Корень как вегетативный орган растений #13

§ 0—3. Особенности строения вегетативных органов растений

Корень

У растений различают три вида корней: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из зародышевого корешка и отходит от основания стебля. Корни, которые отходят от главного корня и формируются за счет перицикла, называются боковыми. Они могут быть нескольких порядков. Придаточные корни отходят от стебля и листьев, на них также могут формироваться боковые корни. Совокупность всех корней одного растения называется корневой системой. Тип корневой системы определяется видами корней, входящими в ее состав. Известны два типа корневых систем: стержневая и мочковатая. Стержневая корневая система (система главного корня) представлена хорошо развитым главным корнем и отходящими от него боковыми корнями. У некоторых растений со стержневой корневой системой могут образовываться придаточные корни (картофель, томаты, капуста), если имеет место окучивание (подгребание почвы к нижней части стебля). Такой прием использует человек для улучшения минерального питания культурных растений и повышения их урожайности. Мочковатая корневая система (система придаточных корней) состоит из придаточных корней, от которых отходят боковые корни. Стержневая корневая система характерна для двудольных (крапива двудомная, одуванчик лекарственный, пастушья сумка), а мочковатая — для однодольных (ландыш майский, мятлик луговой, пшеница) растений. Исключение составляет подорожник, который имеет мочковатую корневую систему, хотя содержит две семядоли в зародыше и относится к двудольным.

При рассмотрении молодого корня в микроскоп на нем можно заметить отдельные участки: корневой чехлик, зону деления, зону растяжения и дифференциации, зону всасывания, зону проведения (см. рис. Внешнее строение). Корневой чехлик расположен на кончике корня и защищает верхушечную меристему в зоне деления от механических повреждений. Корневой чехлик — это признак корня, позволяющий отличить его от подземных побегов. Зона деления окружена корневым чехликом и состоит из клеток верхушечной меристемы, из которых образуются клетки всех тканей корня. Зона растяжения и дифференциации расположена над зоной деления. Ее еще называют зоной роста, поскольку в этой зоне клетки удлиняются и обеспечивают рост корня в длину. В конце этой зоны одинаковые клетки постепенно дифференцируются на клетки тканей. Зона всасывания (зона корневых волосков) находится над зоной роста, и в ней выделяются ткани. Покровная ткань представлена эпидермисом, клетки которого образуют корневые волоски. Эпидермис с корневыми волосками называется ризодермой. Корневые волоски осуществляют функцию всасывания воды и минеральных веществ из почвы. Зона проведения следует за зоной всасывания и обеспечивает продвижение поглощенных корнем воды и минеральных веществ в надземные части растения. В этой зоне отсутствуют корневые волоски, а у многолетних древесных растений эпидермис со временем заменяется перидермой. В зоне проведения образуются боковые корни за счет деления клеток боковой меристемы — перицикла.

Внутреннее строение корня можно рассмотреть на его поперечном разрезе в зоне всасывания (см. рис.). Снаружи корень покрыт ризодермой. Под ней находится кора, состоящая из паренхимы, по клеткам которой вода и минеральные вещества перемещаются от корневых волосков к центральному цилиндру корня. Центральный цилиндр состоит из проводящих тканей — ксилемы и флоэмы. Ксилема располагается в центре корня и образует радиальные лучи, которые чередуются с участками флоэмы. У двудольных и голосеменных растений между ксилемой и флоэмой закладывается камбий. Он обеспечивает рост корня в толщину. У всех остальных групп растений камбий не закладывается.

Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня

Корневой чехлик

Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).

Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.

За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.

По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.

Строение корневого волоска

Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.

Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.

Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.

Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.

Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.

Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.

Видоизменения корней

Для выживания в различных условиях у растений могут быть совершенно разные по виду корни. Особенности растения плюща помогают ему забираться на любую возвышенность с помощью корней-прицепок.

Корнеплоды имеются у брюквы, репы, моркови. В основном это двулетние растения. Если человеку надо получить семена, то плод оставляют на будущий год. Но, в основном, корнеплоды едят.

Корневые клубни имеются у лилий, георгинов и других цветов. В них накапливаются все полезные вещества для питания. Они образуются из боковых или придаточных корней.

Корни-подпорки имеются у многих тропических деревьев. Они выпирают из-под почвы, создавая столбовидные опоры для растений. Например, растение баньян, некоторые виды фикусов.

Воздушные корни имеют орхидеи и другие тропические цветы. Рост и жизнь растения происходит при том, что свисающие корешки втягивают воду и питание из воздушной сферы.

Корни-присоски бывают у многих ядовитых растений. С их помощью они присасываются к другим растениям, высасывая из них питательные вещества и влагу.

Стержневые и мочковатые корневые системы.

Представьте себе, травы, кустарники и деревья без корней. Огромные дубы и маленькие травянистые растения, лишенные корня, окажутся беспомощно Лежащими на земле. Корнями растения укрепляются в почве. С помощью корней растения прочно удерживаются на одном месте в течение всей своей жизни.

Вырастая из маленького корешка зародыша семени, корень взрослых растений, особенно деревьев и кустарников, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и с силой удерживает тяжелейшие ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, с какой силой корни удерживают деревья, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его в руках. Ветер будет яростно рвать зонт из рук, удержать его очень трудно.

Тяжелый ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии подхватить такой «зонт» и вырвать дерево из земли. Однако это случается не так уж часто. Корни, удерживающие дерево в почве, очень прочны. Конечно, не все корни так мощны, как корни деревьев. У однолетних травянистых растений корни чаще небольшие, неглубоко проникшие в почву. Познакомимся с корнями различных растений. Почти всюду растет невысокая травка с тоненькой метелкой невзрачных цветков. Это мятлик. Найдите мятлик, выкопайте его с корнем. Выкопайте также одуванчик, стараясь возможно меньше повредить его корень.

Теперь рассмотрите корни выкопанных растений.

Одуванчик имеет хорошо развитый главный корень . Он развивается из зародышевого корня семени. От главного корня отходят небольшие боковые корни.

У мятлика много корней, почти одинаковых по длине и толщине, и они растут пучком. Эти корни отрастают от стебля и называются придаточными. Главный корень среди придаточных корней мятлика не заметен.

Если рассматривать корни самых разнообразных растений, то можно обнаружить, что одни из них похожи на корни одуванчика, а другие — на корни мятлика.

Все вместе взятые корни растения составляют его корневую систему.

Рис. 29. Корневая система мятлика (1) и одуванчика (2).

Рис. 30. Схема корневой системы растения: 1 — главный корень; 2 — придаточные; 3 — боковые.

Рис. 31. Виды корневых систем: 1—4 — стержневая; 5 — мочковатая.

Главные корни развиваются из корешка зародыша семени и обычно бывают похожи на стержни. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой. Если же главный корень незаметен среди всех других, растущих пучком, то корневую систему называют мочковатой.

Таким образом, как бы разнообразны ни были цветковые растения, корневая система у одних будет мочковатой, у других— стержневой.

Подмечено, что большинство двудольных растений имеет стержневые корневые системы, развивающиеся из зародышевого корешка семени. Хорошо заметный главный корень имеют, например, щавель, фасоль, подсолнечник, морковь, все деревья, кустарники и многие другие растения.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные растения. Мочковатую корневую систему имеют все наши хлебные злаки, лук, чеснок и сравнительно немногие другие растения.

Интересно проследить, как развивается мочковатая корневая система. Главный корень, развивающийся из корешка зародыша семени, вскоре перестает расти. Он становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих от подземной части стебля. Придаточные корни почти одинаковы по толщине, растут пучком и скрывают переставший расти главный корень.

Итак, корни могут образовываться по-разному. Во-первых, корни развиваются из корешка зародыша семени. Это главные корни. Во-вторых, корни отрастают от стебля. Это придаточные корни. В-третьих, корни отрастают и от главного и от придаточных корней. Это боковые корни. Интересно отметить, что придаточные корни развиваются не только от подземной части стебля, но и от наземных побегов.

Легко наблюдать развитие придаточных корней, если поставить в воду ветки тополя, ивы или черной смородины. Придаточные корни развиваются также у картофеля, капусты и некоторых других растений, если окучить почвой нижнюю часть их стеблей, растущих над землей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Функции корня

Первые представители растительного мира не имели корней. С переходом растений на землю у них появились первые прообразы будущих корней, которые сейчас можно увидеть у современных мхов.

Подземная часть растения играет большую роль в его существовании и развитии. Без него растение быстро погибнет.

1.Всасывание полезных веществ

Проведение влаги и растворенных в ней полезных элементов хоть и не является основным способом питания растения, но играет важную роль в поддержания жизни растения.

2.Закрепление и удержание растений в толще земли

При лишении, например, дерева его корней, конечно, остановится процесс поглощения минеральных веществ. Последствия будут заметны через какое-то время. А первое, что случится с этим деревом, – это его падение. Так корни выполняют свою функцию, которые ученые еще называют заякоривание.

3.Синтез биологически активных веществ

Корень вырабатывает особые для растения соединения, обычно они ядовиты, как и многие представители растительного мира. Сначала эти яды накапливают корни и после они попадают в стебель и листья, а иногда и в плоды.

4.Запасание питательных веществ

Подземная часть растения – очень удобное место для формирования и  хранения запаса полезных для его жизнедеятельности компонентов. Находясь в почве, он оказывается доступен не для каждого желающего полакомиться запасами. Ведь нужно прокопать в земле нору, добыть корень, что не так и легко для некоторых животных, хоть такие и есть. Все это делает подземные части более надежным хранилищем, чем, например, стебли или листья. Правда, все это не относится к однолетним растениям, они почти не накапливают полезных веществ под землей.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая.

Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков— 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м2.

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Строение корня

Корень — осевой орган растения, на котором в отличие от стебля нет листьев. Корень нарастает в длину в течение всей жизни растения, продвигаясь среди твердых частиц почвы. Для защиты нежного кончика корня от механических повреждений и уменьшения трения служит корневой чехлик.

Он образован тонкостенными клетками покровной ткани, которые отслаиваются и образуют слизь, облегчающую продвижение корня в почве. У растущего корня чехлик обновляется каждый день.

Под корневым чехликом располагается зона деления. Она состоит из образовательной ткани.

Клетки этой ткани делятся.

Образовавшиеся клетки растягиваются в продольном направлении и формируют зону растяжения и роста. Это обеспечивает рост корня в длину. Клетки образовательной ткани формируют другие ткани — покровную, проводящую и механическую.

За зоной растяжения следует зона всасывания.

R этой зоне из клеток покровной ткани образуется множество корневых волосков. У пшеницы, например, их до 100 на 1 мм2 поверхности корня. Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня увеличивается в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные насосы, которые всасывают из ночвы воду с растворенными в ней минеральными веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет свое место в почве в зависимости от роста корня. Корневые волоски живут несколько дней, а затем отмирают, и зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.

Поэтому всасывание воды и питательных веществ всегда происходит из нового объема почвы.

На месте прежней зоны всасывания формируется зона проведения. По клеткам этой зоны вверх, в надземные органы, проводятся вода и минеральные вещества, а вниз, от листьев к корням органические.

Клетки покровной ткани зоны проведения у взрослых растений при отмирании могут наслаиваться друг на друга, образуя пробку. В результате взрослый корень одревесневает.

На зону проведения приходится большая часть длины долгоживущих корней.

Корневая система плодовых деревьев

Корневая система дерева плодового держит его в почве, впитывает влагу и вещества питательные, образует соединения органические — аминокислоты и белки, способствует развитию микроорганизмов, полезных для растения. Корни плодового дерева состоят из горизонтальных и вертикальных. Горизонтальные корни играют роль важную, так как впитывают с поверхности влагу и питание. Их объем в диаметре соответствует размеру кроны, либо превышает ее. Поэтому так важен полив и удобрения. Соотношение корней вертикальных и горизонтальных зависит от многого — плодородия почвы, подвоя, ухода. Если почва плодородная и внесение удобрений достаточно, хорошо развиваются горизонтальные корни. На почвах сухих и бедных питанием идет рост вертикальных корней, которые уходят в глубь почвы, чтобы добыть питание и воду. Косточковые культуры отличаются не глубоким залеганием корней. Рост корней обычно происходит в период вегетации дерева. С помощью методов современных, которые разработаны агротехниками, рост корней можно регулировать.

Процессы жизнедеятельности корня

Транспорт воды в корне

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её в радиальном направлении по клеткам первичной коры через пропускные клетки в эндодерме к ксилеме радиального проводящего пучка.

Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой (S), она равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T.

Когда осмотическое давление равно тургорному (P=T), то S=0, вода перестаёт поступать в клетку корневого волоска.

Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз— растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений.

Внутри клеток корня сосущая сила корня возрастает от ризодермы по направлению к центральному цилиндру, поэтому вода движется по градиенту концентрации (т. е. из места с большей её концентрацией в место с меньшей концентрацией) и создаёт корневое давление, которое поднимает столбик воды по сосудам ксилемы, образуя восходящий ток. Это можно обнаружить на весенних безлистных стволах, когда собирают «сок», или на срезанных пнях.

Истекание воды из древесины, свежих пней, листьев, называется «плачем» растений. Когда распускаются листья, то они тоже создают сосущую силу и притягивают воду к себе — образуется непрерывный столбик воды в каждом сосуде — капиллярное натяжение. Корневое давление является нижним двигателем водного тока, а сосущая сила листьев — верхним.

Подтвердить это можно с помощью несложных опытов.

Всасывание воды корнями

Цель: выяснить основную функцию корня.

Что делаем: растение, выращенное на влажных опилках, отряхнём его корневую систему и опустим в стакан с водой его корни.

Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень.

Что наблюдаем: через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки.

Результат: следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Можно ещё проделать один опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем.

Что делаем: срежем у растения стебель оставив пенёк высотой 2-3 см.

На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см.

Что наблюдаем: вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

Результат: это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

А влияет ли температура воды на интенсивность всасывания корнем воды?

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Что делаем: один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС).

Что наблюдаем: в первом случае вода выделяется обильно, во втором — мало, или совсем приостанавливается.

Результат: это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями.

КОРЕНЬ

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания.  Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

  1. Механическая — закрепление растения в почве.
  2. Питательная — поглощение воды и минеральных веществ.
  3. Проводящая — транспорт воды и растворов веществ.
  4. Запасающая — «депо» запасных веществ.
  5. Синтезирующая — синтез органических веществ (гормонов).
  6. Связующая — взаимодействие с корнями других растений, грибами и бактериями.

Дополнительные функции — дыхательная у водных растений, «подпорочная» (закрепление на опоре у лиан) и др.

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена oбразoвательная ткань — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa — осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Видоизменения корней.

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Это конспект по теме «Корень». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Побег (лист, стебель, почка)
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 6 класс.

Зоны деления и растяжения клеток

После защитного слоя идёт верхушечная меристема, которая называется зоной нарастания. Этот отдел довольно легко определить, так как он отличается слабым желтоватым оттенком. Такая особенность проявляется из-за отсутствия в зоне деления вакуолей. В конусе нарастания располагаются несколько инициирующих клеток, которые беспрерывно делятся. Это обеспечивает рост подземной части растения.

Каждые 12 часов происходит пик деления. У многих клеток этой зоны кубовидная форма. Они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга.

У двудольных покрытосеменных растений строение меристемы включает в себя 3 отдельных слоя. Эпиблема и чехлик создаются нижними клетками. Средний слой предназначается для нарастания коры, а внешний — для формирования специального осевого цилиндра. До достижения зоны созревания эти слои практически ничем не отличаются между собой.

В отделе растяжения первичная меристема удлиняется. Это светлая плёнка, которая немного просвечивается. С её помощью корень нарастает и становится длиннее. Вакуоли начинают сливаться. Этот процесс происходит до тех пор, пока они не займут практически всё пространство клетки.

Длина зоны растяжения составляет от 2 до 4 мм. На верхней её части начинает образовываться поглощающая ткань.

Происхождение корня

Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды.

В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету. Например, у мохообразных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров — до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротниковидных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

Стержневые и мочковатые корневые системы.

Представьте себе, травы, кустарники и деревья без корней. Огромные дубы и маленькие травянистые растения, лишенные корня, окажутся беспомощно Лежащими на земле. Корнями растения укрепляются в почве. С помощью корней растения прочно удерживаются на одном месте в течение всей своей жизни.

Вырастая из маленького корешка зародыша семени, корень взрослых растений, особенно деревьев и кустарников, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и с силой удерживает тяжелейшие ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, с какой силой корни удерживают деревья, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его в руках. Ветер будет яростно рвать зонт из рук, удержать его очень трудно.

Тяжелый ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии подхватить такой «зонт» и вырвать дерево из земли. Однако это случается не так уж часто. Корни, удерживающие дерево в почве, очень прочны. Конечно, не все корни так мощны, как корни деревьев. У однолетних травянистых растений корни чаще небольшие, неглубоко проникшие в почву. Познакомимся с корнями различных растений. Почти всюду растет невысокая травка с тоненькой метелкой невзрачных цветков. Это мятлик. Найдите мятлик, выкопайте его с корнем. Выкопайте также одуванчик, стараясь возможно меньше повредить его корень.

Теперь рассмотрите корни выкопанных растений.

Одуванчик имеет хорошо развитый главный корень . Он развивается из зародышевого корня семени. От главного корня отходят небольшие боковые корни.

У мятлика много корней, почти одинаковых по длине и толщине, и они растут пучком. Эти корни отрастают от стебля и называются придаточными. Главный корень среди придаточных корней мятлика не заметен.

Если рассматривать корни самых разнообразных растений, то можно обнаружить, что одни из них похожи на корни одуванчика, а другие — на корни мятлика.

Все вместе взятые корни растения составляют его корневую систему.

Рис. 29. Корневая система мятлика (1) и одуванчика (2).

Рис. 30. Схема корневой системы растения: 1 — главный корень; 2 — придаточные; 3 — боковые.

Рис. 31. Виды корневых систем: 1—4 — стержневая; 5 — мочковатая.

Главные корни развиваются из корешка зародыша семени и обычно бывают похожи на стержни. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой. Если же главный корень незаметен среди всех других, растущих пучком, то корневую систему называют мочковатой.

Таким образом, как бы разнообразны ни были цветковые растения, корневая система у одних будет мочковатой, у других— стержневой.

Подмечено, что большинство двудольных растений имеет стержневые корневые системы, развивающиеся из зародышевого корешка семени. Хорошо заметный главный корень имеют, например, щавель, фасоль, подсолнечник, морковь, все деревья, кустарники и многие другие растения.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные растения. Мочковатую корневую систему имеют все наши хлебные злаки, лук, чеснок и сравнительно немногие другие растения.

Интересно проследить, как развивается мочковатая корневая система. Главный корень, развивающийся из корешка зародыша семени, вскоре перестает расти. Он становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих от подземной части стебля. Придаточные корни почти одинаковы по толщине, растут пучком и скрывают переставший расти главный корень.

Итак, корни могут образовываться по-разному. Во-первых, корни развиваются из корешка зародыша семени. Это главные корни. Во-вторых, корни отрастают от стебля. Это придаточные корни. В-третьих, корни отрастают и от главного и от придаточных корней. Это боковые корни. Интересно отметить, что придаточные корни развиваются не только от подземной части стебля, но и от наземных побегов.

Легко наблюдать развитие придаточных корней, если поставить в воду ветки тополя, ивы или черной смородины. Придаточные корни развиваются также у картофеля, капусты и некоторых других растений, если окучить почвой нижнюю часть их стеблей, растущих над землей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://biology.su/botany/root-systemshttp://www.syl.ru/article/298431/kakie-rasteniya-imeyut-mochkovatuyu-kornevuyu-sistemuhttp://liveposts.ru/articles/education-articles/biologiya/kornevaya-sistema-vidy-rasteniya-predstavitelihttp://www.kakprosto.ru/kak-834079-kakie-byvayut-kornevye-sistemy-rasteniyhttp://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/botanika/800-sterzhnevye-i-mochkovatye-kornevye-sistemy.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: