Биологическое оружие: определение, патогены, распространение, защита и примеры

Особенности биологического оружия

Преимущества:

1. Высокая эффективность применения;
  2. Трудность своевременного обнаружения противником факта использования биологического оружия;
  3. Наличие скрытого (инкубационного) периода заражения делает факт применения этого ОМП еще менее заметным;
  4. Большое разнообразие биологических агентов, которые можно использовать для поражения противника;
  5. Многие виды биологического оружия способны к эпидемическому распространению, то есть поражение противника, по сути, становится самоподдерживающимся процессом;
  6. Гибкость данного оружия массового поражения: есть болезни, которые временно делают человека недееспособным, а другие же недуги приводят к летальному исходу;
  7. Микроорганизмы способны проникать в любые помещения, инженерные сооружения и боевая техника также не гарантирует защиты от заражения;
  8. Способность биологического оружия поражать и людей, и животных, и сельскохозяйственные растения. Причем эта способность очень избирательна: одни патогены вызывают болезни человека, другие – заражают только животных;
  9. Биологическое оружие оказывает сильное психологическое воздействие на население, мгновенно распространяется паника и страх.

Также следует отметить, что биологическое оружие очень дешево, создать его не составляет особого труда даже для государства с низким уровнем технического развития.

Однако у данного вида ОМП есть и существенный недостаток, который ограничивает применение биологического оружия: оно крайне неизбирательно.

После применения патогенного вируса или бациллы сибирской язвы вы не сможете гарантировать, что инфекция не опустошит и вашу страну. Наука пока не в силах обеспечить гарантированную защиту против микроорганизмов. Более того: даже заранее созданный антидот может оказаться неэффективным, потому что вирусы и бактерии постоянно мутируют.

Геофизическое оружие

Геофизическое оружие — широко распространенный за рубежом термин, обозначающий совокупность различных средств, позволяющих использовать в военных целях разрушительные силы природы путем искусственно вызываемых изменений физических свойств и процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли.

Возможность использования многих природных процессов в разрушительных целях основана на их огромном энергосодержании.

Способы активного воздействия на них достаточно разнообразны. Например:

• инициирование искусственных землетрясений в сейсмоопасных районах, мощных приливных волн типа цунами, ураганов, горных обвалов, снежных лавин, оползней, селевых по токов и т.п.;
  • формирование засухи, ливней, града, тумана, заторов на реках, разрушение гидросооружений и др.

В некоторых странах изучаются возможности воздействия на ионосферу с целью создания искусственных магнитных бурь и полярных сияний для нарушения радиосвязи и осложнения радиолокационных наблюдений на больших пространствах.

Для воздействия на природные процессы могут быть использованы такие средства, как химические вещества, мощные генераторы электромагнитных излучений, тепловые генераторы и т.п.

Однако наиболее эффективным средством воздействия на геофизические процессы считается использование ядерного оружия.

Поражающими факторами геофизического оружия являются катастрофические последствия спровоцированных опасных природных явлений.

Пробиотики вместо антибиотиков?

В настоящее время перед медицинской наукой и органами охраны здоровья всего мира стоит ответственная задача — создание эффективных антибактериальных препаратов, вызывающих как можно менее выраженные побочные реакции.

Одним из возможных решений проблемы является разработка и широкое фармакотерапевтическое использование препаратов на основе живых культур представителей нормальной микрофлоры () для коррекции микробиоценозов человека и для лечения патологических состояний. Применение бактериальных препаратов основано на понимании роли нормальной микрофлоры организма в процессах, обеспечивающих неспецифическую резистентность к инфекциям, в формировании иммунного ответа, а также на установлении антагонистической роли нормофлоры и ее участия в регуляции метаболических процессов .

Рисунок 2. Биопленка. а — Формирование биопленки. б — Биопленка под электронным микроскопом.

ядерногохимического

• Оно может вызвать массовые заболевания, попадая в организм в ничтожных количествах (6-12 микробных клеток чумы, 30-50 туляремии).
  • Некоторые заболевания (чума, холера, сибирская язва) способны передаваться от больного человека здоровому и, быстро распространяясь, вызывать эпидемии.
  • Его характеризует способность к быстрому воспроизводству: попав в ничтожных количествах в организм, оно воспроизводится там и распространяется дальше.
  • Оно может длительно сохраняться во внешней среде, сохраняя поражающее действие, и впоследствии давать вспышку инфекции.
  • Имеет скрытый инкубационный период (время от момента заражения до проявления заболевания), в течение которого носители инфекции могут покинуть пределы первичного очага и широко распространить заболевание по области, региону, стране. Скрытый период может быть различным, например, при заражении чумой и холерой он может длиться от нескольких часов до 3 суток, при туляремией — до 6 суток, при сыпным тифом — до 14 суток.
  • Зараженный воздух проникает в различные помещения и вызывает заболевания (поражения) людей и животных.
  • Установить факт применения бактериальных средств и определить вид возбудителя достаточно трудно, поскольку ни микробы, ни токсины не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, а эффект их действия может проявиться через большой промежуток времени. Обнаружение бактерий и вирусов возможно только путём проведения специальных лабораторных исследований, на что требуется значительное время, что затрудняет своевременное проведение мероприятий по предупреждению эпидемических заболеваний.
  • Биологическое оружие, так же как и химическое, непосредственного воздействия на здания, сооружения и оборудования не оказывает. Однако его применение может сказаться на производственной деятельности. Это осложнит выполнение графика работы и может привести к временной остановке производства.

Способы применения бактериальных и вирусных средств

Способами применения биологического оружия, как правило, являются:

• боевые части ракет;
  • авиационные бомбы;
  • артиллерийские мины и снаряды;
  • пакеты (мешки, коробки, контейнеры), сбрасываемые с самолётов;
  • специальные аппараты, рассеивающие насекомых с самолётов;
  • диверсионные методы.

В некоторых случаях для распространения инфекционных заболеваний противник может оставлять при отходе заражённые предметы обихода: одежду, продукты, папиросы и т. д. Заболевание в этом случае может произойти в результате прямого контакта с заражёнными предметами. Возможно также преднамеренное оставление при отходе инфекционных больных с тем, чтобы они явились источником заражения среди войск и населения. При разрыве боеприпасов, снаряжённых бактериальной рецептурой, образуется бактериальное облако, состоящее из взвешенных в воздухе мельчайших капелек жидкости или твёрдых частиц. Облако, распространяясь по ветру, рассеивается и оседает на землю, образуя заражённый участок, площадь которого зависит от количества рецептуры, её свойств и скорости ветра.

Проблемой является то, что вне природного очага обитания и без соответствующих его экологической обстановке механизмов передачи, возбудитель заболевания передаваться людям не будет.

Это интересно: Килектор — рассказываем в общих чертах

ВВС США ищут ДНК «белых русских»

Это объявление лаборатории ВВС США было размещено на американском правительственном веб-сайте Federal Business Opportunities, который используется для информирования о тендерах. В заявке на один из них говорилось как минимум о 12 образцах РНК, а также 27 образцах синовиальной жидкости людей «русской национальности, относящихся к европеоидной расе».

Известный профессор Константин Северинов как-то говорил: «Чем больше вы знаете о генетическом разнообразии людей, тем больше возможностей у вас есть, в частности, для лечения и диагностики заболеваний». Однако, когда его спросили, какие заболевания изучаются ВВС США, и почему понадобились образцы РНК и синовиальной жидкости русских, у него не нашлось ответа.

Как известно, после теракта 11 сентября 2001 года США под предлогом усиления борьбы с возможным применением террористическими группировками бактериологического оружия активизировали работу по установлению контроля над исследованиями в этой области, а также над местами хранения опасных штаммов вирусов в разных регионах мира.

С этой целью представители США через различные структуры (прежде всего, по линии USAID) начали финансировать создание в республиках бывшего СССР референс-лабораторий, которые сейчас действуют на Украине, в Грузии, Молдове, Казахстане, Армении, Азербайджане и Узбекистане.

• сбор информации о разных патогенах и способах борьбы с ними;
  • создание новых штаммов микроорганизмов, опасных для человека, животных и растений, а также средств борьбы с ними;
  • практическое испытание на местности различных биологических агентов, корректировка их свойств, усиление их вирулентности, отслеживание путей распространения;
  • сбор РНК и синовиальной жидкости людей.

Такая забота о человечестве настораживает в связи с тем, что само человечество в программных документах Пентагона и ЦРУ рассматривается лишь как расходный материал в достижении глобальной цели доминирования США.

История биологического оружия

Человечество неоднократно сталкивалось с опустошительными эпидемиями и вело огромное количество войн. Зачастую оба этих бедствия шли рука об руку. Поэтому неудивительно, что в голову многих военачальников приходили идеи об использовании инфекций в качестве оружия.

Следует отметить, что высокий уровень заболеваемости и смертности был обычным явлением для армий прошлого. Огромные человеческие скопления, смутные представления о санитарии и гигиене, скудное питание – все это создавало прекрасные условия для развития инфекционных заболеваний в войсках. Очень часто от болезней солдат умирало гораздо больше, чем от действий неприятельской армии.

Поэтому первые попытки использовать инфекции для поражения войск противника были сделаны еще несколько тысяч лет тому назад. Хетты, например, просто посылали в стан неприятеля людей, больных туляремией. В Средние века придумали новые способы доставки биологического оружия: трупы людей и животных, умерших от какого-нибудь смертельного недуга, с помощью катапульт забрасывали в осажденные города.

Самым страшным результатом использования биологического оружия в древности является эпидемия бубонной чумы в Европе, которая разразилась в XIV веке. Во время осады города Кафы (современная Феодосия) татарский хан Джанибек забрасывал за стены трупы людей, умерших от чумы. В городе началась эпидемия. Часть горожан сбежала от нее на корабле в Венецию, и в итоге они привезли инфекцию туда.

В скором времени чума буквально выкосила Европу. Некоторые страны потеряли до половины населения, жертвы эпидемии исчислялись миллионами.

В XVIII веке европейские колонизаторы поставляли североамериканским индейцам одеяла и палатки, которыми до этого пользовались больные оспой. Историки до сих пор спорят, преднамеренно ли это было сделано. Как бы то ни было, вспыхнувшая в результате эпидемия практически уничтожила многие туземные племена.

Научный прогресс подарил человечеству не только вакцинацию и антибиотики, но и возможность использования самых смертоносных патогенов в качестве оружия.

Во время войны японцы заражали население Китая бубонной чумой, в результате погибло 400 тысяч китайцев. Немцы активно и довольно успешно распространяли малярию на территории современной Италии, и от нее погибло около 100 тыс. солдат союзников.

После окончания Второй Мировой войны это оружие массового поражения больше не применялось, по крайней мере, признаки его масштабного использования зафиксированы не были. Есть информация о том, что американцы применяли биологическое оружие во время войны в Корее — но подтвердить данный факт так и не удалось.

В 1979 году на территории СССР в Свердловске вспыхнула эпидемия сибирской язвы. Официально было объявлено, что причиной вспышки заболевания является употребление в пищу мяса зараженных животных. Современные исследователи не сомневаются, что настоящей причиной поражения населения этой опасной инфекцией стала авария на секретной советской лаборатории, где разрабатывали биологическое оружие. За короткий период было зарегистрировано 79 случаев заражения, 68 из которых закончились летальным исходом. Это наглядный пример эффективности биологического оружия: в результате случайного заражения смертность составила 86%.

Низшие формы

К ним относят различных насекомых. Они могут создавать большую опасность для человека, чем нехватка пищи либо воды. Угроза проявляется в их способности переносить заразную болезнь через укус. Для этой группы биологических опасностей характерны следующие признаки:

1. Способность выживать и размножаться в определенных условиях. Особенно хорошо эти процессы протекают в солнечных местах при положительной температуре. Это говорит о том, что на определенной территории в конкретный период времени человека будут окружать биологические факторы опасности в ограниченном количестве.
  2. Часто возбудитель переходит через одного либо большое число специфических переносчиков. Однако, как правило, это происходит с помощью организма, питающего паразитов. Если же он отсутствует, то и возбудителя болезни также не будет. Специфическим организмом в таких случаях становится человек (например, при малярии).

Бактериологическое оружие

Идея применения болезнетворных микроорганизмов в качестве средств поражения подсказана самой жизнью. Инфекционные болезни постоянно уносили много человеческих жизней, а эпидемии, сопутствовавшие войнам, вызывали крупные потери среди войск, предрешая иногда исход целых военных кампаний.

Так, из 27 тыс. английских солдат, участвовавших в 1741 году в захватнических кампаниях в Мексике и Перу, 20 тыс. погибли от жёлтой лихорадки. Или, например, в период с 1733 по 1865 год в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней, а не на поле боя.

В Европе в 1918-19гг. эпидемией гриппа было поражено 500 млн. человек, из них умерло 20 млн. человек, т.е. в 2 раза больше числа убитых за всю первую мировую войну.

Бактериологическим (биологическим) оружием называется оружие, поражающее действие которого основано на использовании микробов — возбудителей инфекционных заболеваний людей, животных или растений.

В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на:

• бактерии (одноклеточные микроорганизмы растительной природы);
  • вирусы (микроорганизмы, живущие в живых клетках);
  • риккетсии (микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами);
  • грибки (одно- или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения).

В силу своих бактериологических особенностей одни виды микробов вызывают заболевания только у людей (холера, брюшной тиф, натуральная оспа), другие — только у животных (чума рогатого скота, холера свиней), третьи — у человека и животных (бруцеллез, сибирская язва), четвертые — только у растений (ржавчина стебля ржи, пшеницы).

Тяжелые отравления у человека могут наступить и в результате действия микробных токсинов то есть продуктов жизнедеятельности некоторых видов бактерий.

Кроме бактериальных средств и токсинов могут использоваться также и насекомые (колорадский жук, саранча, гессенская муха), наносящие большой материальный урон, уничтожая урожай на большой территории.

Эффективность действия бактериологического оружия зависит от выбора способов его применения.

Существуют следующие способы:

• аэрозольный — заражение приземного слоя воздуха путем распыления биологических рецептур с помощью распылительных средств или взрыва;
  • трансмиссионный — рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков, которые через укусы передают возбудителей болезней;
  • диверсионный — заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах с помощью диверсионного снаряжения.

Наиболее вероятные виды бактериальных средств для поражения людей являются возбудители чумы, туляремии, сибирской язвы, холеры, сыпного тифа, натуральной оспы, желтой лихорадки и др.

Конвенции о биологическом оружии

Существует несколько конвенций, запрещающих разработку и использование биологического оружия. Первая из них (Женевский протокол) была принята еще в 1925 году и прямо запрещала заниматься подобными работами. Еще одна аналогичная конвенция появилась в Женеве в 1972 году, на январь 2012 года ее ратифицировали 165 государств.

Сибирская язва, 1944 год, план «Вегетарианец»

В начале Второй мировой войны У. Черчилль подготовил план масштабного поражения нацистской Германии спорами Сибирской язвы. Название операции — «Вегетарианец». Возбудитель этого заболевания сохраняет жизнеспособность, находясь в почве, на протяжении столетия, а может, и дольше. Смертность от сибирской язвы, протекающей в желудочно-кишечной форме, составляет 60 %.

Остров Грюнард, где проводили испытания биологического оружия, считается одним из опасных мест на планете.

После распространения патогенных спор по пастбищам на территории Германии ожидались впечатляющие результаты. Заражение сельскохозяйственного скота привело бы к массовому падежу и продовольственному кризису. Также от болезни должны были пострадать миллионы человек, половина из которых не выживет. Еще один результат — непригодность отравленных территорий для жизни людей на протяжении многих десятилетий.

Самолеты и зараженные хлебцы были наготове к 1944 году, но английское руководство не отдало приказ реализовать план, так как ход войны к тому времени кардинально изменился. В 45 году инфицированные заготовки были уничтожены в мусоросжигательном заводе.

Место, где проводились испытания биологического оружия, шотландский остров Грюнард, признали опасным даже для кратковременного пребывания. И после основательных мер, проведенных в 1986 году, когда сняли верхний слой почвы и пропитали оставшийся формальдегидом, селиться и отдыхать здесь никто не желает.

Особенности поражения биологическим оружием

При поражении бактериальными средствами заболевание наступает не сразу, почти всегда имеется скрытый (инкубационный) период, в течение которого заболевание не проявляет себя внешними признаками, а поражённый не теряет боеспособности. Некоторые заболевания (чума, оспа, холера) способны передаваться от больного человека здоровому и, быстро распространяясь, вызывать эпидемии. Установить факт применения бактериальных средств и определить вид возбудителя достаточно трудно, поскольку ни микробы, ни токсины не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, а эффект их действия может проявиться через большой промежуток времени. Обнаружение бактериальных средств возможно только путём проведения специальных лабораторных исследований, на что требуется значительное время, а это затрудняет своевременное проведение мероприятий по предупреждению эпидемических заболеваний.

Современные стратегические средства биологического оружия используют смеси вирусов и спор бактерий для увеличения вероятности летальных исходов при применении, однако используются как правило штаммы не передающиеся от человека к человеку, чтобы территориально локализовать их воздействие и избежать вследствие этого собственных потерь.

Биологический терроризм

В послевоенное время биологическое оружие не использовалось во время масштабных конфликтов. Но при этом им очень активно начали интересоваться террористические организации. Так, с 1916 года документально подтверждены минимум 11 случаев планирования или совершения террористических атак с использованием биологического оружия. Самым известным примером является история с рассылкой писем со спорами сибирской язвы в США в 2001 году, когда от писем погибли 5 человек.

Сегодня биологическое оружие больше всего напоминает джинна из сказки, который был заперт в бутылке. Однако рано или поздно упрощение технологий производства биологического оружия может привести к утрате контроля на ним и поставит человечество перед еще одной угрозой своей безопасности.

Развитие химического, а позднее и ядерного оружия привело к тому, что почти все страны мира отказались от дальнейшего финансирования работ по созданию новых образцов биологического оружия, которые продолжались на протяжении десятков лет. Таким образом, технологические наработки и научные данные, которые были накоплены за это время, оказались как бы «подвешенными в воздухе».

С другой стороны, работы, которые направлены на создание средств защиты от опасных инфекций, никогда не останавливались. Они ведутся на глобальном уровне, при этом исследовательские центры получают на эти цели приличные объемы финансирования. Эпидемиологическая угроза сохраняется сегодня по всему миру, а это значит, что даже в неразвитых и бедных странах обязательно присутствуют санитарно-эпидемиологические лаборатории, которые оборудованы всем необходимым для проведения работ, связанных с микробиологией.

Сегодня даже обыкновенные пивоваренные заводы можно довольно легко перепрофилировать для выпуска любых биологических рецептур. Такие объекты наряду с лабораториями могут представлять интерес для биологических террористов.

При этом наиболее вероятным кандидатом для использования в диверсионно-террористических целях называют вирус натуральной оспы. В настоящее время коллекции вируса натуральной оспы по рекомендации Всемирной организации здравоохранения надежно хранятся в России и в США. При этом имеется информация о том, что данный вирус может бесконтрольно храниться в ряде государств и может стихийно (а, возможно, и преднамеренно) покинуть пределы мест хранения.

Необходимо понимать, что террористы не обращают никакого внимания на международные конвенции, также их совершенно не беспокоит неизбирательность микроорганизмов-возбудителей. Основная задача террористов — сеять страх и добиваться данным путем желаемых целей. Для этих целей биологическое оружие представляется практически идеальным вариантом. Мало что может сравниться с той паникой, которую способно вызвать использование биологического оружия. Конечно же, здесь не обошлось без влияния кино, литературы и СМИ, которые окружили такую возможность ореолом некой неотвратимости.

Однако и без масс-медиа для возможного использования такого оружия в террористических целях есть свои предпосылки. К примеру, учет потенциальными биотеррористами ошибок, допущенных их предшественниками. Попытки создания портативных ядерных зарядов и химическая атака, которая была проведена в токийском метро по причине отсутствия высоких технологий и грамотного подхода у террористов оказались провалами. В то же время биологического оружие при правильном проведении атаки будет продолжать свое действие уже без участия исполнителей, воспроизводя само себя.

Благодаря этому, по совокупности параметров можно уверенно говорить о том, что именно биологическое оружие может быть выбрано террористами в будущем как наиболее подходящее для достижения стоящих перед ними целей средство.

//

Средства защиты населения от биологического оружия

К основным средствам защиты населения от биологического оружия относятся: вакцинно-сывороточные препараты, антибиотики, сульфаниламидные

и другие лекарственные вещества, используемые для специальной и экстренной профилактики инфекционных болезней, средства индивидуальной и коллективной защиты, химические вещества, используемые для обезвреживания возбудителей инфекционных заболеваний.

При обнаружении признаков применения противником биологического оружия немедленно надевают противогазы (респираторы, маски), а также средства защиты кожи и сообщают об этом в ближайший штаб ГО, директору учреждения, руководителю предприятия, организации.

В результате применения биологического оружия образуются зоны биологического заражения и очаги биологического поражения. Зона биологического заражения — это район местности (акватории) или области воздушного пространства, зараженный возбудителями заболеваний в опасных для населения пределах. Очагом биологического поражения является территория, в пределах которой в результате применения биологических средств произошли массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Размер очага биологического поражения зависит от вида биологических средств, масштабов и способов их применения.

Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди населения в очаге поражения проводится комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий: экстренная профилактика; обсервация и карантин; санитарная обработка населения; дезинфекция различных зараженных объектов. При необходимости уничтожают насекомых, клещей и грызунов (дезинсекция, дератация).

Ядерное оружие

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ (устаревшее — атомное оружие) — оружие массового поражения врывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, которая выделяется при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер-изотопов водорода — дейтерия и трития в более тяжелые, например ядра изотопов гелия. Для указанных реакций характерно чрезвычайно большое выделение энергии на единицу массы прореагированного вещества — в 20-80 млн. раз больше, чем при взрыве тротила. В результате весьма быстрого выделения огромного количества энергии в ограниченном объёме происходит ядерный взрыв, который существенно отличается от взрыва обычных боеприпасов как масштабами, так ихарактером поражающих факторов: ударной волны, светового излучения, проникающей радиацией, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса.

Ядерное оружие включает различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и фугасы, снаряженные ядерными зарядами), средства доставки их к цели и средства управления. Иногда в зависимости от типа заряда употребляют более узкие понятия, например термоядерное оружие, нейтронное оружие, водородное и т. д..

Факторы, способствующие применению биологического оружия

1. Широкие возможности в выборе целей террористических актов и степени воздействия устрашающего эффекта на население.

2. Относительная доступность по сравнению с другими видами оружия массового поражения.

3. Легкость доставки и простота применения.

4. Большое разнообразие видов биологических агентов и токсинов.

5. Скрытость факта применения биологического оружия, поскольку поражающее действие биологического оружия проявляется не сразу, а спустя некоторое время.

6. Возможность создания более совершенных видов биологического оружия с использованием методов генной инженерии.

Критерии соответствия

В качестве боевых биологических агентов могут быть использованы те микроорганизмы/токсины, которые обладают рядом приведенных ниже свойств, что делает целесообразным их использование для бактериологической войны или террористических акций.

Общие критерии отбора представляющих наибольшую опасность биологических агентов:

 высокая заболеваемость и смертность;

 потенциал для непосредственной трансмиссии от человека к человеку либо через переносчика;

 низкая инфекционная доза и высокая инфекционность аэрозоля, способная вызывать большие вспышки;

 способность контаминировать продовольственные и водные ресурсы;

 отсутствие специфических диагностических тестов и/или эффективного лечения;

 отсутствие безопасных и эффективных вакцин;

 потенциал вызывать страх у населения и медицинских работников.

Биологическое средство в контексте биологического оружия представляет сложный комплекс из:

 возбудителя / переносчика опасной для жизнедеятельности инфекции,

 препаратов, усиливающих воздействие данной инфекции на пораженный организм.

Эта принципиальная схема не отменяет комбинирование рецептур с одновременным содержанием возбудителей не- скольких заболеваний, характеризующихся разной длительностью инкубационного периода и клинического течения, что затрудняет их обнаружение и индикацию.

Особенности поражения биологическим оружием

При поражении бактериальными или вирусными средствами заболевание наступает не сразу, почти всегда имеется скрытый (инкубационный) период, в течение которого заболевание не проявляет себя внешними признаками, а поражённый не теряет боеспособности. Некоторые заболевания (чума, холера, сибирская язва) способны передаваться от больного человека здоровому и, быстро распространяясь, вызывать эпидемии.

Признаком применения бактериологического оружия являются также валяющиеся на местности использованные боеприпасы (предназначенные для него) и другие средства его доставки. В некоторых случаях также — внезапное появление или резкое увеличение количества определённых насекомых или грызунов.

Современные стратегические средства биологического оружия используют смеси вирусов и спор бактерий для увеличения вероятности летальных исходов при применении, однако используются, как правило, штаммы, не передающиеся от человека к человеку, чтобы территориально локализовать их воздействие и избежать вследствие этого собственных потерь.