«путешествие кругом света»: топ-5 фактов о трехлетней экспедиции крузенштерна и лисянского

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

  • Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Также по теме


«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Флот и экспедиции

Обучение завершилось в 1788 году, так как Россия вступила в войну со Швецией. Юношу отправили на корабль под названием «Мстислав». На этом судне Крузенштерн отличился в Гогландском сражении и Эландском бою. В 1790-м молодой человек получил звание лейтенанта и признание достижений в морских баталиях. В 1793 году вместе с Юрием Лисянским Крузенштерн покинул Россию по назначению руководства и отправился в Англию.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

Там он прослужил 6 лет. На британском корабле покоритель морей побывал у побережья Северной и Южной Америки, посетил Суринами, Бермуды и Барбадос. Возвращение в Россию в 1799 году ознаменовалось для моряка проектом, связанным с торговлей с Индией. Кругосветная экспедиция виделась путешественнику актуальным вариантом для прощупывания почвы в этом вопросе. Но на свой запрос в Адмиралтействе Крузенштерн получил отказ.

Государство, состоявшее в военных отношениях с Францией, не располагало финансами, а сам первооткрыватель был никому не известен. Просьба мореплавателя была удовлетворена в 1802 году по инициативе вышестоящего начальства, руководствовавшегося интересами Александра I.

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Экспедиция Крузенштерна и Лисянского длилась 3 года, с 1803-го по 1806-й. По выстроенному маршруту прошли корабли «Надежда» и «Нева». Судна вышли из порта Кронштадта и попали в Атлантический океан, затем обошли мыс Горн, исследовали Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В путевом журнале Крузенштерн отмечал интересные факты, особенности географии посещенных мест и описания побережья, культуру и экономику земель, где он побывал.

Главой экспедиции официально числился посол Николай Рязанов. Вместе с гостем корабля Федором Толстым он доставил немало хлопот Крузенштерну. Эксцентричный граф Толстой довел ситуацию до того, что его высадили на Камчатке. Рязанов же подал жалобу на Крузенштерна в Петропавловске-Камчатском, и ее удовлетворили.

Именные судна

Фамилия Крузенштерн известна всем жителям России с самого детства. Ее вспоминали в мультфильме «Простоквашино», в выпуске о зимних каникулах. Но о заслугах и трудах путешественника знают далеко не все, хотя ученые выпустили множество книг и пособий с описанием его биографии и путешествия. И всего за 70 секунд маленькие зрители узнали, что в честь Крузенштерна назвали пароход. Как упоминалось в мультфильме, он был хорошим человеком, если удостоился такой чести.

Этот парусник сегодня является учебным судном морского флота России, прописанный в Калининградском порту. Единственный аналогичный барк — это «Седов», но у него четыре мачты. Этот корабль построили в Германии в 1926 году, а на воду спустили, написав другое название — «Падуя». А после победы СССР в 1945 году судно передали под юрисдикцию Союза. Тогда с него сняли старые буквы и переименовали в честь русского путешественника.

У барка хороший потенциал, его скоростные характеристики позволяют ему участвовать в различных соревнованиях. В 1992 году проводилась международная регата на дистанции Бостон-Ливерпуль, «Крузенштерн» смог победить с довольно большим отрывом. Он развил большую скорость — 17,4 морских узла или 34,5 километра в час.

Численность команды барка не превышает двухсот человек. Основной экипаж небольшой, 130 человек являются курсантами кадетского корпуса, а 20 — периодически сменяющиеся практиканты. Каждый год парусник проходит полный технический осмотр, мастера проверяют его оборудование и механизмы. Хотя возраст у «Крузенштерна» значительный, он остается в отличном состоянии.

Пройти практику на барке может любой желающий. Страна проживания, пол и образование значения не имеют, достаточно достигнуть совершеннолетия. Попасть на корабль можно в одном из портов его следования и довести судно до другого. Практикант помогает команде выполнять разную работу. Ему обеспечивают место в каюте экипажа и четырехразовое питание.

По окончании плавания по желанию можно сдать экзамен и получить соответствующий сертификат. Такая практика позволит получить новые знания в области суден и путешествия по морю. Несколько человек, которые попробовали свои силы на «Крузенштерне», начали обучение в кадетском училище. Они решили связать свою жизнь с морем и стать настоящими профессионалами.

Интересные факты из жизни

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Крузенштерн и Лисянский

Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. 15 апреля 1806 года пересекли меридиан российской столицы и завершили таким образом обход земного шара.

Тут надо вспомнить, что кругосветный маршрут лично для Крузенштерна замкнулся еще в Макао в ноябре 1805 года, а для Лисянского на меридиане Цейлона несколько позднее. (Оба командира, будучи в плаваниях за границей на английских кораблях, побывали в период 17931799 годов в Вест-Индии, США, Индии, Китае и других странах.)

Впрочем, понятие кругосветного путешествия менялось со временем. Еще недавно совершить кругосветку значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Теперь в ходу более строгая формулировка: путешественник должен не только замкнуть круг маршрута, но и пройти вблизи точек-антиподов, лежащих на противоположных концах земного диаметра.

У мыса Доброй Надежды в густом тумане корабли расстались. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Через три года и двенадцать дней 19 августа 1806 года «Надежда» прибыла в Кронштадт, где уже две недели ее дожидалась «Нева».

Лисянский после расхождения в тумане с флагманом, тщательно проверив запасы воды и продовольствия, решился на безостановочный переход до Англии

Он был уверен, что «…отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения». Путь от Кантона до Портсмута «Нева» прошла за 140 дней, преодолев 13 923 мили

Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.

Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 18031806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г. И. Лангсдорфа, И. К. Горнера, В. Г. Тилезиуса и других ее участников.

Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.

Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. «После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! В. Г.), хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению».

Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя «Журнал корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние 45 083 мили, из которых 25 801 милю самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Безусловно, плавания «Надежды» и «Невы» это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю. Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И. Ф. Крузенштерн.

В звездный час они были на равных…

Василий Галенко, штурман дальнего плавания

Кругосветное плавание

Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.

Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.

3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Новые публикации

Жанна Марфина: «Мы – полноправная часть единого Русского мира!» 22.02.2022

Луганский государственный педагогический университет уже несколько лет активно сотрудничает с фондом «Русский мир», реализуя совместные проекты, направленные на расширение интереса к русскому языку и культуре. О том, какая сегодня обстановка в университете и самом Луганске, рассказывает ректор ЛГПУ Жанна Марфина.

«Сколько эта трагедия может продолжаться?» Владимир Путин – о признании суверенитета республик Донбасса 21.02.2022

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к россиянам, в котором выступил за признание суверенитета ДНР и ЛНР, чтобы прекратить кровопролитие в Донбассе. Он призвал Федеральное Собрание РФ поддержать это решение и ратифицировать договоры о дружбе и взаимопомощи с обеими республиками.

Светлана Беспалова: «Донбасс надеется на победоносное мирное разрешение конфликта» 21.02.2022

Ректор Донецкого национального университета Светлана Беспалова обратилась к преподавателям, сотрудникам и студентам университета. Она сообщила о включении университета в работу по эвакуации населения и призвала к выдержке и спокойствию в этой тревожной обстановке.

Русскоязычные СМИ Европы – о России и конфликте на Украине 21.02.2022

Чехия активно включена в обсуждение ситуации вокруг украинской тематики. Но, судя по публикациям, единства в чешском обществе нет. 7 февраля министр иностранных дел Ян Липавски побывал с двухдневным визитом на Украине, посетив подконтрольную ей территорию Донбасса и выказав твёрдую готовность поддержать Киев в его борьбе с «российской угрозой»…

Италия – Камчатка: уникальный авиаперелёт через пол-Европы и всю Россию 21.02.2022

10 лёгких самолётов, 35 пилотов, маршрут длиной 22 тысячи километров – от итальянского города Луго до Петропавловска-Камчатского: уникальный проект Fly & Feel Kamchatka станет настоящим приключением и самым масштабным в истории малой авиации.

От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества 21.02.2022

Музей-заповедник «Коломенское» открывает масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция будет представлена во Дворце царя Алексея Михайловича с 1 марта по 15 мая. Проект посвящён 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века.

277 языков и диалектов. Что происходит с языками народов России? 21.02.2022

В Международный день родного языка поговорим о языковом разнообразии в нашей стране. В условиях глобализации во всём мире наблюдаются печальные процессы исчезновения языков. Почему языки исчезают? Факторов, приводящих к этому, может быть несколько: миграционные процессы, особенности географии и климата, падение социального статуса языка…

«О пальмах мы писать не будем». Поэзия Арктики – о чём она? 18.02.2022

Российско-норвежский культурный проект «Поэзия Арктики» (Arctic Lyrics), стартовавший в разгар зимы, связал поэтов из северных регионов двух соседних стран. И не только их – к проекту также подключились жители тёплых стран, ощущающие в себе северный культурный код. Разгадать его с помощью стихов, сочиняемых по обе стороны границы, и увидеть их общность – одна из целей этого проекта.

Начало служебной карьеры

  1. В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
  2. Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
  3. Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
  4. Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
  5. В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
  6. Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
  7. В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
  8. За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
  9. После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
  10. На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
  11. Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
  12. В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
  13. В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
  14. После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
  15. Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.

Первое русское кругосветное путешествие

Славное путешествие Крузенштерна началось в августе 1803, два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта, чтобы отправиться в далёкий и непростой путь. Первый корабль возглавил Н.П. Резанов, а второй Ю.Ф. Лисянский. Основной задачей их стало исследование мест в устье Амура для нахождения новых маршрутов, которые были заветной целью русского Тихоокеанского флота. Крузенштерн и Лисянский были давними знакомыми и однокашниками, с этого момента им многое пришлось пережить вместе.

Достигнув бразильского острова Санта-Катарина, экспедиция обнаружила, что на «Неве» требуется замена двух мачт, после небольшой стоянки корабли отправились дальше и пересекли экватор. С этого момента Крузенштерн и Лисянский уже могли гордиться своими заслугами перед отечеством. Соратники восприняли с ликованием этот факт, поскольку русский флаг впервые попал в Южное полушарие, что на тот момент стало действительно революционным моментом.

20 февраля 1804 флотилия обогнула мыс Горн, после чего ввиду экстремальных погодных условий разделилась. К концу апреля Крузенштерн добрался до Маркизских островов. 28 апреля кругосветное путешествие Крузенштерна вновь воссоединило своих участников: «Нева» и «Надежда» встретились в порту Анна-Мария на известном впоследствии острове Нукагива. По пути было зафиксировано ещё несколько островов, в частности Фетуга и Уагуга.

Пройдя через Вашингтоновы острова первое русское кругосветное путешествие продолжилось в северном направлении. 26 мая близ Гавайских островов «Нева» и «Надежда» опять разошлись: первый корабль отправился в сторону Аляски, а второй пустился к берегам Камчатки и Японии. Эскимосский остров Ингалик, принадлежащий США, до сих пор имеет официальное название — остров Крузенштерна.

Корабли вернулись на родину разными путями: «Нева» прибыла в Кронштадт в июле, в то время как «Надежда», которая пошла Японским морем, вернулась лишь в августе. Так обрело своё успешное завершение легендарное кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна.

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Военная служба

Так как началась война, Крузенштерна выпустили из корпуса досрочно. Он стал мичманом на корабле «Мстислав», оборудованном 74 пушками. Практически сразу Адам отличился в нескольких сражениях:

  • 1788 — Гогландское;
  • 1789 — Эландское;
  • 1790 — морские бои при Красной горке и Ревеле.

За способствование победе в нескольких сражениях Крузенштерна повысили до лейтенанта. В 1793 году Адама и его напарника Юрия Лисянского отправили в Англию. Здесь ему пришлось прожить почти шесть лет. За это время исследователь участвовал в войне с французами, побывал в Африке, Северной и Южной Америке.

Он увлекался географией с самого детства, постоянно пытался найти новые морские пути и сухопутные маршруты для торговли с другими странами и установления дипломатических отношений с ними. Адам часто рассматривал карты и старался открыть российским кораблям выход в Китай и ост-индийские просторы, где можно было выгодно продавать отечественные товары.

Опыт, который Крузенштерн получил во время этих плаваний, позволил ему собрать достаточно информации для организации кругосветной экспедиции. Подготовкой занялся император, ведь он был заинтересован в торговле с Китаем. Крузенштерн решил, что выгоднее устанавливать отношения через море, а не по меховому пути из Охотска в Кяхту. А также он предложил императору наладить торговлю России с Америкой, но Павел Первый отверг это предложение. Разрешение дал следующий правитель.

Открывающий тайные дали

Как думаете, далеко ли можно уйти на двух парусных шлюпах? Иван Фёдорович Крузенштерн на них обогнул весь мир. Он побывал в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Иван Фёдорович тщательно наносил уточнения на карты, следил за съёмкой береговой линии.

Позднее о своём путешествии он напишет книгу, которая, хочу заметить, будет интересна даже тем, кто никогда не был в море. Ведь в ней – не вымысел, а описание настоящих трудностей, с которыми приходилось бороться команде под руководством своего талантливого капитана. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль.

Чем же Крузенштерн занимался после экспедиции? Конечно, он по-прежнему был с морем. Ему он посвятил множество своих трудов, создал атлас, где указал ранее малоизвестные острова и страны, долгое время он руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива и рифа.

Художник С.В.Пен «Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветки»

Напоследок хочу привести интересный факт об Иване Крузенштерне. Он никогда не расставался с гирями, а среди знакомых выделялся крепким здоровьем и богатырским телосложением. Спортом он занимался ежедневно, как говорится, на суше и на море. Очень хочется, чтобы о таких великих людях знали не только по фразам из мультфильмов, ведь они – пример и вдохновение для всех нас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: