метиловый спирт, метиламин, хлоруксусная кислота и тому подобное. Таким образом, из названия сразу становится понятно то, из чего состоит органическое соединение, но более точное расположение групп-заместителей еще невозможно определить.

Атом и молекула

Атом — это мельчайшая, химически неделимая частица вещества.

Молекула — это мельчайшая частица, сохраняющая в себе химические свойства и состав вещества.

В середине XVIII века русским учёным М.В. Ломоносовым и, спустя 50 лет, в 1803-ем году английским ученым Джоном Дальтоном была составлена первая таблица относительных атомных масс ряда химических элементов. Их идеи сыграли огромную роль в развитии атомно-молекулярного учения. Ими были выдвинуты более убедительные, веские идеи об образовании веществ из молекул и атомов, свойствах этих частиц.

Впервые термин «атом» был выдвинут Демокритом. Данное слово означает «неделимый».

По имени английского ученого Дальтона проблема, связанная со зрением,была названа дальтонизмом. В 1 794-ом году он описал эту болезнь, от которой страдал и сам ученый.

Древнегреческий философ Демокрит является одним из ученых-основоположников атомной теории.

В 1860-ом году была заложена основа «Атомно-молекулярного учения». Основными положениями атомно-молекулярного учения являются следующие:

Вещества состоят из молекул, а молекулы — из более мелких частиц — атомов (рис. 1).

Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния и температуры вещества (рис. 2).

• Молекулы находятся в непрерывном движении, скорость движения молекул прямо пропорциональна температуре. То есть с повышением температуры увеличивается и скорость движения молекул.
  • Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  • Молекулы состоят из атомов; атомы тоже, как и молекулы, находятся в непрерывном движении.
  • Один вид атома отличается от другого вида атома своими массой и свойствами.
  • При физических явлениях молекулы остаются в неизменном виде, однако при химических превращениях они распадаются, а  атомы не распадаются.

Молекулы являются мельчайшими частицами многих веществ, их состав и химические свойства аналогичны самим веществам.

Самые большие вакуумы бывают между молекулами газа. Это объясняется их лёгкой сжимаемостью. Жидкости сжимаются с трудом. Между их молекулами расстояние сравнительно малое. Меньше всего расстояния между молекулами твёрдых веществ, вот почему они не сжимаются.

Только ли из молекул и атомов состоят вещества? Последующие научные поиски показали, что вещества могут состоять не только из молекул и атомов, являющихся незаряженными и нейтральными частицами, но также из положительно и отрицательно заряженных частиц — ионов. Например, поваренная соль, сода, известняк и др. являются такими веществами (более подробные сведения об этом вы получите в VIII классе). Вещества, состоящие из молекул, называются веществами молекулярного строения
(рис. 3 а), а из атомов и ионов — условно относят к веществам немолекулярного строения (рис. 3 б, в, г).

Вещества молекулярного и немолекулярного строения отличаются друг от друга по своим свойствам. Вещества молекулярного строения в обычных условиях — это газы (кислород, азот, водород, углекислый газ и др.) или жидкости (вода, спирт, ацетон и др.), а также легкоплавкие твёрдые вещества (кристаллическая сера, белый фосфор, сахар, иод и др.). Все же вещества немолекулярного строения — это тугоплавкие твёрдые вещества (алмаз, графит, песок, поваренная соль, сода и др.).

Латынь Нового времени

В XVII-XVIII вв., а в ряде случаев и в начале XIX в. латинский язык широко использовался в поэзии, философии, науке, постоянно пополняясь новыми словами. Так, М. В. Ломоносов (1646-1727 гг.) работы по физике, химии, математике, минералогии писал, как правило, на латинском языке, а затем многие из них перевёл на русский язык и этими переводами, как и переводом «Экспериментальной физики» Христиана Вольфа, заложил основы русской естественнонаучной терминологии. К латинскому языку Ломоносов обращался и в научной переписке с западными учёными.

В государственно-дипломатической сфере латынь уступила место национальным языкам в XVII в. Таким образом, в Новое время уже «мёртвый» латинский язык получает статус классического, т. е. языка европейской образованности. Написанные на нём тексты имеют максимальную социально-культурную ценность и значимость в культурно-религиозной традиции. В католической церкви он по-прежнему используется как официальный язык Ватикана.