Афанасий Никитин (1433-1475)
Путешественник, купец и писатель Афанасий родился в 1433 году в Твери в семье крестьянина Никиты, прозванье его было Майков. «Никитин» — это отчество Афанасия, а не фамилия, однако именно так Афанасий вошёл в мировую историю. Купец из Руси совершил крупнейшее для Средневековья путешествие в 1466—1472 гг. — по Персии, Индии и Турции, составив описание этого путешествия — книгу «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а торговой поездки, наполненное наблюдениями о жизни и культуре других стран.
Отправившись из Нижнего Новгорода в свите ширванского посла, Никитин был ограблен астраханскими татарами в устье Волги. Он не захотел с пустыми руками возвращаться в родные края, где у него были долги, и решился пробраться в Индию с дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать и, купив нужных на Руси товаров, вернуться домой. Однако он ошибся в расчёте: «Налгали мне псы басурмане, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много». Кроме обманутых надежд относительно торговых выгод, Никитин подвергался большим опасностям и чудом избегал гибели.
Автор описывает красоту южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов их, бедность сельского населения, легкую одежду жителей Индии, их легкие нравы. «Познакомился я со многими индейцами и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».
Наконец Никитин решил возвращаться в родную Тверь и выбрал путь через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в богатую Каффу (Феодосию). «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божьей милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Милостью Божьей прошел я три моря».
Из записок Афанасия Никитина следует, что он покинул Каффу весной 1475 года. В ожидании пути домой А. Никитин провел в Каффе более четырех месяцев: позднюю осень, зиму и начало весны 1475 года. Однако до дома он так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском осенью того же года при невыясненных обстоятельствах. Памятник Афанасию Никитину на Карантине в Феодосии является третьим в мире. Первый монумент расположен по месту рождения в г. Твери, второй — в Индии, а третий — в Феодосии как последнем городе в жизни путешественника.
Поиск новых товаров — одна из главных мотиваций для путешествий
Путешественник побывал во многих городах. Около восьми месяцев он находился на территории прикаспийской области Персии – Мазендерану, жил в Амоле, Чапакуре и Сари. Главной причиной пребывания в Мазендеране было, вероятно, необходимость в торговых делах.
Афанасий Никитин искал новый путь торговли для Руси. Но прежде чем познакомиться с условиями рынка и приобрести товар из первых рук, требовались средства. И Никитин, торгуя, задержался в Персии. У него не было состояния для того, чтобы путешествовать в отдаленной стране, поэтому он поехал как купец. Наиболее ценным товаром в Индии считались кони, поэтому Никитин отправился в Таром.
Афанасий Никитин в Индии
В начале 1469 года Афанасий собирается в сказочный город Ормуз, известный своими самоцветами, с населением более сорока тысяч человек. Наслышанный о сказочной Индии, ее богатстве, он, желая разбогатеть и раздать долги, отправляется именно туда. Здесь он решается на опасный шаг – покупает арабского жеребца, в надежде выгодно пристроить его индийцам.
Уже 23 апреля 1471 года ему удается добраться до индийского города, под названием Чаул. Здесь он никак не может с выгодой продать коня, и путешественник отправляется вглубь страны. Постепенно он проходит через всю Индию, надолго останавливаясь в приглянувшихся местах. Так он пожил несколько недель в Джуннаре, затем в Бидаре и Алланде. Афанасий с удовольствием изучает быт, обычаи, архитектуру и легенды коренного населения. Он старательно ведет записи, увлекшись этнографическими исследованиями, и тщательно фиксирует свои наблюдения. В рассказах Никитина об Индии, эта страна представлена как сказочная, здесь все не так, как на Русской земле. Сильно удивляло, что все ходят в золоте, даже самые бедные. Стоить сказать, что и сам Никитин тоже удивлял индийцев – раньше им не приходилось встречать белокожих людей со светлыми волосами. Среди коренного населения он был известен, как «хозе Исуф Хоросани», который часто и подолгу жил в домах у простых индийцев, не претендуя на роскошь.
В 1472 году исследователь добирается до священного для каждого индийца места – города Парвата, где с интересом изучает религию индийцев-брахманов, их религию, праздники и обряды. Через год Афанасий побывает в Райчул — «алмазной области» Индии. В общем, путешественник провел на чужбине чуть более трех лет. Это время он провел с огромной пользой, исследовав неведомую страну, ее особенности. Он тщательно записывает обычаи, законы, быт местного населения, становится свидетелем нескольких междоусобных войн. Вскоре, Афанасий Никитин решает возвращаться на родину.
Начало приключений
Историки до сих пор спорят насчет конкретных сроков начала путешествия: одни называют 1458 г., другие — 1466 г. Возникают сомнения и в первоначальной причине походов, но все же ученые склонны считать, что мореплавателя к путешествию побудило стремление расширять торговлю.
Михаил Борисович III, тверской князь, дал свое согласие на это. Вскоре Никитин вместе с купцами из Твери отправился в путешествие по Волге, в далекое плавание. Афанасия назначили главой каравана.
Путешественник сделал перерыв в Клязине. Афанасий был глубоко верующим человеком, поэтому благословение, которое ему дал игумен местного монастыря, оказалось для него очень важным. Затем герой помолился Святой Троице, чтобы поход прошел успешно.
Далее известный мореплаватель вместе с другими купцами отправился в Углич, Кострому и Плес. Как описывал сам Никитин в своем дневнике, особых происшествий на пути не возникало, все спокойно следовали назначенному маршруту по Волге. Последний был уже знаком Афанасию.
Но после прибытия в Нижний Новгород возникла необходимость задержаться в этом городе, поскольку на купцов могли напасть татары.
Опасности для команды
Купцы боялись осады татар, но удалось осторожно проплыть мимо Казани, а затем — мимо остальных татарских городов. Все выдохнули, подумав, что опасность миновала
Но беда подстерегла экспедиторов внезапно и жестоко — в Астрахани на Никитина и других купцов напал отряд хана Касима. Погиб один человек из отряда, потонуло судно, 4человека захвачены в плен.
На оставшихся двух суднах купцы выдвинулись в Каспийское море. Но и здесь их поджидала опасность — после бури одно из уцелевших суден выбросило на побережье Тархы. Москвичей и тверичей, находящихся на борту, захватили в плен, а затем разграбили их товар.
Судно, на котором был Афанасий Никитин и еще 10 купцов, уцелело. Именно на нем путешественник добрался до Дербента. Здесь он стал думать о том, каким способом можно освободить пленных. Спустя год ему все же удалось это сделать, но разграбленный товар вернуть не получилось.
На Родину было уже не вернуться: потеря товара, купленного в долг, предвещала позор при возвращении в родной город. Купцы разбежались: одни пытались добраться домой на Русь, другие остались в Дербенте. Великий путешественник продолжил начатое в одиночестве.
Скитания героя
Афанасию нельзя было возвращаться на Родину из-за его материальных проблем. Началась серия путешествий в попытках найти себя — Никитин изначально отправился в Персию, после чего выдвинулся на юг через Эльбрус. Он был нерасторопен: иногда по месяцу Никитин жил в одном месте, торговал там и пыталась заработать.
Так продолжалось до тех пор, пока путешественник не добрался до Ормуза. В этом порту пересекались самые большие торговые пути:
- Египта;
- Малой Азии;
- Индии;
- Китая.
Отсюда товар доходил и до России.
Почему Афанасий Никитин вернулся домой
Ещё в Дербенте во время крушения у Афанасия погибли все церковные книги. В чужеземной стороне Афанасий, как мог, придерживался христианских постов и праздников. Держался за веру, как за якорь среди множества религий и богов. Видел, что есть земли обильные, где «всё есть и всё дёшево». Есть земли засушливые, есть богатые жемчугом. Но пришёл к выводу, что нет другой такой земли, подобной Руси и, в конце концов «надумал пойти на Русь». Вариант остаться жить в Индостане Афанасий Никитин не рассматривал.
К тому времени Персия оказалась в междоусобной войне. Дорога, которой он пришёл, сделалась опасной. Тогда сторговался он за два золотых и сел на корабль. И месяц плыл по Аравийскому морю до Ормуза. Дальше он двигался на северо-запад через древний Иран (Персию), не приближаясь к охваченному войной побережью. Путь его прошёл через Сирию, Турцию и Грузию.
Феодосия (Кафа), развалины крепости. Здесь стоит памятник Афанасию Никитину
Так дошёл он до прибрежного города Трапезунда, чтобы пересечь третье, Чёрное море. Удалось это не сразу. Дважды отчаливал корабль от пристани, но сильный ветер сносил его и заставлял вернуться в гавань. 15 дней пережидали мореплаватели непогоду.
Наконец, по Чёрному морю подошёл корабль к Балаклаве, Гурзуфу, а потом к Кафе (Феодосии). По Днепру с попутным торговым караваном доплыл герой до Киева, а затем достиг Смоленска. Возможно, Афанасий простудился в дороге и ослабленный путешествием организм не выдержал нагрузки. В 1472 г. Афанасий Никитин умер, не дойдя до Смоленска. Из имущества при нём было только несколько исписанных его рукой тетрадей.
Наследие Афанасия Никитина
На протяжении всего путешествия Никитин делал путевые заметки, которые в дальнейшем составили его знаменитую книгу «Хожение за три моря». Это было первое произведение в русской литературе, в котором детально описывалось не само странствие, а деловая поездка, с яркими и живыми описаниями культуры, религии, экономического и политического устройства других стран.
В своей книге Никитин подробно описал быт средневековой Индии. Его несказанно удивлял внешний вид индийцев: цвет их кожи, длинные косы как у мужчин, так и у женщин, практически полное отсутствие одежды и при этом обилие украшений на руках и ногах. Однако и сам путешественник был большой диковинкой – за «белым» человеком в Индии по пятам всегда следовала толпа зевак.
Рис. 3. Средневековая Индия.
Произведение Никитина изобилует мусульманскими молитвами и арабско-персидской лексикой. Учеными не раз поднимался вопрос касательно того, что купец во время своего путешествия по Востоку мог принять ислам. В этом случае по возвращении на родину его ожидала бы лютая расправа за перемену веры.
Вклад в науку
Главный вклад Афанасия Никитина связан с развитием географии как науки: он стал одним из первых людей, совершивших путешествие в Турцию и Персию, а также первым европейским купцом, ступившим на земли Индии.
Если кратко, то в общей совокупности Никитин посетил 57 городов. Пройденный им маршрут на контурной карте очень впечатляет тех, кто желает ознакомиться с подробностями его путешествия. Описания жизни местных жителей этих стран и городов позволили в подробностях узнать о народах других стран. Афанасия можно назвать не только выдающимся путешественником, но и потрясающим писателем, навеки увековечившим свое имя в истории.
Начало индийского похода
В 1446 году, в самое подходящее время для путешествия, в начале лета, купцы из города Тверь собрались в «заморские страны», опасное и далекое плаванье. На продажу заготовили дорогой товар – мех, который очень ценился на рынках по берегам Волги и Северного Кавказа. Купцы долго решали, кого поставить главой каравана. В конце концов, выбор пал на Афанасия Никитина – ответственного и честного человека с репутацией бывалого путешественника, с огромным опытом и много повидавшего в своей жизни.
Уже в те далекие времена, река Волга стала центром международного торгового пути. Корабли под руководством Никитина должны были пройти по реке к «Хвалынскому морю» (это устаревшее название Каспийского моря).
Так как этот путь для Никитина был уже не нов и не раз пройден, то и путевые заметки путешественника до Нижнего Новгорода очень скудные и краткие. В городе караван примкнул к ширванским судам во главе с Хасанбеком, которые возвращались из Москвы.
Караван успешно миновал город Казань и другие татарские поселения. В дельте реки Волги купцы вздохнули с облегчением. Но здесь и произошло неожиданное нападение астраханских татар под предводительством хана Касима. В записках Никитина кратко описан бой с татарами. Были убиты несколько человек с обеих сторон. К несчастью, одно судно село на мель, а второе зацепилось за рыболовные снаряжения. Эти суда были полностью разграблены, а четыре человека взяты в плен.
Остальные суда пошли дальше. Недалеко от Тархы (район современной Махачкалы), корабли оказались в эпицентре бури и оказались выброшены на побережье, люди были захвачены, а остатки товара разграблены местным населением. Афанасий по воле случая, плыл на судне посла, поэтому ему удалось благополучно добраться до следующего города — Дербента. Сразу же он, с оставшимися товарищами, стал добиваться освобождения пленных. Их ходатайства увенчались успехом, и через год люди оказались на свободе. Но товар оказался потерян безвозвратно, возвращать его никто не собирался.
Набрав огромный долг, Никитин не мог и думать о возвращении на родину. Там его ждали позор и долговая яма. Остался один выход – стать путешественником поневоле и отправится на чужбину, надеясь только на успех нового предприятия. Поэтому он продолжил свой путь, направившись в Баку, оттуда, путешественник отправляется в крепость Мазандеран, и там задерживается надолго. Все это время он ведет свои записи, повествуя о природе, городах и быте населения Закавказья.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию
Весной 1468 года Никитин снарядил два судна, чтобы начать торговлю в новых землях. Его маршрут пролегал через Волгу и Каспий, где на местных рынках особенно ценились дорогие русские меха.
Но под Астраханью корабли были практически полностью разграблены татарами. Разоренные купцы не могли вернуться на родину, поскольку многие из них закупали товар на продажу в долг, и по возвращении домой их ожидала долговая яма. Им ничего не оставалось, как отправиться по свету в поисках лучшей доли.
Взял курс на юг и Никитин: добравшись до Дербента, а после и до самой Персии, купец направился к оживленному порту Ормуз, который был точкой пересечения многих торговых путей Востока.
Рис. 2. Порт Ормуз.
Путешественник узнал, что в Индии особенно высоко ценятся породистые жеребцы. На последние деньги он приобрел скакуна, надеясь выгодно его продать индийским торговцам и разбогатеть. Так в 1471 году Никитин оказался в Индии, которая к тому времени уже была на картах, но по-прежнему оставалась малоизученной страной.
Литосфера Земли – закономерности развития, из чего состоит верхняя твердая оболочка
В течение трех последующих лет русский купец путешествовал по Индии. Соскучившись по родине, он запасся индийскими товарами и двинулся в обратный путь. Однако в одном из портов все его товары были арестованы. Перезимовав в Феодосии, Афанасий Никитин вновь двинулся в путь, но весной 1475 года скончался по дороге домой.
Экспедиции
Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.
Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.
По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.
Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.
Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.
Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.
Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.
Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.
В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.
Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.
Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.
В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.
В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.
По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.
Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.
По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.
Ранние годы
Известно, что Афанасий родился в крестьянской семье в Твери где-то в начале 15 века. Точная дата рождения неизвестна. С юных лет он участвовал в купеческих морских «походах», посетил Византию, Крым и Литву, причем по какой-то причине товары он вез на одном корабле, а сам путешествовал на другом, взяв с собой целый сундук книг.
Удивительным является то, что упоминается в летописях этот предприимчивый крестьянский сын не иначе как «Афанасий, Никитин сын» – то есть это не фамилия путешественника, а его отчество, которое дозволялось носить только знатным людям в русских княжествах. Это и некоторые другие факты дают возможность предположить, что наш герой был не столько купцом, сколько полномочным послом великого Тверского князя.
Это было сложное время для Руси, раздробленной на три княжества – Тверское, Московское и Рязанское, и три республики – Псков, Вятка и Новгород. В 1462 году трон московского княжества занял Иван III Васильевич, который, как и его потомок, более известный в истории, получил прозвище Грозный. Он буквально утопил соседей в крови, огнем и мечом пытаясь объединить республики и княжества под своей дланью.
Краткая биография
История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.
Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.
Рис. 1. Афанасий Никитин.
Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.
Афанасий Никитин краткая биография
К сожалению, сохранились лишь скудные данные о рождении Афанасия, его родителей и детстве. Предположительный год рождения – 1433 год. В 1468 году русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря», какие именно – Черное, Каспийское и Аравийское. В ходе экспедиции он побывал в Африке, в странах Востока, Персии и Индии и описал увиденное в книге «Хождение за три моря».
Афанасий Никитин в путешествие отправился из Твери. С собой он вез русские товары в надежде выгодно их продать в поселениях вблизи Каспийского моря. Случилось так, что в устье Волги тверского купца ограбили астраханские татары. Но это грустное событие не заставило его вернуться домой, тем более, что украденный товар был взят им в долг. Никитин принял твердое решение отправиться в заморские страны, дабы заработать денег для возвращения за товар долгов. Прежде всего, он посетил Баку, после перекочевал на юг, изучая местные языки и занимаясь торговлей. Приблизительно в 1469 году Афанасий добирается до крупного порта – Ормуз, который был своенравной точкой пересечения торговых путей Индии, Малой Азии, Китая и Египта. Потом было несколько лет путешествий по Индии.
Поскольку в книге «Хождения» имеется достаточно большое количество арабско-персидской лексики и мусульманских молитв, то некоторые исследователи выдвинули мнение, что пребывая в Индии, тверской путешественник принял веру ислам. Хотя он сам во всех своих записях это дело опровергал. Когда Никитин решил возвращаться на родину, то его путь лежал через Трапезунд и Персию.
Афанасий посетил Кафу в Феодосии. Но добраться домой Никитину так и не удалось, он скончался под Смоленском в 1475 году.
Это интересно: 3820,Пустыня Сахара: изучаем со всех сторон
Маршруты Никитинского «хождения»
Точную дату начала выхода купеческого каравана сейчас установить невозможно. Некоторые историки датируют его 1466 годом, другие сдвигают на 1468. Опуская точные даты и опираясь на конкретные факты, можно утверждать следующее. Поездка, давшая миру открытия Афанасия Никитина, началась весной. Тогда группа русских купцов снарядила караван судов для торговой поездки на Нижнюю Волгу и Северный Кавказ. Караван имел два судна, груженые, в том числе, и «мягкой рухлядью», т.е. мехами, хорошо ценившимися в тех краях.
Великий князь Тверской Михаил Борисович дал Никитину грамоту, разрешавшую ему начать широкую торговлю на юге Золотой Орды возле Астрахани. Для большей безопасности караван планировалось присоединить к русскому посольству Василия Папина, однако оно ушло раньше. Тогда караван дождался татарского посольства Ширвана Хасан-бека, вместе с которым и отправился на Нижнюю Волгу.
Увы! Прикрытие купцам не помогло. Вблизи Астрахани на караван судов напали местные разбойники, даже не посмотревшие на посольское прикрытие, и отняли весь купеческий товар. Возвращение назад без денег и без товара влекло за собой грозные последствия, поэтому разоренные купцы разбрелись кто куда. Никитин направился на юг в Баку, входившего тогда в состав Персии, и дальше в Мазандеран. Так начались географические открытия Афанасия Никитина.
Путешествие в Индию
С этого момента началась кульминация путешествия Афанасия Никитина. Он сел на судно и направился в индийский город Чаул. Никитин добрался до места, которое произвело на него незабываемое впечатление — путешественника шокировала чужая земля и чернокожие, босые люди. Все вокруг ему казалось интересным.
Больше всего Никитин недоумевал из-за того, что местные люди носят золотые украшения, но при этом ходят в обносках. Еще одной причиной для удивления стала высокая численность населения Индии. Здесь же путешественник впервые увидел экзотических животных. Поразили его и боевые слоны, которых герою посчастливилось увидеть.
Еще одной особенностью местных жителей стало то, что они совсем не ели мясо. Находясь вдали от дома, познакомившись с укладом туземцев, мореплаватель начинает сравнивать культуру русских людей с жителями Индии. Эти рассуждения наталкивают его на раздумья о судьбе России.
А вот продать жеребца и заработать Никитину в Индии не удалось. После этого он решает отправиться в самую глубь страны:
- Сначала через верховья Сины.
- Затем — на северо-запад.
В крепости Джуннар путешественник встретился с ее хозяином, Асад-Ханом. Его заинтересовал жеребец Никитина, и владелец замка решил забрать его силой.
При разговоре с путешественником Асад понял, что Афанасий — иноверец, и сказал, что он готов вернуть жеребца и заплатить, но только в том случае, если он примет ислам. На раздумья Асад выделил 4 дня, при отрицательном ответе путешественника ожидала мучительная смерть.
Никитин долго раздумывал, но, на радость, встретил своего знакомого Мухаммеда, который уговорил отпустить чужеземца. Одной из самых больших загадок, связанных с Никитиным, является то, принял ли он в итоге ислам или нет. Историки говорят о высокой вероятности возможной перемены веры, исходя из его дневниковых записей.
Никитин писал о том, что в целом он остался недовольным своим путешествием, поскольку оно совершенно не принесло финансовой выгоды. Своего жеребца он так и не смог продать.
Путешествие по сказочной Индии
Через 25 дней пути Афанасий Никитин высадился в Чауле, что чуть южнее современного Мумбаи. Человек, который ступил на берег загадочной страны, уже не был похож на купца из Твери. Дорожное имущество осталось на разграбленном корабле. Одежду давно пришлось заменить на более подходящую для жаркого и влажного климата. Он пройдёт равнину, плоскогорье и доберётся до Центральной Индии. Будет оседать в индийских селениях, пока четыре месяца день и ночь идёт дождь. Наниматься и работать, чтобы достойно продолжать путь. Незапланированное путешествие по Индии продлится три года.
Какой увидел Индию заморский гость
Очень изумился русский гость нравам и обычаям «индостанцев»: «сельские люди очень бедны», ходят «все наги и босы», а «бояре богаты и роскошны» и ездят «на людях» (на носилках). Поразили его боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к хоботу и клыкам привязаны большие мечи кованые» и «делают на них городки», крепости, за которым прячутся воины с луками.
Одежда, нравы и обычаи «индостанцев» поразили Афанасия, но не вызвали неприязни
Подробно описал Афанасий праздничный кортеж султана с конной и пешей многотысячной ратью, «наряженных в золочёные доспехи», с лошадьми в «золотых сбруях» и слонами в «золотых одеждах». Описал дворец султана в Бидаре, весь в золоте и драгоценных камнях, в который «ведёт семеро ворот». Удивление вызывали у него обычаи местных жителей, их жилища, одежда, еда и религиозные обряды. И сам Афанасий, светловолосый и голубоглазый, невольно становился центром внимания.
Попытка установить торговые отношения
Подолгу жил путешественник в каждом новом городе и записывал всё, что видел. Нигде в его записях не встретишь неприязни, только доброжелательное отношение и интерес. Судя по всему, Афанасий на ходу обучался языкам и легко заводил дружбу со многими «индостанцами». Находил новых спутников и провожатых, которые показывали ему дорогу вглубь страны к знаменитым торговым городам.
Так выглядел восточный базар в средние века
В городе Джуннаре Афанасий пытался продать жеребца, но местный хан давал 1000 золотых монет с условием, чтобы заморский гость стал мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец заключил, что возить товар из Индии на Русь невыгодно. Купить специи можно дёшево, но пошлины на провоз морем будут разорительны. А на море ещё и разбойники. И в торговом городе Бидаре он подтвердил: «На Русскую землю товара нет». Выходит, ничего интересного с коммерческой точки зрения в Индии он не нашёл. В Бидаре Афанасий всё-таки продал жеребца, но остался в минусе, потому что до этого весь год кормил животное и потратил больше, чем заработал.
Путь по Волге до Каспия
Весной 1466 г., погрузив товары на ладьи, Афанасий Никитин вышел из родной Твери. Доплыл до Калязина и Углича. Оттуда без препятствий добрался до Костромы. Затем прошёл несложный участок до Нижнего Новгорода. Об этой части путешествия по Волге Афанасий в своём дневнике не пишет никаких примечательных подробностей. Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды — Сарая. Везде имела пропускную силу охранная великокняжеская грамота.
Афанасий испросил благословения у игумена Макария в монастыре Святой Троицы в Калязине. Монастырь затоплен в 1940 г. при создании Угличского водохранилища
В устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где восток торговал с западом. Здесь произошла с караваном первая крупная неприятность. Местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем, пообещали провести несведущих купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.
Индия
Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:
И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.
Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru
Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:
Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.
Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:
И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.
А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.
Продолжение следует
Булат Рахимзянов
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
- Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
- Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
- Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
- Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
- Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
- Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.