Некоторые особенности общей биологии и ее взаимосвязи с другими науками
Биология изучает биологическую форму движения материи, т. е. совокупность организмов, живущих на планете Земля, в том числе человека. Из-за огромного разнообразия представителей живого на Земле биология представляет собой комплекс различных биологических наук и включает ботанику, микологию (науку о грибах), зоологию, комплекс наук о человеке как биологическом объекте, общую биологию и другие науки. Ниже рассмотрены общие представления о биологии и ее составляющих.
Биология — комплекс наук, изучающих все живое вещество и организмы, им образуемые.
Какие науки включает в себя биология:
Ботаника — наука, изучающая биологические особенности растений. Совокупность всех растений на Земле называют флорой Земли. Традиционно вместе с растениями в курсе ботаники изучают грибы, бактерии, сине-зеленые водоросли, вирусы, которые в строгом смысле не относятся к растениям, а принадлежат к другим царствам организмов. Так, грибы образуют особое царство Грибы, а наука о грибах называется микологией.
Зоология — наука, изучающая царство Животные.
Совокупность всех животных, населяющих Землю, называют фауной Земли. Принято говорить о фауне той или иной области, того или иного региона и т. д.
Биологические особенности человека изучает целый комплекс наук: анатомия, физиология, гигиена человека (несмотря на то что человек является структурной единицей царства Животные, он относится к типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду человек, виду человек разумный).
Общая биология — особый раздел биологии, изучающий наиболее общие закономерности биологической формы существования материи.
На современном этапе развития биологии общая биология представляет собой комплекс наук, состоящий из отдельных, достаточно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук: молекулярной биологии, цитологии, теории развития и размножения, генетики, селекции, эволюционной теории, экологии. В предмете Общая биология эти науки представлены в виде разделов, которыми в курсе Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности являются следующие:
1. Цитология — раздел, изучающий клетку, ее химический состав, биохимические процессы, протекающие в клетке, строение и функции отдельных органоидов клетки.
2. Учение об индивидуальном развитии — онтогенезе — раздел, включающий учение о размножении и развитии организмов (тесно связан с цитологией).
3. Генетика с основами селекции — раздел, рассматривающий закономерности наследственности, изменчивости, их материальные носители (генетика), принципы и методы выведения новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов (селекция); теоретической основой селекции является генетика.
4. Эволюционное учение (теория) — раздел, изучающий филогенез (историческое развитие видов); составной частью этого учения является дарвинизм; основой данного учения (теории) — генетика, селекция и другие биологические науки.
5. Экология с основами природоохранной деятельности — раздел, рассматривающий вопросы взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания, а также воздействие человека на Природу и пути преодоления негативных последствий этого воздействия.
Общая биология тесно взаимосвязана с комплексом медицинских и сельскохозяйственных наук, являясь, с одной стороны, их базой, а с другой — эти науки дают богатый фактический материал для иллюстрации общебиологических закономерностей. Знание и понимание вопросов общей биологии невозможно без владения знаниями математики, химии, физики, геологии, астрономии, философии и других наук естественного и гуманитарного циклов. Так, без знания основ органической химии невозможно понять ни молекулярную биологию, ни проблемы обмена веществ, лежащих в основе экологии, ни вопросы цитологии. Все это делает необходимым глубокое усвоение знаний как общебиологического характера, так и знаний других и естественно-математических и гуманитарных наук.
Знания общебиологических понятий и закономерностей имеют огромное значение для каждого человека, поскольку они являются базой для понимания основных проблем экологии (как специальной отрасли знаний), без овладения которыми современный человек не сможет выжить в постоянно усложняющейся экологической обстановке на нашей планете.
Презентация на тему: » Наука о растениях – ботаника Мир растений.» — Транскрипт:
1
Наука о растениях – ботаника Мир растений
2
В переводе с греческого языка: «Биос» – «жизнь» «Логос» – «наука» Биология – наука, изучающая особенности живой природы и ее разнообразие
3
Биология Ботаника Зоология Анатомия и физиология человека Общая биология Экология Наука о растенияхНаука о животных Наука о растениях Наука о строении организма человека Наука об общих свойствах и закономерностях живой материи, проявляемых на разных уровнях организации живого
4
Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк Французский ученый Впервые ввел термин «биология» в 1802г Французский ученый Впервые ввел термин «биология» в 1802г Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам Основоположник ботаники
5
Царство – большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе Царства Предклеточные. Вирусы Предъядерные. Бактерии Грибы Растения Животные Назовите известные вам царства?
6
Царство растений Низшие растения Высшие растения ВодорослиСпоровыеСеменные Моховидные Папоротниковидные Хвощи Плауны Моховидные Папоротниковидные Хвощи Плауны Голосеменные Покрытосеменные Голосеменные Покрытосеменные
7
Царство растений Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений
8
Царство растений БОТАНИКА – наука, изучающая царство растений ( греч. «ботане» – «трава», «растение» Ботаника Анатомия растений Морфология растений Физиология растений Систематика растений Цитология Селекция Биохимия растений Палеоботаника Экология растенийГеоботаника
9
Царство растений Тлалок — «Заставляющий расти» — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений. У майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо- Питао.
10
Царство растений Юм Кааш — «владыка лесов» В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила.
11
Царство растений Дикорастущие растения — размножаются и расселяются без участия человека. Около 500 тыс.видов Культурные растения – специально возделываются человеком. Более 2000 видов Пищевые растения Кормовые растения Технические растения Декоративные растения Зерновые, зернобобовые, овощные, плодово-ягодные, масличные Выращиваемые на корм скоту (кормовая свекла, брюква) Дают сырье для промышленности (лён, хлопок) Выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений
12
Царство растений Дикорастущие растения Культурные растения Попробуйте сформулировать определение. В случае затруднения – воспользуйтесь учебником Распределите растения к той или иной группе
13
Царство растений Признак сравнения РастенияЖивотные Питание Рост Движение Газообмен Строение клетки Различия растений и животных
14
Царство растений Значение растений В природе Выделяют кислород Дают пищу животным Задерживают рост оврагов и движение песков Смягчают климат Участвуют в поддержании полноводия рек Оздоравливают воздух Хвойные выделяют фитонциды Для человека Дают пищу Строительный материал Витамины Лекарства Ткани Декоративно-эстетическое Дикорастущие – резерв для получения новых сортов Защита от шума Познавательное значение (ботанические сады)
15
Царство растений Растения Однолетние Двулетние Многолетние Жизнь растений укладыв ается в один вегетационный период (весна, лето, осень ) В первый год растут (образуют вегетативные органы), на второй год – плоды и семена Живут много лет, цветение и плодоношение повторяется ежегодно или один раз в жизни Томаты, подсолнечник, крапива, банан Морковь, редька, свекла капуста Агава, яблоня, тополь, рябина
16
Чем различаются между собой деревья, кустарники и травянистые растения?
17
Царство растений Жизненная форма растений — внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды Термин предложен датским ботаником Йоханнесом Эугениусом Вармингом (1884г)
18
Царство растений Жизненные формы растений Деревья Кустарники Кустарнички Травы 1 ствол 30-40метров лет Много стволов 2 – 5 метров 50 лет Много одревесневших стволов см Травянистые зеленые стебли 1 год
Что изучает данная наука
Объектом изучения в биологии является живая материя на разных уровнях ее развития. Предметом — все аспекты жизнедеятельности живых организмов, их взаимоотношения между собой и окружающей средой. Также биология занимается систематикой живых существ и историей их происхождения.
Разные уровни организации живой материи:
- молекулярный;
- клеточный;
- организменный;
- популяционно-видовой;
- биогеоценотический;
- биосферный.
Живые организмы существуют повсеместно — на земле, в воздухе в воде. Всего к настоящему времени ученым удалось описать около 1,5 миллиона видов. Согласно новейшим научным подсчетам, общее число видов на Земле может достигать 8,7 миллионов. Область распространения жизни включает в себя всю биосферу.
Биосфера
Разные разделы биологии могут концентрироваться на изучении конкретных вопросов:
- строение живой клетки;
- анатомия животных;
- систематика биологических видов;
- эволюционное развитие;
- проблема сохранения биологического разнообразия и т. д.
Биология имеет огромное теоретическое и прикладное значение.
Теоретическое заключается в исследовании фундаментальных законов природы.
Прикладное состоит в использовании биологических знаний на практике, в том числе в медицине, сельском хозяйстве, ветеринарии и многих других отраслях жизнедеятельности человека.
Главные научные направления
Сегодня существуют многочисленные биологические дисциплины и отрасли, направленные на изучение живых существ, начиная от амебы с инфузорией и заканчивая человеческим организмом. Жизнь – основной предмет исследования. Разнообразие ее проявлений, влияние на окружающие процессы и явления, организация на всех уровнях и сегментах, входят в число объектов.
Назовем основные биологические дисциплины и подробно расскажем о некоторых из них:
- общая биология,
- системная,
- вирусология,
- микрология,
- микробиология,
- генетика,
- анатомия,
- этология,
- цитология,
- биология развития,
- палеонтология и прочие.
Важно знать, какая наука изучает строение и функции клеток, является одной из основных дисциплин. Ее название — цитология. Предметом изучения являются все процессы, происходящие с клеткой: рождение, жизнедеятельность, размножение, питание, старение и гибель
Предметом изучения являются все процессы, происходящие с клеткой: рождение, жизнедеятельность, размножение, питание, старение и гибель.
Биологические дисциплины
Любые проявления жизни становятся предметом изучения для биологов. К ним относят:
- распределение по территории,
- строение,
- происхождение,
- функции,
- развитие видов,
- связи с другими живыми существами и предметами неживой природы.
Важно! Задача биологии – раскрыть и изучить суть всех биологических закономерностей, с целью их освоения и управления.
Методы изучения:
- наблюдение с целью описания явлений;
- сравнение – обнаружение общих закономерностей;
- эксперимент – искусственное создание ситуаций, выявляющие свойства организмов;
- исторический метод – познание окружающего мира с помощью имеющихся данных;
- моделирование — создания моделей разнообразных биологических систем;
- современные усовершенствованные методы, основанные на новейших технологиях и достижениях.
Основные отрасли, которые нужно знать, и предметы их изучения:
- зоология – животные;
- энтомология – насекомых;
- ботаника – растения;
- анатомия –строение тканей и органов;
- генетика – законы изменчивости и наследственности;
- физиология –сущность всего живого, жизнь при патологиях и норме;
- экология – взаимоотношение организмов с окружающей средой;
- бионика – организацию, структуру, свойства живой природы;
- биохимия – химический состав организмов и клеток, основные процессы, составляющие основу жизнедеятельности;
- биофизика – физические аспектах существования живой природы;
- микробиология – бактерии и прочие микроорганизмы;
- молекулярная биология – способы хранения и передачи генетической информации;
- клеточная инженерия – получение гибридных клеток;
- битехнология – использование продуктов жизнедеятельности организмов для технологических решений;
- селекция – выведение новых сортов, устойчивых к вредителям и суровому климату, улучшение качеств культурных растений.
Здесь перечислены далеко не все биологические науки, этот список может быть гораздо длиннее.
Экология – раздел биологии, изучающий отношения организмов друг с другом и окружающей средой. Раздел затрагивает не только факторы среды, ее физическую сущность, химический состав, но и ее загрязнение, нарушение ЭКО-цикла.
Эрнест Геккель в 1866 году придумал специальное название для этого научного направления. Раздел биологии, изучающий отношения организмов, их взаимодействие не только друг с другом, но и со средой, именуется прикладной экологией.
Она относится к отрасли биологии и является прикладной наукой, изучает механизмы разрушения человеком биосферы и способы предотвращения экологических катастроф. Отличается от прочих биологических областей тем, что ученым не приходится узнавать или изучать что-то новое, а использовать уже имеющиеся методики и разработки на практике.
Именно применением практических методов отличаются прикладные науки. Таким образом, мы ответили на вопрос, какая из биологических наук является практической или прикладной.
Чтобы добиться на практике реальных целей, нужны заказчик и инвестор. Часто крупные проекты и их реализацию финансирует государство: сохранение исчезающих видов животных, рациональное уничтожение отходов и сведение к минимуму загрязнения окружающей среды. Прикладной экологию принято считать потому, что она неразрывно связана со всеми процессами, происходящими с живыми существами.
Какие есть науки биологии и что они изучают
Биология — это наука глобальная, системная, которая вмещает в себя знания обо всей биосфере Земли. Поэтому трудно оценить, какие науки входят в биологию. Многие давно считаются самостоятельными, а другие образовались на стыке с другими дисциплинами.
Всего основных дисциплин три: зоология, ботаника и микробиология. Ботаника — это раздел, который изучает растения, их строение и эволюцию. Подраздел ботаники, микология, занимается изучением отдельного царства — грибов.
Те, кто интересуется животным миром, должны узнать, что такое зоология. К данной науке относят не только представителей царства животных. Есть смежные дисциплины по исследованию человека, например анатомия. Что такое анатомия? Это наука, которая изучает строение и форму человеческого тела.
Нельзя не сказать о медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве, которые полностью основаны на знаниях, добытых физиологами и зоологами.
Многих интересует, что такое микробиология — она изучает микроорганизмы, которые невооруженным взглядом не увидишь, и тесно взаимодействует с современной медициной.
Из смежных дисциплин выделяют природоведение. Этот предмет, дающий комплексные знания о биосфере, изучается еще в младших классах.
Важность биологии можно понять по тому, как активно она изучается в школе. За несколько лет ученики успевают пройти анатомию, ботанику и зоологию, изучая развитие организмов, функционирование, строение. Изучение в школе дает толчок к дальнейшим исследованиям
Изучение в школе дает толчок к дальнейшим исследованиям
Наибольшее внимание сейчас уделяется медицине и биоинженерии. Нельзя не сказать и о связи биологии с физикой и астрономией. Все чаще встает вопрос о поиске жизни на других планетах, функционировании живых существ в невесомости (с целью обустроить космический туризм)
Подобные исследования выглядят заманчиво для молодежи, которая поступает на соответствующие специальности. Однако прежде надо сдать экзамен — тут на помощь приходит репетитор по биологии, который поможет осуществить мечту
Все чаще встает вопрос о поиске жизни на других планетах, функционировании живых существ в невесомости (с целью обустроить космический туризм). Подобные исследования выглядят заманчиво для молодежи, которая поступает на соответствующие специальности. Однако прежде надо сдать экзамен — тут на помощь приходит репетитор по биологии, который поможет осуществить мечту.
Понятие биологической системы
Согласно научным представлениям система (с греч. целое) — это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и образуют единое целое. Различают системы различного типа: открытые и закрытые (для веществ, энергии, информации), живые (биологические, социальные), неживые (химические, физические) и др.
Каждый живой организм — это биологическая система, поскольку состоит из совокупности упорядоченных структур (клеток, тканей, органов), которые взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое. Примерами биологических систем являются клетки, популяции, экосистемы.
Анатомия как теоретическая основа медицины
Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.
Замечание 1
Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.
Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.
В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.
И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.
Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.
Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.
Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.
Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.
Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.
Популяционно-видовой уровень
Переходим к рассмотрению следующего уровня, популяционно-видового. Он принципиально отличается от предыдущего. Продолжительность жизни отдельных особей генетически предопределена. Через некоторое время они умирают, исчерпав возможности своего развития. Однако при наличии подходящих условий среды их совокупность в целом способна развиваться неограниченно долго. Предметом экологии, фенологии, морфологии, генетики является изучение динамики и состава популяции. Популяция — это совокупность особей определенного вида, которые имеют общий генофонд и обитают на определенном пространстве с примерно одинаковыми условиями существования на организменном, клеточном и молекулярном уровнях.
Значение биологических знаний для человека
Направлений использования человеком биологических знаний множество
Они имеют важное мировоззренческое значение, ведь дают человеку возможность понять окружающий мир и найти свое место в нем, осознать ценность природы и жизни. Биологические знания нужны для профессиональной деятельности, в частности, биологов, экологов, врачей. Они помогают решить многие практических задач пищевой, легкой и других отраслей промышленности
Они помогают решить многие практических задач пищевой, легкой и других отраслей промышленности.
В XXI в. биология должна решить очень сложные, однако актуальные для человечества задачи: внедрение новейших достижений биологии для поддержки устойчивого развития природы, сохранения безопасности и здоровья людей, обеспечения населения продуктами питания и пригодными для жизни условиями окружающей среды, наконец, сохранение жизни и человечества на земли.
Итак, биология — это наука, которая определяет все сферы человеческой деятельности. Поэтому изучение конкретных и общих понятий биологической науки, общих закономерностей и свойств живой природы является неотъемлемым условием формирования эрудированного, культурного и образованного человека.
Связь биологии с другими науками
Наверное вы уже познакомились с основами биологических наук, объектами изучения которых являются: микроскопические организмы — микробиология; грибы — микология; растения — ботаника; животные — зоология; внутреннее строение организмов — анатомия; процессы жизнедеятельности организмов — физиология.
Биология имеет тесную связь с другими естественными и гуманитарными науками. В результате исследований на грани биологии с точными науками возникли новые ее отрасли — биохимия, биофизика, биоинформатика и др. В то же время биология является неотъемлемой составляющей медицинских, ветеринарных, сельскохозяйственных наук, отраслей производства (биотехнологии), связана с социологией, юриспруденцией и т.д.
Первыми в биологии сформировались ботаника, зоология и анатомия. Позже в пределах зоологии возникли: гельминтология — изучает паразитические черви, энтомология — насекомых, ихтиология — рыб, орнитология — птиц и тому подобное. В ботанике выделились микология — наука о грибах, альгология — о водорослях и другие дисциплины. Микробиология разделилась на бактериологию, вирусологии, иммунологии.
Одновременно с дифференциацией происходил процесс возникновения и формирования новых наук. Различные свойства живых систем исследуют: физиология — наука о жизнедеятельности организма, генетика — о закономерности наследственности и изменчивости, эмбриология — об индивидуальном развитии организма, эволюционное учение — об историческом развитии живых существ.
С давних времен биология имеет тесные связи с физикой, химией, математикой, географией и другими естественными науками. Эти науки развиваются на основе общих идей и методов научного исследования. Поэтому на стыке биологии с другими науками формируются новые научные направления и отрасли знаний. Так, интеграция физики и биологии обусловила возникновение биофизики — науки, которая изучает физические и физико-химические процессы в биологических системах, а также влияние на них различных физических факторов.
Самостоятельными науками сформировались биомеханика, бионика, космическая биология. В конце XIX в. произошло становление биохимии — науки о химическом составе и химические процессы, происходящие в живых организмах и определяют их жизнедеятельность, в начале XX в. — биогеохимии, основоположником которой был В. Вернадский.
Широкое использование математических методов в различных областях биологии способствовало формированию биокибернетики, биометрии, биостатистики, биомоделирования. На стыке с географией возникли биогеография — наука о закономерностях распространения и распределения па земном шаре живых организмов и экология.
Для многих специальных и прикладных дисциплин (медицина, агрономия, ветеринария, селекция, лесоводство, клеточная биология и генетическая инженерия, биотехнология и др.) биология является теоретической базой. Она также влияет на гуманитарные науки, определяя биосоциальную сущность человека, который является объектом этих наук.
На рубеже XX и XXI вв. начала развиваться биотехнология — наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с нужными свойствами методом генной инженерии.
Литература[ | ]
- Ботаника // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Очерки по истории русской ботаники. — М., 1947.
- Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь. // Сост. С. Ю. Липшиц. — Т. 1—4. — М., 1947—1956.
- Базилевская Н. А. и др . Выдающиеся отечественные ботаники. — М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1957.
- Развитие биологии в СССР. — М., 1967. — С. 21—158, 695—709.
- Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А . Краткая история ботаники. — М., 1968.
- Щербакова А. А. История ботаники в России до 60-х гг. XX века (додарвиновский период). — Новосибирск: Наука, 1979. — 368 с. — 3250 экз.
- Möbius М . Geschichte der Botanik. — Jena, 1937.
- Reed Н. S . A short history of the plant sciences. — Waltham (Mass.), 1942.
- Barnhart J. Н. Biographical notes upon botanists, v. 1-3. — Boston, 1966.
Общие работы
- Ботанический атлас / Под ред. Б. К. Шишкина. — М.—Л., 1963.
- Жуковский П. М . Ботаника. — 4-е изд. — М., 1964.
- Ботаника / Под ред. Л. В. Кудряшова. — 7-е изд. — Т. 1. — М., 1966.
- McLoan R. С., Ivimey-Cook W. R . Textbook of theoretical botany. — V. 1—3. — London, 1951—1967. (англ.)
- Sinnott E.-W., Wilson K. S . Botany: principles and problems. — 6 ed. — N. Y., 1963. (англ.)
- Guttenberg Н . Lehrbuch der allgemeinen Botanik. — 6 Aufl. — Berlin, 1963. (нем.)
- Encyclopédie du monde végétal. / Dir. F. Vallardi. — T. 1—3. — Paris, 1964. (фр.)
- Lehrbuch der Botanik für Hochschulen. — 29 Aufl. — Jena, 1967.
- Hill J. B . Botany. — 4 ed. — N. Y., 1967.
- Raven P. H., Evert R. F, Eichhorn S. E. Современная ботаника: В 2 т. — М.: Мир, 1990.
Словари и справочники
- Антонов А. А., Надсон Г. А. Ботаника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Викторов Д. П . Краткий словарь ботанических терминов. — 2-е изд. — М.—Л., 1964.
- Font у Quer P . Diccionario de botanica. — Barcelona, 1953. (исп.)
- Usher G . A dictionary of botany. — London, 1966. (англ.)
- Schubert R., Wagner G . Pflanzennamen und botanische Fachwörter. — 4. Aufl. — Radebeul, 1967. (нем.)
- Uphof J. C . The dictionary of economic plants. — 2 ed. — Würzburg, 1968. (англ.)
Библиография
- Лебедев Д. В . Введение в ботаническую литературу СССР. — М.—Л., 1956.
- Левин В. Л . Справочное пособие по библиографии для биологов. — М.— Л., 1960.
- Липшиц С. Ю. Литературные источники по флоре СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. — 224 с.
- Fortschritte der Botanik. — Bd. 1—, Berlin, 1932— (ежегодные обзоры мировой ботанической литературы) (нем.).
Внутренние воды
Главной речной системой на континенте является река Муррей и ее притоки: Дарлинг, Маррамбиджи и Гоулберн. Общая площадь составляет более 1 млн. км². Из-за малого количества осадков большинство рек пересыхает. Постоянный водоотток имеют источники, берущие начало в горах Восточной Австралии и реки Тасмании.
Крупнейшие озера: Эйр, Гэрднер, Фром и Торренс расположены на юге. Большую часть времени они представляют собой котлованы, устланные соленосными глинами. На юго-восточном побережьи расположены многочисленные лагуны, отделенные отмелями от моря. Пресноводные озера находятся на острове Тасмании. Озеро Грейт-Лейк эксплуатируется для гидротехнических целей.
Австралия располагает большими запасами артезианской воды. Общие запасы пресноводных подземных источников составляют около 3240 тыс. км². Однако они глубоко расположены, теплые и часто засолены. Вода подходит для водопоя скота, но непригодна для использования в хозяйстве из-за высокого содержания минеральных веществ. Большой Артезианский бассейн занимает 1751,5 тыс. км². От него зависит развитие сельского хозяйства на материке.
Сельское хозяйство
Пища, которую мы потребляем, является результатом сельского хозяйства. Мы, люди и животные зависим от сельскохозяйственных продуктов, чтобы выжить. Фрукты, овощи, зерновые, бобовые, масла, мед, сахар, чай, кофе и другие продукты получают из растений. Фермеры могут выращивать высокоурожайные и устойчивые к вредителям сорта сельскохозяйственных культур. Ученые изучают сложную природу, распространенность и жизненный цикл вредителей, и с помощью биотехнологических методов повышают качество и количество урожая. После опыления цветков формируются плоды и семена. Весь процесс опыления стал возможным только благодаря птицам и насекомым.
Методы научных исследований в биологии
Поскольку биология — полноценная наука, то у нее есть свои научные методы исследования. В данном случае методы — набор приемов и операций, с помощью которых строится система научных знаний.
Основные методы исследования в биологии:
- описательный. Один из первых биологических методов. Он заключается в наблюдении за биологическими объектами и явлениями с последующим детальным их описанием. В основе этого метода — первичный сбор информации об объекте исследования;
- мониторинг. Представляет собой систему непрерывного наблюдения за состоянием и течением процессов, происходящих в конкретном живом организме, отдельной экосистемы или целой биосферы;
- сравнительный. Его задача — искать, чем похожи и различаются между собой биологические явления и объекты;
- исторический. Отслеживает процесс развития организма, изучая данные о современном организме и его прошлом;
- экспериментальный. В процессе использования этого метода создаются искусственные ситуации — они призваны выявить определенные свойства живого организма. Есть несколько вариантов эксперимента: полевой (подопытные находятся в естественной среде обитания) и лабораторный (эксперименты проводятся в лаборатории).
В последнее время лабораторные эксперименты во всех научных отраслях вышли на новый, более качественный уровень.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.