Науки, изучающие природу

Биологические науки [ ]

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов:

    • ботаника изучает растения,
    • зоология — животных,
    • микробиология — микроорганизмы.

Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам:

    • биохимия изучает химические основы жизни,
    • молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами,
    • клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,
    • гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,
    • физиология — физические и химические функции органов и тканей,
    • этология — поведение живых существ,
    • экология — взаимозависимость различных организмов и их среды,
    • генетика — передачу наследственной информации,
    • биология развития — развитие организма в онтогенезе,
    • палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Биологические науки используют методы наблюдения, моделирования (в том числе компьютерного), описания, сравнения, экспериментов (опыта) и исторического сравнения.

Биологические дисциплины

Акарология — Анатомия — Альгология — Антропология — Бактериология — Биогеография — Биогеоцено-логия —Биотехнология — Биоинформатика — Биология океана — Биология развития — Биометрия — Бионика —Биосемиотика — Биоспелеология — Биофизика — Биохимия — Ботаника — Биомеханика — Биоценология —Биоэнергетика — Бриология — Вирусология — Генетика — Геоботаника — Герпетология — Гидробиология —Гистология — Дендрология — Зоология — Зоопсихология — Иммунология — Ихтиология — Колеоптероло-гия —Космическая биология — Ксенобиология — Лепидоптерология — Лихенология — Микология — Микробиология —Мирмекология — Молекулярная биология — Морфология — Нейробиология — Палеонтология — Палинология —Паразитология — Радиобиология — Систематика — Системная биология — Синтетическая биология —Спонгиология — Таксономия — Теоретическая биология — Териология — Токсикология — Фенология —Физиология — Физиология ВНД — Физиология животных и человека — Физиология растений — Фитопатология —Цитология — Эволюционная биология — Экология — Эмбриология — Эндокринология — Энтомология —Этология

Вариант 2

A1. Наука о жизни, изучающая ее закономерности, а также строение, происхождение и развитие живых существ

1) биология
2) физика
3) химия
4) география

А2. Живые организмы являются открытыми системами, так как они

1) обладают высокой степенью организации
2) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой
3) отличаются от объектов неживой природы составом химических элементов
4) способны к самовоспроизведению

А3. Все живые организмы имеют

1) ядро в клетке
2) способность к фотосинтезу
3) клеточное строение
4) нервную систему

А4. Все живые организмы способны к

1) неограниченному росту
2) движению
3) питанию готовыми органическими веществами
4) обмену веществ

А5. Способность организма сохранять постоянство внутренней среды при изменении условий внешней среды — это

1) движение
2) саморегуляция
3) наследственность
4) филогенез

А6. Способность организма приобретать новые признаки — это

1) рост
2) изменчивость
3) раздражимость
4) наследственность

А7. Уровень организации живого, на котором изучают строение белков, жиров и углеводов

1) организменный
2) популяционно-видовой
3) молекулярно-генетический
4) клеточный

А8. Уровень организации живого, на котором изучают хлоропласты растений

1) молекулярно-генетический
2) клеточный
3) организменный
4) популяционно-видовой

А9. Наивысший уровень организации живых систем

1) организменный
2) молекулярный
3) биосферный
4) биогеоценотический

В1. Выберите три верных ответа.

Для всех живых организмов характерна способность к

1) питанию белками, жирами, углеводами
2) раздражимости и движению
3) фотосинтезу
4) наследственности
5) росту и развитию
6) вегетативному размножению

В2. Установите последовательность расположения уровней организации живого.

А. Организменный
Б. Популяционно-видовой
В. Молекулярно-генетический
Г. Клеточный
Д. Биосферный
Е. Биогеоценотический

Ответы на тест по биологии Общее понятие о биологических системах 10 классВариант 1
А1-1
А2-3
А3-2
А4-1
А5-2
А6-3
А7-2
А8-2
А9-2
В1. 246
В2. ГДВАБЕВариант 2
А1-1
А2-2
А3-3
А4-4
А5-2
А6-2
А7-3
А8-2
А9-3
В1. 245
В2. ВГАБЕД

Понятие об объекте исследования

Грамотное выделение студентом ключевых пунктов в работе, их детальное рассмотрение и изучение является залогом ее успешности. В научном исследовании обязательно определяются объект и предмет, цель задачи. Первое, над чем нужно поразмыслить, что является объектом изучения информации.

Объект – это явление или процесс в рамках рассматриваемой темы работы, что порождает одну или несколько проблем и избранное для дальнейшего изучения учащимся. Объектом может быть все, что существует в материальном мире, но не зависит от сознания человека, а значит, на него может быть направлен интерес, устремление на познание или деятельность. Изучаемый объект может иметь прямое отношение к теме, вытекать из нее, но он не должен дублировать ее.

Зоология, ботаника, анатомия

Школьный курс биологии подразумевает изучение основ таких наук, как зоология, ботаника и анатомия. И это естественно. Ведь вся биология базируется именно на этих основных разделах.

Зоология изучает разнообразие, строение и поведение животных, всех представителей животного мира, начиная от одноклеточных и заканчивая млекопитающими.

Ботаника изучает все многообразие растительных организмов, их сообщества, физиологию и внешние признаки, а также распространение и происхождение.

Анатомия — наука, базирующаяся на изучении внутреннего строения всего живого, независимо от принадлежности к тому или иному царству природы.

Совокупность этих разделов и есть биология. Это наука, которая изучает все стороны биомассы планеты. Интересно, не правда ли?

Таким образом, несложно сделать вывод о чрезвычайном многообразии знаний, которые дает нам биология как наука. Роль биологии в жизни современного человека бесконечно велика и значима, что доказывается обширностью и комплексностью входящих в нее наук.

Откуда появилось слово «биология»?

Бабочка как один из элементов биологии

Биология – это наука, изучающая живые существа. Слово образовано от греческих слов «биос», т.е. жизнь, и «логос», что означает учение. Соответственно, биология – это учение о жизни.

Как и слово, наука биология берет начало в глубокой древности. Людей издавна интересовали особенности и закономерности существования окружающих живых существ. Например, животных, птиц, насекомых, растений и т.д.

В древности эти сведения были жизненно важными. Дело в том, что многие люди поддерживали свое существование благодаря охоте, земледелию и животноводству.

Но земледелие тогда велось примитивными способами, а урожайность культурных растений была очень низкой. Дело в том, что селекционная работа находилась в зачаточном состоянии.

Не лучшим образом обстояли дела и в животноводстве – современных пород животных, отличающихся высокими показателями по мясу, молоку, шерсти и другим продуктам, тогда еще не было, зато частыми были эпидемии, сокращавшие поголовье животных.

В более-менее выгодном положении находились те, кто своим ремеслом избрал охоту: дичи было больше, чем сегодня, и найти ее нередко можно было неподалеку от человеческих поселений.

Однако и охотничье оружие было достаточно примитивным: самодельные лук и стрелы, копья, силки, ловушки. Охотников выручало знание повадок дичи и собственная ловкость.

Осенняя листва

В этих условиях изучение животных и растений, их способов существования и размножения являлось условием выживания для большинства людей. Конечно, в течение долгих столетий единственным способом исследований было наблюдение и эксперименты по скрещиванию близкородственных животных и растений.

Однако уже к 18 веку биология имела довольно обширный запас знаний. Кстати, ним и сегодня нередко пользуются современные исследователи.

Уровни организации жизни

Окружающая среда – это совокупность биосистем разного уровня организации. На каждом из них появляются новые свойства живых организмов. Эти уровни отражают ход процесса эволюции. Их выделение дает возможность изучать жизнь в качестве сложного природного явления.

Схема уровней организации жизни

Следует отметить каждый из уровней:

  • молекулярный – взаимодействие молекул, из которых состоят клетки;
  • клеточный – изучение элементарных единиц всех живых организмов;
  • тканевой – схожие клетки объединяются в ткани;
  • органный – все органы имеют свое строение и функции;
  • организменный – уровень отдельных организмов;
  • популяционно-видовой – все схожие особи объединяются в один вид;
  • биогеоценотический – виды обитателей Земли взаимодействуют друг с другом и окружающим миром;
  • биосферный – системы живых организмов и абиотических факторов внешней среды обусловливают все природные явления.

Разница между объектом от предметом исследования

Для примера рассмотрим несколько вариантов определения объекта и предмета исследования в различных науках.

Объект исследования Предмет исследования
Личность человека Психологические особенности личности
ОАО «Семена» Финансовая отчетность
Селекция сортов овощных культур
Отношения в коллективе
Материально-техническое обеспечение
Финансовая деятельность предприятия Движение денежных средств на предприятии
Оборотные средства предприятия
Рынок продовольственных товаров Отношения субъектов рынка по поводу его функционирования
Молочный подкомплекс АПК Инвестиционная деятельность предприятий молочного подкомплекса
Отношения, возникающие в воспроизводственном процессе молочного подкомплекса

Предмет исследования тесно связан с темой научной и работы и, зачастую, повторяет ее в точности. Объект не так связан с темой исследования, поскольку это достаточно широкая сфера, исследовать которую можно с различных сторон.

Следует запомнить, что как более многогранное явление, объект является первичным. Предмет как часть системы, как частный аспект общего явления – вторичен. Формулирование предмета происходит более подробно и расширенно, тогда как при описании объекта можно обойтись двумя-тремя словами.

Молекулярная биология

Это наука, изучающая важнейшие процессы синтеза белка, механизмы хранения и передачи наследственной информации, генетический код и его структуру. Объектами изучения молекулярной биологии являются все живые системы, в которых хранятся белок, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). К таким системам можно отнести прокариот, эукариот и вирусы.

Современное состояние молекулярной биологии находится на уровне интенсивного развития. Уже получено множество сведений о строении белковых молекул, их свойствах и функциях, выполняемых в биомассе. Расшифрованы процессы транскрипции и трансляции, репликации молекулы ДНК, расшифрован генетический код. Но на этом современная молекулярная биология даже не думает останавливаться. Ведь, как оказалось, белковое многообразие настолько велико, что его хватит для тщательного анализа и лабораторного изучения еще на много лет вперед.

Классификации ботаники по объекту изучения

Если выделять отдельные науки в ботанике кратко, то получится, что по объекту изучения эта классификация включает:

  • альгологию. Это наука о водорослях;
  • бриология. Исследует мхи и др;
  • микробиология. Занимается изучением микроскопических организмов;
  • фитопатология. В поле ее изучения — болезни растений, вызванные бактериями, вирусами и грибами.

Если во внимание берется проживание изучаемого объекта, то можно говорить о специальных отраслях в ботанике растений. Среди них — лесоведение, болотоведение, луговедение, тундроведение и др

Наука ботаника изучает и грибы. Для этого есть отдельная дисциплина: микология, которая возникла, когда грибы выделили в отдельное царство.

Замечание 4

Наука, изучающая лишайники — лихенология.

Обмен веществ – основное свойство живого

Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: определенные вещества поступают в организм из среды, другие — выделяются в среду из организма. Это характеризует организм как открытую систему (также поток через систему энергии и информации). Наличие избирательного обмена веществ свидетельствует о том, что организм жив.

Обмен веществ в самом организме включает два противоположных, но взаимосвязанных и сбалансированных процесса — ассимиляцию (анаболизм) и диссимиляцию (катаболизм). Каждый из них состоит из многочисленных химических реакций, объединенных и упорядоченных в циклы и цепи превращения одних веществ в другие.

В результате ассимиляции образуются и обновляются структуры организма за счет синтеза необходимых сложных органических веществ из более простых органических, а также неорганических веществ. В результате диссимиляции происходит расщепление органических веществ, при этом образуются необходимые организму для ассимиляции более простые вещества, а также в молекулах АТФ запасается энергия.

Обмен веществ требует притока веществ извне, а ряд продуктов диссимиляции не находят применения в организме и должны из него удаляться.

Все живые организмы так или иначе питаются. Пища служит источником необходимых веществ и энергии. Растения питаются за счет процесса фотосинтеза. Животные и грибы поглощают органические вещества других организмов, после чего расщепляют их на более простые компоненты, из которых синтезируют свои вещества.

Для живых организмов свойственно выделение ряда веществ (у животных это в основном продукты расщепления белков — азотистые соединения), представляющих собой конечные продукты обмена веществ.

Пример ассимиляционного процесса — это синтез белка из аминокислот. Пример диссимиляции — окисление органического вещества при участии кислорода, в результате чего образуются углекислый газ (CO2) и вода, которые выводятся из организма (вода может использоваться).

Рост и развитие — свойства живых организмов

Рост и развитие — это свойства живых организмов, реализуемые в процессе их онтогенеза (индивидуального развития). Рост — это увеличение размеров и массы тела с сохранением общего плана строения. В процессе развития организм меняется, он приобретает новые признаки и функциональность, другие — могут быть утеряны. То есть в результате развития возникает новое качественное состояние. У живых организмов обычно рост сопровождается развитием (или развитие ростом). Развитие направлено и необратимо.

Кроме индивидуального развития выделяют историческое развитие жизни на Земле, которое сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм.

Хотя рост можно наблюдать и в неживой природе (например, у кристаллов или пещерных сталагмитов), его механизм у живых организмов иной. В неживой природе рост осуществляется за счет простого присоединения вещества к наружной поверхности. Живые организмы растут за счет питательных веществ, поступающих внутрь. При этом у них увеличиваются не столько сами клетки, сколько возрастает их количество.

§ 3. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

  1. Чем растения отличаются от животных?
  2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Царства живых организмов. Всё разнообразие живых организмов объединяют в несколько царств. В курсе школьной биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные (рис. 8).

Рис. 8. Царства живых организмов

Отличия живого от неживого. Всем известно, что живые организмы растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагируют. На первый взгляд отличить живое от неживого вроде бы просто, но это не совсем так. Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Некоторые объекты неживой природы, например кристаллы поваренной соли, могут расти. В то же время есть живые организмы, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя (например, семена растений). В этот период проявления их жизнедеятельности незаметны, что делает их похожими на неживые объекты.

Что же объединяет всё живое и отличает его от неживой природы?

Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы). Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Для жизни всем организмам необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Солнечную энергию способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию (рис. 9).

Рис. 9. Передача по цепи питания энергии и вещества

Живые организмы дышат, питаются, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны определённым образом реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния, то есть обладают раздражимостью.

Все живые организмы растут, то есть увеличивают свои размеры и массу.

Все живые организмы в процессе жизни развиваются, то есть приобретают новые качества.

Все живые организмы воспроизводят себе подобных. Это важнейшее свойство живых организмов называют размножением.

Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Новые понятия

Царства: бактерии, грибы, растения и животные.
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение

Вопросы

  1. Какие царства живых организмов вы знаете?
  2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?
  3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности. Сравните предложенную вами пищевую цепь с пищевыми цепями, составленными вашими товарищами по классу. Выясните, какое число звеньев представлено в наиболее длинной пищевой цепи.

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план.

Требования к составлению плана параграфа

  1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
  2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
  3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Классификация

Упорядочить знания о многообразии живых организмов помогает классификация. Что значит слово «классификация» и для чего она нужна?

Как это работает?

Представьте себе исследователя, забирающегося в дебри леса, или на горные вершины, или ныряющего на морское дно.

В начале двадцатого века дайвер Сатоми Ониши во время погружения возле острова Борнео увидела на глубине более десяти метров необычайно маленького морского конька. Она поймала несколько особей и доставила на поверхность.

Как же удивились исследователи, когда из сумки на животе одной из крошек выплыли детёныши! Учитывая, что мама была размером с горошину, этих «жеребят» вообще с трудом можно было разглядеть. Они были чёрного цвета и в длину всего 3 мм. Значит, остальные особи были взрослыми, хотя в длину самый крупный из них был не более полутора сантиметров.

Так был открыт новый вид, который назвали в честь Сатоми — Hippocampus satomiae. Ему быстро дали прозвище «Морской пони», потому что эти коньки меньше, чем все, открытые ранее.

Рисунок 1

Как только вид был описан, он занял своё место. Так как Сатоми, при всей своей необычности, обладает всеми признаками морского конька, его отнесли к роду морских коньков.

Этот род принадлежит к семейству игловых, отряду иглообразных, классу лучепёрые рыбы, типу хордовые и царству животных.

Таким образом, каждый новый вид занимает место в классификации, как если бы к родословному дереву дописывали нового члена семьи.

Как видите, существуют и другие единицы классификации живых организмов, кроме вида. Они представлены на рисунке 2:

Рисунок 2

Тот раздел биологии, который занимается классификацией живой природы, называется систематика.

Основоположником единой системы классификации является Карл Линней, первый учёный-систематик. Этот шведский естествоиспытатель жил в восемнадцатом веке. Он делил живой мир на три царства: Минеральное, Растительное и Животное.

Линней первым придумал давать каждому виду названия из двух слов и сам составил научные названия и дал описание более чем одиннадцати тысячам видов.

{"questions":}}}]}

области знаний

Учебник для преподавания ботаники (1893 г.)

Аллегория ботаники в гимназии Оскара фон Миллера в Мюнхене

Основные области

Из-за различных вопросов и методов были разработаны следующие разделы ботаники:

  • Морфология растений — исследование структуры и формы растений с подобластями
    • Морфология в более узком смысле — внешнее строение растений.
    • Анатомия — внутреннее строение растений
    • Гистология — теория тканей
    • Цитология — тонкое строение клетки
  • Физиология растений — Исследование общих функциональных процессов растений с подобластями
    • Метаболическая физиология
    • Физиология стимулов и движений
    • Физиология развития
    • Экофизиология растений — занимается адаптациями физиологии растений с экологической точки зрения.
  • Систематика растений — описание и порядок растительного мира с подобластями
    • Таксономия
    • Палеоботаника
  • Геоботаника — исследование растений в условиях конкуренции и их зависимости от местоположения. Подразделы:
    • Наука о растительности (синонимысоциология растений , фитоценология) — занимается структурой и структурой растительного покрова.
    • Краеведение или хорология — изучает распространение видов растений.
    • историко-генетическая геоботаника — исследует распространение рода растений в прошлом
    • Экология растений — изучает отношения между растениями и растительными сообществами и окружающей их средой.
  • Полевая ботаника — сбор видов во время экскурсий и создание сравнительных коллекций для определения флоры в районе.
  • Прикладная ботаника / прикладная наука о растениях — исследование возможных применений фундаментальных знаний о растениях в областях жизни человека:
    • Использование растений в сельском и лесном хозяйстве , садоводстве , выращивании лекарственных растений и ландшафтной архитектуре ,
    • обработка пищевых продуктов на растительной основе и безопасность пищевых продуктов ,
    • Использование растений в охране окружающей среды и биомониторинге ,
    • Биотехнология растений ,
    • Медицинская ботаника как исследование применения активных растительных веществ в медицине и ветеринарии .

Во многих случаях существует также разделение на общую и специальную ботанику , при этом общая ботаника имеет дело с основами биологии растений, которые распространяются на все царство растений, в то время как специальная ботаника дает глубокие знания о биологии избранных кланов систематики растений .

Специальные области и смежные дисциплины

  • Альгология (фикология)
  • Археоботаника
  • биохимия
  • биофизика
  • Цецидология
  • Этноботаника
  • Лесная ботаника
  • генетика
  • Генная инженерия
  • Геоботаника (фитогеография)
  • Лечебная гербология (фитофармакогнозия)
  • Биология древесины
  • Карпология
  • микробиология
  • Молекулярная биология
  • Микология
  • Селекция растений
  • Фитомедицина
  • Экология ренатурации

Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на эффективности исследовательской работы?

Если студент сможет четко сформулировать для себя объект исследуемой темы, заданной руководителем, таким образом, он сузит круг поиска важной информации и литературы, отсеяв ненужные факты, данные и сведения. Это позволит сделать дальнейший его труд максимально полезным, информативным без воды, а главное, уникальным

Если студент сможет четко сформулировать для себя изучаемый предмет, значит, он определит основополагающие вопросы и задачи, которые по ходу написания труда он будет решать. Правильно определяя объект и предмет, студент получает навыки обработки, систематизации и анализа информации. Неопределенность и размытость же тянут за собой деформации структуры и содержания работы.

Космическая биология

Свое начало она берет с 1930-х годов. Очень много ученых США, Франции, СССР, а в настоящем и России вложили свой многолетний труд в развитие этой интересной, загадочной, совсем еще молодой, но очень перспективной науки.

Главной задачей космической биологии является установление различий в функционировании живых биологических систем на Земле и в условиях совершенно противоположных — космоса. Таким образом, космическая биология — это наука, изучающая поведение, внутренние изменения, физиологию и морфологию живых существ в измененных условиях внешней среды — в космическом пространстве.

Основные факторы, отличающие условия космоса от земных, следующие:

  • иная газовая среда;
  • невесомость пространства;
  • ускорение;
  • ограниченная подвижность;
  • вибрация;
  • вакуум;
  • радиация;
  • измененное магнитное поле.

Космическая биология рассматривает, каким же образом все эти факторы сказываются на живых существах, выросших в земных условиях, и возможна ли жизнь землян на других планетах.

Космическая биология — наука комплексная, поэтому состоит из нескольких частей:

  1. Космическая физиология.
  2. Экобиология.
  3. Экзофизиология.
  4. Космическая медицина.

Функции клетки

Все они различны по форме и зачастую по функциям. Могут отличаться довольно сильно и клетки тканей и органов одного организма. Однако биология клетки выделяет функции, которые присущи всем их разновидностям. Именно здесь всегда происходит синтез белков. Этот процесс контролируется генетическим аппаратом. Клетка, которая не синтезирует белки, в сущности мертва. Живая клетка — это та, компоненты которой все время меняются. Однако основные классы веществ при этом остаются неизменными.

Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание, дыхание, размножение, обмен веществ. Поэтому живая клетка характеризуется тем, что в ней все время происходит энергетический обмен. Каждая из них обладает общим важнейшим свойством – способностью запасать энергию и тратить ее. Среди других функций можно отметить деление и раздражимость.

Все живые клетки могут реагировать на химические или физические изменения среды, окружающей их. Это свойство называется возбудимостью или раздражимостью. В клетках при возбуждении меняется скорость распада веществ и биосинтеза, температура, потребление кислорода. В таком состоянии они выполняют функции, свойственные им.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дружный центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: