Разница между тканью и органом

Строение побега

Двигаемся выше по растению и натыкаемся на надземный орган. Стебель с листьями и почками является побегом покрытосеменных растений. Стебель — это осевой орган, а листья — боковые органы.

В строении побегов важно запомнить порядок листьев относительно стебля:

1. Место стебля, к которому крепится лист, — узел.
  2. Зона между двумя ближайшими узлами — междоузлие.
  3. Угол между листом и находящимся выше междоузлием — пазуха листа.

При помощи новой терминологии выделяют три разновидности расположения листьев:

1. Очередное: если листья идут по стеблю как по спирали, листорасположение называет очередным (берёза);
  2. Супротивное: если из одноимённого узла вырастает два листа, листорасположение — супротивное (сирень);
  3. Мутовчатое: если из одноимённого узла выходит больше трёх листьев, листорасположение — мутовчатое (элодея).

Виды расположения листьев

Самый первый побег покрытосеменных появляется из почечки зародыша, а последующие вырастают из зачаточных побегов — почек. Выделяют три вида почек:

1. Верхушечная: располагается на верхушке побега;
  2. Пазушная: располагается в пазухе побега;
  3. Придаточная: располагается на междоузлии побега.

Строение побега

В общем виде структура почки повторяет структуру зрелого побега. Извне почку накрывают почечные чешуи, которые защищают будущий побег от уничтожающих факторов внешней среды. Под почечными чешуями размещён зачаточный стебель, сверху которого расположен конус нарастания. От зачаточного стебля отходят зачаточные листья, в пазухах которых располагаются зачаточные почки.

Строение почки

Почки бывают вегетативными и генеративными. В генеративных почках размещены зачаточные бутоны, а в вегетативных — исключительно зачаточные листья.

К видоизменениям побега относят:

1. Корневища: легко спутать с корнем, но это видоизменённый побег с почками и видоизменёнными листьями — плёнчатыми чешуйками (ландыш);
  2. Клубни:утолщения видоизменённых побегов, которые называются столоны (картофель). На клубнях находятся глазки — почки;
  3. Луковицы: состоят из нескольких частей: донце — видоизменённый стебель, чешуи — видоизменённые листья, почки (лук);
  4. Надземные видоизменения стеблей (шипы, усики): иногда на побегах образуются шипы для защиты от диких животных (акация). Видоизменённые усы помогают растению размножаться (земляника), а усики — прикрепляться к опоре (виноград).

Видоизменения побега

Сердцевина

Наиболее рыхлый слой, расположенный в центре стебля. Служит для отложения питательных веществ. Хорошо заметна у бузины, осины.

Состоит из крупных клеток основной ткани (см. Рис. 8) с тонкими оболочками.

Рис. 8. Сердцевина (выделена желтым)

От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи (см. рис. 9), состоящие из клеток основной ткани.

Рис. 9. Сердцевинные лучи (выделены желтым)

У некоторых растений с возрастом клетки сердцевины разрушаются, и внутри ствола образуется полость – дупло.

Внутреннее строение ветки дерева

Рассмотрите 2-годовалую ветку дерева или кустарника. Найдите чечевички. Назовите их функцию. При помощи ножа или бритвы приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. Рассмотрите слои на срезе. Используя учебник или иллюстрации нашего урока, определите название каждого слоя.

Иглой отделите небольшой участок коры. Попробуйте ее изогнуть, разделить или сломать. Назовите наружный слой коры. Что такое луб? Назовите его функции.

На продольном срезе рассмотрите кору, древесину и сердцевину. При помощи препаровальной иглы прощупайте каждый из слоев на прочность.

Проведите пальцем по поверхности древесины в месте отделения коры. Опишите ощущения.

Зарисуйте продольный и поперечный срезы, обозначьте названия слоев стебля.

На спиле дерева найдите древесину. При помощи лупы подсчитайте количество годичных колец. Так определите возраст дерева. Попробуйте установить, какие слои древесины старше: лежащие ближе к коре или к сердцевине. Обоснуйте.

Ёсики Сасаи

Ёсики Сасаи.

Все живые организмы проходят долгий и трудный путь развития, прежде чем приобретают окончательную, зачастую очень сложную структуру. Если мы хотим получить копию искусственного органа, стоит вспомнить, как именно этот орган образуется в природе. Воспроизведение эмбрионального развития органа — очень перспективный путь для биоинженеров. Работами именно в этой области и прославился Ёсики Сасаи. В 2008 году были опубликованы результаты работы по воспроизведению первых этапов развития ни много ни мало человеческого мозга . А в 2011 году японские исследователи под руководством Сасаи получили зачатки гипофиза и глазных бокалов (рис. 2) . «В пробирке» (точнее, на чашке Петри) удается вырастить только мини-органоиды, потому что дальнейшие этапы их развития требуют сложного трехмерного окружения, которое, в свою очередь, тоже должно развиваться с ростом органа. Тем не менее, подбор условий, стимулирующих клетки повторять хотя бы первые стадии развития органа, уже дает много полезных данных для эмбриологии. Кроме того, на мини-органоидах, выращенных из клеток с генетическими мутациями, можно проследить становление патологии. И конечно, мини-органоиды подходят для тестирования лекарств и особенно для изучения их влияния на ранние стадии развития организма.

Рисунок 2. Воспроизведение развития глазных бокалов (окрашены зеленым) в культуре клеток.

К несчастью для Ёсики Сасаи, под его руководством шли работы и на другие темы. В начале 2014 года в журнале Nature была опубликована статья, первым автором которой была Харуко Обоката, а последним — Ёсики Сасаи. В статье был описан на удивление простой метод перепрограммирования специализированных клеток в стволовые — с помощью непродолжительной инкубации в растворе лимонной кислоты. Стволовые клетки, полученные таким способом, назвали STAP (stimulus-triggered acquisition of pluripotency). STAP-клетки могли бы вызвать настоящую революцию в регенеративной медицине — таким простым методом, как описали японские ученые, стволовые клетки можно было бы получать в огромных количествах. К сожалению, никаким другим исследователям, кроме Харуко Обоката, получить STAP-клетки не удалось. На японских ученых посыпались вопросы от разочарованных коллег и прессы, и Харуко Обоката пришлось повторить эксперименты в собственной лаборатории, чтобы доказать, что метод может работать. Ей это не удалось. В ходе расследования под эгидой института RIKEN выяснилось, что Харуко Обоката подтасовала данные скандальной публикации, а руководитель исследования — Ёсики Сасаи — об этом не знал. В августе 2014 ученый, тяжело переживавший скандал вокруг исследования, покончил жизнь самоубийством. Харуко Обоката не стала оспаривать решение экспертной комиссии о подтасовке результатов.

Интересно, что в ходе скандала Чарльз Ваканти (бывший руководитель Харуко Обоката) активно выступал в защиту японских ученых. В конце концов ему пришлось признать, что статья была отозвана обоснованно, но, несмотря на это, он не отказался от своей любимой идеи о возможности получить стволовые клетки из специализированных без трудоемких генетических модификаций. В сентябре прошлого года Чарльз Ваканти ушел в годовой академический отпуск, который к настоящему моменту как раз закончился.

Неизвестно, будет ли найден однажды простой способ получения стволовых клеток. Как бы то ни было, другое направление исследований Ёсики Сасаи — получение органоидов — оказалось очень плодотворным. В последующие годы ученым разных групп удалось получить мини-органоиды кишечника, желудка и почек . Последнее достижение в этой области — органоиды сердца — принадлежит знаменитому специалисту по созданию искусственных органов Энтони Атала .

Механические ткани

Существует две специализированные механические ткани высших растений – склеренхима и колленхима.

Склеренхима, как правило, состоит из клеток вытянутой формы – волокнообразных. Их клеточные стенки утолщаются и лигнифицируются, то есть одревесневают. Живое содержимое клетки впоследствии отмирает. Таким образом, склеренхима – это мертвая ткань, механическую функцию в которой выполняют жесткие клеточные стенки. Склеренхима твердая жесткая ткань и в растении она выполняет армирующую функцию, располагаясь обычно тяжами или слоями. Однако иногда склеренхима может быть представлена в виде отдельных клеток с одревесневшими клеточными стенками, разбросанных в толще некой мягкой ткани (например, паренхимы). Такие клетки называются склереидами. По форме различают разные типы склереид: брахисклереиды, астросклереиды, остеосклереиды и волокнистые склереиды. Все склеренхимные элементы вместе составляют стереом – совокупность всех толстостенных одревесневших клеток растения. Следует также помнить, что отчасти механическую функцию, подобно склеренхиме, выполняет водопроводящая ткань ксилема (в особенности ядровая древесина – вторичная ксилема, прекратившая проводить воду).

Рисунок 1: Склеренхима.

Колленхима также является механической тканью, однако клетки ее остаются живыми. Их клеточные стенки утолщаются, но неравномерно и не одревесневают. Живые клетки упругие, так как находятся под тургорным давлением, а клеточные стенки эластичны, поскольку состоят из полисахаридов. Именно эти свойства и позволяют колленхиме выполнять свою механическую функцию. Таким образом, колленхима – это живая упругая эластичная механическая ткань. Обычно колленхима располагается в тех органах высших растений, которые подвержены изгибу и должны быть упругими. Например, это стебли травянистых растений, особенно если стебель граненый или ребристый, то вдоль граней под эпидермой, скорее всего, располагаются тяжи колленхимы. Также колленхима часто встречается в листьях в черешке и вдоль средней жилки, поскольку именно эти части должны быть эластичными и упругими. Выделяют три типа колленхимы: уголковую (клеточные стенки утолщены в местах контакта трех и более клеток – «в уголках»), пластинчатую (утолщены продольные клеточные стенки) и рыхлую (похожа на уголковую, но с крупными межклетниками).

Рисунок 2: Колленхима. А – рыхлая; Б – пластинчатая; В – уголковая. 1 – первичная; клеточная стенка; 2 – вторичная клеточная стенка; 3 – межклетник; 4 – протопласт.

Строение семени

Строение покрытосеменных растений принято рассматривать с плода. Именно его мы чаще всего представляем в голове, когда думаем о растениях. Плод складывается из семени и околоплодника. Сочный или сухой околоплодник защищает хрупкое семя от суровой внешней среды.

В строении семени выделяют три части:

— семенная кожура (дополнительный защитный покров);

— эндосперм (хранилище питательных веществ: белков, жиров и углеводов);

— зародыш.

К элементам зародыша относят:

— семядолю (дает начало первым листьям растения);

— почечку и стебелёк (из них вырастает будущий стебель);

— корешок (из него вырастает корень).

Строение семени

Что такое орган

Орган — это часть организма, которая выполняет ряд уникальных функций в организме. Орган — это объединение нескольких типов тканей.

В теле животного есть пять основных органов, которые выполняют жизненно важные функции для выживания животного. Это мозг, сердце, легкие, печень и почки. мозг является компонентом центральной нервной системы животного, координирующей функции организма в зависимости от внутренних и внешних раздражителей. Сердце является насосом системы кровообращения животного, которое транспортирует кислород и питательные вещества к клеткам организма. Легкие служить интерфейсом, который позволяет обмен дыхательных газов между кровью и внешней средой. В легких кровь насыщается кислородом, а углекислый газ удаляется из крови. печень служит главным органом хранения в теле животного. Он хранит глюкозу в виде гликогена. почка является основным выделительным органом в организме, позволяя удалять метаболические отходы и избыток жидкости из кровообращения. Органы в организме животного организованы в системы органов.

Рисунок 2: Цветок

Основными органами у растений являются стебель, корень и листья. Цветы, семена и споры считаются репродуктивными органами у растений. Структуры в цветке показаны в фигура 2.

Разница между тканью и органом

Определение

Ткань:Ткань — это любой из различных типов материалов, из которых сделаны животные или растения, состоящий из специализированных клеток и их продуктов.

Орган: Орган является частью организма, как правило, самодостаточен и выполняет определенную жизненно важную функцию в организме.

Ткань: Ткань состоит из похожих типов клеток.

Орган: Орган состоит из нескольких типов тканей.

сложность

Ткань: Ткань участвует в выполнении единственной функции в организме.

Орган: Орган способен выполнять несколько функций в организме.

Ткань: Ткани — это равномерно распределенные структуры.

Орган: Орган — это полая структура.

значение

Ткань: Ткань является основным структурным компонентом органа.

Орган: Органы являются структурными компонентами системы органов.

Примеры

Ткань: Эпителиальная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань и основная ткань являются примерами тканей.

Орган: Сердце, желудок, кишечник, легкие и почки являются примерами органов.

Ремонт

Ткань: Ткани могут быть восстановлены путем регенерации и фиброза.

Орган: Восстановление в тканях вызывает восстановление в органах.

функции

Ткань: Ткань может иметь уникальную функцию в организме, и она формирует органы.

Орган: Орган имеет жизненно важные физиологические функции в организме.

Ткань: Ткани образуют органы в организме.

Орган: Органы образуют системы органов в организме.

Заключение

Ткань и орган — два более высоких организационных уровня в организме многоклеточных организмов. Ткани состоят из схожих типов клеток, которые специализированы для выполнения уникальной функции. Напротив, органы состоят из нескольких типов тканей. Следовательно, органы способны выполнять несколько связанных функций. И ткани, и органы тела жизненно важны для выживания этого конкретного организма. Основное различие между тканью и органом заключается в структуре и функции каждого компонента организма.

Строение цветка и его функции

Цветок – один из генеративных органов (наряду с плодами и семенами) покрытосеменных растений. С морфологической точки зрения цветок -видоизмененный‚ укороченный побег с ограниченным ростом. Часть стебля, лишенная листьев и несущая цветок, называется цветоножкой. Цветки, не имеющие цветоножки‚ – сидячие (волчье лыко).

Верхняя часть цветоножки – расширенное цветоложе. Оно может быть плоским, выпуклым или вогнутым. На нем располагаются околоцветник (чашечка и венчик), пестики или пестик и тычинки. Чашечка состоит из зеленых чашелистиков (вилоизмоненные листья), которые выполняют защитную функцию. Венчик представлен лепестками. Ярко окрашенные лепестки служат для привлечения насекомых-опылителей.

Женская часть цветка – пестик. Он находится в центре и состоит из рыльца, столбика и завязи. Сахаристая жидкость удерживает пыльцу на рыльце. Завязь защищает семяпочку, которая после оплодотворения образует семена. Пестик окружают тычинки, которые являются мужской частью цветка. Тычинка имеет тонкую тычиночную нить и пыльник, состоящий из двух соединенных связником пыльцевых мешков.

Схема строения цветка: 1 — цветоножка; 2 — цветоложе; 3 — чашелистик; 4 — лепесток; 5 — тычиночная нить; 6 — пыльник; 7 — рыльце пестика; 8 — столбик; 9 — завязь.

Цветки обоеполые содержат и тычинки, и пестики или пестик (розоцветные). Однополые цветки могут быть только тычиночные или только пестичные. У одноломных растений тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении (огурец, кукуруза, береза), у двудомных – на разных(конопля, тополь, ива).

Цветки привлекают насекомых-опылителей крупными размерами, яркой окраской и нектаром (сахаристая жидкость, выделяемая нектарниками – железами, расположенными у основания лепестков).

5.Проводящая ткань

Функции проводящей ткани заключаются в проведении воды и питательных веществ из одного органа растения в другой. Она состоит из двух частей.

Одна часть — ксилема, или древесина, — обеспечивает восходящий поток и доставляет воду и минеральные соли от корней в надземную часть растения.

Клетки древесины представляют собой полые трубки (сосуды) с одеревеневшими мертвыми стенками. В сосудах имеются отверстия, через которые вдоль всего сосуда осуществляется движение жидкости.

Другая часть — флоэма, или луб, — обеспечивает нисходящий поток, т. е. проведение образовавшихся в листьях органических веществ в подземные органы. В состав луба входят ситовидные трубки и клетки-спутницы. Луб и древесина расположены в стебле, корне, жилках листьев.

Проводящие ткани: Ксилема и Флоэма.

Органические вещества, образованные в листьях, доставляются к стеблям, корням, точкам роста, плодам, семенам по ситовидным трубкам. Клетки ситовидных трубок живые.

В поперечных перегородках члеников ситовидных трубок имеется большое количество мелких отверстий, как в сите.

У растений элементы проводящей, опорной и запасающей тканей образуют проводящие, или сосудисто-волокнистые, пучки. Они хорошо видны в листьях в виде жилок, распространены в стебле, корнях и плодах.

Проводящая ткань

Осенью отверстия перегородок ситовидных трубок затягиваются мозолистым веществом, и ток органических веществ по трубке прекращается. Растение впадает в состояние покоя.

Весной мозолистое вещество растворяется, и ток по ситовидным трубкам возобновляется. Проводящая ткань осуществляет связь между корнем и побегом.

Жизнедеятельность растительного организма

Растение — живой организм, для которого характерны особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, раздражимость, развитие и воспроизведение. Основные метаболические процессы — фотосинтез, кислородное дыхание, корневое питание, водный обмен (Рис. 5).

Рис. 5. Жизнедеятельность растений

Фотосинтез происходит в зеленых клетках. Суть процесса — преобразование энергии света в энергию химических связей органических соединений. В превращениях веществ и усвоении энергии велика роль зеленого пигмента хлорофилла. Конечные продукты — сахар и крахмал.

Почвенное питание — процесс поглощения корнем воды с растворенными минеральными веществами. Неорганические соединения необходимы растениям для синтеза углеводов и белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Недостаток питательных веществ приводит к минеральному голоданию растительного организма.

Клеточное дыхание у растений — процесс окисления органических соединений до углекислого газа и воды. Кислород поступает во все органы на свету и в темноте. Фотосинтез протекает только в зеленых клетках на свету. Дыхание, фотосинтез и водный обмен тесно связаны. Недостаток света, кислорода, воды отрицательно сказывается на жизнедеятельности растительного организма.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

• Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Рис. 1. Фотосинтез

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

• возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Строение различных тканей

Различие в функциях типов тканей, а также разнообразие их физических свойств обусловлено наличием индивидуальных особенностей каждого из видов биологических тканей.

Эпителиальная

Отличительной особенностью эпителиальных покровов является плотное прилегание клеток друг к другу и почти полное отсутствие межклеточного вещества в крайне узких межклеточных пространствах. В зависимости от местоположения и функции эпителия его клетки могут образовывать один или несколько рядов. Например, эпителий, покрывающий кожу (эпидермис), состоит из 5 слоев.

Соединительная

Эта разновидность распространена в организме животных и человека повсеместно. Из неё состоят:

• кости;
  • хрящи;
  • связки;
  • сухожилия;
  • жировая прослойка.

Из соединительной ткани образованы и фасции, покрывающие мышцы, поддерживающие их базовый тонус — это своеобразная «одежда» мышц.

Кровь также относится к соединительной ткани.

Строение различных типов соединительной ткани определяет их физические свойства:

• Рыхлая соединительная ткань. Отличительной чертой ее строения является небольшое количество клеточных элементов, расположенных на различном расстоянии друг от друга, и большое количество межклеточного вещества, в котором разбросаны клетки.
  • Плотная соединительная ткань, напротив, довольно структурирована. Количество межклеточного вещества небольшое. К этой разновидности относятся костное вещество, сухожилия.

Особенностью строения костного вещества является и состав межклеточной субстанции, состоящей на 95% из белка коллагена и на 5% — из минеральных веществ, представленных, главным образом, солями кальция. Волокна коллагена ориентированы параллельно направлению нагрузки на кость, что и обусловливает высокую прочность этого органа. Такой состав и определяет основные свойства костей — сочетание пластичности с прочностью.

Мышечная

Клетки мышечной ткани имеют веретенообразную форму; они несколько утолщенные в середине. Мышечные волокна располагаются группами, внутри которых они ориентированы параллельно друг другу.

Особенностью мышечных клеток (волокон) является их способность сокращаться в ответ на сигналы из центральной нервной системы.

Нервная

Нервная ткань состоит из нервных клеток — нейронов, имеющих звёздчатую форму и множество отростков. Отростки нервной клетки, имеющие большую протяжённость и практически без ответвлений, называемые аксонами, отвечают за проведение нервного импульса с периферии к нейрону. Тогда как дендриты — короткие и разветвлённые отростки — несут сигнал от клетки к периферическим тканевым образованиям.

Нервные клетки (нейроны) расположены локально, образуя слой серого вещества в головном и спинном мозге. Кроме того, имеются они и в нервных узлах, а также составляют подкорковые ядра. Совокупность их отростков образует так называемое белое вещество. Такая сосредоточенность нервных клеток в структурах центральной нервной системы является особенностью анатомии нервной системы.

Анатомическое строение

Древесный стебель — это точка опоры для растения. От него отрастают крупные ветки. Под землей он преобразуется в корень, который служит для высасывания воды и минеральных полезных веществ из почвы. Он гораздо больше и массивнее остальных побегов. Стебель состоит из пяти слоев. Их хорошо видно на поперечном срезе.

Эти слои называются следующим образом:

• пробка;
  • луб;
  • камбий;
  • древесина;
  • сердцевина.

Особенности пробки

Изначально молодой побег покрыт тонкой кожицей. Позже она становится пробкой — плотным верхним слоем, состоящим из отмерших клеток дерева, наполненных воздухом.

Это важный орган растения, который защищает внутренности от механических повреждений, проникновения пыли и различных микроорганизмов, которые приводят к болезни. Также пробка предотвращает испарение влаги, чтобы дерево не засохло. Но это не все ее функции. Стебель наравне с листьями является органом дыхания. На пробке расположены маленькие отверстия — устьица и чечевинки. Сквозь них и поступает кислород.

Луб и камбий

Луб, второй слой, делится на мягкий, который состоит из проводящей системы и паренхиматозных структур, и твердый. Имеет белесоватый окрас.

Внутреннее строение луба:

• ситовидные трубки;
  • лубяные волокна;
  • клетки основной ткани.

Первые представляют собой совокупность клеток, которые обладают большим количеством отверстий на поверхности, через них проникают органические элементы. Вторые — это механическая ткань, состоящая из вытянутых клеток с толстой стенкой.

Между толстыми слоями из коры и древесины пролегает камбий. В его состав входят длинные и узкие слои образовательной ткани. Она отвечает за одну из самых важных функций в стебле — рост дерева в толщину.

Благодаря камбию происходит образование годичных колец. Его клетки имеют вытянутую форму, окрас цитоплазмы — зеленый, ядро веретенообразное. На разрезе можно наблюдать меристему. Истинные клетки камбия образуют шар в один слой.