Что изучает клеточная биология?

Развитие знаний о клетке

Развитие знаний о клетке начинается с семнадцатого века.

Предпосылкой ее открытия стало изобретение микроскопа и использование его для исследования биологических объектов. В 1665 году англичанин Роберт Гук изучал под микроскопом срез пробки и обнаружил, что она состоит из ячеек. Внешне они напоминали пчелиные соты, и учёный дал им название клетки. Такое же строение Гук отметил в сердцевине бузины, камыша и некоторых других растений.

Во второй половине 17 века клеточное строение растений было подтверждено М.Мальпиги (1675) и Н.Грю (1682). Значительный вклад в изучение клеток внес голландский ученый А.Левенгук, открывший в 1674 г. одноклеточные организмы – бактерии. Он же впервые увидел клетки животного – эритроциты.

Первая половина 19 века ознаменовалась открытием яйцеклетки млекопитающих Карлом Бэром. Он доказал, что все организмы развиваются из одной клетки. Ученым были сформулированы основные закономерности эмбриологии, которые получили название закон Бэра.

Соответственно, в 19 веке происходило активное развитие знаний о клетке, что стало предпосылками для разработки клеточной теории. К этому времени сложилось представление о клетке как элементарной микроскопической структуре всех живых существ.

Важнейшим толчком для разработки положений клеточной теории явилось доказательство наличия ядра в растительной клетке,сделанное Маттиасом Шлейденом.

В 1838г выходит в свет труд «Материалы к филогенезу», в котором Шлейден излагает свою теорию происхождения клеток. Он утверждал, что любая клеточная структура происходит от материнской клетки. Однако ученый не предполагал, что животные также состоят из клеток.

Намного дальше продвинулся ученый Теодор Шванн, который и сформулировал теорию клеточного строения, основываясь на выводах Шлейдона.

В 1839г он опубликовал книгу, в которой обобщил накопленные знания о клетке. Этот труд отражал главную идею теории Шванна: жизнь сосредоточена в клеточных структурах.

Выделим основные положения первой клеточной теории созданной Шванном и Шлейденом.

Теория была существенно дополнена Рудольфом Вирховым. В 1858г вышел в свет основной труд немецкого ученого «Целлюлярная (клеточная) патология». Эта книга положила начало новой науке – патологии, но помимо этого, была описана роль частей клетки в организме. Также Вирхов разработал еще одно положение клеточной теории: «Клетка способна возникнуть преимущественно из предыдущей клетки вследствие ее деления».

Открытия Вирхова легли в основу современной клеточной теории, пополнявшейся с помощью новых методов исследования.

К 20 веку сформировалась самостоятельная ветвь биологии, изучающая клетки – цитология.

Остановимся подробнее на методах цитологии, с помощью которых клеточная теория в наше время дополняется новыми положениями.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.
  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

1. Формирование желания изучать природные объекты.
  2. Развитие интеллектуальных умений и когнитивных способностей.
  3. Мотивация к изучению и исследованию, а также получению знаний, умений и навыков по предмету «Биология» и других естественных наук.

Внепредметные (метапредметные) задачи:

1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Классификация и состав клеток

Есть две основные классификации клеток: прокариотический и эукариотический. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических клеток отсутствием ядро клетки или другой мембраносвязанный органелла. Прокариотические клетки намного меньше эукариотических клеток, что делает их самой маленькой формой жизни. Изучение эукариотических клеток, как правило, находится в центре внимания цитологов, тогда как прокариотические клетки — в центре внимания микробиологи.

Прокариотические клетки

Типичная прокариотическая клетка.

Прокариотические клетки включают Бактерии и Археи, и отсутствие закрытого ядро клетки. Они оба воспроизводятся через двойное деление. Бактерии, самый известный тип, имеют несколько которые включают в основном сферический, и стержневидный. Бактерии можно классифицировать как грамм положительный или же грамм отрицательный в зависимости от сочинение. Бактериальные структурные особенности включают:

• Жгутики: Хвостообразная структура, которая помогает клетке двигаться.
  • Рибосомы: Используется для трансляции РНК в белок.
  • Нуклеоид: Область, предназначенная для хранения всего генетического материала в виде круговой структуры.

В прокариотических клетках происходит множество процессов, которые позволяют им выжить. Например, в процессе, называемом спряжениефактор фертильности позволяет бактериям обладать ворсинкой, которая позволяет им передавать ДНК другим бактериям, у которых отсутствует фактор F, обеспечивая передачу устойчивости, позволяющую им выживать в определенных средах.

Эукариотические клетки

Типичная животная клетка.

Эукариотические клетки могут быть одноклеточными или многоклеточными. и включают клетки животных, растений, грибов и простейших, которые все содержат органеллы различных форм и размеров. Эти клетки состоят из следующих органелл:

• Ядро: Это функционирует как геном и хранилище генетической информации для клетки, содержащее всю ДНК, организованную в виде хромосом. Он окружен ядерная оболочка, который включает ядерные поры, позволяющие транспортировать белки между внутренней и внешней частью ядра. Это также сайт репликации ДНК, а также транскрипции ДНК в РНК. После этого РНК модифицируется и транспортируется в цитозоль для трансляции в белок.
  • Ядрышко: Эта структура находится внутри ядра, обычно плотная и сферическая по форме. Это место синтеза рибосомной РНК (рРНК), которая необходима для сборки рибосом.
  • Эндоплазматический ретикулум (ЭР): Это функция для синтеза, хранения и выделения белков в аппарат Гольджи.
  • Митохондрии: Это функция для производства энергии или АТФ внутри клетки. В частности, это место, где происходит цикл Кребса или цикл TCA для производства NADH и FADH. Впоследствии эти продукты используются в цепи переноса электронов (ETC) и окислительном фосфорилировании для конечного производства АТФ.
  • аппарат Гольджи: Это функция для дальнейшей обработки, упаковки и выделения белков по назначению. Белки содержат сигнальную последовательность, которая позволяет аппарату Гольджи распознавать и направлять ее в нужное место.
  • Лизосома: Лизосома разрушает материал, поступающий извне клетки или старых органелл. Он содержит много кислотных гидролаз, протеаз, нуклеаз и липаз, которые расщепляют различные молекулы. Аутофагия представляет собой процесс деградации через лизосомы, который происходит, когда везикула отрывается от ER и поглощает материал, затем прикрепляется и сливается с лизосомой, позволяя материалу разлагаться.
  • Рибосомы: Функции для преобразования РНК в белок.
  • Цитоскелет: Это функция, чтобы закрепить органеллы внутри клеток и сформировать структуру и стабильность клетки.
  • Клеточная мембрана: Клеточная мембрана может быть описана как бислой фосфолипидов и также состоит из липидов и белков. Поскольку внутренняя часть бислоя гидрофобна, и для того, чтобы молекулы могли участвовать в реакциях внутри клетки, они должны иметь возможность пересечь этот мембранный слой, чтобы попасть в клетку через осмотическое давление, распространение, градиенты концентрации и мембранные каналы.
  • Центриоли: Функция для производства волокон веретена, которые используются для разделения хромосом во время деления клеток.

Эукариотические клетки также могут состоять из следующих молекулярных компонентов:

• Хроматин: Это составляет хромосомы и представляет собой смесь ДНК с различными белками.
  • Реснички : Они помогают выводить вещества, а также могут использоваться для сенсорных целей.

Выполняемые функции

Обозначим функции, которые выполняет каждый конкретный органоид.

Ядро является центром хранения и передачи наследственной информации, также одной из внутренних структур ядра является молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты в виде хроматина, которая участвует в процессах клеточного деления.

Митохондрии – это органоид, в котором осуществляются процессы тканевого дыхания. Также данный органов является маленькой биохимической лабораторией, в которой постоянно происходят различного рода биохимические превращения одного субстрата в другой, с целью получения энергетических субстратов для образования энергии, которая хранится и запасается в виде молекул АТФ.

Эндоплазматический ретикулум можно условно подразделить на две части: гранулярную и агранулярную. В гранулярной части ЭПС происходит биосинтез белка, это связано с тем, что на ней располагается большое количество связанных рибосомных комплексов. Белок играет ключевую роль в жизнедеятельности любого живого организма. Агранулярная ЭПС необходима для синтеза других макромолекул и для транспортировки различных веществ от плазмолеммы к рибосомам, и от рибосом к плазмолемме.

Лизосом и комплекс Гольджи – это единый механизм упаковки различных веществ (например, гормонов или экскретов) в пузырьки. Лизосома представляет собой пузырек с веществом (первичная), пузырек, имеющий различные гидролитические ферменты (вторичная). Лизосомы выполняют функцию внутриклеточного переваривания, а комплекс Гольджи функцию упаковки веществ. Особенно много данных структур в клетках печени – гепатоцитах, и клетках органов желудочно-кишечного тракта.

Элементы цитоскелета необходимы для поддержания постоянства формы клетки, это имеет особенно значение для одноклеточных организмов, многие из которых реализуют перемещение своего тела в пространстве благодаря сокращению актиновых нитей, которые являются основным компонентом цитоскелета.

Другими компонентами клетки являются жгутики, микроворсинки и другие специализированные органоиды. Жгутики выполняют двигательную функцию (передвижение сперматозоидов), а микроворсинки адсорбирующую (именно поэтому они находятся в кишечники, образуя ворсинки кишечной стенки).

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

3 марта 2021 16291

Проходили 4075 раз

Тест: Какое ты мифическое существо?

6 апреля 2021 23697

Проходили 4966 раз

Тест: Какой ты волк?

16 декабря 2020 28142

Проходили 2906 раз

Тест на времена английского языка

2 апреля 2021 4993

Проходили 832 раза

Биологический тест: Бактерии

11 июня 2021 9939

Проходили 2355 раз

Тест: «Левша», Лесков Н. С.

11 октября 2021 6422

Проходили 1033 раза

Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР

31 мая 2021 10816

Проходили 2167 раз

Тест: Кто ты из Mortal Kombat?

20 марта 2021 17058

Проходили 2948 раз

Тест: Кто ты из мультфильма «Лунтик»?

3 февраля 2021 34962

Проходили 6991 раз

Тест: Кто ты из Undertale?

12 марта 2021 6728

Проходили 1726 раз

Тест: Насколько вы харизматичны?

1 января 2021 21988

Проходили 2153 раза

Угадай фильм по смайликам

1 февраля 2021 44417

Проходили 11400 раз

Тест: Атака титанов

5 ноября 2021 2314

Проходили 640 раз

Большой тест на знание диснеевских персонажей

23 марта 2021 10704

Проходили 1905 раз

Тест: Петр I (8 класс)

12 января 2021 36683

Проходили 4393 раза

Тест: Какая профессия тебе подходит?

21 февраля 2022 154

Проходили 20 раз

К 100-летию Дня Защитника Отечества

Показать еще больше

Культивирование клеток

Культивирование нередко требуется для исследования клеток. Это означает, что их приходится выращивать, задействовав при этом питательные среды. Такой подход дает возможность изучить их потребность в тех или иных веществах, а также молекулы, выделяемые такими клетками. Организмы, которые подвергают культивированию, зачастую выделяют полезные для человека вещества в окружающую среду.

Примером могут послужить антибиотики. Чтобы обеспечить рост необходимых организмов, требуется придерживаться стерильности. Это значит, что любые другие микроорганизмы и их споры не должны попадать в питательную среду. Достигается это применением одноразовых сосудов. Это может быть, допустим, чашка Петри. Если закрыть ее крышкой, микробы из воздуха не могут попадать внутрь. Но есть и многоразовое оборудование для исследования клеток, которое приходится периодически стерилизовать.

Для работы с такими сосудами требуется применение резиновых перчаток, а также спецодежды. Хранят их в шкафах, где воздух подвергается фильтрации. Также применяется здесь и проточная система циркуляции для большей надежности. Во время любых манипуляций поблизости стоит зажженная горелка.

Биохимический метод

Отдельные клетки можно гомогенизировать, чтобы получить из них необходимые вещества. Сущность этого метода изучения жизнедеятельности клетки состоит в том, что соединение измельчается, пока не примет консистенцию однородной кашицы. Далее проводятся другие манипуляции, в том числе обработка специальными веществами.

Так называемый метод меченых атомов часто используются в биохимии. Его целью является изучение метаболизма. При этом производится введение соединений в организме. В них присутствуют специальные радиоактивные изотопы, которые в дальнейшем обнаруживаются в различных веществах. Это дает возможность отследить их превращение, изучая параллельно биохимические реакции, протекающие в живых организмах.

Техника центрифугирования

Для разделения по плотности различных структур клеток и органоидов применяют центрифугирование. При этом используют специальные приборы, в которых осуществляется раскручивание клеток. Ключевым компонентом центрифуги является ротор. Скорость его вращения может достигать сотен тысяч оборотов за минуту. Это обеспечивает стремительное оседание всего содержимого пробирки и разделение на отдельные частицы. Чтобы обеспечить оседания частиц по плавучей плотности, применяются плотные солевые растворы.

Если для дифференциального центрифугирования применяется, допустим, хлористый цезий, формируется градиент плотности. Это значит, что происходит некое разделение, в результате чего менее плотные частицы располагаются вверху, а более плотные — внизу. При помещении различных частиц в этот раствор во время обработки центрифугой они могут останавливаться в определенном слое. Имеется в виду область, где плавучая плотность указанных частиц соответствует плотности окружающего их раствора.

Клеточный центр

Кгеточный центр (центросома) расположен вблизи ядра и состоит из двух мелких гранул центриолей, окруженных лучистой сферой (центросферой). С помощью электронного микроскопа установлено, что каждая центриоль представляет собой цилиндрическое тельце длиной 0,3 — 0‚5 мкм и диаметром 0,15 мкм, состоящее из 27 микротрубочек, сгруппированных по три в 9 групп. Функции центросомы: образование полюсов и веретена деления при митозе и мейозе.

Читайте: Надкласс рыбы как группа хордовых животных #27

Вакуоли и органоиды движения

Вакуоли представляют собой участки гиалоплазмы растительных клеток и протистов, ограниченные элементарной мембраной. У растений они содержат клеточный сок и поддерживают тургорное давление. Вакуоли протистов подразделяют на пищеварительные и сократительные. Органоиды движения клеток представлены жгутиками и ресничками. Они содержат по 20 микротрубочек, образующих 9 пар по периферии и две одиночные, расположенные в центре. Жгутики и реснички покрыты элементарной мембраной. У основания органоидов движения расположены базальные тельца, образующие микротрубочки. Реснички и жгутики служат для передвижения бактерий, протистов, ресничных червей и сперматозоидов. Реснички мерцательного эпителия дыхательных путей освобождают их от попавших частиц.

Источники информации
1. Биология для абитуриентов. Авторы: Давыдов В.В. , Бутвиловский В.Э. , Рачковская И. В. , Заяц Р.Г.

Химическая структура

Клетка состоит из множества химических элементов:

• Углерод, кислород, азот и водород (составляют 98% состава клетки)
  • Макроэлементы (кальций, калий, натрий,магний, железо и др. образуют 2%)
  • Микроэлементы (йод, цинк, уран и др. – 0, 01% всей клетки).

Все химические элементы существуют и в неживой природе, что указывает на единство природы.

В настоящее время изучение биологии клеток имеет прикладное значение при диагностике заболеваний, так как позволяют изучать патологию на основе мельчайшей живой структуры, способной к функционированию и размножению.

Биологическая мембрана

Схема строения биологической мембраны: 1 — гидрофильные концы липидных молекул; 2 — гидрофобные концы липидных молекул; 3 — периферические белки; 4 — полуинтегральные белки; 5 — интегральные белки; 6 — гликокалис.

Эукариотическая клетка представляет собой элементарную живую систему, состоящую из трех основных структурных компонентов оболочки, цитоплазмы и ядра.

Биологическая (элементарная) мембрана имеет толщину 6 — 10 нм и при рассмотрении под электронным микроскопом выглядит трехслойной. Наружный и внутренний слои мембраны (темные) образованы молекулами белков, а средний (светлый) – бимолекулярным слоем липидов (преимущественно фосфолипиды). Липидные молекулы расположены строго упорядоченно: гидрофильные концы молекул обращены к белковым слоям, а гидрофобные – друг к другу. Белковые молекулы по отношению к липидному слою могут располагаться по-разному: большинство их находится на наружной и внутренней поверхностях билипидного слоя (периферические белки), часть молекул пронизывает один слой липидных молекул (полуинтегральные белки), а часть – оба слоя липидных молекул (интегральные белки). Такая структура мембран обеспечивает их свойства:

• пластичность;
  • полупроницаемость;
  • способность самозамыкаться.

Биологическая мембрана обладает избирательной проницаемостью, которая обусловлена особенностями ее строения. Большинство интегральных белковых молекул, пронизывающих оба липидных слоя, являются ферментами. Они образуют гидрофильные поры, через которые проходят водорастворимые вещества. В липидном слое мембран могут растворяться и проходить через них гидрофобные вещества.

Большую роль в обеспечении избирательного поступления веществ через мембраны играет надмембранный комплекс – гликокаликс (преимущественно разветвленные молекулы гликопротеинов, распопоженные на поверхности мембран), большинство из которых представляют собой рецепторы, воспринимающие («узнающие») определенные химические вещества, окружающие клетку. Гликокаликс обеспечивает взаимоотношения клеток многоклеточного организма, иммунный ответ и другие реакции.

Функции биологической мембраны:

• структурная – является структурным компонентом плазмалеммы‚ большинства органоидов и кариолеммы;
  • разделительная – разделяет цитоплазму клетки на отдельные отсеки;
  • транспортная – обеспечивает транспорт веществ;
  • рецепторная – узнает определенные вещества;
  • ферментативная – некоторые белки мембран являются ферментами.

Читайте: Кожа человека – состав, строение, функции и гигиена #42

Этапы развития цитологии

Этапы развития:

1. 13 апреля 1663 года Роберт Гук продемонстрировал собранию Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе препарат коры пробкового дуба, на которой можно было различить крошечные ячейки, похожие на соты и названные Гуком «клетками». Гук полагал, что эти ячейки пусты внутри.
    В 1670-х годах натуралисты М. Мальпиги и Н. Грю описывали «мешочки и пузырьки», обнаруженные ими в различных частях растений. Грю полагал, что клеточные стенки состоят из волокон, и ввел понятие «ткань» для их описания. Основоположник микроскопии Антони ван Левенгук в тот же период первым зарисовал клетки и их ядра, наблюдая эритроциты лосося.
  2. В 1759 году К.Ф. Вольф в своем труде «Теории зарождения» попытался сформулировать идеи, позднее легшие в основу клеточной теории. По его мнению, в процессе развития зародыша движение создает каналы и ячейки в бесструктурном веществе.
  3. В первой четверти ХIX века создали ахроматические линзы и внесли другие значительные улучшения в конструкцию микроскопа, что позволило ученым доказать морфологическую обособленность клеток и присутствие их во всех структурных элементах растений.
  4. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Браун изучал орхидеи под микроскопом и открыл в наружном слое цветка тельца, которые назвал ядрами клеток.
  5. К 1838 году наука накопила достаточно сведений, чтобы Маттиас Шлейден и Теодор Шванн сформулировали главное положение клеточной теории: клетка — базовый элемент структуры и жизнедеятельности всех живых организмов. Шванн и Шлейден думали, что эти элементы вырастают из бесклеточной зародышевой массы.
  6. В 1855 году Рудольф Вирхов опроверг это положение, завершив спор о самозарождении жизни.
    Примерно с 1840-х годов клеточные теории стали бурно развиваться и выделились в отдельную научную отрасль — цитологию.
  7. В 1848 году простейшие организмы признали свободно живущими клетками.
  8. В 1877 году Оскар Гертвиг доказал, что новый организм вырастает из одной оплодотворенной клетки, ядро которой сливается с ядром сперматозоида. Позже возникла гипотеза, что именно ядро передает наследственный материал, которая оказалась верной.
  9. В 1930-е годы Иоахим Хеммерлинг провел серию опытов с одноклеточной морской водорослью, ядро которой различимо невооруженным глазом. Эта водоросль вырастает до 4 см в высоту, ядро имеет диаметр 1 мм. Выяснилось, что только та часть водоросли, где сохранялось ядро, была способна восстанавливаться и размножаться.
  10. В 1930-е годы создан электронный микроскоп. В него видно несравнимо больше деталей, чем в световой: предел видимости увеличился еще в две тысячи раз по сравнению со световыми микроскопами. Именно так биологи узнали о существенных отличиях между клетками разных живых организмов. Примером значимости цитологии может служить тот факт, что с научной точки зрения четкая граница между растениями и другими живыми существами проходит на микроскопическом уровне: клетки растений окружены плотной клеточной стенкой, образованной из целлюлозы, у животных клеток такой стенки нет.
  11. Примерно с 1950-х годов начинается этап развития, называемый современной цитологией. Было открыто множество микроскопических элементов — органелл. Как организм состоит из отдельных органов, так и клетка состоит из многих частей, и в разных клетках животных, растений, грибов присутствуют одни и те же органоиды, или органеллы. Это значит, что клетки всех живых организмов гомологичны между собой. Именно благодаря субмикроскопическим исследованиям выяснилось, что все живые клетки делятся на две группы: эукариоты, клетки всех многоклеточных организмов, а также одноклеточных животных и растений, и прокариоты, клетки бактерий, сине-зеленых водорослей, актиномицетов и риккетсий.

Цитоплазма

Цитоплазма содержит гиалоплазму, цитоскелет, органоиды и включения.

Гиалоплазма (цитоплазматический матрикс) на 85% состоит из воды и на 10% из белков. Остальной объем приходится на долю липидов, углеводов, РНК и минеральных солей. Гиалоплазма имеет однородную мелкозернистую структуру, обеспечивает вязкость, эластичность, сократимость и движение цитоплазмы. Она представляет собой коллоидный раствор и является внутренней средой клетки, где протекают реакции обмена.

В цитоплазме клеток расположен цитоскелет‚ образованный развитой сетью белковых нитей (филаментов), способных сокращаться. В зависимости от диаметра филаменты делят на: микрофиламенты (диаметром 6 — 8 нм), промежуточные волокна (около 10 нм) и микротрубочки (около 25 нм). Цитоскелет заполняет пространство между ядерной оболочкой и плазмалеммой. Он определяет форму клетки и участвует в различных движениях самой клетки (например, при делении) и во внутриклеточном перемещении органоидов и отдельных соединений.

Включения – это непостоянные компоненты цитоплазмы, содержание которых меняется в зависимости от функционального состояния клетки. Различают трофические, секреторные и экскреторные включения. Трофические включения представляют собой запасы питательных веществ. В растительных клетках это жир, крахмальные и белковые зерна, в животных – гликоген и капли жира. Секреторные включения являются продуктами жизнедеятельности клеток желез внешней и внутренней секреции (гормоны, ферменты, слизь). Экскреторные включения представляют собой продукты обмена веществ в растительных и животных клетках (кристаллы щавелевой кислоты, щавелевокислого кальция и др.), подлежащие выведению из клетки.

Читайте: Пищеварительная система организма человека #39